Этапы подготовки успешного устного выступления на иностранном языке.
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Подготовка презентации на английском языке Учебное пособие для студентов гуманитарных направлений
Петрозаводск ПетрГУ УДК ББК Рецензенты: Кренева И. В., кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой немецкого и французского языков, ИИЯ, ПетрГУ Татарина Т. М., кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков гуманитарных направлений, ИИЯ, ПетрГУ
Подготовка презентации на английском языке: Учебное пособие для студентов гуманитарных направлений/И. Е. Абрамова, А. В. Ананьина, Е. С. Григорьева, О. В. Викулина, О. М. Шерехова, Е. П. Шишмолина. - Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2014 – 33с. Данное пособие предназначено для студентов факультетов гуманитарных направлений, изучающих иностранные языки. Пособие освещает основные принципы и положения подготовки устной презентаций на английском языке и критерии их оценивания.
Петрозаводский государственный Университет, 2014
Введение В соответствии с новыми требованиями к уровню владения иностранным языком в образовательных и профессиональных стандартах в качестве одной из форм контроля на КИЯГН ПетрГУ проводится межфакультетская студенческая конференция, на которой студенты разных факультетов выступают с презентациями по профессионально ориентированным темам. Важно: Презентации не являются единственной формой контроля, итоговая оценка складывается из нескольких показателей: посещение практических занятий в течение семестра и подготовка к ним, сдача промежуточных тестов и заданий, итоговые проверочные работы (грамматика, лексика, аудирование, работа с текстом, монологическая и диалогическая речь).
При условии четкого выполнения требований к презентациям (см.далее) за экзамен ставится оценка не ниже той, которая выставлена по итогам работы студента в семестр. За отличный ответ во время экзамена итоговая оценка может быть выше той, которая выставлена за работу в семестре. В случае слабой подготовки и ответа во время презентации итоговая оценка может быть ниже той, которая выставлена за работу в семестре. Решение вопроса об оценке находится в компетенции экзаменационной комиссии. Глава 1. Подготовка учебной презентации Презентации используются практически во всех сферах современной жизни – в образовательном процессе, бизнесе, при выступлениях с научными докладами на конференциях. Прежде всего, подготовка к презентации включает в себя: текст доклада, визуальную презентацию, процесс устного выступления. Это разные виды работы, каждый из которых имеет свои особенности и требует подготовки. Подготовка доклада презентации. Цель любой презентации – заинтересовать аудиторию, обозначить свою позицию и представить весомые доказательства. Презентации являются одним из самых эффективных способов ознакомления аудитории с новым материалом, представления продуктов совместной групповой деятельности, результатов научных исследований или проектной деятельности. Кроме того, презентации широко применяются при защите курсовых проектов, дипломных работ, диссертаций, выступлений на научно-практических конференциях или семинарах. Успех устного выступления напрямую зависит от предварительной подготовки. «Требуется более трех недель, чтобы подготовить хорошую короткую речь экспромтом» (М. Твен). Подготовка текста доклада требует серьёзной исследовательской работы, которая должна включать в себя следующие этапы. ü Изучение наиболее важных и актуальных научных работ и научных текстов (например, книг, статей, диссертаций и других научных исследований) по теме доклада (в случае учебного доклада перечень, как правило, определяется преподавателем).
ü Анализ изученного материала с выделением наиболее значимых с точки зрения раскрытия темы доклада фактов, мнений и научных положений. ü Обобщение изученного материала и логическое построение материала доклада в форме развёрнутого плана. ü Написание текста доклада в соответствии с требованиями научного стиля. Особого внимания требуют переводы курсовых/контрольных работ на иностранный язык. Такой перевод требует особой организации материала, адаптации письменного текста для восприятия на слух, особой подаче информации слушателю. Кроме того, письменный текст необходимо адаптировать для устной подачи, избавляясь от лишней терминологии (или снабжая ее пояснениями), упрощая сложные синтаксические конструкции, добавляя промежуточные выводы. Более полному восприятию информации на слух способствует также использование иллюстративного материала, средств наглядности. Цитаты, определения, графики и диаграммы можно вынести на слайды. Этапы подготовки успешного устного выступления на иностранном языке. После того, как подготовлен текст доклада, можно начинать работу над устным выступлением. 1. Планирование. На данном этапе необходимотщательно спланировать позицию и порядок изложения материала. Это поможет избежать излишней нервозности и придаст уверенности выступающему: ü Определите мотивацию слушания людьми вашего выступления. Для чего это им нужно? Что полезного или интересного они узнают для себя? ü Выделите главную идею вашей речи. ü Выделите подзаголовки, разделив вашу идею на несколько составных частей. ü Определите ключевые слова, которые вы повторите несколько раз, чтобы присутствующие лучше запомнили, о чем вы им рассказываете. 2. Постановка цели. Для успешного публичного выступления полезно определить основные цели, которые говорящий хочет достичь с помощью выступления: а) проинформировать, б) убедить, в) научить, г) привлечь аудиторию на свою сторону. 3. Определение особенностей аудитории. Характер выступления зависит от состава слушателей. Следует проанализировать и узнать заранее: а) перед кем придется выступать, б) сколько человек будет присутствовать, в) что им необходимо узнать, г) что они уже знают, д) что они ожидают услышать. Содержание выступления. Рекомендуется провести мозговой штурм, для того, чтобы сделать черновой набросок основных аргументов, идей и мыслей. Затем следует выделить те аргументы и соображения, которые в наибольшей степени удовлетворяют основным задачам выступления. На данном этапе необходимо проявить критичность и избирательность:
ü Найдите яркие примеры «из жизни», из истории, литературы, которые используете в процессе выступления. ü Подготовьте необходимые схемы, иллюстрации, графики для зрительного закрепления информации. ü Определите момент в ходе выступления, когда вы обратитесь к аудитории с каким-то вопросом или с просьбой что-то назвать — это поможет присутствующим сконцентрировать свое внимание на обсуждении темы и значительно повысит эффективность восприятия вашего материала. ü Напишите полный текст. Особое внимание уделите его началу и окончанию. 4. Предварительная подготовка. Важно помнить, что речь должна быть произнесена, а не прочитана. Чтение текстов – самый лучший способ усыпить аудиторию. Чтобы этого не произошло, письменный текст выступления следует обязательно выучить наизусть; ссылки на закон, цитаты имеет смысл разборчиво написать на карточках. 5. Репетиция. Необходимо выделить время для проведения репетиции выступления, это позволит выявить слабые стороны или недоработки, выверить время. Дома можно репетировать перед зеркалом и обязательно вслух, обращая внимание на голос, интонацию, жесты и мимику. Очень помогает анализ видеозаписи выступления. Он проводится в несколько этапов: 1) со звуком (для выявления нарушений логики, отклонений от темы, наличия слов-паразитов, монотонной интонации), 2) без звука (для наблюдения за жестами, мимикой, движениями тела). Главный ваш контролер — время. Внимательно слушать и воспринимать ваши идеи публика может только ограниченный срок (обычно не более 15-20 минут, потом внимание аудитории начинает слабеть). От вас ожидают коротких, четких, понятных и убедительных фраз. Следуйте чеховскому: «Краткость — сестра таланта». Учитывайте темпоритм вашей речи. Благоприятная скорость для восприятия — приблизительно 100 слов за минуту.
Глава 2. Проведение устного выступления: Презентация на иностранном языке состоит из 3 частей: введения, основной части и заключения. Все части взаимосвязаны и составляют единое целое. 2.1. Введение/Introduction (Say what you are going to say) Устное выступление всегда обращено к аудитории и предполагает взаимодействие рассказчика и слушателей. Целью введения является привлечение внимания аудитории к содержанию презентации и установление контакта. Для того чтобы заинтересовать слушателей и вызвать у них желание слушать оратора и взаимодействовать с ним, необходимо поприветствовать присутствующих, представиться, обозначить тему презентации и последовательно, четко и достаточно подробно изложить структуру доклада, упомянув каждый пункт предстоящего выступления. Важно понимать, что уже во введении необходимо дать слушателям краткое изложение доклада, в логической последовательности обозначив каждый раздел. Считается, что по введению аудитория может судить о том, интересно ей будет слушать речь или нет, получит ли она необходимую информацию, удовлетворит ли свое любопытство и т.д.. Если докладчик не сумел таким образом ознакомить слушателей с содержанием речи и заинтересовать их, не стоит ждать от аудитории готовности выслушать все, чтобы, может быть, узнать что-то нужное для себя в самом конце – люди просто отвлекутся и займутся своими мыслями или делами. Полезно также приложить усилия, чтобы «разбудить» аудиторию, вызвать личную заинтересованность у каждого из присутствующих. Для этого докладчик может предложить слушателям стать активными участниками действа, задав им актуальный вопрос и заставив задуматься над ответом, попросив выразить свое мнение (например, поднятием руки), предложив заполнить небольшой опросник, рассказав анекдот, приведя статистику или упомянув необычный факт. Совершая какое-либо действие, люди быстрее переключают внимание на предмет доклада. ü Как справиться с волнением. Большинство докладчиков испытывают страх и нервозность в начале презентации. Чтобы справиться с волнением следует несколько замедлить темп речи в первые минуты выступления. Для этих же целей можно выучить текст выступления наизусть. ü Контакт с аудиторией. Докладчик, выступающий эмоционально, демонстрирующий увлеченность и заинтересованность в содержании своей речи, легко завоевывает внимание аудитории. Для быстрого установления контакта рекомендуется держать слушающих в поле зрения, замечать признаки потери интереса или наступления утомления и, соответственно, менять характер выступления.
Во введении к Вашей презентации ü скажите, кто Вы и почему Вы выступаете с презентацией (этой темой) ü сформулируйте тему Вашей презентации ü обозначьте основные пункты доклада ü пробудите интерес к теме (цитата, иллюстрация, вопрос, статистика, анекдот и пр.) ü объясните, почему Ваша презентация будет интересной для аудитории, что она даст слушателям ü поясните, когда Вы сможете ответить на вопросы по теме доклада
2.2. Основная часть/Main Body (Say it) Основная часть презентации – это та часть, где выступающий излагает основное содержание выступления, последовательно освещая каждый пункт. Важно придерживаться логики изложения, заявленной во введении. Более полному раскрытию содержания каждого пункта презентации способствует использование разнообразных средств наглядности. Это могут быть озвученные примеры из жизни, изображения, графики и диаграммы, фрагменты видео и т.д. Слушателям будет легче следовать за докладчиком, если последний будет плавно переходить от одной мысли к другой (от пункта к пункту), делая промежуточные выводы. Для плавного перехода необходимо использовать слова-связки. ü Использование карточек. Когда речь подготовлена, ее основные положения или тезисы лучше записать на небольшие карточки. Расположите их последовательно. Такими карточками очень удобно пользоваться во время выступления. Если это не двух-трехчасовой доклад, то читать текст не рекомендуется, желательно выучить его наизусть и произносить по памяти, лишь время от времени заглядывая в свои заметки. ü Язык. Язык выступающего играет особенно важную роль. Он должен быть нормативным, но в тоже время простым и доходчивым. Произнесите речь несколько раз вслух (лучше перед зеркалом), чтобы привыкнуть к тексту и хорошо прочувствовать все нюансы. ü Доверие. Тот, к кому оратор обращается с речью, должен верить всему, что говорится. Заметна любая неискренность, сомнение в собственной правоте. Убежденность, глубина, сила и энергия (performance energy) делают оратора заметным и ярким. ü Жесты и манеры. Если речь не подчеркивается жестом, то во многом теряется ее выразительность. Но жест должен быть не только выразительным, но и умеренным. Следует помнить, что некоторые жесты или излишняя манерность могут раздражать слушателей. Во избежание подобных ошибок советуют проводить репетиции выступления перед зеркалом либо записать его на видео. ü Произношение и интонация. Выступающего должно быть хорошо слышно, его дикция должна быть ясной и понятной, а произношение нормативным. При этом большое значение имеет правильное интонирование речи, умеренный темп, продуманно расставленные паузы и акценты. Для шлифовки фраз, интонации, мимики желательна работа с видео-камерой. Такая предварительная тренировка снизит ваше волнение, позволит почувствовать себя уверенно и намного увеличит вероятность успеха публичного выступления. ü Реакция слушателей. Следует психологически подготовить себя к разнообразным реакциям аудитории, в том числе и недоброжелательным и даже враждебным. Верной тактикой в подобных ситуациях является вежливая, дипломатичная манера общения. В основной части Вашей презентации ü изложите детали Вашей презентации логично и последовательно (от пункта к пункту) ü делайте обобщения после каждого подраздела (пункта) ü используйте слова-связки при переходе от пункта к пункту ü используйте слова-связки для отсылки аудитории к уже сказанному или к тому, о чем подробнее расскажете дальше ü иллюстрируйте каждый пункт, используя средства наглядности ü подкрепляйте свои слова цитатами, статистическими данными, примерами из жизни ü постоянно поясняйте, как Ваша презентация может быть полезна аудитории
2.3. Заключение/Conclusion (Say what you have just said) В заключении докладчик обобщает сказанное, акцентируя внимание аудитории на ключевых выводах и интерпретируя их. Необходимо обратить внимание аудитории на связь между содержанием презентации и реальной жизнью. Подводя итоги, важно следовать логике доклада. Необходимо освежить в памяти слушателей то, о чем говорилось ранее и закрепить услышанное. Поэтому выводы по каждому пункту презентации повторяются еще раз, завершаясь общим умозаключением. В завершении презентации докладчик благодарит аудиторию за внимание и предлагает задать вопросы. Принято благодарить слушателей за вопросы, которые они задают докладчику. Если докладчик не расслышал или не понял вопрос, не нужно паниковать. В такой ситуации следует попросить повторить или перефразировать вопрос, а иногда уточнить у задающего, что именно он имеет в виду. В случае, если докладчик не знает ответа на вопрос, лучше не обманывать и не пытаться «выкручиваться», а посоветовать источник информации, который может прояснить ситуацию для задавшего вопрос или же пообещать разобраться и оставить контактные данные. В заключении Вашей презентации ü обобщите сказанное и акцентируйте главные мысли ü объясните, как Ваша презентация может быть полезна для слушателей ü дайте возможность задать Вам вопросы ü подведите итог в одном или двух предложениях ü Вы можете попытаться сделать прогноз на будущее на основании Вашего исследования
Успех презентации зависит не только от отличного владения информацией, но также и от знания необходимого программного обеспечения, и даже от соответствующего внешнего вида. Большую роль играет умение убедить аудиторию, а для этого необходимо на достойном уровне владеть ораторским искусством.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|