Основы творческой деятельности
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Основные принципы композиции по Чернихову.
1. Биографическая заметка 2. Основы творческой деятельности 3. Публикации и работы 4. Принципы композиции
Биографическая заметка Яков Георгиевич Чернихов (5 (17) декабря 1889, Павлоград, Екатеринославская губерния, Российская империя — 9 мая 1951, Москва) — советский архитектор, художник, график, живописец, теоретик архитектуры. Яков Чернихов родился 17 декабря 1889 г. в Павлограде Екатеринославской губернии в многодетной еврейской семье. В 1904—1914 гг. проживает в Одессе и обучается в Одесском Художественном училище (в те годы — филиал Императорской Академии Художеств). В этот период будущий зодчий зарабатывает себе на жизнь, трудясь разнорабочим. В Одессе начинается увлечение Якова Георгиевича графикой, он много рисует, работает над выработкой индивидуального графического языка. В 1912 г. Чернихов начинает преподавать в училище, по окончании которого переезжает в Санкт-Петербург. В Петербурге он поступает на Живописный факультет Академии Художеств, а также на Высшие Педагогические курсы. В 1916 г. переходит на архитектурный факультет, где обучается под руководством Л. Н. Бенуа. После окончания Академии Художеств в 1925 г. Яков Чернихов занимается проектированием главным образом промышленных зданий и комплексов. В 1927 году он организовал в Ленинграде «Научно-исследовательскую экспериментальную лабораторию архитектурных форм и методов графирования». Лаборатория становится фактически персональной мастерской Якова Чернихова, где он совместно со своими учениками и коллегами занимается проектной и экспериментальной работой. Чернихов всегда и везде пропагандировал язык графики. Считал, что владение графическими приёмами, начертательной геометрией, рисунком — это обязательные навыки, наряду с грамотностью. Помимо плодотворной работы в мастерской, архитектор также ведёт преподавательскую работу на Рабфаках и архитектурных и строительных факультетах ряда вузов. Разработал ряд методологических курсов, позволявших быстро и эффективно обучать студентов навыками графического мастерства.
Чернихов преподавал в Ленинградском институте инженеров путей сообщения (с 1933 г. — ЛИИЖТ, ныне ПГУПС) на кафедре архитектуры (1928—1945 гг.), в Промышленной Академии НКТП — курс фабрично-заводского строительства (1930—1932 гг.), Транспортной Академии НКПС им. И. В. Сталина (1930—1932), в институте инженеров водного транспорта (1929—1931 гг.) и других крупных учебных заведениях. На рубеже 1920—1930-х годов Чернихов издаёт в Ленинграде книги архитектурных фантазий, принёсшие ему всемирную известность: «Основы современной архитектуры» (1929—1930 гг.), «Конструкции архитектурных и машинных форм» (1931 г.), «Архитектурные фантазии. 101 композиция» (1933 г.). Непревзойдённые графические работы мастера, исполненные романтики, экспрессии и пафоса технического века были представлены широкой публике на выставке «2222 архитектурные фантазии», которая открылась в Ленинграде в 1933 г. Графика Чернихова, особенно его работы 1920-х—1930-х гг. повлияли на развитие современной архитектуры в XX веке Многие знаменитые современные архитекторы открыто называют его своим вдохновителем и заочным учителем. Графика Чернихова 1920-х—1930-х гг. — советская параллель европейскому экспрессионизму. Наряду с такими мастерами как Клод-Никола Леду, Джованни Баттиста Пиранези, Антонио Сант'Элиа, Яков Георгиевич Чернихов считается крупнейшим представителем жанра архитектурной фантазии. В 1930-е—1940-е гг. Яков Чернихов выполняет несколько циклов графических работ среди которых такие как «Дворцы коммунизма», «Архитектура будущего», «Архитектурные ансамбли» и др.
Последние годы жизни архитектор проживал и работал в Москве. Чернихов скончался 9 мая 1951 г.
Основы творческой деятельности В книге «Искусство начертания» слово «архитектура» не упоминается ни разу, даже в тех главах, где Чернихов описывает возможности применения графики в искусстве, науке, технике, экономике... Вероятно, потому, что она обращена не к студентам-архитекторам, а к учащимся разнообразных школ более низкого уровня. Но разработанные Черниховым методы обучения касаются архитектурного образования в первую очередь. Книга «Основы современной архитектуры» вышла в 1930 г. в Ленинграде, в издательстве Ленинградского общества архитекторов. Скорее всего, работа над ней шла параллельно с работой над «Искусством начертания». Во всяком случае, авторское предисловие к «Искусству начертания» датировано мартом 1927 г., а оглавление «Основ современной архитектуры» – 12 июня 1927 г. Книга «Основы советской архитектуры», вызвавшая широкий резонанс, несомненно, являлась продолжением и развитием принципов, изложенных в «Искусстве начертания». Как и «Искусство начертания», она тоже представляла собой учебник композиции, но уже для архитекторов. В то же время в книге сформулированы теоретические и философские представления Чернихова о современной архитектуре, проиллюстрированные более чем двумя сотнями его собственных великолепных рисунков. В авторском предисловии к книге Чернихов подчеркивает суть своего похода к архитектуре. Самое главное в архитектурном творчестве – работа с беспредметными композициями: «Указанный мною путь построения представлений, на принципе беспредметных отвлеченных элементов, безусловно, займет в будущем доминирующее место при изучении новых форм. Я считаю подобный подход наилучшим и совершенным из всех возможных способов обучения, изучения и проработки вопросов архитектуры. В наш век материализма казалось 6ы, что отвлеченными понятиями не следует заниматься. Я позволю себе утверждать, что только средства отвлеченных построений, расположенные в рациональном и систематическом порядке, могут дать положительный результат при изучении архитектуры» [14]. Опыт развития современной архитектуры на Западе полностью подтвердил правоту прогнозов Чернихова. Но в Советском Союзе до запрета такого рода взглядов оставалось к моменту выхода книги около двух лет. Книга состоит из пяти разделов: 1) методы обучения и изучения архитектурных основ; 2) постановка дисциплины организации пространства; 3) архитектурное воспитание и изучение новых форм; 4) технические навыки; 5) философия архитектуры. По структуре книги видно, что Чернихов попытался охватить все аспекты профессионального воспитания архитектора. Главный упор при этом делается на развитие творческого воображения, чувства пластики и на умение оперировать формой и пространством. Поэтому первая глава первого раздела называется: «Композиция, фантазия, творчество, изобретательство». В ней Чернихов пишет: «Не слепой копировкой классических произведений, а личным сочинительством исполнителя должна фиксироваться всякая архитектурная мысль. <…> Умение фантазировать и претворять образы фантазии в видимое начертание есть первая основа новой архитектуры. Развитие живой фантазии должно пройти красной нитью во всей нашей работе. Но, помимо вышеуказанного, следует поощрять так называемое архитектурное изобретательство. Являясь второй основой задач новой архитектуры, изобретательство, как таковое, способствует выявлению новых типов архитектуры. Искания в этой области необходимо поощрять всеми мерами. <…> Сочинять надо не только уметь, но и хотеть. Сочинять следует разумно и рационально, чтобы плоды сочинительства зодчего действительно претворялись в жизнь. Это значит, что плоды творчества зодчего приобретают жизненное воплощение в объемно-пространственных решениях» [15]. В этом тексте Чернихова выражено его понимание сути архитектурного творчества: не перебор исторически канонизированных форм, а конструирование новых, напрямую вытекающих из поставленной задачи. Для Чернихова архитектурное фантазирование – вещь сугубо практическая. Оно связано не с утопическими видениями или романтическими социальными фантазиями, – фантазирование есть способ профессионального мышления, способ изучения возможностей формообразования, абсолютно необходимый для поиска наилучших решений совершенно реальных проектных задач. Формообразование в современной архитектуре не изобразительно, это работа с пространственной формой как таковой, отсюда установка на беспредметность при обучении: «Благодаря пользованию беспредметными построениями мы при заданиях не будем стеснять нашего ученика никакими тормозящими началами и освободим его от консервативно-устарелых методов, давая при этом полный простор его фантазии. Отказ от классики требует установления новых тем, новых сюжетов и новых приемов. <…>...Уясним себе те элементы, которые необходимы при беспредметных построениях. Такими элементами являются: 1. Прямая линия. 2. Кривая линия. 3. Плоскость, ограниченная правильной фигурой прямолинейного характера. 4. Плоскость, ограниченная неправильной фигурой прямолинейного характера. 5. Плоскость, ограниченная фигурой криволинейного характера. 6. Поверхности вращения правильных тел.7. Поверхности сложно-изгибающихся тел. 8. Правильные тела вращения. 9. Правильные тела прямолинейного очертания. 10. Неправильные тела. 11. Криволинейные тела. 12. Сложные тела».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|