Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основы творческой деятельности




Основные принципы композиции по Чернихову.

 

1. Биографическая заметка

2. Основы творческой деятельности

3. Публикации и работы

4. Принципы композиции

 

Биографическая заметка

Яков Георгиевич Чернихов (5 (17) декабря 1889, Павлоград, Екатеринославская губерния, Российская империя — 9 мая 1951, Москва) — советский архитектор, художник, график, живописец, теоретик архитектуры.

Яков Чернихов родился 17 декабря 1889 г. в Павлограде Екатеринославской губернии в многодетной еврейской семье. В 1904—1914 гг. проживает в Одессе и обучается в Одесском Художественном училище (в те годы — филиал Императорской Академии Художеств). В этот период будущий зодчий зарабатывает себе на жизнь, трудясь разнорабочим. В Одессе начинается увлечение Якова Георгиевича графикой, он много рисует, работает над выработкой индивидуального графического языка.

В 1912 г. Чернихов начинает преподавать в училище, по окончании которого переезжает в Санкт-Петербург.

В Петербурге он поступает на Живописный факультет Академии Художеств, а также на Высшие Педагогические курсы. В 1916 г. переходит на архитектурный факультет, где обучается под руководством Л. Н. Бенуа.

После окончания Академии Художеств в 1925 г. Яков Чернихов занимается проектированием главным образом промышленных зданий и комплексов. В 1927 году он организовал в Ленинграде «Научно-исследовательскую экспериментальную лабораторию архитектурных форм и методов графирования». Лаборатория становится фактически персональной мастерской Якова Чернихова, где он совместно со своими учениками и коллегами занимается проектной и экспериментальной работой. Чернихов всегда и везде пропагандировал язык графики. Считал, что владение графическими приёмами, начертательной геометрией, рисунком — это обязательные навыки, наряду с грамотностью. Помимо плодотворной работы в мастерской, архитектор также ведёт преподавательскую работу на Рабфаках и архитектурных и строительных факультетах ряда вузов. Разработал ряд методологических курсов, позволявших быстро и эффективно обучать студентов навыками графического мастерства.

Чернихов преподавал в Ленинградском институте инженеров путей сообщения (с 1933 г. — ЛИИЖТ, ныне ПГУПС) на кафедре архитектуры (1928—1945 гг.), в Промышленной Академии НКТП — курс фабрично-заводского строительства (1930—1932 гг.), Транспортной Академии НКПС им. И. В. Сталина (1930—1932), в институте инженеров водного транспорта (1929—1931 гг.) и других крупных учебных заведениях.

На рубеже 1920—1930-х годов Чернихов издаёт в Ленинграде книги архитектурных фантазий, принёсшие ему всемирную известность: «Основы современной архитектуры» (1929—1930 гг.), «Конструкции архитектурных и машинных форм» (1931 г.), «Архитектурные фантазии. 101 композиция» (1933 г.).

Непревзойдённые графические работы мастера, исполненные романтики, экспрессии и пафоса технического века были представлены широкой публике на выставке «2222 архитектурные фантазии», которая открылась в Ленинграде в 1933 г. Графика Чернихова, особенно его работы 1920-х—1930-х гг. повлияли на развитие современной архитектуры в XX веке Многие знаменитые современные архитекторы открыто называют его своим вдохновителем и заочным учителем. Графика Чернихова 1920-х—1930-х гг. — советская параллель европейскому экспрессионизму. Наряду с такими мастерами как Клод-Никола Леду, Джованни Баттиста Пиранези, Антонио Сант'Элиа, Яков Георгиевич Чернихов считается крупнейшим представителем жанра архитектурной фантазии.

В 1930-е—1940-е гг. Яков Чернихов выполняет несколько циклов графических работ среди которых такие как «Дворцы коммунизма», «Архитектура будущего», «Архитектурные ансамбли» и др.

Последние годы жизни архитектор проживал и работал в Москве. Чернихов скончался 9 мая 1951 г.

Яков Чернихов родился 17 декабря 1889г. в г. Павлограде Екатеринославской губернии (ныне Днепропетровская область) в семье, где кроме него было еще 11 человек детей. В1904 году Чернихов уезжает из Павлограда в Одессу и поступает в Одесское Художественное училище, которое являлось филиалом Петербургской Академии Художеств. В поисках средств к существованию молодому Чернихову приходилось работать грузчиком в порту, картонажником, резчиком паспарту, ретушером и фотографом, помощником архитектора при проектировании и строительстве Одесской выставки, благодаря чему он рано овладел различными сторонами графического рукотворного ремесла.

Одесский период стал в жизни будущего мастера важным этапом становления творческой личности; его преподавателями в Училище были Г.А Ладыженский и К.К. Костанди, ведущие художники Южнорусской школы.

И менно в Одессе складывается неповторимый стиль Я. Чернихова: с 1912 года он стал интересоваться начертательным искусством, графикой и начал работать над курсом орнаментального черчения, который задал направление последующим творческим поискам; в том же году начинается его педагогическая деятельность, которую он продолжает затем до конца жизни.

 

В 1914 году, окончив Училище, он переезжает в Петербург и поступает на живописный факультет Академии Художеств и одновременно на Высшие Педагогические курсы Академии. В 1916г. Чернихов переходит на архитектурный факультет и заканчивает его уже после Великой Октябрьской революции, в 1925г., со званием архитектора-художника. Его учителями были такие педагоги классической школы, как В.А. Беклемишев, Д.Н. Кардовский, Г.А. Косяков, И.А. Фомин и главный его "наставник" - академик архитектуры Леонтий Николаевич Бенуа.

 

Круг проблем, занимавших Я. Чернихова, был необычайно широк. Исследования в области геометрического орнамента и супрематизма, разработка новых методов преподавания графических и пространственных дисциплин, вопросы теории конструктивизма и проблемы формообразования современной архитектуры, проектирование и строительство гражданских и промышленных зданий.

После окончания Академии Художеств в 1925 г.Я.Чернихов на протяжении 20-30гг. занимался производственно - проектировочной работой в Ленинграде. В 1927 году он организовал в Ленинграде собственную "Научно-исследовательскую экспериментальную лабораторию архитектурных форм и методов графирования", где в кругу учеников и помощников развернул активную экспериментаторскую и проектную деятельность.

Он создавал проекты для форпостов индустриализации - металлообрабатывающих заводов, предприятий химической промышленности; проектировал жилмассивы, Научно-исследовательские институты и школы (около 60 объектов его личного творчества и авторства, свыше 30 проектов, исполненных под непосредственным руководством Якова Георгиевича).

Наибольшую известность в строительном наследииЯ.Чернихова получил проект водонапорной башни Канатного цеха завода "Красный гвоздильщик" (1930-31 гг.).

 

Благодаря практическому строительству Яков Григорьевич получил возможность изучать и проанализировать специфические свойства всех составляющих промышленной архитектуры. Реальное проектирование оказывало огромное влияние на творчество мастера, давало ему обширный материал для экспериментальной исследовательской работы.

Я.Чернихов был увлеченным педагогом. Он начал преподавать рисование и черчение, будучи студентом Одесского художественного училища. Обучение на Высших педагогических курсах при Академии Художеств помогло ему систематизировать свои методологические изыскания в области постановки графической грамотности, основанные на богатом материале его обширной педагогической практики в реальных училищах, городских и коммерческих школах.

 

Предлагая своим ученикам не копировать построение, а "компоновать" его,Я.Чернихов добивался изумительных результатов: "Мне удалось доказать, что графической грамотности можно также научиться, как можно человеку вообще стать грамотным". (Я.Г. Чернихов "Мой творческий путь")

Как преподаватель Рабфаков, а затем строительных и архитектурных факультетов, он стремился донести до студентов доступность и наглядность основ начертательной геометрии. Был создателем новой системы по наглядным пособиям, в которой большое значение отводилось графическим задачам, раскрывающим сущность построения через игру вариаций. С этой целью он работал над созданием "Энциклопедии геометрического черчения", "Методов изображения", "Курса кривых", курсов по "Проекционному черчению" и "Проекционному рисованию". Эти исследования сопровождались огромным количеством чертежей и композиций, нацеленных на последующее индивидуальное развитие и разработку преподавателями и студентами.

Я.Чернихов преподавал в Ленинградском институте инженеров путей сообщения (с 1933 г. - ЛИИЖТ) на кафедре архитектуры (1928-1945 гг.), в Промышленной Академии НКТП- курс фабрично-заводского строительства (1930-1932), Транспортной Академии НКПС им. Сталина (1930-1932), в институте инженеров водного транспорта (1929-1931). Был руководителем дипломного проектирования в Московском архитектурном институте. На протяжении 22 лет он руководил кафедрой Начертательной геометрии в Московском Инженерно - Экономическом институте им. Серго Орджоникидзе. Последним местом его работы стал Всесоюзный Заочный Институт Промышленно-Строительных Материалов, где Чернихов возглавил кафедру Начертательной геометрии и графики.

Сравнительно поздно включившись в движение конструктивизма, когда уже миновал пик лабораторных поисков, на рубеже 1920-1930-х годов Чернихов издает в Ленинграде книги архитектурных фантазий, принесшие ему мировую известность и титул "советского Пиранези": "Основы современной архитектуры" (1929-1930гг.), "Конструкции архитектурных и машинных форм" (1931г.), "Архитектурные фантазии. 101 композиция" (1933г.). Великолепно изданные и оформленные огромным количеством архитектурных фантазий, предсказавших далекое будущее архитектуры, эти книги впоследствии послужили источником вдохновения для многих поколений архитекторов.

В 1933г. по указанию С.М. Кирова в Аничковом дворце в Ленинграде была развернута выставка работ Я. Чернихова "2222 архитектурные фантазии", представившая результаты его многолетних экспериментальных исследований в области архитектурных проблем и методики изобразительного искусства. Выставка отражала творческий путь, пройденный автором, последовательно знакомила с разнообразными приемами графического начертания, начиная от орнаментальных изображений и заканчивая сложнейшими архитектурными композициями.

Одновременно с поисками в области конструктивисткой архитектуры Я. Чернихов увлекается архитектурными фантазиями на темы архитектуры прошлых эпох. Таков созданный им "Цикл живописной архитектуры", включающий "Архитектурные пейзажи", "Архитектуру деревянных строений", "Сказки индустрии", "Архитектурную романтику" (1931-44гг.) и др.

30-е годы - наиболее плодотворный период в жизни Я. Чернихова. Он много проектирует, строит, преподает, работает как педагог и график, занимается издательской деятельностью. Незадолго до 2-ой Мировой войны Чернихов завершает работу над циклом "Архитектура дворцов" (1934-41 гг.): "Дворцы коммунизма", "Архитектура будущего", "Архитектурные ансамбли", а во время войны создает серию проектов и композиций на тему "Пантеоны Великой Отечественной войны" (1942-48гг.) и цикл "Военная маскировка".

В различные годы он также выполнил ряд работ в области теории архитектуры, пропорций, архитектурной эстетики и методики преподавания графических дисциплин. Среди них "Энтазис и фуст колонны", "Методы архитектурного проектирования", "Геометрическое черчение", "Цвет и свет", "Эстетика архитектуры", "Красота в архитектуре".

Последним трудом Я.Чернихова, который он так и не успел полностью завершить, была книга "Анализ построения классического шрифта", изданная уже после его смерти.

Яков Чернихов умер 9 мая 1951 года в Москве.

Не примыкая никак организационно к левому искусству и сравнительно поздно включившись в это движение, Яков Чернихов, тем не менее, остается в истории современной архитектуры одним из самых ярких и романтических художников, чье творчество стало классическим завершением исканий "советских 20-х".

 

Основы творческой деятельности

В книге «Искусство начертания» слово «архитектура» не упоминается ни разу, даже в тех главах, где Чернихов описывает возможности применения графики в искусстве, науке, технике, экономике... Вероятно, потому, что она обращена не к студентам-архитекторам, а к учащимся разнообразных школ более низкого уровня. Но разработанные Черниховым методы обучения касаются архитектурного образования в первую очередь.

Книга «Основы современной архитектуры» вышла в 1930 г. в Ленинграде, в издательстве Ленинградского общества архитекторов. Скорее всего, работа над ней шла параллельно с работой над «Искусством начертания». Во всяком случае, авторское предисловие к «Искусству начертания» датировано мартом 1927 г., а оглавление «Основ современной архитектуры» – 12 июня 1927 г.

Книга «Основы советской архитектуры», вызвавшая широкий резонанс, несомненно, являлась продолжением и развитием принципов, изложенных в «Искусстве начертания».

Как и «Искусство начертания», она тоже представляла собой учебник композиции, но уже для архитекторов. В то же время в книге сформулированы теоретические и философские представления Чернихова о современной архитектуре, проиллюстрированные более чем двумя сотнями его собственных великолепных рисунков.

В авторском предисловии к книге Чернихов подчеркивает суть своего похода к архитектуре. Самое главное в архитектурном творчестве – работа с беспредметными композициями: «Указанный мною путь построения представлений, на принципе беспредметных отвлеченных элементов, безусловно, займет в будущем доминирующее место при изучении новых форм. Я считаю подобный подход наилучшим и совершенным из всех возможных способов обучения, изучения и проработки вопросов архитектуры.

В наш век материализма казалось 6ы, что отвлеченными понятиями не следует заниматься. Я позволю себе утверждать, что только средства отвлеченных построений, расположенные в рациональном и систематическом порядке, могут дать положительный результат при изучении архитектуры» [14].

Опыт развития современной архитектуры на Западе полностью подтвердил правоту прогнозов Чернихова. Но в Советском Союзе до запрета такого рода взглядов оставалось к моменту выхода книги около двух лет.

Книга состоит из пяти разделов: 1) методы обучения и изучения архитектурных основ; 2) постановка дисциплины организации пространства; 3) архитектурное воспитание и изучение новых форм; 4) технические навыки; 5) философия архитектуры.

По структуре книги видно, что Чернихов попытался охватить все аспекты профессионального воспитания архитектора. Главный упор при этом делается на развитие творческого воображения, чувства пластики и на умение оперировать формой и пространством. Поэтому первая глава первого раздела называется: «Композиция, фантазия, творчество, изобретательство». В ней Чернихов пишет: «Не слепой копировкой классических произведений, а личным сочинительством исполнителя должна фиксироваться всякая архитектурная мысль. <…> Умение фантазировать и претворять образы фантазии в видимое начертание есть первая основа новой архитектуры. Развитие живой фантазии должно пройти красной нитью во всей нашей работе. Но, помимо вышеуказанного, следует поощрять так называемое архитектурное изобретательство. Являясь второй основой задач новой архитектуры, изобретательство, как таковое, способствует выявлению новых типов архитектуры. Искания в этой области необходимо поощрять всеми мерами. <…> Сочинять надо не только уметь, но и хотеть. Сочинять следует разумно и рационально, чтобы плоды сочинительства зодчего действительно претворялись в жизнь. Это значит, что плоды творчества зодчего приобретают жизненное воплощение в объемно-пространственных решениях» [15].

В этом тексте Чернихова выражено его понимание сути архитектурного творчества: не перебор исторически канонизированных форм, а конструирование новых, напрямую вытекающих из поставленной задачи. Для Чернихова архитектурное фантазирование – вещь сугубо практическая. Оно связано не с утопическими видениями или романтическими социальными фантазиями, – фантазирование есть способ профессионального мышления, способ изучения возможностей формообразования, абсолютно необходимый для поиска наилучших решений совершенно реальных проектных задач.

Формообразование в современной архитектуре не изобразительно, это работа с пространственной формой как таковой, отсюда установка на беспредметность при обучении: «Благодаря пользованию беспредметными построениями мы при заданиях не будем стеснять нашего ученика никакими тормозящими началами и освободим его от консервативно-устарелых методов, давая при этом полный простор его фантазии.

Отказ от классики требует установления новых тем, новых сюжетов и новых приемов. <…>...Уясним себе те элементы, которые необходимы при беспредметных построениях. Такими элементами являются:

1. Прямая линия. 2. Кривая линия. 3. Плоскость, ограниченная правильной фигурой прямолинейного характера. 4. Плоскость, ограниченная неправильной фигурой прямолинейного характера. 5. Плоскость, ограниченная фигурой криволинейного характера. 6. Поверхности вращения правильных тел.7. Поверхности сложно-изгибающихся тел. 8. Правильные тела вращения. 9. Правильные тела прямолинейного очертания. 10. Неправильные тела. 11. Криволинейные тела. 12. Сложные тела».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...