Конструктивизм для Чернихова
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Для Чернихова главный критерий архитектурного качества – пространственная и конструктивная осмысленность сооружения: «Недостаточно заполнить ту или иную площадь, то или иное пространство каким-либо сооружением: это сооружение должно быть не инертной массой, занимающей определенный объем, но осмысленной в целом и во всех частях. Только тогда оно будет не только занимать пространство или декорировать его, но и явится рациональной организацией всех возможностей, заключенных и в данном пространстве. При удачном решении проекта момент утилитарности, несомненно, должен совпадать с моментом художественной оправданности, т. к. одни соображения художественного порядка, лишенные рационального организующего начала, не могут привести к правильному решению архитектурной задачи» [19]. В первом разделе книги есть небольшая глава под названием «Конструктивизм». Ее имеет смысл привести целиком: «Конструкция всегда была неотъемлемой основой архитектуры, не являясь, однако, в ней самодовлеющей. Нельзя мыслить архитектуру без конструкции, так же, как нельзя представить себе созвучие без звуков. В творениях прошлого элементы конструктивизма даны не в ярко выраженной форме, а большей частью замаскированы декоративно-художественной обработкой. Но общий габарит сооружения в лучших классических произведениях, безусловно, обладает цельностью конструктивно связанных масс плоскостного и пространственного вида (план, фасад, перспектива). Отказ от традиционных приемов классических сооружений естественным порядком привел к единственной рационально осмысленной установке проектирования (созидания) зданий на конструктивных началах.
Первые этапы изучения конструктивизма мы встречаем в композициях прямых и кривых линий (рис. 62~96), а еще в большей степени в композициях пересечений плоскостей. Само по себе взаимное пересечение различных основных элементов еще не означает конструктивно-связанной композиции. Необходимо сочетать пересекаемые между собою части так, чтобы закономерная связь их являлась необходимой и ритмично-увязанной в созидаемой конструкции. Соответствующими отвлеченными задачами мы даем возможность приучить себя выявлять правила конструкции как таковой. Удачно решенное с конструктивной стороны задание обладает и архитектурными качествами художественного порядка. Конструкция в новых архитектурных композициях должна занять доминирующее место, т. к. только с помощью ее мы сможем разрешить современные задачи строительства. Воспитать на основах конструктивизма нового архитектора становится насущной задачей уже по одному тому, что общий дух конструктивизма глубоко проник в сознание современных людей, благодаря быстрому продвижению машины в жизнь человека. Хорошо сконструированная машина всегда действует на наше сознание не только своей компактностью, но и разумной спаянностью своих частей. Чем конструктивнее и рациональнее спроектирована машина, тем лучшее впечатление производит она на наш глаз. Вот почему вопросы конструктивизма мы должны изучать в систематическом порядке с уяснением каждого проходимого отдела» [20]. Из текста следует что термин «конструктивизм» Чернихов понимает совершенно особым образом, имеющим мало общего с обычным его употреблением в то время, да и в наше тоже. Для Чернихова «конструктивизм» – это не название художественного направления, возникшего, как считается, в 1920 г. [21], и не художественная теория, изложенная в знаменитой книге Моисея Гинзбурга «Стиль и эпоха» [22], вышедшей в 1924 г.
Конструктивизм Чернихова – это способ восприятия пространства и пластики, умение видеть и создавать композиционно цельные пространственные структуры. С другой стороны, по Чернихову – конструктивизм есть свойство архитектурного сооружения, подлежащее выявлению и осмыслению: Фантазия как двигатель архитектуры «Архитектурные фантазии: 101 композиция» - это 101 композиция в красках и 101 в черно-белом - последняя и самая лучшая книга, изданная при жизни Якова Чернихова и подводящая итог его исканиям форм и образов новой архитектуры. Во второй половине XX века эта книга, где с наибольшей яркостью проявился черниховский талант композитора, стала настольной для архитекторов Японии, Европы и Америки. «Архитектурная фантазия стимулирует деятельность зодчего, она будирует творческую мысль не только самого творца, но воспитывает и будирует всех тех, кто с ним соприкасается, она дает новые направления, новые искания и новые открывает горизонты… Архитектурная фантазия во всех случаях двигает культуру архитектурных проблем и свежестью новых мыслей, переключением на новые фазы архитектурного творчества служит лучшим подспорьем в реальном проектировании. Мы пользуемся архитектурной фантазией и для того, чтобы с ее помощью найти форму изложения архитектурных представлений, найти образы архитектуры, найти те основы, с помощью которых выкристаллизовывается архитектурный стиль нашей эпохи. С течением времени, когда мысль строителя найдет какие-то вполне оформленные элементы новой архитектуры, в современном стиле могут появиться, так же как и в классике, свои установившиеся выражения пространственных дисциплин... Архитектура нашего времени в своем поступательном движении совершит не одну ошибку, не один промах, но в конечном результате будет создано мощное воплощение в объемно-пространственных формах замыслов человека». До настоящего времени все, кто интересовался вопросами конструктивизма, наталкивались на ряд неразрешимых вопросов о том, какие правила, нормы, законы существуют или должны существовать при конструировании тел между собою. Несмотря на отсутствие этих правил и законов, можно наблюдать, что во все времена люди конструировали и продолжают конструировать. Несомненно, что законы конструирования существуют и будут так же расшифрованы, как расшифрована музыка во всех своих формах. Сила удара, сила звука, наитончайшие изменения музыкальных вибраций в настоящее время получили объяснение. В течение веков накопились приемы и знания в построении самых сложных сооружений и машин как в графическом их решении, так и в натуральных зримых образах. В нашем распоряжении имеются для получения конструкции в основе или простейшие объекты в виде линии (графической или материальной), плоскости (графической или материальной), поверхности (графической или материальной), объема,—или же более сложные объекты, могущие быть использованными для целей конструирования. Но для того, чтобы привести указанные элементы в состояние взаимной конструктивной связи, нужны какие-то причины, создающие это состояние. Тут, само собою, выдвигаются в первую очередь основные законы конструкции, как таковой.
стр 81 Публикации и работы
Проекты и постройки
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|