Раздел 1.Научно-теоретические положения организации самостоятельной работы.
Учебно-методическое пособие к лабораторному практикуму по дисциплине «Организация СРС» (1 курс дистанционное обучение) Профиль «Логопедия» Составитель доц. Арзыбова Л.В. Раздел 1.Научно-теоретические положения организации самостоятельной работы. Тема1.1. Самостоятельная работа (как и любой другой вид, познавательно практической деятельности) представляет собой единство внешнего и внутреннего. К внешней его стороне относятся наглядно воспринимаемые действия: организация рабочего места, техника чтения и записи прочитанного, способы фиксирования текста выступления и т. п. К внутренней стороне самостоятельной работы относятся приемы самоактуализации, саморегулирования, самоконтроля, психогигиена и т. п. Формирование навыков и умений самостоятельной работы может проходить на сознательной (преимущественно) и интуитивной основе. Но главное здесь - сформировать свой индивидуальный стиль самостоятельной работы, в котором общепринятое (универсальное) и свойственное конкретному человеку образуют сбалансированное и эффективное единство. В итоге в личностном и профессиональном потенциале слушателя, специалиста и складывается такое продуктивное качество как самостоятельность. Термин «Самостоятельная работа студента» - это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Самостоятельная работа определяет действия человека, которые он совершает без непосредственной или опосредованной помощи других, руководствуясь собственными представлениями о порядке и правильности выполняемых операций. Самостоятельная подготовка позволяет углубить восприятие и понимание информации, ее осмысление.
Контрольные вопросы 1.Как вы понимаете термин «самостоятельная работа студента»?2. Перечислите внешние приемы самостоятельная работа студента?2.Перечислите внутренние приемы самостоятельная работа студента? 4.Как Самостоятельная работа определяет действия человека Тема1.2. Головной мозг представляет собой сложнейшую систему, осуществляющую хранение, приём, переработку и выдачу информации. В результате функционирования этой системы в сознании обучаемого происходят сложнейшие процессы восприятия и мышления как при непосредственном наблюдении, так и в условиях педагогического процесса. Б.Ф. Ломов утверждает, что «основными психическими процессами, участвующими в приёме информации, являются ощущение, восприятие, представление и мышление». Но ведь ощущение – это есть восприятие информации органами осязания, слуха,зрения, обоняния и др. С.И. Архангельский пишет: «мышление представляет собой высшую форму познания. С помощью мышления человек обобщает чувственный опыт, который является начальным источником познания». Итак, в одном случае мышление – это психический процесс приёма информации, т.е. начальный источник познания, в другом – высшая форма познания. Первая концепция рассматривает развитие мышления не как накопление толькособственного опыта, а как овладение системой общественно-педагогических знаний. А отсюда как следствие – возможность управления и активного формирования необходимых мыслительных процессов (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский). Суть второй концепции сводится к тому, что в результате тщательного анализалогических операций, применяемых в процессе обучения, можно выделить класс алгоритмических операций (П.Я. Гальперин). Поэтому при обучении необходимо базироваться на формировании общих методов логического мышления, которые дают возможность решения целой серии задач. Третья концепция основана на том, что главным в умственном развитииобучаемого является не метод обучения, а содержание обучения (В.В. Давыдов,Д.Б. Элькопин). Четвёртая концепция рассматривает возможность управления системой (Н.Ф.Талызина). По-видимому, концепция наиболее жесткого алгоритма в процессе обучения. Пока ни одна из концепций не может быть принята как основа для организацииактивизации познавательной деятельности в высшей школе. Однако, используя отдельные положения из этих теорий, можно попытаться обосновать методы активизации процесса обучения. Контрольные вопросы 1.Перечислите основные психические процессы участвующие по Б.Ф. Ломову в приёме информации?2. Что С.И. Архангельский считал высшей формой познания?3. На чем необходимо базироваться по утверждению П.Я. Гальперина при обучении.4. Как рассматривали В.В. Давыдов и Д.Б. Эльконин метод обучения и содержание обучения в умственном развитии обучаемого? 5. Какую концепцию предлагает Н.Ф.Талызина в процессе обучения?
Тема2.2. Организационные формы обучения в целостном учебном процессе взаимосвязаны друг с другом и в определенном смысле предопределяют друг друга.
Организационные формы обучения в целостном учебном процессе взаимосвязаны друг с другом и в определенном смысле предопределяют друг друга.
Самостоятельная работа слушателей опирается на группу общих, познавательных и - работать с учебно-методической и научной литературой, справочниками; - конспектировать, цитировать; - составлять библиографию научной литературы, тезисы; - читать с различными целями (для усвоения важных деталей, для ответов на вопросы по тексту, для критической оценки, для долговременного запоминания и т. д.); - готовить реферат, доклад; - излагать материал с анализом и оценкой фактов, аргументированной критикой или поддержкой теоретических положений; - выделять главное, существенное; - соотносить, сравнивать факты, явления, концепции, точки зрения; - составлять план или аннотацию; - экспериментировать; - наблюдать и протоколировать; - видеть и понимать причины и следствия процесса проникновения и развития того или иного явления; - интерпретировать; - строить умозаключения, обобщения на основе анализа собранного фактического материала; - отбирать, конструировать способы выполнения действий в ходе решения задачи; - систематизировать и классифицировать явления; - делать обоснованные выводы. Содержанием активности слушателя в этом случае выступает: работа с учебной и научной литературой (самостоятельное изучение, углубление знаний); работа с персональным компьютером (самостоятельное изучение материала с помощью обучающей программы, содержащей схему ориентировочной основы действия); самостоятельный учебный практикум по овладению методами будущей практической деятельности, практическая отработка полученных знаний, совершенствование навыков и умений; учебно-исследовательская и научно-исследовательская работа, овладение методикой проведения эксперимента и т. д.
Тема2.3. Методика самостоятельной работы. Самовоспитание- целенаправленная активная деятельность человека по формированию и развитию у себя положительных и устранению отрицательных качеств. Психологические предпосылки самовоспитания: - определенный уровень развития личности; - готовность и способность к самоизучению, самосознанию, самооценке, к сравнению своих поступков с поступками других людей;
- самокритичное отношение к своей деятельности, поведению, устойчивая установка на постоянное самосовершенствование Условия, способствующие самовоспитанию: - мотивационная готовность; - операционная готовность; - личностно-профессиональное развитие. Основные методы самовоспитания: - самообязательство; - самоутверждение; - самоорганизация; - самоконтроль; - самоанализ и самоотчет; - самоотношение: - самокритика; - следование примеру; - самопринуждение; - самопоощрение; - аутотренинг.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|