Организация подготовки кадрового резерва
Ключевым фактором успеха работы с кадровым резервом является комплексный подход, в соответствии с которым различными аспектами работы должны заниматься кадровые службы государственных органов, руководители гражданских служащих, включенных в кадровый резерв, а также образовательные учреждения и организации, в которых гражданский служащий проходит стажировку. При этом каждая из сторон имеет в распоряжении собственные формы и методы работы с кадровым резервом: Кадровые службы: - специальная подготовка по самоорганизации карьеры; - содействие в разработке планов индивидуального профессионального развития; - принимаемые меры по повышению квалификации. Руководители гражданских служащих, включенных в кадровый резерв: - расширение сферы деятельности, поручение ответственных заданий; - инструктаж, наставничество; - привлечение к участию в научных, образовательных мероприятий вне рамок ДПО; - оценка результатов труда, обратная связь; - оценка мотивации. Образовательные и иные учреждения: - профессиональная переподготовка; - повышение квалификации; - организация и сопровождение стажировки. Одной из эффективных форм работы с кадровым резервом является составление индивидуальных планов профессионального развития гражданского служащего, включенного в кадровый резерв. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. № 1474 "О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации", индивидуальный план профессионального развития гражданского служащего разрабатывается им в соответствии с должностным регламентом совместно с непосредственным руководителем сроком на три года и утверждается в порядке, устанавливаемом представителем нанимателя. В индивидуальном плане указываются:
- цель, вид, форма и продолжительность получения дополнительного профессионального образования, включая сведения о возможности использования дистанционных образовательных технологий и самообразования; - направления дополнительного профессионального образования; - ожидаемая результативность дополнительного профессионального образования гражданского служащего. Индивидуальный план развития позволит решать несколько задач: - поощрять резервистов к активному участию в развитии собственной карьеры; - обеспечить механизм выявления потребностей в сфере профессионального развития; - обеспечивать планирование и оценку эффективности реализации дополнительного профессионального образования. Так как профессиональное развитие гражданских служащих, включенных в кадровый резерв, не ограничивается прохождением дополнительного профессионального образования, представляется, что в индивидуальных планах профессионального развития лиц, включенных в кадровый резерв должна содержаться следующая информация: - общая информация о лице, включенном в кадровый резерв; - краткосрочные и долгосрочные цели развития; - задачи развития, решение которых приведет к достижению целей (необходимые знания, навыки, профессиональные качества и пр.); - мероприятия, способствующие решению поставленных задач, включая участие в конференциях, семинарах, выполненные задания и поручения, самообучение и пр.; - информация о прохождении образовательных программ профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировки. В подготовке индивидуального плана активное участие должны принимать как гражданские служащие, включенные в кадровый резерв, так и их руководители и специалисты кадровых служб. Выявленные цели и корреспондирующие им задачи помогут правильно подобрать методы работы с гражданскими служащими, включенными в кадровый резерв.
Принципиальной характеристикой осуществления работы с кадровым резервом является ее стратегическая ориентированность, т.е. направленность на развитие гражданских служащих, включенных в кадровый резерв. Необходимо учитывать, что развитие связано не только с профессиональным ростом, но и личностным ростом, имея в виду, что: - целям профессионального роста могут соответствовать программы краткой и средней продолжительности, - целям личностного роста и развития, наиболее актуальным для руководителей среднего и высшего звена, соответствуют программы средне и долгосрочные. Одной из основных форм организации работы с кадровым резервом является дополнительное профессиональное образование, которое осуществляется в виде профессиональное переподготовки, повышения квалификации и стажировки. Профессиональной переподготовкой гражданских служащих является приобретение дополнительных знаний и навыков, необходимых для осуществления гражданскими служащими нового вида профессиональной служебной деятельности. Профессиональная переподготовка гражданского служащего осуществляется с учетом профиля его образования в указанных выше случаях, а также в случае изменения вида его профессиональной служебной деятельности. На профессиональную переподготовку обязательно направляется гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории "помощники (советники)", "специалисты" или "обеспечивающие специалисты", в случае его назначения в порядке должностного роста на должность гражданской службы категории "руководители". По результатам профессиональной переподготовки гражданскому служащему может быть присвоена дополнительная квалификация. Для профессиональной переподготовки устанавливаются следующие сроки освоения образовательных программ: - нормативный срок прохождения профессиональной переподготовки для выполнения гражданскими служащими нового вида профессиональной деятельности должен составлять более 500 аудиторных часов;
- нормативный срок прохождения профессиональной переподготовки для получения гражданскими служащими дополнительной квалификации должен составлять более 1000 часов, в том числе более 75 процентов аудиторных часов. Освоение гражданскими служащими образовательных программ профессиональной переподготовки завершается обязательной государственной итоговой аттестацией, предусматривающей выпускную квалификационную (аттестационную) работу и экзамен. По результатам проведения обязательной государственной итоговой аттестации выдаются следующие документы государственного образца: - диплом о профессиональной переподготовке - лицам, прошедшим обучение по программе объемом более 500 аудиторных часов; - диплом о дополнительном (к высшему) образовании - лицам, прошедшим обучение по дополнительной профессиональной образовательной программе для получения дополнительной квалификации объемом более 1000 часов. Повышением квалификации гражданских служащих является обновление знаний и совершенствование навыков гражданских служащих, имеющих профессиональное образование, в связи с повышением требований к уровню их квалификации и необходимостью освоения ими новых способов решения профессиональных задач. Повышение квалификации гражданского служащего осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в три года. Гражданский служащий, впервые принятый на должность гражданской службы, должен быть направлен на повышение квалификации по истечении испытательного срока или шести месяцев после поступления на гражданскую службу. Гражданский служащий в случае его назначения в порядке должностного роста на должность гражданской службы иной группы в пределах одной категории должностей также должен направляться на повышение квалификации. В рамках образовательных программ повышения квалификации может осуществляться: - освоение актуальных изменений в конкретных вопросах профессиональной деятельности гражданских служащих (тематические и проблемные конференции и семинары) – в объеме от 18 до 72 аудиторных часов (краткосрочное повышение квалификации);
- комплексное обновление знаний гражданских служащих по ряду вопросов в установленной сфере профессиональной служебной деятельности для решения соответствующих профессиональных задач – в объеме от 73 до 144 аудиторных часов. Освоение гражданскими служащими образовательных программ повышения квалификации завершается обязательной государственной итоговой аттестацией, предусматривающей следующие виды аттестационных испытаний: - по краткосрочным программам повышения квалификации - экзамен в форме тестирования; - по программам повышения квалификации объемом свыше 72 часов - экзамен в форме тестирования и защита итоговой работы. По результатам проведения обязательной государственной итоговой аттестации выдаются документы государственного образца: - удостоверение о краткосрочном повышении квалификации - гражданским служащим, прошедшим обучение по программам объемом от 18 до 72 часов; - свидетельство о повышении квалификации - гражданским служащим, прошедшим обучение по программам объемом от 73 до 144 часов. Стажировкой является изучение гражданским служащим передового опыта, в том числе зарубежного, а также закрепление теоретических знаний, полученных гражданским служащим при освоении программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации, и приобретение практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении им своих должностных обязанностей. Стажировка гражданского служащего осуществляется по мере необходимости. Стажировка может являться как самостоятельным видом дополнительного профессионального образования гражданского служащего, так и составной частью его профессиональной переподготовки или повышения квалификации. Стажировка, являющаяся самостоятельным видом дополнительного профессионального образования гражданского служащего, организуется представителем нанимателя совместно с государственным органом или иной организацией, в которые он направляется для прохождения стажировки, при участии образовательного учреждения. Продолжительность стажировки, являющейся самостоятельным видом дополнительного профессионального образования гражданских служащих, может составлять от 2 до 4 месяцев. Продолжительность стажировки, являющейся составной частью программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации, определяется учебным планом соответствующих программ. При стажировке по результатам проведения обязательной государственной итоговой аттестации выдается документ государственного образца - свидетельство о прохождении стажировки.
Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих осуществляются с отрывом, с частичным отрывом (до 3 рабочих дней в неделю) или без отрыва (вечерние группы) от государственной гражданской службы. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы категории "руководители", относящиеся к высшей группе должностей, осуществляются с отрывом, с частичным отрывом или без отрыва от государственной гражданской службы и с использованием возможностей дистанционных образовательных технологий. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы категории "помощники (советники)" или "специалисты", относящиеся к высшей группе должностей, а также должности гражданской службы категории "руководители", "помощники (советники)", "специалисты" или "обеспечивающие специалисты", относящиеся к главной и ведущей группам должностей, осуществляются с отрывом или с частичным отрывом от государственной гражданской службы. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих, замещающих иные должности гражданской службы, осуществляются с отрывом от государственной гражданской службы. Стажировка гражданских служащих осуществляется с отрывом от государственной гражданской службы. Общий объем аудиторной учебной нагрузки гражданских служащих в неделю составляет: - при обучении с отрывом от гражданской службы - не более 41 часа с учетом объема учебной нагрузки не более 54 часов; - при обучении без отрыва или с частичным отрывом от гражданской службы - не менее 12 часов. Касательно учебной деятельности гражданских служащих, включенных в кадровый резерв, модель развития может быть представлена как двумерная матрица, в которой на одном уровне представлены целевые направления, а на втором - обозначен процесс их усвоения:
Упорядочивающим, системообразующим фактором для всех уровней и сфер деятельности, а также функциональным и структурным фундаментом системы дополнительного профессионального образования должна быть такая технология учебного процесса, которая направлена на приобретение навыков самоорганизации госслужащих в профессиональной деятельности с целью ее оптимального развития (табл.2).
Таблица 2 Анализ традиционных и инновационных подходов к реализации образовательного процесса
Таким образом, при принятии решения о дополнительном профессиональном образовании гражданских служащих, включенных в кадровый резерв, необходимо разрабатывать индивидуальную образовательную траекторию с учетом целевых направлений подготовки и подходов к реализации образовательного процесса.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|