Блок “Доходы и расходы”, 15 минут, слайды №№ 6-11
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Учитель: для того, чтобы научиться планировать и оптимизировать семейный бюджет, необходимо знать структуру его составляющих: доходов и расходов. Начнем с доходной статьи бюджета. На Слайде вы видите основные статьи дохода семейного бюджета.
Слайд №6. Учитель предлагает представителю каждой группы прочитать вслух основные статьи доходов и разобрать наиболее сложные термины. Дивиденды – доходы от акций, которыми владеет акционер; депозит - деньги или ценные бумаги, вносимые в кредитное учреждение для хранения или со специальной целью. Что же может подразумеваться под возвратом налога, если налог (по определению) обязательный, принудительный, безвозмездный платеж, взимаемый государством? Скорее всего, речь идет о так называемом “налоговом вычете”. Налоговый вычет это уменьшениее налогооблагаемой базы – важной статьи расходной части бюджета, обязательного и первоочередного платежа. Налоговый вычет - это сумма, которая уменьшает размер дохода, с которого взимается налог. В этом случае сумма вычета уменьшает так называемую налогооблагаемую базу, то есть ту сумму дохода, с которой должен быть уплачен налог (например: имущественный налоговый вычет при продаже имущества). Для того, чтобы получить право на налоговый вычет, каждый гражданин должен выполнять два правила: быть добросовестным налогоплательщиком и работать за “белую” зарплату. Иными словами, человек должен работать легально (законно).
Учитель: первым признаком легальной работы является заключение трудового договора. Слайд №7. На слайде – образец Трудового договора. По Трудовому законодательству вы можете работать по Трудовому договору с 14 лет и распоряжаться своими доходами, своей заработной платой. Особенности труда несовершеннолетних изложены в Трудовом Кодексе РФ. Обратите внимание, что в Трудовом договоре есть обязанность Работодателя о необходимых социальных выплатах и их гарантиях. “Белая” зарплата по Трудовому договору обеспечивает гарантии социального страхования, формирование будующей пенсии, медицинское страхование.
Слайд №8. Учитель: на слайде вы видите сравнение “белой” и бело-серой зарплат. Иногда работодатель занижает зарплату в Трудовом договоре, а остальную часть выплачивает в конверте. Как вы думаете, почему люди на это соглашаются и какие последстсвия имеет для работника такой вариант зарплаты? Примечание: обсуждение “белой2 и “серой” зарплат очень важный воспитательный акцент урока, не стоит экономить на этом время. Важным показателем обсуждения может быть факт, когда учащиеся сами (при помощи учителя) придуйт к выводу о “закольцованности” процесса: 1. Граждане, соглашаясь на “серую “зарплату, считают, что государство “не обеднеет”, если недополучит в бюджет определеныые выплаты от конктретного работника – это же такая мелочь. 2. Недоплачивая в бюджет государства, граждане сокращают доходную часть государственного бюджета. 3. Сокращая доходную часть государственного бюджета, граждане сокращают возможности финансирования государством социально сферы: медицина, образование, культура, поддержка социально незащищенных слоев населения, олодых семей, пожилых людей, инвалидов и т.д. 4. Суммы “серой “ зарплаты не участвуют в формировании накопительной части пенсии самого гражданина. 5. возможность кредитования зависит от официального дохода, либо будет увеличена процентная ставка по кредиту. 6. Социальные выплаты производятся только на основании “белой” зарплаты.
• суммы серой зарплаты не будут участвовать в формировании накопительной пенсии;
• возможность гражданина взять кредит будет ограничена его официальной • “серые” зарплаты – незаконная форма оплаты труда. Учитель: пытаясь обмануть государство, “серой” зарплатой, уходом от налогов и социальных платежей, и работодатель, и работник обманывают сами себя, свои семьи.
Учитель: мы с вами выяснили, что доходная часть семейного бюджета имеет разные источники: это и добрососвестный труд, и социальные выплаты, стипендии, пенсии, пособия, доходы от имущества, дивиденды, депозиты и многое другое. Настало время поговорить о расходах. Слайд №9.
Учитель: на слайде вы видите распределение наших расходов по степени важности. Я предлагаю каждой группе привести по одному примеру на каждый из четырех видов расходов. Учитель на доске рисует маркером 4 столбца: обязательные расходы, желательные расходы, лишние расходы, статусные расходы и записывает ответы учащихся. Затем учитель разбирает верные и неверные примеры вместе с учениками и в итоге должен дать верный вариант для записей в тетрадях: · обязательные: налоги, кредиты и займы, коммунальные платежи, аренда, питание, лекарства. · желательные: хозяйственные нужды, одежда, дополнительное образование, развлечения, интернет, мобильная связь, хобби, отдых и др. · статусные: дорогие автомобили, брендовая одежда, антиквариат и пр. · лишние(то, без чего можно обойтись или то, что вредит здоровью): табак, алкоголь (включая пиво); бездумные покупки в интернете; вредная еда и др.
Учитель: наши расходы подразделяются еще и по такому критерию, как периодичность. Слайд № 10. Давайте вместе заполним таблицу на доске, но каждая группа не повторяет пример предыдущей. На доске учитель заполняет 4 столбца по ответам учеников: Регулярные, Переменные, Сезонные, Непредвиденные. В итоге после обсуждения для записи в тетради должно получитсься следующее6 · Регулярные расходы: продукты, налоги, услуги ЖКХ идр. · Переменные: одежда, обувь, косметика, бытовая техника и др. · Сезонные: расходы на приусабный участок, заготовки-консервация, подготовка к школе и др. · Непредвиденные: внезапная тяжелая болезнь, срочный ремонт техники, ликвидация последствий стихийного бедствия или аварии и др.
Блок “Планирование и оптимизация семейного бюджета”, 10 минут, слайды 11-13 Учитель: таким образом, мы видим, что тщательно анализируя каждую статью расходов, мы можем спланировать и существенно сократить их – это и называется оптимизация. Слайд № 11. Каким образом мы можем оптимизировать семейный бюджет нам предстоит выяснить.
Учитель: вы видите на слайде таблицу – слайд №12. Обычно многие начинают планировать семейный бюджет именно с такой простой таблицы. Основываясь на сегодняшнем материале, подумайте, что нужно добавить в эту таблицу, чтобы вести не только учет доходов и расходов, но и анализировать их и оптимизировать? в результате беседы учитель и ученики приходят к выводу о том, что графу “доходы”надо подразделить на две: источники дохода и сумма дохода, а графу “расходы” разделить на расходы по категориям (обязательные, срочные, нежелательные и т.д.).
Учитель: перед нами на слайде – Слайд №13 – некоторые способы оптимизации семейного бюджета и интересное название: “Финансовая подушка безопасности”. Давайте “расшифруем” все, что зашифровано на слайде. Итак. Какие способы оптимизации бюджета вы видите? -Планирование бюджета, учет доходов и расходов – две таблички. -цветные конверты – разложить суммы на обязательные расходы, сделать “неприкосновенный запас”до момента необходимых выплат; -конверт в нижнем левом углу: предлагаем собирать все чеки за покупки (их можно разделить на несколько частей: за продукты, за иные расходы и покупки) и квитанции – сохраняем все квитанции за услуги (жкх, химчистка, ремонт автомобиля и пр.). Для чего это нужно? -для налоговых вычетов; -для анализа лишних расходов; для определения четкой суммы ежемесячных обязательных расходов и пр.
И, наконец, важный вопрос: что такое “финансовая подушка безопасности”? Понятно, что это наши накопления, резерв на непредвиденные расходы. Какая сумма должны “лежать” в нашей подушке? Экономисты считают, что кратная, как миниммум 3 средним зарплатам семьи, но лучше – 6. Как вы думаете, у многих семей есть подобная “финансовая подушка безопасти”? Нет? Почему? Действительно, многие считают, что при небольших доходах управлять семейным бюджетом невозможно. Но мы с вами сегодня попытаемся применить все, что узнали, на практике и попробуем немного “поуправлять”семейным бюджетом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|