Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Людмила стефановна петрушевская




(р.1938)

Л. Петрушевская – одна из ключевых фигур в литературном процессе рубежа ХХ -ХХI веков. В ее творчестве воплотились многие характерные черты русской прозы конца ХХ в.

Ее талант исключительно многогранен: она прозаик, драматург, сценарист, поэт, автор живописных работ. Поскольку ее творчество косвенно, а иногда и непосредственно (в мемуаристике и автобиографической прозе), связано с ее биографией, начнем с биографической справки. Дедом Петрушевской по материнской линии был крупный лингвист профессор Н.Ф.Яковлев, основатель Московского лингвистического кружка. Бабушка по материнской линии - В.И.Вегер - из семьи старых большевиков, большинство членов которой были в 1930-е годы репрессированы и расстреляны. Мать и отец Петрушевской учились в ИФЛИ. В годы войны будущая писательница вместе с бабушкой и тетей жила в эвакуации в Куйбышеве. Это было голодное, тяжелое время. После возвращения в Москву в 1947-ом ее бесприютное существование продолжается, начинаются скитания по родственникам, потом она попадает в детский дом для ослабленных детей в Уфе. Эти впечатления отразились в автобиографической книге «Маленькая девочка из Метрополя» (2006), куда вошли реальные истории, повести и новеллы о жизни автора. В свою очередь они объясняют, почему в произведениях Петрушевской взгляд на мир столь трагичен, почему так много места в ее произведениях занимает описание скудного, убогого быта.

В 1961 г. Петрушевская закончила факультет журналистики МГУ, уехала на целину. После возвращения работала радиожурналистом, корреспондентом московских газет, редактором на телевидении. С 1963-го года она пробует свои силы в прозе, но ее произведения долгое время не печатали, поскольку они казались чрезмерно мрачными. Первые рассказы «История Клариссы», «Рассказчица» были опубликованы в журнале «Аврора» в 1972 г. В это же время Петрушевская начинает писать пьесы, которые и приносят ей известность. Как прозаик она становится популярна, начиная с конца 1980-х. В 1988 г. вышел сборник ее рассказов «Бессмертная любовь».

В 1990-е годы талант Петрушевской получил признание.

Одни исследователи рассматривают его в русле натурализма, другие - как продолжение традиций критического реализма, третьи - как пример неореализма, четвертые - постмодернизма.

Организационным центром художественного мира Петрушевской является точка зрения матери, болеющей и страдающей за своих детей, ущербных – тем более. Мать способна всех и все понять, а потому именно ее взгляду открывается внутренняя сущность вещей и явлений. Одновременно позиция матери представляет «слезную картину мира».

Исследователями уже не раз было замечено, что герои Петрушевской принадлежат к типу маленького человека. Следует особо обратить внимание на то, как понимается Петрушевской этот тип. Определение «маленький» используется в данном случае даже не в переносном, а в прямом смысле – такими, маленькими, требующими защиты, автор видит своих героев, а потому и не судит их, какими бы они ни были, они – ее дети. Эта сострадательная позиция матери определяет характер многих заглавий ее произведений («Дочь Ксени», «Дитя», «Доченька», «Гимн семье», «Материнский привет», «Ребенок Тамары»), специфику сюжетов, которые преимущественно связаны с семейной темой.

В жанровом отношении все произведения Петрушевской условно можно разделить на три группы: реальные, мистические и сказки. Они тесно взаимосвязаны друг с другом. В «реальных» сквозь быт проступают вечные образы и сюжеты. А мистические произведения и сказки полны современных реалий нашей обыденной жизни, которые не только не мешают размышлять об идеальном, чудесном, о том, что находится за границами реальности, а наоборот, заставляют поверить в возможность чуда.

В «реальных» рассказах и пьесахПетрушевской читателя обычно потрясает чрезмерность в нагнетании безысходных обстоятельств. Этим произведениям присущи натуралистичность в воссоздании ситуаций, страшных именно своей обыденностью. Ее герои – люди одинокие, часто неустроенные в жизни, как правило, глубоко несчастные. Причем их одиночество особого рода – одиночество среди толпы, в перенаселенной квартире, среди близких. Однако было бы ошибочно рассматривать прозу Петрушевской как очередной вариант натуралистического реализма. Не стремится она и к разоблачению пороков общества, к осуждению своих героев. Ее прозу пронизывает интонация горестной человечности, понимания и скорби. Причем это скорбь не столько по поводу несчастных судеб ее героев, «падших» и «заблудших», «униженных и оскорбленных», сколько по поводу искажения жизни в целом.

В этом ряду значим и образ «западни», который возникает в повести «Время – ночь»: «Западня захлопывалась, как она захлопывается за нами ежедневно, но иногда еще сверху падало бревно, и в наступившей тишине все расползались, раздавленные». Здесь «западня» символизирует жестокий жизненный закон, противостоять которому невозможно. Но писательница заставляет задуматься о том, как жить в мире, где нет места надежде, как обрести опору в пространстве «порочного круга». Пожалуй, единственным способом «укрепиться» в поединке с судьбой является для ее героев любовь. В связи с этим неудивительно, что тема любви - основная в творчестве Петрушевской. О чем бы она ни писала, все - о любви, пусть странной, искаженной, деспотичной, любви-муке и любви-жалости, но все же о любви и о стремлении ее обрести, стать кому-то нужным. Страстное желание разделить с кем-то душевное тепло, найти в другом отклик, поддержку – вот что объединяет всех героев Петрушевской.

Герои Л.Петрушевской любят придумывать для себя какую-то другую жизнь. Постепенно она становится для многих из них единственно истинной реальностью, способом ухода из враждебного мира, где они одиноки. В рассказах писательницы можно встретить различные варианты такого «ухода»: «случай вранья, напускания на себя важности и преподнесения всех своих действий как каких-то важных, имеющих большие последствия» в рассказе «Скрипка» или «Божественные сны», которые снятся дочери и матери в рассказе «Страна», или фильм «Мост Ватерлоо» в одноименном рассказе, где волшебный мир старого кино позволил героине, немолодой одинокой женщине, увидеть, «все свои мечты, себя молоденькую, тоненькую... и ту жизнь, которую она почему-то не прожила». Герои погружены в свои «другие миры» и постепенно начинают с трудом воспринимать реальность, которая сама напоминает искаженный «невзаправдашный» мир. Подобная ситуация уже предполагает проявление романтического дискурса. Особенно это касается тех произведений Петрушевской, в которых замкнутость «порочного круга» хотя бы на мгновение преодолевается, как это происходит, например, в рассказах «Милая дама», «Через поля». И в том, и в другом произведениях перед нами маленький жизненный эпизод, но он заключает в себе философское обобщение.

Рассказ «Через поля». Здесь именно обретение «чудного мгновения» душевной близости составляет основу сюжета. Герои – он и она – едут на дачу, в рабочий поселок. Они не были хорошо знакомы, их объединила дорога и общая компания. В пути героев застала гроза. Лил дождь, «молнии били в глинистую почву дороги», а они шли по голому полю, «оскальзываясь, на волоске от смерти и веселились». О пути, который герои прошли до дачи, где их ждали друзья, сказано: «они пережили эти четыре километра вместе» (именно «пережили», а не прошли!). Это очень важный штрих: они были вместе в этот момент, поэтому и путь по глинистому полю воспринимается ими как дар судьбы. Они чувствовали себя абсолютно счастливыми, несмотря на непогоду и на то, что дождь испортил их праздничные костюмы и прическу.

Сама по себе эта встреча ничего не изменила: его на даче ждала невеста, а ее никто не ждал, и все же это было редкое мгновение душевной общности, поэтому им и было так хорошо вместе. В компании же, куда пришли герои, существуют свои негласные порядки, они сковывают человека, делают его несвободным. Не имея возможности вести себя естественно, людям трудно найти общий язык. Героев «развели по разным углам», и в финале героиня рассказа вновь чувствует себя одинокой. Изменяется и значение образа поля в финале, теперь оно символизирует враждебное человеку пространство: «завтра и даже сегодня меня оторвут от тепла и света и швырнут опять одну идти по глинистому полю под дождем, и это и есть жизнь». Так реализуется известная метафора «поле жизни» и поговорка «жизнь прожить не поле перейти».

Хотя встреча, которая соединяет героев, мимолетна, она не может окончательно преодолеть одиночество человека, и все же это единственное, что позволяет жизни продолжаться, память о ней сохранится и будет освещать путь. Именно надежда на подобную «встречу» согревает героев прозы Л.Петрушевской, дает им силы продолжать свой бесконечный поединок с судьбой.

Подводя итог, можно заключить, что в творчестве Петрушевской, с одной стороны, воплощается важнейшее качество литературы, развивающейся в ситуации постмодерна, где возможно совмещение несовместимого, где все существует одновременно. В создании этой многомерной системы участвуют самые разные пласты отечественной и мировой культуры: фольклорная традиция, мифология, классическая литература. С другой стороны, в ней выражается не постмодернистская эклектичность, а широта взгляда писателя на мир и человека. В подвижной, динамичной художественной системе Петрушевской есть стержень – точка зрения матери, любовь к человеку. Самой своей природой эта система нацелена на преемственность. В творчестве Петрушевской воплощается наиболее перспективный путь развития современной литературы - путь восстановления прерванных связей, усвоения культурного наследия прошлого и соотнесения его с задачами новой эпохи.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...