Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Жизнь, деятельность и педагогические взгляды А.У. Зеленко




Введение

 

В 1899 г. в Бруклине (США) был создан первый в мире детский музей. С этого времени начинается история совершенного нового типа музея, в котором все - состав коллекций, приемы экспонирования, методы и формы работы с аудиторией - имеет свою специфику, обусловленную ориентацией на интересы и потребности детей.

За прошедшее столетие число и популярность детских музеев значительно возросли. Наша страна не стала здесь исключением, тем более что в России существуют давние, хотя и не достаточно хорошо освоенные традиции создания подобных музеев.

Сбываются слова, которые принадлежат А.У. Зеленко: «Современный музей - живой, деятельный общественный институт, а не кладбище искусства или науки, работающий при этом не только со взрослыми, но и с детьми, является последним детищем цивилизации ХХ века. Вслед за ним идет еще одно новое создание культуры человечества - самостоятельный детский музей… обслуживающий интересы «маленького народа» так же широко, как это делают современные общие музеи для взрослых».

Конструктивные предложения автора об устройстве новых, специализированных музеев для детей, к сожалению, не были реализованы им на практике и получили новый толчок развития несколько десятилетий спустя. В течение долгого времени не переиздавались интереснейшие и, увы, доступные только немногим труды Зеленко. Лишь недавно был по достоинству оценен исследователями его вклад в развитие отечественной музейной педагогики. Именно поэтому рассмотрение детского музея как лейтмотива педагогической деятельности А.У. Зеленко представляется нам как никогда актуальным.

Сегодня, обращаясь к поискам отечественных ученых и педагогов первой четверти ХХ века, мы понимаем, что многие «современные» теории и методики корнями уходят именно в то время.

Целью работы является изучение концепции детского музей А.У. Зеленко.

В соответствии с целью курсовой работы необходимо решить следующие задачи:

)   изучить жизнь, деятельность и педагогические взгляды А.У. Зеленко;

)   раскрыть концепцию детского музея А.У. Зеленко.

В ходе изучения вопросов курсовой работы применялись методы системного анализа теоретического и практического материала, общенаучные методы и приемы (научная абстракция, анализ и синтез, группировки, сравнения, обобщения).

При написании курсовой работы была использована учебная и монографическая литература.

 

 


Жизнь, деятельность и педагогические взгляды А.У. Зеленко

 

Александр Устинович Зеленко (1871-1953) - архитектор и выдающийся педагог, один из организаторов первых внешкольных учреждений в России, автор идеи и проекта Детского Дворца (Дворца-Музея ребенка). А.У Зеленко внес большой вклад в разработку теории и практики политехнического образования, одним из первых поставил проблему создания специальной архитектуры для детей.

В 1894 году А.У. Зеленко окончил Институт гражданских инженеров в Петербурге. В 1897-1900 - городской архитектор в Самаре. Строит памятники в русском стиле (Губернская земская управа) и в стиле раннего модерна (дом Курлиной). Самарская карьера Зеленко складывается удачно, но в 1900 он переезжает в Москву, работает с Ф.О. Шехтелем над павильонами выставки в Глазго, организует вместе со своим сверстником И.А. Фоминым Женские архитектурные курсы. В 1902-1903 строит свою первую московскую работу - «сказочный» доходный дом на Тверском бульваре, 12 (дом утратил первоначальный декор). Участвует в проектировании неоклассического Коммерческого училища (нынешняя РЭА им. Г.В. Плеханова). Также преподавал рисование в одной из московских гимназий.

В 1903-1904 Зеленко путешествует по CША. Там в его мировоззрении происходит перелом - Зеленко принимает решение посвятить жизнь просвещению. В США он познакомился с постановкой воспитания и обучения детей и деятельностью специальных поселений интеллигенции среди бедных слоев - «сетлементов», созданных с целью проведения просветительной работы.

В США в период с 1899 по 1925 г. появилась целая группа музеев, которые в своей деятельности опирались на педагогические концепции.

Первый из них - Бруклинский детский музей (Нью-Йорк) - был создан по инициативе учителя естественной истории А. Галупп. Согласно ее концепции, музей должен стать средой, где дети не только имеют возможность видеть разнообразные экспонаты, но и ощущают себя свободными участниками интересных и разнообразных событий, приключений, действий. Основой музейной коллекции послужили здесь экспонаты, подаренные в 1899 г. Бруклинским музеем искусства и естествознания, дополненные разнообразными моделями.

В начале XX в. детские музеи появились в таких крупных гopoдах США, как Бостон, Детройт, Индианаполис и т.д. Все они были продуктом частной педагогической инициативы, ориентированной на образовательные запросы общества.

Детский музей в Бостоне, основанный группой университетских преподавателей и школьных учителей, по примеру Бруклинского активно использовавший на занятиях в школе коллекции местного музея естественной истории, впервые в музейной практике организовал специальные обучающие программы для слепых и глухих детей.

В отличие от двух названных музеев, Детская комната Смитсо-новского института стала прообразом школьных (детских) отделов при музеях. В ее экспозиции было немало «живых экспонатов» - рыб, птиц, животных, что отвечало концепции этого оригинального музея, выраженного и во встречавшем детей у входа на экспозицию лозунге: «Знания начинаются с удивления и открытия».

Детские музеи США стали стимулом для разработки концепции отечественного Детского музея.

Вернувшись в Россию, Зеленко сблизился с кружком педагогов С.Т. Шацкого. В 1905 году основал вместе с педагогами С.Т. Шацким и Л.К. Шлегер летнюю детскую трудовую колонию в Щелково (Московской области.).

Условия жизни на даче были так примитивны, что детям поневоле пришлось все время заботиться о себе. И действительно, все, что нужно было для обихода, было постепенно сделано ими самими. Обо всем детям нужно было подумать: сколько и где достать провизии, как приготовить обед, ужин.

Руководители колонии поставили себе за правило оказывать как можно больше доверия детским мыслям и желаниям. Отсюда постепенно возникла в колонии атмосфера дружной семьи с искренними отношениями.

Дети с охотой принимали участие в обсуждении всего распорядка жизни и вносили сообща в эту жизнь много ценного. Порядок в колонии не устанавливался взрослыми. Он налаживался постепенно, вырабатываясь самой жизнью. Дети вкладывали много сил в установление его, поэтому они очень скоро стали его ценить. Единственным наказанием было «замечание», делаемое общим собранием за проступки, главным образом против общественности. После трех замечаний виновный должен был оставить колонию.

В результате этого первого опыта у А.У. Зеленко сложились такие убеждения:

¾ дети влияют друг на друга сильнее, чем старшие на них;

¾ все заботы воспитателей должны свестись к созданию дружного детского общества;

¾ авторитет старших только тогда и действителен, полезен и высок, когда в нем нет принудительного элемента,

¾ дети должны чувствовать доверие к себе со стороны старших, т.е. что для взрослых нужен авторитет не силы, а знания, опытности и любви к детям.

В 1905 году А.У. Зеленко и С.Т. Шацкий открыли первый в России клуб для детей.

Многогранная деятельность Зеленко осуществлялась в русле широко распространенных в начале ХХ века идей свободного воспитания, свободы личности, самообразования и т.д. По инициативе А.У. Зеленко и С.Т. Шацкого было создано общество «Сетлемент» - нечто вроде поселка для детей и подростков из малообеспеченных семей, с входящими в его состав мастерскими (слесарной, столярной и швейной).

Сама жизнь вылила в определенные формы те идеи, которые были положены в основу работы нового общества. Работа эта поддерживалась главным образом доверчивыми, глубокочеловеческими отношениями сотрудников с детьми и их семьями. Работа эта должна была ободрять, давать толчки к развитию сил ребенка, приучать его помогать себе и стараться достигнуть хотя бы и маленькой цели, но своим трудом, своими мыслями. Она должна была создавать у детей привычку думать о других, укрепляя в них чувства человечности.

Важно было видеть в детях не просто учеников, пришедших в «Сетлемент» поучиться читать, писать, пилить, строгать или шить, но и близких знакомых, и если возможно, то и друзей. Эту неуловимую, тонкую, но ясно понимаемую чуткими людьми черточку хотелось передать и детям, и только это заставляло участников «Сетлемента» так дорожить дружностью и бодростью работы в нем, пренебречь ради этого многими удобствами жизни и, поселившись там же, где шла их работа, устроить для нее культурную, человеческую обстановку.

В новом, специально отстроенном доме, благодаря удобствам помещения, детские занятия пошли особенно успешно; развертывались детские силы и способности, и три группы сотрудников «Сетлемента» могли теперь с новыми силами приняться за работу.

Одна группа создавала экспериментальную народную школу и детский сад. Руководители школы, не удовлетворяясь той постановкой школьного дела, при которой дети, главным образом пассивно, воспринимают школьную науку, работая почти исключительно памятью, что не свойственно натуре ребенка, стремились дать ученикам, кроме умственной, физическую и художественную работу. Ребенок приобретает познания прочнее и глубже, если он сам изображает, как может, те явления или делает те предметы, о которых ему говорят; таким образом у него систематически упражняются и зрение, и слух, и мускулы, приобретается некоторый навык к работе и развиваются творческие способности.

Детский сад служил подготовительной ступенью к школе. Благодаря одинаковым методам работы дети, переходя от детского сада к школе, не чувствовали никакой разницы.

Вторая группа с А.У. Зеленко во главе занялась устройством ремесленных курсов для подростков-учеников, находящихся «в ученье» у мелких хозяев-ремесленников. В доме «Сетлемента» открылись мастерские - переплетная, слесарная и столярная для мальчиков и швейная - для девочек. Любопытно было видеть, с каким ожесточением набросились, и притом еще после своего трудового дня, эти подростки на работу в новой, свежей, человеческой обстановке.

Третья группа руководила детскими клубами в приюте.

Это была новая детская жизнь, поддерживаемая самыми здоровыми настроениями. Стали намечаться новые группы детей.

Одной из первых образовалась группа любителей земледелия. Она обосновалась в маленькой комнатке, приспособленной для занятий по естествознанию. Здесь же приютилась смешанная группа мальчиков и девочек, жаждущих образования. Они очень интересовались химией, физикой, географией.

Другая комната чаще всего видела у себя две группы: фотографов и астрономов. Фотографы были очень деятельны. Прежде всего они поставили себе практическую цель - сделать каждому по аппарату. Некоторым это и удалось.

Астрономия всегда нравилась детям. Но теперь появился в «Сетлементе» настоящий телескоп, пятидюймовый рефрактор. Для него была построена башня.

Самым оживленным помещением в доме была большая комната для ручного труда. Здесь стояли верстаки, стол со слесарными тисками, паяльная лампа, было много досок, лежали всевозможные инструменты и материалы. По утрам эта комната была занята школой или детским садом, по вечерам в разных углах кипела настоящая работа: здесь мастерили электрические элементы, компасы, машины, звонки, которые затем ставились ребятами в своих квартирах; тут же делали модели разных построек, лепили из глины.

Все шкафы и полки были загромождены всякими вещами, созданными неутомимыми детскими руками.

При том значении, которое «Сетлемент» придавал детскому творчеству, само собой разумеется, что искусство должно было занять в нем большое место. Художник, скульптор и музыкант были любимыми гостями «Сетлемента».

В новом доме создался целый хор серьезно относящихся к музыке ребят. К концу года дело настолько наладилось, что хористы взялись за разучивание маленькой оперы. Ее намеревались поставить на маленькой сцене в общем зале «Сетлемента». Декорации взялся писать художник Симов, сотрудник Художественного театра. Театральное искусство, понятно, было для детей одним из самых любимых. Спектакли имели ту хорошую сторону, что они очень объединяли детей.

Наиболее тихим местечком была небольшая комната, уютная по настроению, обыкновенно создававшемуся в ней, - читальня вместе с библиотекой. Здесь стояло два стола. И обыкновенно можно было застать там кружок детских головок, наклонившихся над большой книгой с картинами, и среди них сотрудника, который тихо ведет какой-нибудь рассказ; тишина тут была законом.

Такова в общих чертах была умственная, художественная и трудовая жизнь детского «Сетлемента». Влияние его не ограничивалось детьми. Оно переходило и на их родителей, которые заинтересовывались рассказами детей и приходили в «Сетлемент» познакомиться с сотрудниками. Матери особенно часто посещали женщину-врача, которая с величайшей охотой шла навстречу материнским заботам и их желанию посоветоваться о детях.

Некоторые из родителей, несмотря на свой трудовой день, предлагали свое участие в работе сотрудников: с их помощью велись рукоделие, черчение и фотография.

Начало общественности, складного человеческого общежития, совместной работы, взаимопомощи, заботы об общих нуждах были предметом горячих забот «Сетлемента». Детям уже привычно было заботиться о порядках в тех помещениях, которые были заняты ими. Они самостоятельно предложили сотрудникам устроить хозяйственную комиссию из детей и сотрудников. Эта комиссия должна была заботиться о порядке по всему дому и составлять правила, обязательные для всех.

В «Сетлементе» дети не были «отдельными посетителями», это было живое детское общество, сознававшее себя участником общего дела, общей жизни.

Иногда это сознание выражалось особенно ярко. Как-то раз в воскресный день произошла драка на дворе «Сетлемента» между столяром, работавшим постоянно в мастерской, и каким-то крестьянином, привезшим дрова. Это узнали трое подростков. Они попросили собрать всех детей и на собрании высказали свое негодование на столяра. Он стал бить мужика и этим опозорил «Сетлемент». Столяра позвали для объяснений. Тот пришел и стал оправдываться. Дети чрезвычайно внимательно отнеслись ко всему происшедшему, но нашли, что нет оправдания человеку, побившему другого, и предложили столяру извиниться перед всем «Сетлементом». Столяру передалось настроение детей, он перестал оправдываться, сказал: «Прошу прощения у «Сетлемента» - и ушел, заметно сконфуженный. В этот момент было отрадно наблюдать серьезность детей, понявших, что в «Сетлементе» есть нечто такое, с чем грубость и неприязнь не вяжутся.

Следует также отметить, что по архитектурным проектам Зеленко было построено много школ в российской провинции, в частности, в Саратовской губернии. Кроме того, он вел активную педагогическую работу, в 1905-1909 преподавал на Пречистенских рабочих курсах и в воскресных школах.

После закрытия «Сетлемента» Зеленко был даже арестован «за попытку проведения социализма среди маленьких детей». После этого он опять уехал в Америку, где находился с 1909 по 1910 год. Вернувшись в Россию, принял активное участие в работе общества «Детский труд и отдых», сотрудничал в журналах «Свободное воспитание» и «Для народного учителя». С 1911 по 1917 читал лекции в университете Шанявского. После Октябрьской революции вел научно-исследовательскую и преподавательскую работу в Институте методов внешкольной работы и различных педагогических учреждениях.

В середине 1920-х годов А.У. Зеленко снова побывал за границей. Мотивом его поездки был глубокий интерес и желание изучить формы внешкольного обучения и воспитания в США, в Европе (Англии, Германии) и Японии. Анализ зарубежного опыта и личные впечатления легли в основу книг А.У. Зеленко. Во всех его работах можно выявить как новаторские музейно-педагогические идеи, так и настойчивое желание воплотить их в жизнь.

Внимательное чтение книг Зеленко позволяет приоткрыть некоторые грани личности автора. Например, в работах конца 1920-х годов им цитируется расстрелянный за участие в контрреволюционном заговоре поэт Н. Гумилев, что свидетельствует не столько о его литературных пристрастиях Александра Устиновича, сколько о человеческой смелости, поскольку в те годы к занятию педагогикой допускались лишь «идеологически выдержанные люди». Именно в это время Зеленко приходилось работать и с голодными петроградскими подростками, и с только что пойманными карманниками дошкольного возраста. Не хватало не только учебников и учебных пособий, но и дров, чтобы протопить школу. Тогда Зеленко приобрёл массу наблюдений, на основании которых он вынес убеждение о том, что «главная игрушка - воображение ребёнка».

Тяжёлые условия не только не сломили педагога, но и научили использовать любые возможности для обучения и воспитания: «Мы собирали с детьми вырезки из аляповатых узоров газетных реклам, обёртки узоров на чае, мыле, кофе, духах, дешёвые обои, кусочки дешёвого ситца, грубые лубочные картинки, сопоставляли их с сравнительно удовлетворительными открытками, литографиями, приложениями к журналам и с хорошими воспроизведениями картин или художественными фотографическими снимками портретов и видов природы. Дети охотно приносили из дома образцы того бедного красотой узора, который встречается им в быту, и сравнительно в короткое время их оценка прелести красоты повышалась и давала много радостных моментов и им самим, и руководителям». Непосредственный контакт с детьми, постоянное общение с ними, а также понимание необходимости решения сложных педагогических задач, особенно в период экономической разрухи, послужили толчком к размышлениям Зеленко о роли учреждений образования и культуры, в том числе и музеев, в их решении. «Годится ли <…> для детей старый тип музея, выросший из случайно накопленных богатств человеческой культуры, устроенный большей частью в доме, не приспособленном к удовлетворению несдержанных детских реакций, и размещающий свои коллекции в порядке, скорее удобном для систематического ума взрослого, а не для детских пытливых интересов». Риторический вопрос, заданный А.У Зеленко, предполагал отрицательный ответ, поскольку сам ученый был убежден в необходимости организации специального детского музея. Поэтому он предложил свою модель детского музея. Творчески переработав усвоенный зарубежный опыт, он дополнил его рядом нововведений, обусловленных спецификой образования в Стране Советов и личными педагогическими наблюдениями: «…окружающая жизнь прямо бурлит своими подсказами того, чем мог бы быть детский музей». Таким образом, мотивацией появления замысла Зеленко послужили как объективные исторические условия его педагогической деятельности, так и глубокая внутренняя убежденность в актуальности и жизнеспособности его главной идеи.

А.У. Зеленко внес большой вклад в исследование внешкольного образования, одним из первых поставил проблему создания специальной архитектуры для детей, изучал американскую педагогику и предлагал пути использования ее достижений в отечественном образовании.

Его основные идеи получили отражение в следующих работах: «Детские музеи в Северной Америке» (1925); «Школьный музей» (1927); «Детские парки» (1938).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...