Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Концепция детского музея А.У. Зеленко




детский музей сетлемент зеленко

Книга «Детские музеи в Северной Америке» была написана под сильным впечатлением поездки за границу («за чертополох») и наполнена парящей фантазией о возможностях применения зарубежного опыта в России. В последующих трудах доминирует явное «приземление», то есть осознание автором ограниченности ресурсов в силу тяжёлого положения страны, в которой он живет и работает. Однако некоторые новшества в музейном деле, увиденные за океаном, удалось претворить в жизнь. Например, когда так понравившиеся А.У. Зеленко в Америке «жизненные группы» были впервые показаны, в СССР, на них началась мода. «Такие панорамы начинают работаться в школах и даже в детских садах. Увлечение ими иногда принимает даже опасные размеры, и они могут быть полезны лишь в том случае, если их замысел строго приноровлен к будущей внутренней и внешней работе самой школы». Показательна позиция Зеленко: увлекаясь тем или иным новшеством, тем не менее, он не теряет ни чувства меры, ни чувства реальности. Автор не только анализирует практическую сферу деятельности зарубежных музеев, но и демонстрирует глубокое осмысление современных ему учений и концепций. Часто ссылаясь на работы М. Монтессори, Де-Кроли, Уольса, а также других психологов и педагогов, он пытается увязать иностранный опыт с достижениями русской и советской педагогики. Мотивировки поступков Зеленко на педагогическом поприще кроются, на наш взгляд, в его особом, пристальном внимании к внутреннему миру человека, творческому потенциалу личности, в убеждении об изначальной способности к саморазвитию, а также в тонком понимании особенностей детской психологии.

В 1920-е годы он пытался применить на практике «американский метод» организации занятий с детьми, основанный на стимулировании радости в процессе познания, а сам процесс осуществлялся за счет «подключения» всех органов чувств. Его методика корреспондируется с современным пониманием игры, поскольку, по мнению Зеленко, пространство Детского музея помогает ребенку «проиграть» все этапы вхождения и в мир музея, и мир взрослой жизни.

Свою концепцию детского музея Зеленко основывал на чувственном восприятии мира ребенком, откуда берет начало его идея «музея-дворца», который предполагалось устроить так, чтобы включить в процесс восприятия экспозиции музея весь комплекс ощущений ребенка.

Детский музей, по мнению А.У., должен служить интересам «маленького народа так же широко, как это делают современные музеи для взрослых». Идея создания детского музея, подчеркивал А.У. Зеленко, чрезвычайно важна, «потому, что при помощи такого музея, мы сокровища материальной культуры приводим к детям именно в том возрасте, когда они начинают жадно интересоваться окружающим».

В представлении Зеленко, детский музей - это экспериментальное и новое явление, следовательно, он должен быть максимально мобилен, приспособлен для перестановок и опытов, готов к переменам. В связи с этим его коллекции должны состоять из предметов, позволяющих детям брать их в руки, рассматривать, изучать устройство, то есть осуществлять тактильный контакт с ними. Следовательно, детский музей, учитывающий интересы детей, с одной стороны, позволяет проявляться «детским реакциям в более активной и плодовитой для их развития форме», а с другой - открывает взрослым широкие возможности для изучения природы детского развития.

А.У. Зеленко разработал стройную структуру детского музея, которая ярко свидетельствует о новаторском характере музейного проекта. По его мнению, в музее должны быть «смешная комната», «комната детских игр, игрушек и кукол», «комната детских коллекций и любимых вещей», «комната приключений и диковинок», «комната света и тьмы», «комната вкусных вещей», «комната звуков, шумов и музыки», «комната любопытных запахов», «комната ощупай и угадай», «открытий и изобретений», «замечательных людей» и др.

Зеленко считал необходимым с помощью костюмов разных эпох создать в музее атмосферу погружения в прошлое.

А.У. Зеленко был убежден в том, что надо с первых же шагов по музею привлечь маленьких посетителей на свою сторону, ибо «упражнения мало дают, если их сроднить со скукой». Основная задача всех этих комнат, состояла в том, чтобы показать ребенку, что «музей - это дом чудес из детского же мира… а не что-то такое, куда его тащат на скучную прогулку».

А.У Зеленко подчёркивал необходимость равномерного развития пяти органов чувств: «В то время как старая школа пользовалась больше всего слуховыми реакциями, а новая всё больше опиралась на зрительные, остальные три органа чувств почти не используются и недостаточно развиваются». Зеленко считал необходимым и возможным приобщать детей к музею с самых ранних лет. Однако характер музейной работы с дошкольниками не был им окончательно разработан. Размышляя по этому поводу, он писал: «Остаётся одно затруднение: если позволить малышам играть с выставленными предметами, то музей невольно превратится в детский сад, а если не позволить, то в музее будет устроен довольно громкий концерт детского плача и придется сильно разочаровывать детей».

Введенный в структуру музея «Отдел общественных интересов и современной жизни», не существовавший ни в одном детском музее за рубежом, был вынужденной данью политизации воспитания в системе советского народного просвещения. Но при этом многое разрабатывалось впервые. В том числе были предложены: специальная детская музейная библиотека; ресторан или столовая при музее; аудитория для проведения общественных мероприятий; кинозал.

Таким образом, детский музей создавал все условия и предоставлял возможности ребенку провести собственное «исследование» и творить самому сначала в знакомом ему реальном мире, а затем в мире искусства как высшей ступени проявления человеческого духа. «Своеобразная задача детского музея лежит в том, чтобы вызвать сначала более активную реакцию у детей, затем более утонченную и сложную по чувствительным качествам и, наконец, помочь самостоятельной творческой работе интеллектуального характера».

А.У. Зеленко мечтал о превращении детского музея в Детский дворец - Музей-Дворец ребенка, который стал бы целым центром, подобным американским культурным поселкам («сетлементам»), со своим театром, парками, творческими мастерскими.

Главной идеей Детского музея было активное участие детей, которое проявлялось в возможности «погружения» в определенную социальную ситуацию при «активном взаимодействии» с экспозиционным материалом.

Педагогические задачи детского музея заключаются в:

¾ развитии и формировании визуальной грамотности и мышления;

¾ постижении языка музейного памятника;

¾ освоении - через игру, иные педагогические приемы и формы, а также современные видеокомпьютерные технологии - специфики изобразительного искусства во всей глубине и многомерности его содержания;

¾ полихудожественном развитии ребенка через различные формы студийно-кружковой работы;

¾ развитии межличностной коммуникации на основе профильного музею материала и музейной среды.

Принципы функционирования детского музея:

¾ наглядность;

¾ интерактивность и полифункциональность музейного пространства;

¾ психологическая комфортность и безопасность деятельности в этом пространстве;

¾ обеспечение необходимых условий для занятий детей материально-художественной деятельностью;

¾ презентация результатов такой деятельности;

¾ исследование этих результатов.

Несмотря на то, что идея строительства детского дворца-музея была поддержана несколькими московскими музеями и некоторыми сотрудниками Наркомпроса, проект, опередивший время, не получил практического воплощения.

Частично свои идеи А.У. Зеленко воплотил в создании четырех выставок для детей, состоявшихся в 19251929 гг.: «Для детей - про зверей», «Что чем движется», «Как учились прежде и учатся теперь», а также выставка к юбилею детской книги. На этих выставках проводились музейные игры и интересные для детей экскурсии. Разрешалось трогать руками дубликаты и играть с ними. На выставке «Что чем движется» дети катались в колясочке китайского рикши, на выставке «Как учились прежде и учатся теперь» писали на глиняных и навощенных табличках, как древние египтяне и греки. Юным посетителям предоставлялось право выразить свое отношение к экспонатам и быть активными участниками музейного процесса. Около тех экспонатов, которые им наиболее понравились, ребята оставляли специальные билетики. На выставке применяли вопросы и загадки вместо аннотаций к экспонатам. Ребенок решал их и самостоятельно догадывался, что находится перед ним

В 1930-50-е годы в условиях тоталитарного режима дальнейшее развитие детского направления в педагогической науке и экспериментов в практической педагогике, в том числе и в музеях, было невозможно. Идеи А.У. Зеленко оказались не востребованными, и он был вынужден отойти от музейно-педагогической деятельности. В 1947 году он защитил диссертацию по архитектуре и начал работать в Научно-исследовательском институте художественного воспитания АПН РСФСР.

Своеобразное возрождение интереса к игре в пространстве музея, особенно применительно к детской аудитории, происходит с начала 1970-х годов. Многие отечественные музеи начали организовывать специальные выставки для детей, галереи и музеи детского изобразительного творчества, в которых в качестве основного метода использовалась игра. Так, возросший интерес к игре проявился в том, что в Москве и Подмосковье была создана сеть объединений и клубов друзей игры, ставивших задачу возрождения забытых народных игр.

С 1990-х годов игра становится одним из ведущих музейно-педагогических методов взаимодействия музеев с детской аудиторией, подтверждая свою эффективность в решении актуальных культурно-образовательных задач. Педагогически осмысленным музейным пространством, где основным методом взаимодействия выступает игра, можно считать специальные Детские музеи, интенсивно развивающиеся в это время. Так, в 1993 году открылся первый в России самостоятельный детский музей в городе Ноябрьске, Тюменской области. Его сотрудниками была декларирована идея о вовлечении детей во все виды музейной деятельности. Они полагали, что «цель музея - знакомить детей с широким кругом проблем, стоящих перед современным человеком, создавая условия для активного участия юных посетителей в музейной коммуникации и разнообразных видах музейной деятельности». Экспозиция музея состояла из нескольких отделов, включающих творческую мастерскую, экспозиционную и игровую зоны. Через два года в Москве появился Детский музей «Дом сказок «Жили - были». Экспозиция музея представляет предметы русского быта, которые отражают содержание русских народных сказок. Музей создан при активном участии педагогов, фольклористов, артистов-кукловодов. Они определили главное направление в работе с детьми: «активное участие детей, их перевоплощение в сказочных персонажей с помощью кукол, костюмов, ролевых игр». Активное использование игры не только как метода педагогического воздействия, но и как объекта музеефикации нематериального культурного наследия и включения его в современную социокультурную жизнь демонстрирует опыт Детского музея - клуба «Игры Ю.А. Гагарина», организованного при объединенном мемориальном музее Ю.А. Гагарина, в экспозиции которого дети играют в игры, популярные среди их сверстников в 1930-1950-е годы.

Одним из наиболее интересных примеров Игровой интерактивной зоны, оформленной как интерьер традиционного русского дома XIX - начала XX века, в пространстве классического музея является Детский этнографический центр (ДЭЦ) при Российском этнографическом музее (1997). Основная часть занятий для дошкольников и младших школьников проводится на территории Игровой зоны и объединена под названием «Крошка - этнограф». В Детском этнографическом Центре представлены традиционные элементы русского дома и подворья: ворота, лавки, печь, красный угол, благодаря которым дети знакомятся с традиционной культурой и бытом русского народа в игровой и театрализованной форме.

 


Заключение

 

А.У. Зеленко внес большой вклад в исследование внешкольного образования, одним из первых поставил проблему создания специальной архитектуры для детей, изучал американскую педагогику и предлагал пути использования ее достижений в отечественном образовании. Его основные идеи получили отражение в следующих работах: «Детские музеи в Северной Америке» (1925); «Школьный музей» (1927); «Детские парки» (1938).

А.У. Зеленко привез из Америки идею, что «дети являются работниками будущего», и она была воспринята ими как «учебно-воспитательное знамя». Особое внимание уделялось созданию условий для самореализации детей в труде, социальном, художественном и техническом творчестве.

Свою концепцию детского музея Зеленко основывал на чувственном восприятии мира ребенком, откуда берет начало его идея «музея-дворца», который предполагалось устроить так, чтобы включить в процесс восприятия экспозиции музея весь комплекс ощущений ребенка. Идея создания детского музея, подчеркивал А.У. Зеленко, чрезвычайно важна, «потому, что при помощи такого музея, мы сокровища материальной культуры приводим к детям именно в том возрасте, когда они начинают жадно интересоваться окружающим».

В представлении Зеленко, детский музей - это экспериментальное и новое явление, следовательно, он должен быть максимально мобилен, приспособлен для перестановок и опытов, готов к переменам. В связи с этим его коллекции должны состоять из предметов, позволяющих детям брать их в руки, рассматривать, изучать устройство, то есть осуществлять тактильный контакт с ними.

А.У. Зеленко разработал стройную структуру детского музея, которая ярко свидетельствует о новаторском характере музейного проекта. По его мнению, в музее должны быть «смешная комната», «комната детских игр, игрушек и кукол», «комната детских коллекций и любимых вещей», «комната приключений и диковинок», «комната света и тьмы», «комната вкусных вещей», «комната звуков, шумов и музыки», «комната любопытных запахов», «комната ощупай и угадай», «открытий и изобретений», «замечательных людей» и др.

Таким образом, детский музей создавал все условия и предоставлял возможности ребенку провести собственное «исследование» и творить самому сначала в знакомом ему реальном мире, а затем в мире искусства как высшей ступени проявления человеческого духа.

Несмотря на то, что идея строительства детского дворца-музея была поддержана несколькими московскими музеями и некоторыми сотрудниками Наркомпроса, проект, опередивший время, не получил практического воплощения. Частично свои идеи А.У. Зеленко воплотил в создании четырех выставок для детей, состоявшихся в 19251929 гг.: «Для детей - про зверей», «Что чем движется», «Как учились прежде и учатся теперь», а также выставка к юбилею детской книги.

 

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...