Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Профессионально важные качества социальных работников в условиях становления рыночной экономики




Становление социальной работы как профессиональной деятельности в Республике Беларусь


Расширение функций социальных служб и социальных работников

 

Современная социальная работа носит многопрофильный, межведомственный характер, а это влечет за собой не только необходимость выполнять множество различных функций социальными службами и социальными работниками, но и требует высокого профессионализма кадров, научной постановки всей социальной практики.

В научной и учебной литературе по социальной работе существует ряд подходов к определению функций, объемов и методов деятельности социальных служб и социальных работников. И это естественно, ибо единообразие не приносит долгосрочных успехов, а поиск нестандартных решений всегда может вывести на более эффективный путь деятельности. Вместе с тем похожесть человеческих проблем предопределяет наличие наиболее общих закономерностей, технологий и принципов их решения в рамках деятельности социальных служб, а также на контактном уровне.

Следуя подходу доктора психологических наук С.А. Беличевой (Россия), выделим основные (наиболее общие) функции социальных работников и органов по труду и социальной защите, ориентированные на решение проблем социальной защиты населения на научно-профессиональном уровне. Это: аналитико-информационная функция; прогностическая функция; организационно-управленческая функция; социально-бытовая функция; функция укрепления семейно-брачных отношений; функция поддержки репродуктивности семьи; социально-профилактическая функция; социально-реабилитационная функция; функция социально-правовой и социально-экономической поддержки; социально-психологическая функция; социально-педагогическая функция и др. (см. рис.4.1).

Рис. 1 Основные функции современных специалистов социальной работы

 

Все эти функции теснейшим образом взаимодействуют между собой, реализуя комплексный подход к решению сложных задач человеческой личности как единого целого.

Рассмотрим подробнее содержание некоторых функций.

Прежде всего – аналитико-информационной и прогностической. Заметим, что аналитическая и информационная функции присущи всем видам человеческой деятельности. Именно с анализа, с получения соответствующей информации и определения теоретической концепции начинается управление любыми процессами жизнедеятельности человека. Социальная работа также опирается на информацию, получаемую в результате анализа социальной сферы. Прежде всего, это: анализ и получение информации по проблемам занятости, условий труда, уровня доходов; анализ и получение информации о деятельности отраслей социального обслуживания; получение информации о криминогенной обстановке; анализ социальной структуры населения; изучение образа жизни людей (условий, качества, стиля жизни); анализ экологических условий; анализ и получение информации о здоровье населения, занятии спортом, физкультурой, об использовании бюджета времени и т.п. Иными словами необходимо иметь социально-демографическую информацию, медико-социальную информацию, информацию криминального характера Важно знать, какое место, какую часть в общем населении района, области, занимают группы социального риска, т.е. те группы, которым необходимо оказывать социальную помощь, социальную защиту.

На основе анализа делаются расчеты, определяется потребность в дополнительных лечебных, учебно-воспитательных, реабилитационных, консультационных и других социальных службах и институтах, о действиях, необходимых в данном регионе, т.е. прогнозируется будущее состояние социальной работы в данном регионе, определяется ее политика, включая такие компоненты, как развитие социальной инфраструктуры, профилактическая деятельность, предупреждение негативных изменений в медико-социальном, криминальном состоянии населения, уменьшение групп социального риска в общем составе населения региона и т.п. Таким образом, аналитико-информационная и прогностическая функции социальной службы являются исходным, исключительно важным компонентом всей социальной работы в том или другом регионе, коллективе.

Объемной и исключительно ответственной является организационно-управленческая функция, которая предполагает не только решение вопросов организационного, кадрового характера данной службы, но и координацию усилий в части социальной защиты других ведомств таких, как: здравоохранение, народное образование, культура, спорт, правоохранительные органы, службы коммунального хозяйства, общественные и благотворительные организации и др. Многоплановость и объемность задач социальной работы с управленческой точки зрения предопределяет структурные построения органов социальной защиты и их функции. Западные специалисты, например, в систему социальной работы включают: индивидуальную социальную работу, групповую социальную работу, организацию сообщества, административную социальную работу, социологические исследования, социальную политику, планирование, непосредственную клиническую практику, семейную и брачную практику и другие виды микропрактик, а также то, что называется общей практикой социальной работы, объединяющей микро- и макроуровни («Словарь социальной работы» Р. Брокера). Если внимательно присмотреться к тем проблемам, которые решают органы по труду и социальной защите у нас, их перечень не будет меньшим, скорее - наоборот. Это еще раз говорит о том, что обеспечение результативности социальной защиты невозможно без координационных, организационных действий, без управления. На каждом из уровней необходима оценка состояния, выработка и принятие соответствующих решений (планирование), организация их реализации, контрольная деятельность.

Органы социальной защиты решают вопросы материально-технического, кадрового обеспечения, развития системы социальных служб данного региона, которые занимаются проблемами медико-социального, социально-бытового, социально-правового характера и другими вопросами социальной защиты различных групп населения, налаживая организационные связи, координируя и контролируя соответствующие службы.

Исключительно важной функцией социальных служб является контроль за исполнением решений вышестоящих и местных органов власти, касающихся проблем социальной политики и защиты населения, укрепления здорового образа жизни, высокой культуры общения.

С организационно-управленческой точки зрения социальная работа рассматривается как открытая система, имеющая тесные связи с другими системами жизнедеятельности человека (экономической, политической, духовной). Такие же связи имеет каждая конкретная структура (орган) социальной защиты. Налаживать эффективное взаимодействие между всеми компонентами социальной сферы в целях решения вопросов социальной защиты – главная задача организационно-управленческой функции социальной работы.

В самостоятельный блок можно выделить функции, связанные с проблемами семьи, детства, когда соответствующим службам приходится решать вопросы укрепления семейно-брачных отношений (организация служб знакомств и служб доверия, медико-психологических консультаций для супругов и людей, вступающих в брак, организация семейного досуга и др.), а также поддержки репродуктивности семьи (создание медико-социальных, социально-бытовых и социально-психологических условий, обеспечивающих здоровое физическое и социальное развитие детей, организация медико-генетических и психолого-педагогических консультаций, создание служб планирования семьи, социально-медицинского патронажа и др.).

К этому блоку значительной своей частью примыкают психологическая и педагогическая функции, хотя их роль распространяется и на другие группы населения (создание воспитывающей, педагогически организованной среды, утверждения здорового образа жизни, хороших соседских взаимоотношений, культурного досуга, развития физкультуры и спорта и т.п.).

Функция социально-правовой и социально-экономической поддержки связана с оказанием помощи в реализации гражданами своих трудовых, жилищных, семейных и других социальных прав, а в случае необходимости восстановления этих прав в порядке судебных и других предусмотренных законом процедур, мер.

Социально-профилактическая и социально-реабилитационная функции заключаются в социальном оздоровлении жизненного пространства людей, прежде всего семейных отношений, в утверждении здорового образа жизни, противостоянии различным негативным проявлениям, а также в оказании людям помощи в их возвращении к нормальной жизни, ранее нарушенной по различным причинам (болезнь, инвалидность, наркотизм, лишение свободы, стресс вследствие стихийного бедствия, насилия, сексуальной агрессии и т.д.).

В зависимости от состояния социальной сферы, объемов социальных проблем органам труда и социальной защиты, социальным службам приходится реализовать одни функции в большей степени, другие – в меньшей.

В Республике Беларусь в современных условиях все большую значимость и расширение приобретает профилактическая работа, направленная на утверждение здорового образа жизни, развитие физической культуры и спорта, нравственное очищение социального общения, особенно в молодежной среде. Эффективнее стали разрешаться социально-экономические проблемы различных категорий малообеспеченного населения, осуществляется принцип адресной помощи и поддержки, а также активнее стали внедряться формы самообеспечения, развития малого бизнеса, предпринимательства, различных гуманистических форм деятельности и благотворительных акций и т.д. Все это, с одной стороны, придает новый, современный имидж социальной работе и ее организаторам. С другой, все с большей настойчивостью требует высокого профессионализма кадров, современного понимания всех проблем социальной защиты, создания новой, современной модели человекозащитной деятельности в нашей стране.


Профессионально важные качества социальных работников в условиях становления рыночной экономики

 

Как известно, существует ряд профессий, где необходимость профессионального отбора очевидна. К числу таких профессий относится и профессия социального работника.

Выделяют ряд профессионально важных качеств, без которых немыслим социальный работник, и которые необходимо вырабатывать или которые человеку принадлежат изначально.

Выделяют следующие профессионально важные качества:

– Профессиональная компетентность как профессионально важное качество социального работника. Имеется ввиду высокий уровень образования и культуры, осведомленность по широкому кругу профессионально-значимых проблем, т.е. знания в области педагогики, психологии, юриспруденции и др.

– Доброта, любовь к людям, желание помочь, чуткость, чувство сострадания и милосердия, симпатия к другим и альтруизм. Эти качества можно в целом охарактеризовать как доброжелательное отношение к людям, к их проблемам.

– Высокая коммуникабельность, общительность, социальная смелость, инициативность, умение управлять людьми, влиять на их позиции и убеждения, умение вызывать к себе доверие и поддержать человека в трудную для него минуту. Подобные качества можно обозначить как организаторско-коммуникативные способности.

– Бескорыстность, честность, порядочность, ответственность, высокая нравственность. Эти качества характеризуют высокий морально-этический уровень социального работника.

– Работоспособность, энергичность, настойчивость в достижении цели и готовность испытывать психологический дискомфорт, если случается. Такие свойства присущи людям, обладающим нервно-психической выносливостью.

– Отношение социального работника к себе. По мнению психологов, если человек не умеет правильно относиться к себе, не умеет решать собственные психологические проблемы, то вряд ли он сможет решать проблемы других.

Каждое из этих профессионально важных качеств не является однородным психологическим образованием, а представляет собой сложное собрание психологических характеристик. Значимость каждой из них может быть также различной, но все они для профессиональной социальной работы весьма важны. Среди этих качеств есть те, которые развиваются и компенсируются, есть качества, которые могут развиваться, но не могут быть компенсированы. Поэтому при подборе социальных работников все эти характеристики, особенности следует учитывать.

Кроме профессионально важных качеств рассматриваются и качества, недопустимые для социального работника. Это профессиональная некомпетентность, это отсутствие любви к людям, глухота к боли другого, равнодушие, брезгливость, неприязнь к больным, злость, зависть, агрессивность, хамство. Недопустимыми качествами для социального работника являются безответственность, отсутствие чувства долга, нечестность, меркантильность, корыстность, стяжательство, карьеризм, использование должностного положения в личных целях, бездуховность, аморальность, несоблюдение основных христианских заповедей. И еще профессионально недопустимые качества - это грубость, неумение разрешать конфликтные ситуации, авторитарность, формализм, болтливость и т.д.

Ряд качеств, касающихся личного здоровья человека, могут мешать социальной работе. Недостаток здоровья, повышенная раздражительность, возбудимость – тоже являются недопустимыми качествами для социального работника. Они являются показателями низкой толерантности к нервно-психическому напряжению. Недопустимые качества практически являются противоположностью профессионально важным качествам.

Профессионально важные качества социального работника связаны с той конкретной ролью, которую он осуществляет, связаны с уровнями его деятельности. Одно дело – социальный работник управленческого уровня, различных органов, комитетов, ассоциаций, и другое дело – социальный работник, который работает с семьей, оказывает медико-социальную, психолого-педагогическую помощь матери и ребенку. Поэтому, когда мы говорим о профессионально важных качествах и о подборе кадров для социальных служб, надо иметь в виду и эту сторону их деятельности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...