Этические принципы социальной работы как условие повышения ее эффективности
Социальная работа базируется на определенных профессиональных и этических принципах. Международная федерация социальных работников, принявшая на общем собрании Международную декларацию по этике, считает, что этические знания — это необходимая часть профессиональной деятельности социального работника. Они существенно повышают качество социальных услуг. В Декларации указывается, что социальные работники служат на благо людей и действуют на основе следующих принципов: – Каждый человек ценен своей уникальностью, которую следует учитывать и уважать; – Каждый человек имеет право на самореализацию до той степени, пока не нарушаются подобные права других людей и обязан вносить свой вклад в благосостояние общества; – Каждое общество, независимо от его формы, должно функционировать так, чтобы предоставлять максимум благ всем его членам; – Социальные работники привержены принципам социальной справедливости; – Социальные работники обязаны все свои знания и навыки направлять на оказание помощи отдельным людям, группам, общинам в их развитии, а также на разрешение конфликтов между личностью и обществом; – Предполагается, что социальные работники оказывают помощь каждому, кто обращается к ним за помощью и советом, без несправедливой дискриминации на основе пола, возраста, физических и умственных недостатков, цвета кожи, социальной и расовой принадлежности, вероисповедания, языка, политических взглядов, сексуальной ориентации; – Социальные работники уважают основные человеческие права индивидов и групп в соответствии с Декларацией прав человека ООН и другими международными конвенциями, вытекающими из этой декларации;
– Социальные работники соблюдают принципы личной неприкосновенности, конфиденциальности и ответственного использования информации в своей работе. Социальные работники уважают оправданную конфиденциальность даже тогда, когда законодательство стран входит в противоречие с этими требованиями; – Предполагается, что социальный работник работает в тесном сотрудничестве со своими клиентами на благо клиентов, но не в ущерб остальным. Клиенты поощряются к участию в работе и должны предупреждаться о риске и выгодах предполагаемого курса действий; – Социальные работники обычно ожидают, что клиенты вместе с ними принимают на себя ответственность за выработку плана действий, направленных на изменение их жизни. К принуждению можно прибегать в решении проблем одной из сторон за счет ущемления интересов другой стороны только после тщательного взвешивания претензий конфликтующих сторон. Социальным работникам следует свести до минимума применение правового принуждения при решении вопросов клиента; – Социальная работа несовместима с прямой или косвенной поддержкой индивидов, групп, властных структур, использующих терроризм, пытки или другие действия, направленные на угнетение людей; – Социальные работники принимают этически оправданные действия и придерживаются их в соответствии с международными этическими стандартами социальных работников, принятыми их национальными профессиональными организациями. Предполагается, что это не окончательный вариант, что эти принципы могут обсуждаться и дополняться. Те страны, которые входят в Международную федерацию социальных работников придерживаются данных принципов. Национальные ассоциации могут вносить свои дополнения.
4 Подготовка кадров для системы социальной защиты: Состояние и проблемы
Становление новой модели социальной защиты предполагает наличие новых кадров, глубоко понимающих происходящие перемены, готовых профессионально решать многоплановые задачи социальной защиты различных категорий населения. В Республике Беларусь подготовка профессиональных социальных работников ведется в Государственном институте управления и социальных технологий БГУ, в Белорусском педагогическом университете имени М. Танка, в Белорусском государственном университете культуры, в Учреждении образования «Институт современных знаний имени А.М. Широкова», в филиале Московского государственного социального университета и др.
За последние годы в этих и других учебных заведениях по очной и заочной формам обучения выпущено довольно большое количество специалистов по социальной работе с высшим образованием, значительная часть которых работает в государственных и негосударственных структурах системы социальной защиты. Анализ показывает, что выпускники ВУЗов получают достаточно широкую профессиональную подготовку в области социальных, психологических, политических, экономических, управленческих знаний, форм и методов социальной диагностики, профилактики, адаптации, реабилитации, коррекции, различных видов реадаптации. Вместе с тем система профессиональной подготовки кадров в области социальной работы в нашей стране испытывает определенные трудности. Во-первых, это проблемы, характерные для всего высшего образования на данном этапе развития общества. Во-вторых, подготовка в вузах специалистов по социальной работе еще не имеет сложившихся собственных традиций. Начиная с нуля, ее организаторы часто переносят опыт и недостатки, имеющиеся в подготовке кадров по другим специальностям, не учитывают того, что подготовка специалистов для социальной работы требует новой полной развернутой структуры процесса подготовки — от изучения социального заказа до программ индивидуального целенаправленного обучения будущих работников в ВУЗе, а также их совершенствования в процессе непрерывного образования. Издавна в вузах сложилась традиция организации производственной практики на старших курсах, приближая ее к будущей профессиональной деятельности. Тем самым изначально возникает разрыв между теоретическими знаниями и практическими навыками. Этот недостаток пока не преодолен и в системе подготовки социальных работников. Немало проблем в организации их практики в психологических, педагогических, медицинских службах, благотворительных организациях, других профильных органах и организациях.
И еще одна важная проблема. В учебных планах наших вузов на практику отводится очень мало времени, тогда как в зарубежных странах на этот вид обучения отводят до половины или трети учебного времени. Естественно, назрела необходимость корректировки учебных планов и сроков прохождения практики, имея в виду ее присутствие на каждом курсе. Соответственно должна быть изменена и роль преподавателя ВУЗа, готовящего кадры для социальной сферы. Ему сегодня нужны не только знания как таковые, необходимо владение научными методами обучения студентов будущей профессии. Ныне общеобразовательные и специальные дисциплины в области социальной работы в большинстве преподают социологи, историки, медики, педагоги, психологи, которые, разумеется, по профилю не только близки, а, если так можно сказать, родственны научной и практической деятельности в области социальной работы. Однако было бы полезным и им глубже познать специфику социальной работы (через семинары, курсы переподготовки и т.д.), чтобы, с одной стороны, более адекватно применять свою профильную подготовку, а с другой – избегать в работе с этой категорией студентов абсолютизации своей дисциплины, памятуя, что социальная работа носит интегративно-комплексный характер, требует многоплановых знаний и учений Актуальной является задача подготовки кадров для управленческого уровня социальной сферы. Административно-управленческая деятельность в социальной сфере - это самостоятельное направление в системе подготовки управленческих кадров. Работники управленческого звена должны быть и профильными специалистами и, особенно, умелыми организаторами социальной защиты населения. В качестве основных областей здесь можно выделить административное управление, планирование, организационную деятельность, разработку и оценку социальных программ и программ социальных услуг. А это требует глубоких знаний как в области теории менеджмента, так и всесторонней компетенции в сфере социальной защиты и социального обслуживания.
Важной становится задача специализации в социальной работе, формирования узких специалистов, ориентированных на работу с конкретной группой населения, профессионалов, специализирующихся на работе и решении проблем отдельного клиента, группы клиентов (семья, женщины, дети, молодежь, старики и т.д.). Развитию социального образования в республике способствовали бы фундаментальные, поисковые и прикладные исследования в области теории и практики социальной работы, внедрение инновационных форм образования социальных работников. Перспективной признается многоуровневая система социального образования, в организации которой используется модульный принцип. Обучающийся в силу сложившихся обстоятельств может освоить необходимое количество образовательных программ, модулей единого образовательного процесса не сразу, не в «один присест», а разновременно и последовательно, набирая необходимые «блоки». Если студент, проучившись, скажем, два года, вынужден прервать учебу, то он становится обладателем относительно завершенной стадии высшего образования (есть предложения назвать эту ступень на западный манер «адъюнкт»). При более благоприятных условиях студент может возобновить обучение. Такая организация обучения ближе к типу «открытого» института – признанной на Западе формы непрерывного образования взрослых. Оправдывает себя организация филиалов вузов, специализирующихся на подготовке социальных работников, в тех регионах, где местные вузы не ведут такой подготовки, или ведут в недостаточных объемах. Достоинство данной образовательной системы состоит в том, что студенты могут получать образование без отрыва от производства и места жительства: не они едут к преподавателям, а преподаватели едут к ним. Перспективными представляются методики использования видеоматериалов – от иллюстрации отдельных положений лекции, записи ее фрагмента на кассете до специально созданных видеофильмов или целых лекционных видеокурсов. Трудность развития данного направления состоит в том, что создание профессиональной видеопродукции – пока весьма дорогостоящее дело, а потому мало доступное как социальной, так образовательной системам. Развитие дистанционных, т.е. осуществляемых на расстоянии, форм обучения также представляется сегодня объективной необходимостью. По мере улучшения материальной базы и совершенствования системы коммуникаций, с одной стороны, и разработки вузами специального методического инструментария, с другой, расширяются такие виды обучения, которые основаны на применении компьютерной передачи информации, использовании электронных учебников, взаимодействии с преподавателем на расстоянии в режиме реального времени.
Решение названных выше проблем требует объединения усилий ученых и практиков в целях выработки единой целостной системы подготовки специалистов, столь нужных нашему обществу, проведения комплексных научных исследований в области теории и практики социальной работы, развития деятельности различных научных лабораторий (как студенческих, так и на уровне научно-исследовательских институтов), исследующих становление научно-обоснованной модели социальной защиты в Республике Беларусь в условиях переходного периода развития нашего общества.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|