Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности человеческой деятельности

 

Понятие деятельности употребляется в литературе неоднозначно. Поэтому следует уточнить смысл, который мы в него вкладываем.

Наиболее общей философской категорией, под которую можно подвести понятие деятельности, является категория движения. Движение - это способ существования материи. Но, различая материю неорганическую и органическую (живую), приходится для отражения специфики последней конкретизировать общее понятие движения. Таким более конкретным понятием, характеризующим особый тип движения, свойственный живым организмам, является понятие " активность". Но жизнь делится на растительную и животную. Чтобы обозначить более сложный вид активности, выступающий способом существования животных, используют понятие " жизнедеятельность" ( или " поведение"). Наконец, человека отличает от животных специфическая форма движения, активности, поведения, которая и называется деятельностью.

Деятельность - это способ существования человека. Однако надо иметь в виду, что не все действия людей являются собственно человеческой деятельностью. Когда мы дышим, едим или непроизвольно отдергиваем руку от пламени, наши действия ничем не отличаются от действий, совершаемых животными. Собственно человеческая деятельность - это деятельность, имеющая сознаваемую цель.

Человек оценивает свою деятельность по степени совершенства ее исполнения, сравнивая свои действия и их результаты с тем, что "должно быть". Животные же не стремятся к достижению какого-то "совершенства", они просто выполняют то, что обусловлено природными механизмами их поведения.

Жизнедеятельность животного протекает в соответствии с естественными законами. Деятельность человека, кроме этого, подчиняется еще и определенным правилам и нормам, которые он самдля себя устанавливает. Естественные законы невозможно произвольно нарушать или отменять. А правила и нормы человек может принимать или не принимать, может их соблюдать или отступать от них.

Если животное в своей жизнедеятельности приспосабливается к окружающей среде, то человек с помощью деятельности преобразует ее. Активно воздействуя на условия своего существования иизменяя их, он творит вокруг себя "вторую природу" - искусственную среду, мир культуры.

Возникновение естественным путем даже простого колеса, не говоря уже о других, гораздо более грандиозных творениях технического и художественного гения человечества, хотя и не противоречит законам природы, но является настолько маловероятным, что было бы настоящим чудом. Можно сказать, что человек, создающий в соответствии с законами природы то, что она без него сама никогда бы не создала, постоянно творит чудеса. Вместе с тем в процессе деятельности человек, изменяя внешнюю природу, изменяет и свою собственную природу, развивает и совершенствует самого себя. Внутренний, духовный мир человека - самое главное из чудес, рождаемых его деятельностью.

 

Структура деятельности

 

Необходимыми компонентами человеческой деятельности являются следующие.

Субъект деятельности. Им может быть отдельный индивид, группа людей, общество в целом. В первом случае говорят об индивидуальной, в двух остальных - о коллективной деятельности. Любая индивидуальная деятельность всегда так или иначе включена в сложную систему коллективной деятельности людей и в конечном счете - всего человечества.

Объект деятельности. Он может быть как материальным (например, земля, обрабатываемая крестьянином, или гипс в руках скульптора), так и идеальным (образ, понятие, мысль). Объектом своей деятельности человек может сделать и сам себя (например, при самовоспитании).

Цель деятельности - идеальная модель того, что должно быть ("желаемого будущего"). Направленностью на какие-то цели обладает и поведение животных, но целесообразность его обусловлена биологическими закономерностями (безусловными и условными рефлексами), которые определяют в каждой данной ситуации конкретную цель их усилий. Человек же способен выбирать цели своей деятельности произвольно. Он может ставить цели, недостижимые в данной конкретной ситуации, а предпринимать действия, необходимые для того, чтобы реализовать их в отдаленном будущем. В своей деятельности он создает для себя все новые и новые цели, выходя при этом далеко за рамки биологических потребностей. Свободное целеполагание - отличительная черта человеческой деятельности.

Акты деятельности - отдельные действия, из которых она складывается. Любая деятельность может быть подразделена на множество составляющих ее актов. Это особенно важно для обучения: чтобы научиться какому-нибудь делу, надо овладеть навыками выполнения необходимых для него действий. Прочно усвоенные навыки позволяют превратить значительную часть актов деятельности в операции, выполняемые "автоматически", без контроля сознания.

Способ (метод) деятельности. Будучи свободным в выборе способов своей деятельности, человек стремится из всех возможных способов найти наиболее подходящий, наилучшим образом обеспечивающий достижение цели.

Средства деятельности - материальные или идеальные предметы, используемые субъектом в процессе деятельности. Например, в производственной деятельности используются такие материальные средства, как орудия труда или механизмы; в научной деятельности применяются такие идеальные средства, как мысленные модели изучаемых объектов или математические средства их описания и т.д.

Результат (продукт) деятельности. Он далеко не всегда совпадает с целью: часто мы оказываемся не в состоянии полностью и в точности осуществить то, что задумано. Кроме того, следует иметь в виду, что наша деятельность всегда приводит к двоякого рода результатам: во-первых, прямым - тем, которые соответствуют нашей сознательно поставленной цели, и, во-вторых, к побочным - тем, которые мы заранее не предвидим и даже не осознаем. Побочные результаты иногда могут быть не просто неожиданными, но и нежелательными.

Деятельность людей чрезвычайно разнообразна. Существует великое множество ее форм и видов. Жестко разграничить их невозможно. Всеохватывающей и общепризнанной их классификации нет.

Различают деятельность материальную и духовную; конструктивную (созидательную) и деструктивную (разрушительную); продуктивную (производящую новые продукты) и репродуктивную (воспроизводящую и тиражирующую ранее созданные образцы). Среди форм деятельности выделяют такие, как преобразовательная, познавательная, ценностно-ориентационная, коммуникативная, художественная. В качестве основных видов деятельности часто рассматривают труд, учебу, игру. Эти виды деятельности сопровождают человека всю жизнь, но роль их в различные периоды неодинакова: в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра, в школе - учеба, а затем труд.

 

Творчество

 

Творчество выступает как средство обновления, развития, совершенствования человека, общества, форм и условий жизни людей. Основными его видами по традиции считаются художественное, научное, техническое творчество. Однако кроме них существуют и многие другие виды творчества: философское, педагогическое, социальное, политическое, идеологическое и т.д.

Результаты творчества возникают в человеческой голове как духовные, идеальные образования - замыслы, представления, идеи, теории, художественные образы. Но окончательное выражение они получают в какой-то материальной, чувственно воспринимаемой форме - в словах, знаках, архитектурных сооружениях, технических конструкциях. Результат творческой деятельности, однако, не обязательно принимает вид особого материального предмета. Он может также заключаться в изменении личности, которое проявляется в ее образе жизни, поведении, деятельности.

Таковы, например, результаты методологического творчества, обогащающего личность самого творца нахождением нового способа действий (который не всегда оформляется вербально, в словах, но находит воплощение в его деятельности); или результаты педагогического творчества и творческого общения, состоящие в культурном, интеллектуальном, нравственном развитии личности не только самого творца, но и другого человека (что также сказывается в его образе жизни и действиях).

Основной признак творчества - новизна получаемых результатов. При этом речь идет не просто о новизне во времени, а о качественной новизне. Новым во времени является, например, каждый экземпляр серийной продукции, но по своим качественным характеристикам он представляет собой более или менее точную копию изготовленных до него экземпляров. Новизна творческого результата - это качественная новизна, связанная с его оригинальностью, своеобразием, неожиданностью, непохожестью на все, что существовало до сих пор. Чем больше качественно нового содержит творческий результат, тем выше уровень творчества.

В техническом творчестве, например, выделяют два уровня творческих достижений: рационализаторские предложения, в которых содержатся уже известные, но новые для данного предприятия технические решения, и изобретения, представляющие собой оригинальные технические решения, имеющие мировую новизну. В свою очередь, изобретения тоже могут иметь разный уровень.

В науке различают открытия разных уровней: открытие технически предсказанного явления; открытие явления непредсказанного, но вписывающегося в существующие теории; открытие существенно нового явления, требующее пересмотра имеющихся теорий.

Различными уровнями новизны характеризуются результаты и в других областях творческой деятельности.

Определение меры новизны творческого результата нередко является трудным делом и требует специальной экспертизы.

Новизна может быть объективной и субъективной. Объективная новизна предполагает, что результат является новым для человечества, что он получен в истории общества впервые. Субъективная же новизна имеет индивидуально-психологический характер: полученный субъектом результат нов для него, но на самом деле повторяет уже известное другим. Деятельность является творческой, если результат ее обладает хотя бы субъективной новизной. Но, конечно, общество выше оценивает творчество первооткрывателя, чем того, кто вторично "изобретает велосипед".

Другой основной признак творчества - социальная значимость ( ценность, важность для общества) его результатов. Они должны представлять интерес не только для того, кто их получил, но и для других людей. Если продукт деятельности имеет ценность для его создателя, то1 он обладает индивидуальной значимостью. Тот, кто придумал, изобрел, сочинил, открыл что-то новое, может предполагать, что оно имеет не только индивидуальную, но и социальную значимость. Но одно дело - представление человека об общественной ценности его труда, а другое - реальное значение этого труда для общества. Пока результат не станет известным другим людям, его социальная значимость остается под вопросом. Но и другие люди могут ошибаться в его оценке не меньше, чем автор.

Общественная ценность творческих результатов определяется тем, какова их действительная роль в развитии тех или иных областей человеческого бытия. А это выясняется со временем. Известно, что многие выдающиеся творцы в течение жизни страдали от непонимания их творчества современниками и даже подвергались гонениям и насмешкам. Однако в конце концов история ставит все на свои места, и подлинно великие творческие достижения рано или поздно получают всеобщее признание.

Практическая и теоретическая ценность результатов творчества, их полезность и эффективность, их влияние на общество зависят не только от их сущности, но и от того, как общество их использует. Творчество инженеров способно вести к последствиям, имеющим в одних отношениях полезный, а в других - вредный характер. Научные открытия (например, в области ядерной энергетики) могут использоваться ив интересах общества, и вопреки им. В содержании философских, религиозных, художественных произведений могут выражаться как реакционные, так и прогрессивные идеи. Таким образом, социальная значимость результатов творчества может быть и позитивной и негативной.

Между двумя указанными признаками творчества - новизной и социальной значимостью - существует сложная и противоречивая связь. Новый результат, как правило, не имеет еще социальной значимости: требуется время, чтобы его значение выявилось. Напротив, социально значимый результат - это результат, уже получивший общественное признание и, следовательно, переставший быть новым. Новизна и значимость - противоположности: новое еще не значимо, а значимое уже не ново. Парадоксальность творчества состоит в том, что оно соединяет эти противоположности. Творец не просто создает нечто новое, но и предчувствует заранее его будущую значимость. Творческий дар есть не только способность созидания - он есть еще и способность предвидения.

Подводя итог сказанному, можно сформулировать определение:

Творчество - это деятельность, приводящая к качественно новым и социально значимым результатам.

Поскольку в этом определении творчество характеризуется с точки зрения объективной значимости его для общества, оно называется объективным определением творчества.

С тем, что новизна является необходимым признаком творчества, согласны почти все. Но с вопросом о социальной значимости дело обстоит сложнее. В одних случаях творческой называют также и деятельность, не создающую социально значимого результата, в других под творчеством понимают только такую деятельность, которая создает позитивно значимый результат, т.е. служит прогрессу.

Является ли творческой, например, деятельность ребенка, сочинившего стихи, которые он завтра забудет? Или деятельность художника, потратившего много времени на картину, которую он счел неудачной и, никому не показав, уничтожил? Если вы считаете подобную деятельность творческой, то вы исходите при этом из такого понимания творчества, в котором социальная значимость исключается из числа его обязательных признаков (а под новизной понимается субъективная новизна).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...