Проблема типологизации философских учений. Классическая и неклассическая философия.
Стр 1 из 6Следующая ⇒ Понятие мировоззрения, его структура, исторические типы. Специфика философского мировоззрения. Мир-ие – система наиболее общих представлений о мире в целом и месте человека в этом мире. Исторические типы мир-ия: фил-я, мифология, религия, наука. Для всех характерно наличие 4 компонентов мир-ия: 1) познавательный (основа м-я – знание); 2) ценностный (м-е включает в себя систему ценностей, представление о добре и зле, о смысле жизни); 3) морально-волевой (система моральных норм, установок, программ действий человека); 4) практический (предполагает, что мир-ие стимулирует выработку определенного типа поведения человека). Мир-ие может быть: идеалистическим; материалистическим. Материализм – фил-ое воззрение, признающее основой бытия материю. Идеализм – фил-ое воззрение, которое считает, что истинное бытие принадлежит духовному началу (разуму, воле), а не материи. Структура: Мир-ие представляет собой синтез различных черт духовной жизни человека; это познание и переживание человеком мира. Эмоционально-психологическую сторону мир-ия на уровне настроений и чувств составляет мироощущение. Н-р, оптимистическое или пессимистическое мироощущение. Познавательно-интеллектуальную сторону мир-ия составляет миропонимание. Мир-ие, как и вся жизнь людей в обществе, имеет исторический характер. Возникновение мир-ия связывают с процессом формирования первой устойчивой формы человеческой общности - родовой общины. Ее появление стало своеобразной революцией в духовном развитии человека. Мир-ие выделило человека из мира животных. Ф-ое мир-ие определяется как системно-теоретическое. Характерные черты фил-го мир-ия - логичность и последовательность, системность, высокая степень обобщения. Отличием ф-го мир-ия от мифологии явл-ся высокая роль разума: если миф опирается на эмоции и чувства, то Ф - прежде всего на логику и доказательность. От религии Ф отл-ся допустимостью свободомыслия: можно остаться философом, критикуя любые авторитетные идеи, в то время как в религии это невозможно.
Специфика фил-го мир-ия. 1. Универсализм. Ф-ое знание всеохватывающее, всестороннее знание, дающее целостную картину мира. 2 .Субстанциализм. Ф занимается поиском предельных оснований бытия или мира. 3. Критичность. Фил-я рассматривает критику, как способ постижения действительности. Структура философского знания. Основные проблемы философии. Ф - общая теория мира и человека в нем. Ф, как истор-ий тип мир-я, возник в 7-6 веке до н.э. в Др.Греции и Др.Востоке. Вводит термин Пифагор. Ф явл. теоретическим ядром мир-я. Вопрос о том, что есть мир - основной вопрос Ф. Ф-ии свойственно стремление к максимальному обобщению результатов познания. Классификация по проблемам является основной: онтология (учение о бытии); гносеология (учение о познании); антропология ( учение о человеке); аксиология (учение о ценностях). Также социальная философия; этика (учение о морали и нравственности); эстетика (учение о красоте); логику; философию техники и т.д. В рамках Ф выделяют ОВФ: Об отношении мышления к бытию I. Онтологический (учение о бытие) 1ч) Что первично?: а) идеализм (дух первичен, материя вторична); б) материализм (материя первичная, дух вторичен). 2) Какова сущность мира?: а) Монизм - одно первоначало, б) Дуализм - два первоначала: в) Плюрализм - много первоначал. II. Гносеологический (учение о познании). 2ч) Познаваем ли мир? А) гносеологический оптимизм - мир познаваем; Методы познания: эмпиризм(чувств.опыт),рационализм(разум). Б) агностицизм - мир не познаваем, мы ограничены в своих чувствах. Направление отрицающее достоверное познание действительности.
Проблемы философии: И.Кант считал, что основных философских вопросов можно выделить четыре: «что я могу знать?», «что я должен делать?», «на что я могу надеяться?» и «что есть человек?» Проблема типологизации философских учений. Классическая и неклассическая философия. Разнообразие философских учений породило в историко-философской науке проблему их типологизации. 1)Первое из них - гносеологическое. Материализм или идеализм? 2) Другое основание — тоже гносеологическое, но касается роль и значение основных форм и видов познания: чувственного и рационального. Сенсуалистическое - направление, признающее основным и главным в процессе познания ощущения. Общим положением сенсуализма стало признание того, что «ничего нет в интеллекте, чего не было бы раньше в чувствах». В Новое время данный принцип особенно активно отстаивал английский философ Дж. Локк (1632—1703), хотя исторически идеи сенсуализма восходят еще к Аристотелю. Противоположность сенсуализму — рационализм, когда чувственное знание рационалистами не отвергается полностью, но рассматривается как знание «темное», несовершенное, не способное проникнуть в глубь вещей и постичь их сущность. 3) В другом контексте понятие «рационализм» употребляется как противоположность иррационализму, ограничивающему пли даже полностью отрицающему роль разума как орудия постижения мира, отводящего эту роль внерациональным формам психики: мистической интуиции, откровению, сверхчувственному созерцанию и т. д. 4) По методу. Метафизической философией (со времен Гегеля) стали называть ту, которая пыталась дать однозначное, завершенное изображение мира в готовых, сложившихся понятиях. Поскольку сущность вещей неизменна и вечна, они неподвижны. Вывести их из состояния покоя, придать им движение может лишь внешняя сила. Диалектическая методология исходит из признания подвижности, текучести философских понятий. Такая текучесть, по убеждению диалектиков, адекватно воспроизводит подвижность, взаимопереход самих явлений действительности. В мире все течет, все изменяется, при этом источник движения и развития находится не вне, а внутри, т. е. в самом явлении. В мире, считают диалектики, нет готовых вещей, а есть процессы.
5)По отношению к религии: атеистические и религиозно-идеалистические. По отношению к науке – сциентические и антисциентические. Типология философских учений (материалистических и идеалистических, диалектических и метафизических и т.д.) - это типология не по временному, а по содержательному принципу. К материалистическому типу мы отнесем и античный материализм, и материалистические учения современности; к типу рационалистическому - и рационализм Декарта (17в.), и рационализм Башляра (20в.). Классическая философия – стиль мышления, кот. Сформировался в 17-19вв (Р.Декарт, Г.Лейбниц, И.Кант, Г.Гегель). Особенности: 1) Главный базовый принцип- рационализм. Математика является образцом, моделью рациональности. 2) Гносеологизм, разработка методологии, четкое распределение понятий. Человек–субъект познания. 3) Объективная онтология. 4) Представление о делении ф-ой проблематики на онтологическую, гносеологическую, аксиологическую, этическую и т.д. 5)Системность мышления и изложений идей. Неклассическая философия – Ф конца 19-20вв, для кот. Характерно переосмысление указанных выше положений (Ф. Ницше, А. Бергсон, экзистенциалисты, постмодернисты). Характерные особенности:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|