Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблема типологизации философских учений. Классическая и неклассическая философия.




Понятие мировоззрения, его структура, исторические типы. Специфика философского мировоззрения.

Мир-ие – система наиболее общих представлений о мире в целом и месте человека в этом мире.

Исторические типы мир-ия: фил-я, мифология, религия, наука. Для всех характерно наличие 4 компонентов мир-ия: 1) познавательный (основа м-я – знание); 2) ценностный (м-е включает в себя систему ценностей, представление о добре и зле, о смысле жизни); 3) морально-волевой (система моральных норм, установок, программ действий человека); 4) практический (предполагает, что мир-ие стимулирует выработку определенного типа поведения человека).

Мир-ие может быть: идеалистическим; материалистическим. Материализм – фил-ое воззрение, признающее основой бытия материю. Идеализм – фил-ое воззрение, которое считает, что истинное бытие принадлежит духовному началу (разуму, воле), а не материи.

Структура: Мир-ие представляет собой синтез различных черт духовной жизни человека; это познание и переживание человеком мира. Эмоционально-психологическую сторону мир-ия на уровне настроений и чувств составляет мироощущение. Н-р, оптимистическое или пессимистическое мироощущение. Познавательно-интеллектуальную сторону мир-ия составляет миропонимание.

Мир-ие, как и вся жизнь людей в обществе, имеет исторический характер. Возникновение мир-ия связывают с процессом формирования первой устойчивой формы человеческой общности - родовой общины. Ее появление стало своеобразной революцией в духовном развитии человека. Мир-ие выделило человека из мира животных.

Ф-ое мир-ие определяется как системно-теоретическое. Характерные черты фил-го мир-ия - логичность и последовательность, системность, высокая степень обобщения. Отличием ф-го мир-ия от мифологии явл-ся высокая роль разума: если миф опирается на эмоции и чувства, то Ф - прежде всего на логику и доказательность. От религии Ф отл-ся допустимостью свободомыслия: можно остаться философом, критикуя любые авторитетные идеи, в то время как в религии это невозможно.

Специфика фил-го мир-ия. 1. Универсализм. Ф-ое знание всеохватывающее, всестороннее знание, дающее целостную картину мира. 2 .Субстанциализм. Ф занимается поиском предельных оснований бытия или мира. 3. Критичность. Фил-я рассматривает критику, как способ постижения действительности.


Структура философского знания. Основные проблемы философии.

Ф - общая теория мира и человека в нем. Ф, как истор-ий тип мир-я, возник в 7-6 веке до н.э. в Др.Греции и Др.Востоке. Вводит термин Пифагор. Ф явл. теоретическим ядром мир-я. Вопрос о том, что есть мир - основной вопрос Ф. Ф-ии свойственно стремление к максимальному обобщению результатов познания.

Классификация по проблемам является основной: онтология (учение о бытии); гносеология (учение о познании); антропология ( учение о человеке); аксиология (учение о ценностях). Также социальная философия; этика (учение о морали и нравственности); эстетика (учение о красоте); логику; философию техники и т.д.

В рамках Ф выделяют ОВФ: Об отношении мышления к бытию

I. Онтологический (учение о бытие)

1ч) Что первично?: а) идеализм (дух первичен, материя вторична); б) материализм (материя первичная, дух вторичен).

2) Какова сущность мира?: а) Монизм - одно первоначало, б) Дуализм - два первоначала: в) Плюрализм - много первоначал.

II. Гносеологический (учение о познании).

2ч) Познаваем ли мир? А) гносеологический оптимизм - мир познаваем; Методы познания: эмпиризм(чувств.опыт),рационализм(разум). Б) агностицизм - мир не познаваем, мы ограничены в своих чувствах. Направление отрицающее достоверное познание действительности.

Проблемы философии: И.Кант считал, что основных философских вопросов можно выделить четыре: «что я могу знать?», «что я должен делать?», «на что я могу надеяться?» и «что есть человек?»


Проблема типологизации философских учений. Классическая и неклассическая философия.

Разнообразие философских учений породило в историко-философской науке проблему их типологизации.

1)Первое из них - гносеологическое. Материализм или идеализм?

2) Другое основание — тоже гносеологическое, но касается роль и значение ос­новных форм и видов познания: чувственного и рационального. Сенсуалистическое - направление, признающее основным и главным в процессе познания ощущения. Общим положением сенсуализма стало признание того, что «ничего нет в интеллекте, чего не было бы раньше в чувствах». В Новое время данный принцип особенно активно отстаивал английский философ Дж. Локк (1632—1703), хотя исторически идеи сенсуализма восходят еще к Аристотелю. Противоположность сенсуализму — рационализм, когда чувственное знание рационалистами не отвергается полностью, но рассматривается как знание «темное», несовершенное, не способное проникнуть в глубь вещей и постичь их сущность.

3) В другом контексте понятие «рационализм» употреб­ляется как противоположность иррационализму, ограничи­вающему пли даже полностью отрицающему роль разума как орудия постижения мира, отводящего эту роль внерациональным формам психики: мистической интуиции, откро­вению, сверхчувственному созерцанию и т. д.

4) По мето­ду. Метафизической философией (со времен Гегеля) стали называть ту, которая пыталась дать одно­значное, завершенное изображение мира в готовых, сло­жившихся понятиях. Поскольку сущность вещей неиз­менна и вечна, они неподвижны. Вывести их из состоя­ния покоя, придать им движение может лишь внешняя сила.

Диалектическая методология исходит из при­знания подвижности, текучести философских понятий. Такая текучесть, по убеждению диалектиков, адекватно воспроизводит подвижность, взаимопереход самих явле­ний действительности. В мире все течет, все изменяется, при этом источник движения и развития находится не вне, а внутри, т. е. в самом явлении. В мире, считают диалектики, нет готовых вещей, а есть процессы.

5)По отношению к религии: атеистические и религиозно-идеалистические. По отношению к науке – сциентические и антисциентические.

Типология философских учений (материалистических и идеалистических, диалектических и метафизических и т.д.) - это типология не по временному, а по содержательному принципу. К материалистическому типу мы отнесем и античный материализм, и материалистические учения современности; к типу рационалистическому - и рационализм Декарта (17в.), и рационализм Башляра (20в.).

Классическая философия – стиль мышления, кот. Сформировался в 17-19вв (Р.Декарт, Г.Лейбниц, И.Кант, Г.Гегель). Особенности: 1) Главный базовый принцип- рационализм. Математика является образцом, моделью рациональности. 2) Гносеологизм, разработка методологии, четкое распределение понятий. Человек–субъект познания. 3) Объективная онтология. 4) Представление о делении ф-ой проблематики на онтологическую, гносеологическую, аксиологическую, этическую и т.д. 5)Системность мышления и изложений идей.

Неклассическая философия – Ф конца 19-20вв, для кот. Характерно переосмысление указанных выше положений (Ф. Ницше, А. Бергсон, экзистенциалисты, постмодернисты). Характерные особенности:
1. Иррационализм, ориентация на внерациональные формы познания и освоения действительности (волю, инстинкт, откровение), метафоризация реальности, сближение с искусством, мифологией.
2. Нет теории познания: философия выражает переживания субъекта "по поводу" реальности (объективной или субъективной).
3. Субъективная онтология, бытие как существование человека.
4. Универсализм, синкретичность философских идей.
5. Антисистемность (проблемность) - решение конкретных философских проблем.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...