Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цель и нормативно-правовое обеспечение реформы




ВВЕДЕНИЕ

началу XX в. решение земельного вопроса было непосредственно связано с выбором курса преобразований. Опыт пореформенного экономического развития России все более настойчиво подводил к необходимости определения четкой стратегии экономического развития и принятия программы реформ.

Выбор курса экономической политики России в конце XIX в. происходил в условиях острого противоборства двух тенденции и отражающих их альтернативных программ. С одной стороны ведомством Министерства финансов все активнее проводился курс на ускоренную индустриализацию и развитие железнодорожного строительства за счет выкачиваемых из деревни средств. С другой стороны Министерство внутренних дел, в ведении которого находилось земское и крестьянское управление, наиболее близко знакомое с реальным положением в местном хозяйстве, и Министерство земледелия и государственных имуществ отстаивали линию на сбалансированное развитие экономики с вложением средств в сельское хозяйство и связанные с ним отрасли: элеваторное дело, мелкую кустарную (преимущественно сельскохозяйственную) промышленность, организацию сельскохозяйственного кредита и страхового дела, образование и медицинское обслуживание и т.д.

Обоим течениям в приводимой аргументации приходилось учитывать реальные процессы пореформенного развития деревни, прежде всего рост перенаселенности и крестьянское малоземелье при низком уровне сельскохозяйственной техники и агрикультуры, влекущие за собой в условиях крайнего истощения налогоплатежных сил сельского населения массовое оскудение деревни.

Противники вложения средств в сельское хозяйство, и прежде всего С.Ю. Витте, стремились доказать, что причины хозяйственного упадка деревни кроются не в недостатке у крестьян денежных средств вследствие чрезмерного обложения налогами, а в их правовой неустроенности и сословном неравноправий.

К этому времени деревня была разорена. В 1897 г. Министерством внутренних дел был поставлен вопрос «об исследовании причин накопления податных недоимок». Кризис становился столь очевидным, что в 1898 г. вслед за указанием государственного контролера сам С.Ю. Витте вынужден был признать перед царем факт «чрезмерного напряжения платежных сил сельского населения» с циничным замечанием о «нехватке «топлива» для финансовой машины».

Таким образом, в 90-е годы XIX в. в ходе работы многочисленных комитетов, комиссий, особых совещаний выявилась необходимость существенных преобразований в сфере сельского хозяйства, требующих целенаправленного и систематического правительственного обеспечения.

Революционное движение в 1905 г. привело к существенному изменению отношения правительства к аграрной проблеме. Было принято решение форсировать законотворческий процесс и особое внимание уделить земельному вопросу, который, как убедились власти, занимал крестьян гораздо больше, нежели их сословное неполноправие. От этапа предварительной подготовки правительство перешло к реальной реформаторской практике.

марта 1906 г. был издан именной высочайший указ сенату об учреждении Комитета по землеустроительным делам при Главном управлении землеустройства и земледелия, а также губернских и уездных землеустроительных комиссией об упразднении Комитета по земельным делам.

Губернские и уездные землеустроительные комиссии были образованы для содействия Крестьянскому банку в покупке и продаже земли нуждающимся в ней крестьянам. Обязанностью этих комиссий было также содействие населению в устранении недостатков существующего землевладения и землепользования в установленном законом порядке.

В апреле 1906 г. на пост министра внутренних дел был назначен П. А. Столыпин. 9 августа 1906 г. под его председательством была образована комиссия «для рассмотрения вопросов, касающихся способов снабжения малоземельных крестьян землею и упорядочения крестьянского землевладения». Правительство, прежде всего, пыталось успокоить крестьянское движение передачей Крестьянскому банку части казенных и удельных земель. 12 августа 1906 г. появился указ о передаче удельных земель, 27 августа - казенных. Земли, сосредоточенные в государственном фонде, должны были постепенно продаваться малоземельным крестьянам, начиная с дарственников (то есть с крестьян, получивших от помещика дарственный надел). Продажа земли должна была производиться с понижением на 20 % ее цены против номинальной стоимости.

ноября 1906 г. вышел именной высочайший указ сенату, содержащий положения о крестьянском землевладении и землепользовании; он и положил начало столыпинской аграрной реформе.

Цель работы - изучить основные этапы столыпинской реформы и особенности ведения кадастровых работ в этот период.


 

ПОДГОТОВКА И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ АГРАРНОЙ РЕФОРМЫ

Цель и нормативно-правовое обеспечение реформы

 

В апреле 1906 г. на пост министра внутренних дел был назначен П.А. Столыпин, который еще в бытность саратовским губернатором прослыл решительным противником общины, выступавшим за индивидуализацию крестьянского землевладения. Под его руководством работа над подготовкой итогового документа «Главных оснований предположенного пересмотра крестьянских законоположений» была завершена в кратчайшие сроки.

июня 1906 г. Столыпин подписывает разработанные межведомственной комиссией проекты положений о земельных обществах, владеющих надельными землями, и об актах на надельные земли. Но в Государственную Думу эти проекты не попали, так как 8 июля 1906 г. она была распущена. В тот же день П.А. Столыпин назначается Председателем Совета Министров с сохранением за ним поста министра внутренних дел. Тем самым он обрел чрезвычайные полномочия в проведении аграрных преобразований, программа которых была разработана до его вступления на министерский пост, но получила вскоре его имя. В целях успокоения крестьянского движения правительство в срочном порядке вынуждено было передать Крестьянскому банку часть казенных и удельных земель (указы от 12 и 27 августа 1906 г.) для продажи малоземельным крестьянам (начиная с дарственников) с 25%-ным снижением номинальной стоимости.

октября был издан указ об отмене некоторых ограничений в правах крестьян по сравнению с другими сословиями, главным образом при поступлении на государственную службу и в учебные заведения. Этим же указом отменялись ограничения на семейные разделы и выдачу паспортов (для последнего уже не требовалось согласие сельского общества). Отменялись права земских начальников самостоятельно арестовывать и штрафовать крестьян (только через волостной суд).

К началу октября был подготовлен указ о выходе из общины. В сопроводительной записке к этому указу в Совет Министров качестве основной меры подъема мелкого крестьянского хозяйства выдвигалось землеустройство посредством свободного выхода из общины с укреплением в частную собственность всей той земли, которая в момент выдела находилась в фактическом пользовании крестьян. Право собственности на землю выделявшихся гарантировалось институтом личной (вместо семейной) собственности. По решению большинства в Совете Министров данный указ должен был быть проведен по ст. 87, то есть в качестве чрезвычайной меры. Это решение и было окончательно утверждено указом царя 9 ноября 1906 г под скромным названием «О дополнении некоторых положений действующего закона (имелись в виду статьи «Положений» 19 февраля 1861 г.), касающегося крестьянского землевладения и землепользования» [3].

Указ о крестьянском землевладении и землепользовании стал основой столыпинского аграрного законодательства.

Имея целью сохранение помещичьего землевладения и взяв курс на насильственное разрушение крестьянской общины и создание хуторской и отрубной форм крестьянского землевладения, правительство под руководством премьер-министра П.А. Столыпина решило укрепить, развить и ускорить тенденции капиталистического развития деревни. Особая роль при этом отводилась деятельности Крестьянского поземельного банка, землеустройству и новой переселенческой политике. Землеустройство стало центральной осью всей новой аграрной программы правительства.

Основной целью реформы было насаждение частной земельной собственности, создание многочисленного и сильного класса зажиточных крестьян (кулаков), который должен был стать опорой государственной системы. Содержание нового землеустройства определялось целым рядом законов и положений, основными из которых стали указ от 9 ноября 1906 г., Закон о землеустройстве от 29 мая 1911г. (дополненный и изданный в качестве Положения о землеустройстве в 1912 г.) и Наказ землеустроительным комиссиям от 19 июня 1911 г. [5].

В Положении о землеустройстве были определены действия, которые необходимо было осуществить в ходе земельной реформы. К ним относятся:

) выдел земель отдельным селениям сельских обществ;

) выдел земель выселкам и частям селений;

) выдел отрубных участков отдельным членам сельских обществ и имеющим отдельное владение селениям;

) полное по целым сельским обществам и имеющим отдельное владение селениям разверстание угодий между членами общества или селения на отрубные участки;

) уничтожение чересполосности земель с прилегающими владениями;

) разверстание к одним местам (на отрубные участки) земель разного владения, включенных в одну дачу;

) раздел угодий, находящихся в общем пользовании крестьян и частных владельцев;

) отграничение подлежащих землеустройству земель от смежных владений в тех случаях, когда предварительное установление внешних границ необходимо для исполнения вышеперечисленных землеустроительных действий.

Все эти действия должны были осуществляться с учетом качества и местоположения земель, состава земельных угодий и их пригодности под пашню, выгон, сенокос, сады, а также требований создания компактных землевладений и землепользовании, ликвидации чересполосицы, дальноземелья, вклинивания, вкрапливаний и других недостатков. Цель их - создание устойчивых крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных имений с севооборотами, осушенными и орошаемыми землями, правильно осуществленными культуртехническими мероприятиями.

В практику межевых работ стали входить проекты землеустройства, на основании которых после их согласования и утверждения проводилось разделение общинных земель, устройство хуторов и отрубов, переселение крестьян.

По данным Главного управления землеустройства и землевладения Департамента государственных земельных имуществ, уже на 1 января 1909 г. землеустроительными комиссиями по 46 губерниям России были составлены проекты землеустройства для 86 тыс. дворов на площади 910 тыс. десятин по единоличному землеустройству и почти такое же число проектов на площади свыше 300 тыс. десятин по групповому землеустройству. Для 76 тыс. дворов проекты были перенесены в натуру. За эти годы с ходатайством о землеустройстве в комиссии обратилось более 670 тыс. домохозяев.

Действие Столыпинского землеустройства было постепенно распространено не только на крестьянские надельные земли, но и на все крестьянские земли вообще, в том числе и купленные, т.е. вненадельные, а затем и на все вообще землевладение крестьянского типа независимо от сословного происхождения владельцев этих земель [6].

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...