Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Землеустроительные действия в период реформы




 

Все виды землеустроительных действий можно разделить на две больших группы: единоличное землеустройство и групповое землеустройство.

Первый вид землеустройства можно назвать "окончательной" формой фермерского землеустройства, второй - подготовительным и вспомогательным к первому.

К единоличному виду землеустройства относятся: а) выдел земель отдельных домохозяев из общины на хутор; б) выдел тех же земель на отруб; в) разверстание (раздел) целых селений на хутора; г) разверстание селений на отруби.

Хутором назывался такой земельный участок, на котором сосредоточены все необходимые для хозяйства земельные угодья: пашня, пастбища, сенокосы, лес и обязательно усадьба, и водный источник.

Все усилия при землеустройстве хутора были направлены на то, чтобы прежние чересполосные участки собрать вместе и разместить на них усадьбу владельца. В том случае, если не удавалось поставить усадьбу или отсутствовал водный источник, то вместо хутора организовывался отруб.

Отрубом назывался участок земли, сведенный к одному месту взамен прежних чересполосных участков, но без усадьбы и воды.

То есть, при отрубной форме владения землей все сельскохозяйственные угодья, так же, как и при хуторской форме, должны были быть размещены в одном компактном массиве. Однако усадьба хозяина оставалась в деревне. Не обязательно на отрубном участке должна была быть и вода.

Кроме того, если пашню стремились сводить в один компактный массив, в один обособленный участок, то все другие угодья (сенокос, пастбища, леса) могли разбиваться на свои особые отруба, не связанные с пахотным отрубом.

Следует отметить, что в общем пользовании оставались болота, требовавшие крупных мелиорации, которые должны были затронуть значительное количество собственников. Пастбища в общем пользовании оставались в случае невозможности расселения. Если не все отведенные отруба, а также и хутора оказывались обеспеченными водой, то в этих целях они обеспечивались свободными доступами к водным источникам, лежащим за пределами хутора и отруба.

Значительное внимание при организации хуторов и отрубов обращалось также и на форму их участков. Наиболее правильной признавалась прямоугольная форма, приближающаяся к квадратной. Углы не должны были быть меньшими 45°, а длина не могла превышать ширины более чем в 5 раз. Участки не должны были пересекаться дорогами, оврагами, речками и т.п.

К групповому виду землеустройства относились такие землеустроительные действия, которые затрагивали систему (группу) землевладений без разбивки их на хутора и отруба в ходе землеустройства. Это были своего рода предпроектные проработки ко второму единоличному землеустройству, позволяющие создать территориальные условия для последующего выдела хуторов и отрубов.

Выдел поселков проводился в тех случаях, когда общинная земля не поддавалась разверстанию вследствие сопротивления части крестьян.

Но находилась группа хозяйств, которые желали обособиться от крупной общины и получить свои земли обособленно и ближе к усадьбам. В целях приближения земли эта группа требовала выдела земель. Земли выделялись определенному количеству хозяйств, которые, получив ее, переносили на нее свои усадебные постройки. Таким образом, образовывалось новое селение, новая община, но уже значительно более мелкого размера, чем материнская община.

Разверстание целых общин на поселки отличалось от вышеприведенного случая только тем, что община полностью, а не частично разбивалась на поселки.

Выдел частей селений или общий заключался в том, что части дворов селения из общего надела указывался и отводился обособленный земельный участок. Выдел земли части селения от выделов поселков из общины отличался тем, что при выделе поселка не только выделялась земля в один обособленный участок, но на этот участок переносились из селения все постройки. Во втором случае в одно место сводилась только земля, усадьбы же оставались на прежнем месте в селении.

Раздел селений на части заключался в том, что, земля всего селения дробилась на несколько более мелких частей, причем эти части образовывали самостоятельные мелкие общины. От разверстания на поселки эта работа отличалась тем, что, в первом случае, селение ликвидировалось, и его усадебные постройки переносились на вновь отведенные участки; во втором случае, они оставались в прежнем селении, которое в земельном отношении после этой операции распадалось.

Выдел земли отдельным селениям сельских общин проводился в том случае, когда община включала в себя несколько селений. Наделяя каждое селение землей, землеустройство разрушало старую крупную земельную общину, создавая ряд новых, но уже более мелких.

Раздел угодий, находившихся в общем пользовании крестьян и частичных владельцев, раздел общих земель между помещиками и крестьянами проводился так. При реформе 1861 г. землевладение крестьян оказалось целиком в руках помещиков, которые устраивали земли, исходя исключительно из своих собственных интересов и не заботясь об удобствах крестьянского хозяйства. В результате такого поземельного "устройства", земли помещиков и крестьян оказались не только чересполосными, но кроме того целый ряд земельных участков оказался в совместном пользовании помещиков и крестьян. Указанный вид работ преследовал задачу разделить эти участки общего пользования и порвать прежнюю взаимозависимость владельцев.

Ликвидация многополосицы, уничтожение чересполосицы, узкополосицы и дальноземелья осуществлялось в целях ликвидации недостатков землевладения и сведения большого числа мелких участков, принадлежащих отдельным землевладельцам, в крупные участки, расположенные по возможности в одном месте. Данная работа имеет также название "комассация земель", а в ряде зарубежных стран получила название "консолидация земель".

Техники и методик межевания для осуществления всех этих видов работ явно не хватало. Если до 1906 г. основным видом землеустроительных работ являлось межевание, представлявшее собой, по сути дела, установление (восстановление) границ землевладений и землепользовании и их техническое и юридическое оформление, то с начала Столыпинской реформы землемерные работы стали дополняться инженерными действиями и экономическими расчетами по рациональному устройству всей охватываемой земельным переделом территории.

Порядок производства землеустроительных дел или землеустроительных процессов складывался из следующих стадий:

. Ходатайство о землеустройстве в уездную землеустроительную комиссию.

. Подготовка дела. Она проводилась после подачи заявления землеустроителем на месте и заключалась в выявлении пожеланий населения, в различных обследованиях и выработке основ предстоящего землеустройства.

. Назначение дела к исполнению. Подготовленное дело по рассмотрению комиссией направлялось в губернскую комиссию и, в случае одобрения, включалось в план работ.

. Исполнение дела в натуре и составление землеустроительного проекта. В этой стадии землеустраиваемые земли снимались на план, производилось отграничение земель, подлежащих землеустройству, расценка земельных угодий и проектирование новых владений. Вновь образовываемые владения проектировались как на плане, так и на местности.

. Предъявление составленного проекта населению, которое могло подавать различные жалобы и возражения. Если землеустроитель находил их заслуживающими внимания, он вносил исправления в проект, если нет - жалобы направлялись в уездную комиссию.

. Утверждение проекта уездной комиссией.

. Исполнение проекта, заключавшееся в том, что по распоряжению губернской комиссии землемер объявлял населению о вступлении проекта в силу и о приобретении знаками и границами значения знаков государственною межевания.

Сложный порядок производства землеустроительных дел гарантировал правительству постоянное влияние на ход и направление землеустройства [6].

Результаты Столыпинского землеустройства в 1907-1915 гг. представлены в табл. 2.1.

столыпинский землеустроительные реформа

Таблица 2.1 - Ход Столыпинского землеустройства (в тыс. дес.)

Годы Единоличное землеустройство Групповое землеустройство Всего
1907 142 121 263
1908 525 265 790
1909 1373 984 2357
1910 1899 1252 3151
1911 2102 1169 3271
1912 2062 1644 3706
1913 2366 2042 4408
1914 2083 1862 3945
1915 1403 1922 3325
Итого 13955 11261 25216

 

Из таблицы видно, что развитие единоличного землеустройства было более устойчивым, чем выделы из общины. Несмотря на очень большие потребности в землеустроительной помощи, главное внимание правительства было сосредоточено на организации хуторов и отрубов. Объемы группового землеустройства во все годы были ниже объемов единоличного землеустройства за исключением 1915 г., когда объем единоличного землеустройства был ниже группового. А между тем деревня нуждалась не только в хуторском и отрубном землеустройстве, но и в групповом, которое уничтожало межселенную и внутриселенную чересполосицу, общность землепользования, дальноземелье и другие недостатки.

Если землеустройство более или менее равномерно развивалось по годам, этого нельзя сказать относительно отдельных регионов (табл. 2.2).

 

Таблица 2.2 - Ход Столыпинского землеустройства в регионах

Районы Процент землеустроенных дворов к общему числу дворов в районе на 1.01.1916 г. Процент единолично устроенных хозяйств от общего числа устроенных на 1.01.1915 г.
Белорусский 13,7 87.4
Приозерный 18,2 61,5
Центрально-Промышленный 22,6 23,6
Северный 12,7 15,9
Приуральский 4,7 28,9
Юго-Западный 7,4 70,2
Украинский 17,0 57,8
Центрально- Черноземный 16,5 33,3
Средневолжский 20,3 33,7
Нижневолжский 14,2 75,9
Новороссийский 13,2 80,5

 

Для осуществления землеустройства правительство изыскивало денежные средства. Так, за 7 лет, с 1906 по 1913 гг. включительно, на содержание землеустроительных организаций было отпущено около 63 млн руб., на выдачу крестьянам ссуд и пособий при землеустройстве свыше 22 млн. руб. Если добавить расходы на мелиоративные работы и агрономическую помощь, а также ассигнования из средств казенного Крестьянского банка, то получится, что общая сумма затрат правительства значительно превысила 100 млн. руб.

После того как было принято Положение о землеустройстве, масштабы землеустроительных работ с каждым годом до начала Первой мировой войны расширялись. По данным Главного управления землеустройства и землевладения, на 1 января 1915 г. к землеустроительным работам было привлечено уже около 7000 землемерных чинов, свыше 3300 землеустроителей и до 7000 гидротехников.

Камеральная обработка планов выполнялась 800 чертежниками губернских чертежных. К этому времени в землеустроительные комиссии поступили ходатайства о землеустройстве от 5 795 540 дворов. По 60,6% из них была закончена подготовка проектов, 43,8% проектов было перенесено в натуру и 33,9% проектов было утверждено, то есть они получили юридическое завершение [6].


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, в период Столыпинской реформы землеустройство приобрело решающее значение, что понимало правительство России, а ученый мир, различавший сначала понятия "землеустройства" и "межевания", потом объединил эти два понятия.

Одним из первых учебников по землеустройству, написанным А.А. Ржаницыным, было "Руководство по землеустройству и межеванию". Здесь написано: "Землеустроительная мысль, так долго мерцавшая на пути исторического развития межевания, в настоящее время уже готова вылиться в свои, почти законченные формы. Однако в своем современном развитии эта мысль потекла по иному руслу. Или потому, что эта столь жизненная для страны и живая мысль не могла вселиться в устарелую вековую храмину межевого дела, с его ветхозаветными основами и малоподвижными от старости учреждениями, или потому, что только землемерная техника нашла себе полное приложение в землеустройстве, а межевание было отвергнуто... Между тем, понимая землеустройство как деятельность, направленную на образование жизненных земледельческих хозяйств, а межевание как установление юридических границ земельной собственности, необходимо признать, что межевание есть неотъемлемая часть землеустройства...".

И.А. Иверонов в книге "Основы землеустроительного дела" в 1915 г. писал, что землеустройство отличается от межевания прежде всего своим экономическим характером, так как в размере, расположении и качестве земель хозяйств лежат экономические интересы земледельцев и землепользователей.

К.А. Кофод в книге "Русское землеустройство", оценивая разверстание общинных земель в России, считал, что все действия по организации, упорядочению и устройству территории землевладений и землепользовании могут успешно осуществляться только на основе специально разработанных для этих целей землеустроительных проектов.

За 10 лет, предшествовавших революции 1917 г., хутора и отруба были устроены на площади 16 млн. десятин для 1612 690 крестьянских хозяйств (10,5% их общего числа). Часть хуторов и отрубов (18,5%) были устроены на банковских и казенных землях, все остальные на надельных.

В период Столыпинской земельной реформы осуществлялось также внутриселенное групповое, межселенное и межвладельческое землеустройство. В основном решались задачи упорядочения использования земель, рациональной организации сельского хозяйства.

Реформа привела российское сельское хозяйство к определенным успехам. Шире стали применяться новые машины и орудия труда, прогрессивные системы ведения хозяйства, увеличились посевные площади культур. Если в первые годы реформы рост производства сельскохозяйственной продукции был незначительным ввиду коренной ломки хозяйства, то впоследствии он существенно ускорился. Так, общий среднегодовой сбор хлеба за 1904-1910 гг. по сравнению с 1895-1900 гг. возрос на 19%, а в 1911-1912 гг. - на 34%. Вместе с тем реформа не решила всех проблем сельского хозяйства и к тому же обострила социальные противоречия в деревне. Первая мировая война усугубила тяжелое положение крестьян, что в немалой мере способствовало свершению социалистической революции.

После Февральской буржуазно-демократической революции под нажимом большинства крестьян недовольных землеустройством, землеустроительные комиссии Постановлением Временного правительства от 28 июня (11 июля) 1917 г. были ликвидированы, а выделение хуторов и отрубов прекращено.


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Бороздин С.В. Земельные отношения и аграрные реформы: монография / С.В. Бороздин. - М.: ЮНИТИ, 2002. - 239 с.

2. Давыдов М.А. Статистика землеустройства в ходе Столыпинской аграрной реформы / М.А. Давыдов // Российская история. - 2011. - № 1. - С. 56- 72.

.   Земельный вопрос / Строев Е.С. [и др.]; под ред. Е.С. Строева. - М.: Колос, 1999. - 536 с.

.   Зырянов П.Н. Петр Столыпин: политический портрет / П.Н. Зырянов - М.: Высшая школа, 1992. - 258 с.

.   История земельных отношений и землеустройства: учеб. пособие / А.А. Варламов [и др.]. - М.: Колос, 2000. - 336 с.

.   Комов Н. Российская модель землепользования и землеустройства / Николай Комов. - М.: Институт оценки природных ресурсов, 2001. - 624 с.

.   Христофоров И.А. От Сперанского до Столыпина: крестьянская реформа и проблема землеустройства / И.А. Христофоров /// Российская история. - 2011. - № 4. - С. 27-43.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...