Введение. Постановка проблемы. Историография и источники.
Самара 1999 Оглавление Введение. Постановка проблемы. Историография и источники............................................ 3 Глава I. Железная дорога им В.В. Куйбышева в условиях Великой Отечественной войны............................................................................................................................................ 12 § 1. Перестройка работы Куйбышевской железной дороги на военный лад (1941-1942гг.)............................................................................................................................... 12 §2. Работа железной дороги им. В.В. Куйбышева в 1943-1945 гг......................................... 20 Глава II. Кадры железной дороги им. В.В. Куйбышева........................................................ 28 §1. Численность и состав Куйбышевских железнодорожников в годы Великой Отечественной войны........................................................................................................................................................ 28 §2. Подготовка кадров................................................................................................................ 37 Глава III. Трудовая и общественно-политическая активность Куйбышевских железнодорожников в годы Великой Отечественной войны....................................................................................... 44 §1. Социалистическое соревнование на железной дороги им В.В. Куйбышева................. 44 §2. Патриотическая помощь Куйбышевских железнодорожников фронту и тылу............. 53 Глава IV. Деятельность дорожной профсоюзной организации по улучшению бытового и культурного обслуживания железнодорожников.......................................................................................... 59 §1. Материально-бытовое положение Куйбышевских железнодорожников....................... 59 §2. Организация оборонно-массовой и культурно-просветительской работы на Куйбышевской дороге........................................................................................................................................................ 69
Заключение................................................................................................................................. 76 Список использованных источников и литературы.......................................................... 80 1.Архивы...................................................................................................................................... 80 2.Сборники документов, статистические сборники............................................................... 80 3.Периодическая печать............................................................................................................. 80 4.Литература................................................................................................................................ 80
Введение. Постановка проблемы. Историография и источники.
Актуальность темы. В обеспечении выдающейся победы Советского Союза над фашистской Германией огромную роль сыграл железнодорожный транспорт, являющийся одной из важнейших отраслей народного хозяйства. Наша страна имела достаточно развитую железнодорожную сеть, которую с полным правом можно назвать главными нервами экономической жизни, ее кровеносными сосудами. За 23 года Советской власти в развитие транспорта и связи было вложено более 7,9 млрд. рублей. Протяженность всех железных дорог в СССР к 1941г достигла 106,1 тыс. километров.1 Великая Отечественная война продемонстрировала возросшее и притом решающее значение железных дорог в современных военных конфликтах. Роль железнодорожного транспорта увеличивалась по мере технического оснащения армии, по мере того, как тыл стал приобретать все большее значение для вооружения и снабжения фронта, по мере совершенствования военного искусства. Благодаря самоотверженной работе железнодорожников в годы войны удалось связать важнейшие экономические районы тыла в гигантский по территории народнохозяйственный комплекс. В единый хозяйственный организм слились Западная Сибирь с Уралом, Урал с Поволжьем, Поволжье с Центральнопромышленным районом. О значении железнодорожного транспорта говорят и такие цифровые данные: с 1941г по 1945г железные дороги обеспечивали соответственно в 1941г – 93%; в 1942г – 52%; в 1943г – 58%; в 1944г – 68 %; в 1945 - 76% всего грузооборота СССР.2 Этот вид транспорта являлся также важнейшим средством подготовки и проведения более 50 стратегических и наступательных операций, осуществленных Советскими вооруженными силами в ходе Великой Отечественной войны.3 Успех этих операций стал возможен благодаря своевременной доставке из глубины страны боеприпасов, горючего, продовольствия и других средств. Общий объем перевозок в период подготовки решающих сражений составил 1 млн. тонн. Более 95% таких перевозок выполнили железнодорожники, организовавшие пропуск эшелонов с войсками и техникой со скоростью в 800-1000 километров в час.4
Таким образом, огромные территориальные масштабы СССР и созданная в предвоенный период материально-техническая база определили первостепенную роль железных дорог как связующего звена между фронтом и тылом, оказывающего самое непосредственное воздействие на развитие военной экономики, а также на подготовку, ход и исход многих боевых операций. Весомый вклад в победу над врагом внесли железнодорожники Среднего Поволжья. К концу 30-х годов Поволжье превратилось в крупнейший индустриально-аграрный район страны имеющий значительную железнодорожную сеть протяженностью около 6 тыс. километров.1 В ее состав входили помимо Куйбышевской еще Казанская, Рязано-Уральская, Пензенская и Сталинградская магистрали.2 О масштабах деятельности поволжских железнодорожников, в том числе и куйбышевских, можно судить исходя из того, что лишь на территории региона в тот период функционировало 3,5 тыс. фабрик и заводов, уже создавалось мощная нефтяная база «Второе Баку», велось крупное промышленное строительство, осуществлялись в крупных объемах сельскохозяйственные перевозки.3 Значение Поволжской железнодорожной сети, являющейся составной частью транспортной системы страны, повышалось с началом войны. Региональные магистрали оказались важным связующим звеном тыловых восточных и фронтовых западных районов СССР. Они обеспечивали доставку стратегических резервов к фронту, эвакуацию материальных ценностей и людей из временно оккупированных гитлеровскими войсками областей и республик страны; снабжение всем необходимым производственных потребностей населения Поволжья.
Рабочие и служащие железной дороги им. В.В. Куйбышева, как и все транспортники Поволжья, непосредственно участвовали в обеспечении оперативной связи фронта и тыла. Работа железной дороги им. В.В. Куйбышева в этот период раскрывает, во-первых, трудности и специфику функционирования всей отрасли в годы войны, во-вторых, роль куйбышевских железнодорожников в снабжении фронта и тыла всем необходимым и в проведении эвакуации, в-третьих, помогает определить и более детально исследовать вклад Среднего Поволжья в победу как важнейшего тылового района страны, одного из наиболее развитых в экономическом плане. Объектом данного исследования является деятельность коллектива железной дороги им. В.В. Куйбышева в годы Великой Отечественной войны. Железная дорога им. В.В. Куйбышева – крупнейшая магистраль, обеспечивающая связь центра и запада страны с важнейшими экономическими районами Урала, Сибири и Средней Азии. Она проходит по территории Куйбышевской и Пензенской областей, Мордовской АССР, Татарской АССР, Башкирской АССР и частично по Рязанской, Тамбовской и Челябинской. Граничит с Горьковской железной дорогой (станции Цильна и Красный узел), Московской железной дорогой (станции Кустаревка, Ряжск), Южно-Уральской железной дорогой (станции Кропачево, Кинель) и с Приволжской (Пенза и Сенная).1 Куйбышевская дорога в годы Великой Отечественной войны представляла собой почти две параллельные линии, пролегающие с запада на восток: Кустаревка – Инза – Ульяновск – Бугульма – Чишмы и Ряжск – Сызрань – Куйбышев – Чишмы. Это, так называемые, Бугульминское и Куйбышевское (Кропачевское) направления. Кропачевское направление было важнейшим магистральным ходом, обслуживающим связи между западными и восточными районами страны. У станции Кинель к нему примыкала другая мощная железнодорожная магистраль, обеспечивающая транспортно-экономические связи со Средней Азией и Южным Уралом. Две другие линии железной дороги им.В.В.Куйбышева: Рузаевка – Пенза – Ртищево и Ульяновск – Сызрань – Сенная были развиты слабее. Они обеспечивали выход из Поволжья в южные районы европейской части.2
Протяженность Куйбышевской магистрали по главным направлениям к 1941г составляла 2220 километров, причем 740 километров или 22% всей длины дороги приходилось на Куйбышевскую область.3 Хронологические рамки темы охватывают период Великой Отечественной войны (1941-1945гг.). Его изучение особенно важно, так как позволяет исследовать процесс мобилизации внутренних ресурсов железнодорожного транспорта на примере деятельности железной дороги им. В.В. Куйбышева в наиболее экстремальных военных условиях. Историография проблемы. Первые попытки осветить работу железнодорожного транспорта военных лет относятся ко времени Великой Отечественной войны. Это были небольшие по объему статьи, брошюры. Публикации В.Н. Образцова и Т.С. Хачатурова знакомили читателя с новыми методами работы железнодорожников в начальный период войны. Сведения о железнодорожниках были отрывочны и сводились к характеристике героического труда машинистов, стрелочников и других представителей железнодорожных профессий во имя победы.4 Более подробно работа Куйбышевских железнодорожников была освещена на страницах журнала «Железнодорожный транспорт». Здесь рассказывалось о работе железной дороги им. В.В. Куйбышева, о трудностях, с которыми столкнулась дорога в первый период войны, о производственных новациях на Куйбышевской магистрали.1 Историографии железнодорожного транспорта в послевоенные годы были присущи попытки обобщения, имеющегося статистического и фактического материала и оценки вклада работников как дорог Поволжья, так и всех железных дорог страны в развитие военной экономики. Этому была посвящена книга Н.А.Вознесенского.2 В 50-е годы вышел из печати ряд местных историко-экономических изданий, в которых были опубликованы итоговые показатели функционирования Куйбышевской магистрали в годы войны.3 К этому же времени относятся монографии И.В.Ковалева, Т.С. Хачатурова, А.Г.Напорко. Названные авторы не выделяли специально железную дорогу им.В.В.Куйбышева и вообще поволжский железнодорожный транспорт при рассмотрении эксплуатационной деятельности отрасли, оценке состояния материально-технической базы магистралей страны, характеристике вклада железнодорожников в укрепление советской военной экономики. Но сделанные ими выводы о направлениях развития железнодорожного транспорта как одной из ведущих отраслей народного хозяйства впоследствии использовались в научных работах.4
Существенно обогатилась историография проблемы после выхода многотомной истории Великой Отечественной войны /материалы сосредоточены в небольших разделах глав, посвященных работе тыла/, где содержится целый ряд ранее неизвестных фактов, статистических данных, в том числе и по Куйбышевской железной дороге. Однако, авторы весьма ограниченно привлекли материалы местных архивов, что не позволило более глубоко осветить вклад региональных магистралей в дело победы.5 Материалы о состоянии железнодорожного транспорта в период войны содержатся в седьмой главе книги «Советская экономика в период Великой Отечественной войны 1941-1945гг», в которой рассмотрена роль железной дороги в эвакуации производительных сил на восток страны, частично освещены вопросы транспортного строительства в Поволжье.7 Самой крупной научной работой 60-х является книга Г.А. Куманева «Советские железнодорожники в годы Великой Отечественной войны». Это была первая монография обобщающего характера, написанная на основе богатого архивного материала, и рассмотревшая в проблемном плане деятельность железнодорожников СССР в 1941-1945гг. Здесь приводятся данные и о работе Куйбышевской дороги, но автор не ставил своей задачей детальное изучение отдельных магистралей в годы войны.1 В 60-70-х годах больше внимания уделяется изучению роли железнодорожного транспорта в годы Великой Отечественной войны в краеведческой литературе. Наибольшей полнотой сведений о железной дороги им. В.В. Куйбышева отличаются специальные ведомственные издания, вышедшие к юбилейным датам дороги. В этих работах впервые собраны и проанализированы материалы о производственной деятельности Куйбышевской магистрали, сделана попытка выявить причины недостатков в работе дороги в первый период войны показаны передовые методы трудовой деятельности, используемые железнодорожниками в годы войны, а также рассказано о патриотической помощи работников дороги фронту и тылу.2 В эти годы исследованием вклада Куйбышевских железнодорожников в победу много занимается В.К.Любимов. В его диссертационной работе и статье, написанной о рабочем классе Средней Волги, уделяется внимание трудовым подвигам Куйбышевских транспортников. Впервые широко становится известны читателям конкретные имена героев-железнодорожников.3 Для обобщающих работ по истории Поволжья характерен фрагментарный и отрывочный подбор материала, информация о железнодорожном транспорте невелика, затронуты лишь отдельные аспекты деятельности железных дорог: участие в социалистическом соревновании Куйбышевских железнодорожников, приведены цифровые сведения, характеризующие работу дороги в отдельные периоды войны.4 Важным рубежом в развитии историографии железнодорожного транспорта стали 80-е годы. В это время было опубликовано несколько работ по истории железных дорог в 1941-1945гг комплексно-обобщающего характера. Книга «Железнодорожники в Великой Отечественной войне 1941-1945гг», относится к числу популярных изданий. Основное внимание авторы (специалисты Министерства путей сообщения СССР, железнодорожники, научные работники институтов) уделили примерам трудового героизма железнодорожников, вопросам соревнования и т.д. Работа практически не содержит глубокого исторического анализа источников по проблеме.1 Весомый научный вклад в разработку темы внес Г.А. Куманев, написавший монографию «Война и железнодорожный транспорт СССР 1941-1945гг». Книга существенно дополняет издание 1963г, так как написана на основе широкого круга архивных источников, различных документальных сборников, разнообразной исторической литературы. В работе подробно рассматриваются вопросы, связанные с перестройкой работы железнодорожного транспорта на военный лад, с выполнением железнодорожниками военных и народнохозяйственных задач. Г.А.Куманев затрагивает также такие аспекты в деятельности рабочих железной дороги, как: организация и формы социалистического соревнования на дорогах страны, внедрение новых методов работы, обеспечение транспортных магистралей квалифицированными кадрами и материально-бытовое положение работников дорог в годы войны.2 В региональной литературе возросло количество исследований, посвященных работе промышленных предприятий Поволжья в годы войны, в том числе и транспортных. Д.П.Ванчинов впервые обосновал роль железнодорожного транспорта всего Поволжья в народно-хозяйственном механизме региона военного времени, объективно оценил трудности возникшие на поволжских железных дорогах, отметил особенности взаимодействия всех видов транспорта Поволжья при обеспечении бесперебойного снабжения фронта и тыла всем необходимым. Осветил частично деятельность транспортников-волжан в осуществлении массовой эвакуации материальных ценностей и людей.3 Значение профсоюзов в улучшении материального положения и культурного обслуживания трудящихся Поволжья в годы Великой Отечественной войны изучалось Е.Е.Левицким. В его статье и кандидатской диссертации проанализирована деятельность профсоюзных организаций Поволжья, в том числе и железной дороги им. В.В. Куйбышева. Но работа профсоюза дороги освещена только в первый период войны и далеко не полностью. Совсем не рассматривалась роль дорожного профсоюза в обеспечении железнодорожников продовольствием, в решении жилищных и других бытовых проблем, в организации оборонно-массовой и культурной работы в годы Великой Отечественной войны.1 Наиболее полной работой, характеризующей деятельность поволжских железнодорожников является кандидатская диссертация Н.К. Веденеевой, в которой впервые была изучена работа транспортных магистралей региона в годы войны, состояние их материально-технической базы, выявлена специфика обеспечения Поволжских железных дорог кадрами, форма подготовки железнодорожных специальностей, рассмотрены трудовые почины, а также различные виды патриотической помощи рабочих фронту и тылу. Автор исследовала работу шести железных дорог региона, в том числе и Куйбышевской. Недостатком данной работы является не полнота использования архивных данных, имеющихся по каждой дороге региона. Так, рассматривая деятельность Куйбышевской дороги в годы войны Веденеева не в полной мере освещает вопросы перестройки дороги на военный лад, трудности и недостатки в работе 1941-1945гг. Довольно поверхностно рассмотрены вопросы о численности, составе и формах подготовки Куйбышевских железнодорожников, и совсем не освещались темы материального положения Куйбышевских транспортников и роли дорожной профсоюзной организации в 1941 –1945гг. в улучшении культурного обслуживания работников дороги.2 Таким образом, историками проделана значительная работа по изучению деятельности железной дороги им. В.В. Куйбышева в годы войны. Но целый ряд вопросов остается неизученными: перестройка магистрали ее работа в условиях войны, специфика подготовки и обучения Куйбышевских железнодорожников, материально-бытовое положение транспортников, роль профсоюза дороги в решении насущных проблем. Цель исследования: в написании истории деятельности коллектива железной дороги Куйбышева в годы войны в соответствии с названной целью автор ставил следующие задачи: - охарактеризовать работу Куйбышевской магистрали на всех этапах войны; - проанализировать в общих чертах состояние материально-технической базы железной дороги им. В.В. Куйбышева; - рассмотреть мнение численности и состава железнодорожников в военное время; - выявить формы обучения и подготовки железнодорожных специальностей и повышения их профессионального уровня железнодорожников; - показать разнообразие форм трудовой и общественной активности Куйбышевских железнодорожников; - осветить вопросы, касающиеся материального и культурного обслуживания железнодорожников, выявить роль дорожной профсоюзной организации в их решении. Источниками основой работы являются постановления Центральных партийных, советских и профсоюзных органов; материалы Наркомата путей сообщения (НКПС) СССР за 1941-1945г.1 Наиболее значительную часть источников составили архивные документы из ГАСО и ЦХДНИ. В ЦХДНИ автором были изучены фонды 560, 1259, 656. В фонде «Политотдела железной дороги им. В.В. Куйбышева» 1259 содержатся приказы НКПС по Куйбышевской дороге за все годы войны, приказы начальников дороги, а также постановления Куйбышевского обкома партии, изданные относительно деятельности дороги. В фонде есть данные по эвакуированным, по производственным показателям работы дороги, по состоянию трудовой дисциплины на дороге. Подобные сведения можно встретить и в фонде 560 – «Фонд политотдела Управления железной дорогой им. В.В. Куйбышева», но в нем содержатся данные, касающиеся преимущественно работников Управления дороги. В фонде 656 – фонд «Куйбышевского Обкома ВКП(б)» – сосредоточены постановления, приказы, отчеты, изданные транспортным отделом Куйбышевского обкома ВКП(б) по железной дороге им. В.В. Куйбышева. В этом фонде находятся данные, характеризующие работу дороги за все годы войны, путевое хозяйство, дорожное строительство, итоги социалистического соревнования. Фонды государственного архива Самарской области также важны при изучении деятельности Куйбышевской дороги в годы войны. 214 фонд – фонд «Управления Куйбышевской железной дорогой» – сконцентрировал документы, отчеты о работе сектора отдела кадров дороги за годы войны, годовые отчеты и материалы по производственной деятельности дороги, по организации социалистического соревнования на дороге, по характеристике материальной базы дороги. Объемный и разнообразный материал (статистический и фактический) о работе дорожного профсоюза имеется в 927 фонде – фонд «Куйбышевского дорожного комитета профсоюза работников железнодорожного транспорта». Материалы фонда 2558 – фонд «Куйбышевского облисполкома депутатов трудящихся» – позволяют составить наиболее полную картину о характере проведения трудовых мобилизаций по Куйбышевской области в годы войны, о мероприятиях принимаемых облисполкомом для улучшения функционирования Куйбышевской дороги. В дипломной работе представлены материалы из опубликованных сборников документов: Куйбышевская область в годы Великой Отечественной войны: документы и материалы, Куйбышев, 1966г.; Куйбышевская область в годы ВОВ: документы и материалы, Самара, 1995г. Большую ценность для исследования различных аспектов деятельности Куйбышевской магистрали представляет периодическая печать. В дипломной работе использована периодика военных лет «Волжская коммуна», «Большевистское знамя», «Железнодорожный транспорт». В газетах и журнале содержатся интересные сведения о трудовой деятельности Куйбышевских железнодорожниках, о разнообразии форм социалистического соревнования на дороге, об активном участии рабочих и служащих во всенародном движении по оказании помощи фронту и тылу. Научная новизна исследования заключается в том, что в данной работе сделана попытка комплексного, всестороннего исследования деятельности железной дороги Куйбышева в годы войны. Изучив разнообразные источники, автор попытался проанализировать состояние материально-технической базы железной дороги в условиях войны, выявить особенности решения проблемы кадров на Куйбышевской магистрали; систематизировать формы патриотической помощи работников дороги фронту и тылу, оценить роль дорожного профсоюза в улучшении материально-бытового и культурного обслуживания трудящихся. Структура работы состоит из введения, четырех глав и заключения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|