Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Категория материи в XIX-XX веках.

 

В естествознании XIX столетия уровень развития науки накладывал опре­делен­ные ограничения на понимание материи — она определялась с позиции ме­ханической атомистики и, как правило, отождествлялась с одним видом материи — ве­ществом. Ма­терия /вещество/ рассматривалась домарксовскими материалистами как состоящая из неделимых, неизменных, простейших частиц-атомов, не имеющих качеств. Качественно отличные предметы материального мира представлялись ими как разнообразные про­странственно-временные ком­бинации этих атомов. Материи предписывалась абсолют­ная дискрет­ность, нали­чие неизменных, вечных свойств, таких, напри­мер, как масса, инерция и т. п.

В XIX столетии домарксистская философия на основе раз­вития есте­ствозна­нием атомистического учения достигла зна­чительных успехов в по­нима­нии материи. Н. Г. Чернышевский, например, пытался отказаться от устано­вившегося в то время в фи­лософии понимания материи, как вещества, и писал: “То, что существует, называется материей.” Однако понятие “существует” рас­плывчато — можно говорить и о существо­ва­нии материи в понятии. Человек познает не только вещи, тела, предметы, но и связи между ними, он познает также идеи, теории. Можно сказать, например, что существует эле­ментарная частица или какое-нибудь космическое тело, как объективная, независи­мая от человека и человечества реаль­ность, и что существуют понятия “элементарной частицы” и “звезды” в науке. Существует также и определенное конкрет­ное по­нимание элементарной частицы, как последней и неде­лимой, в некоторых поло­жениях квантовой механики или же соотносительной с определенной материаль­ной системой тео­рии, для которой она может считаться неделимой и т. п. Су­ществует и определенная символика элементарной частицы, логические сужде­ния о ней. Следовательно, можно говорить о существовании объективной реальности как таковой и о суще­ствовании ее в сознании человека.

Новый этап в развитии категории “материя” начинается с применения К. Марксом и Ф. Энгель­сом этой категории к об­ласти общественных явлений. Преж­ние материалисты рассмат­ривали материю лишь с одной стороны, лишь как источ­ник об­разования сознания. Теперь же развитие материи надо было рас­сматривать не односторонне, не пассивно, а как активный двусторонний процесс; надо видеть, что не только материя творит созна­ние, но и сознание, в свою оче­редь, действует на материю. Идея становится материальной силой, когда она овладевает массами. Идеальное в практической жизни может специфически, по-своему, порождать материальное. Не только материальное превращается в идеальное, но и наоборот. Та­кова диалектика.

Известно, что при исследовании мышления индивида во­прос о превращении идеального в материальное возник уже у Л. Фейербаха: мышление индивида, если на него смотреть глазами других индивидов, выступает уже не как внутрен­ний и субъектив­ный, а как внешний и объективный факт. Фейербах пришел к вы­воду, что идеальное можно рассматривать как ма­териальное, идеальное пре­вращается в мате­риальное, если его изучать объективно, со стороны. “Что для меня, или субъективно, есть чисто духовный, нематериальный, нечув­ственный акт, то само по себе, или объективно, есть мате­риальный, чувственный акт”. Можно истолковать этот вывод так. Если мышление “само по себе, или объективно, есть ма­териальный, чувственный акт”, значит, мышление нельзя рас­сматривать в качестве идеального, значит, “мысль нахо­дится почти в таком же отношении к головному мозгу, как желчь к печени...”. В этих сло­вах мы видим уже полное метафизиче­ское сведение идеального к материальному. Неужели же, при­знавая материальность индивидуальных мыслительных процес­сов, мы неизбежно должны ска­тываться к полному отрицанию идеального, к вульгарному мате­риализму? Метафизиче­ский ма­териализм не может ответить на этот вопрос. Он сам имеет тенденцию к пре­вращению в вульгарный материализм. Чтобы из­бежать этой тен­денции и этого превра­щения, надо опреде­лить рамки, в пределах которых существует абсолютная про­тивопо­ложность материального и идеального. Это сделал диалек­тический материализм.

Диалектический материализм признает, что идеальное есть не что иное, как пре­образованное материальное. Напри­мер, В. И. Ленин, как и другие материалисты, назы­вал со­знание “внутренним состоянием материи” и боролся против теории вклады­вания мыслей в мозг, против убеждения, будто материальный мозг дополняется еще чем-то нематериальным. Но вместе с тем диалектический материализм никогда не сме­шивает образы и предметы этих об­разов, не забывает под­черкнуть абсолютную проти­вополож­ность между идеальными об­разами и материальными предметами.

Определение рамок абсолютной противоположности материального и идеального можно проиллюстрировать на из­вестном аристотелевском примере. Отпечаток на воске, полу­ченный в результате давления печати, является обра­зом пе­чати. Мы можем мыс­ленно выделить образ печати и противопо­ставить его самой печати, как идеальное и материальное. Именно здесь, в отношении об­раза к прообразу, мы находим абсолют­ную противоположность идеального и материального. Образ печати принципиально отличается от самой печати. Од­нако, мы должны отдавать себе отчет, что вне этих ра­мок образ печати уже не может фигурировать в качестве чего- то противоположного ма­териальному. Отпечаток на воске — это обычная деформация воска; это состояние, в которое пришло вещество воска. Таково уж свойство воска, что под дей­ствием из вне он образует вполне объективную и данную нам в ощущениях вмятину, которая к тому же оказывается еще и образом действующего предмета. Мы можем про­тивопоставить это свойство воска действующему предмету (печати) в ка­честве идеального образа, но мы не можем, не имеем права противопоставлять это свойство, это состояние воска в ка­честве идеального самому воску. Свойство и состояние воска существуют вовсе не идеально, а материально. В этом вся суть дела. Нельзя смешивать отношение образа к одному предмету (прообразу) и отношение образа к другому (носителю этого образа).

Точно так же и в процессе мысленного отражения дей­ствительности нельзя сме­шивать вопрос об отношении образа к предмету (прообразу) и вопрос об от­ношении об­раза к телу и мозгу (носителю). В домарксистской истории философии эти два вопроса или две стороны мышления постоянно смешивали.

Диалектический материализм подчеркивает, что противо­положность мате­рии и со­знания имеет абсолютное значение, и тут же поясняет, что “противоположность материи и сознания имеет абсолютное значение только в пределах очень ограни­ченной об­ласти”. Диалектический материализм учит, что про­тивопоставление бытия и мышления имеет свои границы. Вне указанных гра­ниц мы должны отрицать абсолютную противо­по­ложность материи и сознания. Мы должны учитывать возмож­ность превращения идеального в материальное и наоборот.

Диалектика понимания категории “материя” состоит не в том, чтобы абсо­лютно все существующее называть материей, и не в том, чтоб абсолютно всегда настаивать на противопо­ложности материального и идеального. Эта диалектика со­стоит в том, чтобы видеть абсолютную противоположность ка­тего­рий “материя” и “сознание” в пределах гносеологии. Та­ков результат применения категории “материя” к исследова­нию че­ловека и его общественных отношений.

Диалектико-материалистическое представление о материи и ее свойствах получило развитие и на основе выдающихся достижений науки XIX и начала XX вв. Важнейшими из этих открытий явились: открытие закона сохранения и пре­вращения энергии Р. Майером, периодического закона химических эле­ментов Д. И. Менделеевым, теории электричества и магне­тизма (Фарадей и Максвелл); открытие электрона, его струк­туры и свойств; радия и радиоактивного излучения. Эти вы­дающиеся открытия объединяет принцип признания материаль­ности всех явлений и процессов объективного мира. Благо­даря им в науке сложилось качественно новое, диалектико-материалистическое представление о материи и ее свойствах. Однако естествоиспытатели и философы-метафизики не только не смогли подняться в понимании материи и ее свойств, за­конов ее изменения и развития на уровень новейших открытий науки, а, наоборот, в связи с открытием радиоактивности, рентгенлучей, электрона и его электромагнитных свойств, электро­магнитной природы света, начали говорить об “исчезновении” материи, о “замене“ материи электричеством, энергией вообще. Опровергая такие утверждения, В. И. Ленин говорит: “Материя исчезает” — это значит исчезает тот пре­дел, до которого мы знали материю до сих пор, наше знание идет глубже; исчезают такие свойства материи, которые ка­зались раньше абсолютными, не­изменными, первоначальными и которые теперь обнаруживаются, как относи­тельные, присущие только некоторым состояниям материи.” Основной особен­ностью ленинского понятия материи как объективной реаль­ности является то, что оно указывает на неисчерпаемость ее структуры и свойств; на безгранич­ность человеческого по­знания материи вширь и вглубь... Ленин дает следующее определение материи. Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана чело­веку в ощущениях его, которая копи­руется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя неза­висимо от них.

Таков итог третьего этапа в развитии категории “материя”...

 

 

Таким образом, диалектика становления научного пред­ставления о материи нашла свое выражение в его историч­ности; в обусловленности его возникновения и изменения уровнем развития науки и техники, общим уровнем знания лю­дей о явлениях объективного мира на каждом данном этапе развития общественной практики; в противоречивости его развития.

Противоречивость становления научного представления и понятия о мате­рии как наиболее общем, всеобщем понятии не только философии, но и всех конкретных наук, обусловлена противоречивостью становления самого челове­ческого позна­ния мира — восхождения от менее глубокого знания к более глубо­кому знанию действительности, от познания сущности первого порядка к позна­нию сущности второго порядка и т. д. Оно показывает, что ни на ступени наивно-материалисти­ческого мировоззрения, ни на ступени механического взгляда на мир, ни путем непосредственного наблюдения, ни на основе эмпирического иссле­дования отдельных видов материи и составляющих их частей или элемен­тов не возникло под­линно научного представления о материи и ее свойствах. Есте­ствоиспытатели не могли сделать это в силу истори­ческой ограниченности предмета своего исследования, а фи­лософы — потому что, не имея доста­точных естественнонауч­ных данных, не могли установить связь и отношение между качественно и количественно различными видами материи. Только с уста­новлением универсальной взаимосвязи и взаимо­зависимости качественно и коли­чественно различных видов материи и присущих им свойств, только с объясне­нием мате­риальной природы всех процессов и явлений объективного мира могло сложиться и сложилось подлинно научное пред­ставление и понятие о материи...

[П.А.А.1]

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...