Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Реабилитация детей при возрастных инфекционных заболеваниях и их профилактика




К наиболее распространенным инфекционным заболеваниям детского возраста относятся ОРВИ, скарлатина, паротит, ветряная оспа, краснуха. Передаются данные заболевания воздушно-капельным путем и через предметы обихода. Кроме ОРВИ, каждое заболевание имеет инкубационный период: скарлатина 2-7 дней, паротит 11-23 дня, ветрянка 10-21 и краснуха 16-21 день. Заболевания сопровождаются повышением температуры, общим недомоганием. При скарлатине появляется боль в горле при глотании, могут быть тошнота и рвота, при паротите снижается аппетит, появляется головная боль; при краснухе слабо выражены катаральные явления. Кроме того, паротит проявляется преимущественным поражением околоушных слюнных желез, а скарлатина, ветрянка, краснуха сопровождаются появлением сыпи. При инфекционных заболеваниях возможны, осложнения: отеки, пневмония, миокардит (скарлатина); воспаление яичек у мальчиков, яичников и молочных желез у девочек, менингит, энцефалит (при паротите); отит, стоматит, пневмония, ларингит (ветрянка). Профилактика инфекционных заболеваний сводится к раннему устранению контактов с заболевшим и вакцинации.

ЛФК при реабилитации заболевшего ребенка применяется после снижения температуры и улучшения общего его состояния. На занятиях ЛГ (проводимой родителями или методистом ЛФК в стационаре) используются дыхательные упражнения статического и динамического характера, которые в зависимости от возраста ребенка могут быть пассивными или активными. Для повышения психоэмоционального состояния ребенка упражнения должны быть игрового характера с постепенно увеличивающейся нагрузкой от 2-4 до 6-8 раз повторений каждого упражнения. Темп медленный, исходное положение – сидя.

ОРЗ или ОРВИ (острые респираторные заболевания или острая респираторная вирусная инфекция) занимают одно из первых мест среди заболеваний раннего и дошкольного возраста. Часто болеющие дети (ЧБД) – это те, кто переносит респираторно-вирусную инфекцию более 4 раз в год. При этом среди дошкольников 2-4 лет в эту группу входят дети, переболевшие 6 раз в год, 5 лет – 5 раз, 6 лет и старше – 4 раза. Интересно, что в течение первого года посещения дошкольного учреждения 30-40% детей болеют 6 раз и более в год, а к третьему году их число снижается до 6%. Таким образом, большинство детей во 2-й год болеют реже, а на 3-й год часто болеют лишь немногие. Сравнительный анализ заболеваемости «организованных» и «неорганизованных» (воспитывающихся дома) детей показывает, что на 2-3-м году жизни заболеваемость организованных детей выше, на 3-4-й год – уравнивается в обеих группах, а перед школой неорганизованные дети болеют чаще. Часто болеющие дети составляют группу высокого риска по развитию хронической патологии и летальности раннего возраста. В дошкольных учреждениях ЧБД составляют 72,8% (Ю.М. Копунов, 1980).

Клиническая картина ОРВИ – повышение температуры до 38-39°, интоксикация, выраженная вялость, потеря аппетита, кашель и насморк. Слизистая носа отечна, кашель сухой, покраснение, саднение, боль в глотке, охриплость голоса. Продолжительность заболевания – 7-10 дней, у ослабленных детей – 2-2,5 недели (14-17 дней). Частые повторные ОРВИ могут сопровождаться различными осложнениями, чаще - пневмонией (острой, затяжной или хронической). В старшем возрасте нередко возникает бронхиальная астма.

Задачи ЛФК для часто болеющих детей бывают общие (укрепление организма, улучшение крово- и лимфообращения, предотвращение деформации грудной клетки и нарушения осанки, повышение, неспецифической сопротивляемости организма, улучшение приспособляемости организма ребенка к физическим нагрузкам соответственно возрасту и условиям жизни, предупреждение отставания в психомоторном развитии) и специальные (улучшение функции дыхания и увеличения подвижности грудной клетки, стимулирование дренажной функции бронхов, профилактика образования спаек).

Из-за отсутствия специфического (специального) лечения респираторно-вирусных инфекций метод лечебной физической культуры как средство профилактики осложнений и неспецифической терапии имеет первостепенное значение.

Лечение положением используют главным образом в остром периоде. Для часто болеющих детей рекомендуется два положения: в начале болезни голова ребенка приподнимается на 20-50°; впоследствии при затрудненном освобождении дыхательных путей от мокроты телу ребенка придается дренажное положение, голова и грудь располагаются ниже горизонтальной линии для улучшения механического оттока мокроты. Можно подкладывать большой валик под живот ребенка в исходном положении «лежа на животе». В дренажном положении ребенок находится 2-3 раза в день по 2-5 мин, в это время целесообразно выполнять массаж грудной клетки, используя приемы поглаживания, растирания, разминания и легкой вибрации (поколачивания). Массаж грудной клетки можно проводить в положении сидя, выполняя приемы по межреберным промежуткам, двигаясь от грудины к боковым поверхностям и далее к позвоночнику. Приемы сочетаются со стимуляцией кашлевых движений. Ребенок выполняет вдох, а на выдохе методист легким прижимающим движением надавливает на боковые поверхности грудной клетки. На вдохе руки методиста свободно расходятся в стороны.

Лечебная гимнастика сочетается с массажем в следующей последовательности: дыхательные упражнения – массаж – общеразвивающие упражнения. Старшие дети в занятии лечебной гимнастикой могут использовать элементы самомассажа. Длительность занятия ЛГ зависит от общего состояния ребенка. Минимальная длительность – 10 мин, по мере улучшения состояния включаются упражнения в соответствии с возрастом и психомоторным развитием ребенка и время занятия увеличивается до 25 мин для дошкольников, 20-35 – для школьников. Нагрузка увеличивается постепенно, предпочтение отдается индивидуальному и малогрупповому способу проведения занятий лечебной гимнастикой, особенно в первые 2 недели выхода ребенка в сад или школу. Учитывая наличие остаточных явлений в дыхательных путях ребенка уже после клинического выздоровления следует использовать в режиме дня специальные упражнения 2-3 раза в день под контролем учителя, воспитателя, родителей.

Закаливание для часто болеющих детей является неотъемлемой частью профилактики и физической реабилитации. Используются все виды закаливания – водой, солнцем, воздухом. Воздушно-контрастные ванны целесообразно применять: у детей с коротким лихорадочным периодом ОРЗ (1-3 дня) через 1-2 недели после нормализации температуры, с лихорадочным периодом от 3 до 10 дней – через 2 недели, с лихорадочным периодом 10 и более дней – через 3-4 недели. Оздоровительный эффект такого подхода – 30% (Змановский). Лечебное плавание и физические упражнения в воде укрепляют опорно-двигательный аппарат и мышечную систему (особенно дыхательные мышцы) ребенка, нормализуя функции дыхания, улучшая вентиляцию различных участков легочной ткани и восстанавливая ритм дыхания. В целом повышается общая резистентность организма к вирусным инфекциям. Время занятий в бассейне – 15-20 мин. Часто болеющим детям показаны занятия доступными видами спорта. Детям 6-13 лет рекомендован дозированный медленный бег 2-3 раза в неделю круглогодично на свежем воздухе, в летнее время – босиком (И.А. Архангельская). Комплексное воздействие различных средств реабилитации предпочтительнее и имеет более стойкий терапевтический эффект. Наряду с традиционными средствами ЛФК целесообразно использовать йоготерапию, физиотерапию (УФО всего тела) и др.

Всем часто болеющим детям необходима санация очагов инфекции.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...