Реабилитация при заболеваниях сердечно-сосудистой системы у детей
Наиболее часто у детей встречаются ревматизм, пороки сердца, миокардит и функциональные нарушения в работе сердца.
Ревматизм Это инфекционно-аллергическое заболевание, при котором воздействие стрептококка группы «А» вызывает изменение в коллагеновой структуре сердечно-сосудистой системы. Для заболевания характерно длительное циклическое течение, поражающее сердечную мышцу. Ревматизм является основной причиной приобретенных пороков сердца и инвалидности в детском возрасте. Во время ревматической атаки чаще всего поражаются миокард, эндокард и реже – перикард. Для ревматизма характерно высыпание гранулем в сердечной мышце. Если гранулемы высыпали в эндокарде, это приводит к деформации и нарушению функций клапанов сердца, клинически проявляясь в виде клапанного порока. Чаще всего поражается митральный клапан, реже – аортальный. Система физической реабилитации делится (для детей в активной фазе ревматизма) на 3 периода: щадящий, функциональный и тренировочный, которые определяются степенью активности ревматического процесса, клиническим течением заболевания и функциональными возможностями сердечно-сосудистой системы. Основные задачи физической реабилитации для детей в активной фазе ревматизма: – организация двигательного режима детей; – облегчение работы сердца путем активизации периферического кровообращения и функции дыхания; – воспитание правильного дыхания диафрагмального типа; – активизация обменных процессов в миокарде; – постепенная тренировка сердечно-сосудистой системы; – восстановление физической работоспособности детей. Физическая реабилитация в щадящий период проводится в форме занятия лечебной гимнастикой и утренней гигиенической гимнастикой. В занятиях лечебной гимнастикой применяются простые физические упражнения для малых и средних мышечных групп с ограничением для крупных. Включаются дыхательные упражнения всех типов и паузы в виде релаксации мышц. Темп упражнений медленный и средний. Продолжительность занятий лечебной гимнастикой – 15-20 мин. Занятия проводятся в исходном положении – лежа.
Физическая реабилитация в функциональном периоде проводится в форме занятий лечебной и утренней гигиенической гимнастикой. В занятиях лечебной гимнастикой применяются упражнения для всех мышечных групп в медленном и среднем темпе. Включается тренировка в дозированной ходьбе. Занятия проводятся в исходных положениях лежа, сидя, стоя (ограниченно). Продолжительность занятий – 20-25 мин. Физическая реабилитация в тренировочном периоде проводится в форме занятий лечебной гимнастикой, утренней гигиенической гимнастики, дозированных прогулок. Занятие лечебной гимнастикой проводится в исходном положении стоя. Включается дозированная тренировка в подъеме и спуске с лестницы в сочетании с правильным дыханием. Продолжительность занятий – 25-30 мин, темп упражнений – медленный и средний. Учитывая возрастные особенности детей, в комплексы физических упражнений включают упражнения на воспитание правильной осанки. На этом этапе рекомендуется проводить физические упражнения игровым методом. Нередко ревматизм у детей приводит к возникновению порока сердца. Однако у 8 детей на 1000 могут быть и врожденные пороки сердца, причем у 35% таких детей клиника врожденного порока начинает проявляться на первом году жизни. Из множества видов врожденных пороков наибольшее распространение имеет дефект межжелудочковой перегородки. Каждый вид порока сердца имеет особенности клинической картины. Общими симптомами являются: бледность, цианоз, одышка, тахикардия, шумы в сердце. Лечение врожденных пороков: может быть консервативным или оперативным, во втором случае физическая реабилитация детей проводится в предоперационном и послеоперационном периоде по тем же задачам и принципам, которые были указаны выше.
Основные средства ЛФК: общеразвивающие упражнения в сочетании с дыхательными, упражнения на расслабление, упражнения для развития основных движений. На занятиях ЛГ главным принципом является принцип постепенности, плавное повышение нагрузки в течение курса ЛФК с вовлечением в работу всех мышечных групп. Специальными являются упражнения, активизирующие экстракардиальные факторы кровообращения, – дыхательные упражнения динамического и статического характера, диафрагмальное дыхание, упражнения для мелких и средних мышечных групп. В случае приобретенных пороков методика физической реабилитации у детей зависит от вида порока и степени компенсации или декомпенсации кровообращения и осуществляется в соответствии с положениями, описанными в разделе 3.7. Отличие лишь в том, что при реабилитации детей важное место отводится играм и игровому методу в любой части занятия.
Миокардит Это заболевание сердечной мышцы воспалительно-дегенеративного характера, при котором поражаются мышечные волокна, или соединительнотканая строма. Наиболее распространенными по характеру течения являются острый и подострый миокардиты, возникающие как осложнения при различных вирусных инфекциях (скарлатина, краснуха, ангина и т.д.). Дети больше, чем взрослые, предрасположены к воспалительным заболеваниям сердечной мышцы. Характер и тяжесть клинической картины при миокардитах зависят от степени распространенности поражения миокарда, возраста ребенка, сопутствующих заболеваний. Отмечаются одышка, бледность кожных покровов, слабость. При объективном обследовании – пульс частый, малого наполнения, характерно снижение АД. Течение и реабилитационный период заболевания зависят от тяжести основного заболевания, реактивности организма, своевременности и правильности проводимого лечения. Благоприятный прогноз наблюдается, как правило, при скарлатине и краснухе, дифтерийный миокардит протекает гораздо тяжелее и нередко может явиться причиной летального исхода.
Лечение детей с миокардитом комплексное и направлено в первую очередь на устранение ведущего заболевания, вызвавшего развитие миокардита. Значительное место в реабилитации занимает ЛФК. Задачи ЛФК для детей-дошкольников: улучшение периферического и коронарного кровообращения, сократительной способности миокарда; активизация метаболизма миокарда и обмена веществ в целом; развитие и усиление экстракардиальных факторов кровообращения; совершенствование моторно-висцеральных рефлексов с целью развития компенсации и адаптации организма к физическим нагрузкам; улучшение психоэмоционального состояния больного ребенка. Методика ЛФК определяется задачами лечебно-двигательных режимов на каждом периоде и этапе реабилитации. Основная форма ЛФК – занятия ЛГ, которые на постельном режиме проводятся индивидуально, на палатном (полупостельном) – малогрупповым методом и на свободном режиме - групповым. Средства ЛФК: физические упражнения с предметами и без предметов, естественные факторы природы, массаж. Начиная со свободного режима в занятия ЛГ включаются велотренажер, игры. Учитывая возрастные особенности детей, в комплекс ЛГ (начиная со 2-го периода) включаются; упражнения на воспитание и закрепление навыков правильной осанки. Лечебный массаж также является эффективным средством активной функциональной терапии. Рекомендуется использование сегментарного и точечного массажа для устранение застойных явлений в малом и большом, кругах кровообращения. Проводится массаж паравертебральных зон спинномозговых сегментов (L1-L2, C7-C4), спины, шеи, вибрация 7-го шейного позвонка, сдавливание и растяжение грудной клетки, ее сотрясение, массаж верхних и нижних конечностей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|