Особенные учреждения Государственного совета
I. УСТРОЙСТВО ДЕПАРТАМЕНТОВ
1) Число департаментов и их предметы
§ 1. Совет разделяется на четыре департамента: I. Законов. II. Дел военных. III. Дел гражданских и духовных. IV. Государственной экономии. § 2. В департамент законов входит все то, что по существу своему составляет предмет закона. Комиссия законов будет представлять в сей департамент все первоначальные начертания законов, в ней составляемых. § 3. В департамент военных дел будут входить предметы министерств военного и морского. § 4. В департамент гражданских и духовных дел будут входить дела юстиции, управления духовного и полиции. § 5. К. департаменту государственной экономии будут принадлежать предметы общей промышленности, наук, торговли, финансов, казначейства и счетов.
2) Звание председателя Государственного совета
§ 6. Председатель Государственного совета имеет в общих его собраниях первое место и подпись. § 7. Председатель открывает и закрывает собрание. § 8. Он назначает каждую неделю дела, подлежащие уважению Государственного совета. § 9. При рассуждениях Совета он охраняет надлежащий порядок и единство предмета, в случае разнообразия мнений для соглашения их излагает существо и силу вопроса и потом объявляет мнение, большинством голосов принятое. § 10. Все рассуждения членов обращаются к лицу председателя. § 11. При конце заседания он возвещает предметы будущего собрания.
3) Звание председателей департаментов
§ 12. Председатели в департаментах имеют первое место и подпись. § 13. Они открывают и закрывают собрание департаментов. 66 § 14. Председатели назначают каждую неделю дела, подлежащие
рассуждению департамента. § 15. При рассуждениях они излагают существо и силу вопроса и охраняют надлежащий порядок и единство предмета. § 16. Все рассуждения членов департамента обращаются к лицу его председателя. § 17. При конце заседания председатель департамента возвещает предметы будущего собрания.
4) Звание государственного секретаря
§ 18. Государственный секретарь управляет государственной канцелярией. § 19. На ответственность его возлагается точность сведений, предлагаемых Совету, и надлежащая ясность их изложения. § 20. На его ответственность возлагается изготовление всех исполнительных бумаг по журналам Совета, как в общем его собрании, так и по департаментам.
5) Звание статс-секретарей и их помощников
§ 21. При каждом департаменте Совета находится один статс-секретарь и несколько помощников. § 22. Статс-секретари и их помощники причисляются к государственной канцелярии и отправляют в ней дела по их департаментам. § 23. Помощники статс-секретарей назначаются по департаментам министров. § 24. Главная обязанность их состоит в собрании дополнительных сведений, нужных для пояснения дел, от министерства поступающих.
II. ОБРЯД ВСТУПЛЕНИЯ ЧЛЕНОВ СОВЕТА И ИХ ЗАСЕДАНИЯ КАК В ДЕПАРТАМЕНТАХ, ТАК И В ОБЩИХ СОБРАНИЯХ
§ 25. При открытии Государственного совета и потом при вступлении каждого члена в сие сословие подписывается им присяга по установленной форме. § 26. Заседания членов Совета в департаментах учреждаются по старшинству их, но председатель в департаменте всегда сохраняет первое место. § 27. Заседание членов в общих собраниях учреждается следующим порядком: 1) В отсутствие его императорского величества председатель занимает место в середине, по правую его сторону занимают места члены, не принадлежащие к особенным департаментам, а по левую – министры. Против председателя Совета, начиная от
места, назначаемого для чтения дел, по обеим сторонам занимают 67 места председатели департаментов, а за ними последуют тех департаментов члены. 2) Статс-секретари и их помощники имеют особенные столы и в обыкновенных собраниях занимают свои места, в чрезвычайных же не присутствуют. § 28. Заседания как в департаментах, так и в общих собраниях в положенные дни начинаются с 10 часов утра. Сверх сих заседаний члены департаментов могут учреждать между собою по удобности все нужные по делам сношения по назначению председателей. В делах, требующих общего двух или трех департаментов уважения, они могут учреждать частные собрания по сношению их председателей.
III. ОЗНАЧЕНИЕ ДЕЛ, ПОДЛЕЖАЩИХ УВАЖЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА
§ 29. В порядке государственных дел, от разрешения и утверждения верховной императорской власти зависящих, следующие предметы поступают предварительно на уважение Государственного совета: 1) Все предметы, требующие нового закона, устава или учреждения. 2) Предметы внутреннего управления, требующие отмены, ограничения или дополнения прежних положений. 3) Дела, требующие в законах, уставах и учреждениях изъяснения истинного их смысла. 4) Меры и распоряжения общие, приемлемые к успешнейшему исполнению существующих законов, уставов и учреждений. 5) Общие внутренние меры, в чрезвычайных случаях приемлемые. 6) Объявление войны, заключение мира и другие важные внешние меры, когда по усмотрению обстоятельств могут они подлежать предварительному общему соображению. 7) Ежегодные сметы общегосударственных приходов и расходов, способы их уравнения, назначение новых издержек, в течение года встретиться могущих, и чрезвычайные финансовые меры. 8) Все дела, по коим отсуждается какая-либо часть государственных доходов или имуществ в частное владение. 9) Дела о вознаграждении частных людей за имущества, на государственные нужды взимаемые. 10) Отчеты всех министерств в управлении принадлежащих к ним частей. § 30. Из всех сих предметов изъемлются: 1) Те дела, кои особенно предоставлены будут непосредственному докладу министров. 2) Дела, кои по общему министерскому наказу подлежать будут
соображениям министерского комитета.
IV. ПОРЯДОК ВСТУПЛЕНИЯ ДЕЛ, РАССМОТРЕНИЕ И ОКОНЧАНИЕ ИХ В ДЕПАРТАМЕНТАХ
§ 31. Все дела, предоставленные соображению Государственного совета, сначала поступают в департаменты его по свойству их и принадлежности. § 32. Из сего изъемлются те дела, кои общими положениями, 68 ниже сего изображенными, или особенными высочайшими повелениями предназначатся непосредственному уважению общих Совета собраний. § 33. Дела в департаменты поступают или от министров, или по особенным высочайшим повелениям; те и другие изготовляются к докладу в государственной канцелярии и предлагаются или государственным секретарем, или статс-секретарем того департамента, или же в отсутствие его одним из его помощников. § 34. Порядок рассуждения в департаменте учреждается, применяясь к тем правилам, какие для общего собрания ниже сего постановлены. § 35. Положения, большинством голосов принятые, вносятся в журнал. Члены, не согласные с общим решением, в течение недели представляют особенное мнение, которое и прилагается в подлиннике к журналу. § 36. Журналы подписываются председателем и потом членами по старшинству их. § 37. Министры, хотя и не обязаны присутствовать в департаментах по делам их, но когда признают нужным, могут представлять изъяснения их или лично, или через директоров, управляющих частями. § 38. Директоры оставляют собрание, как скоро окончены будут нужные по делам изъяснения. § 39. Положения департаментов, заключающие в себе изъяснения точного разума существующих законов и приложение их к частным случаям и не предполагающие нового закона, устава или учреждения, ни отмены прежних постановлений или дополнения их, не поступают в общие собрания, но представляются в журналах их непосредственно на высочайшее усмотрение. § 40. Все другие дела, по окончании их рассмотрения в департаменте, входят на уважение общего собрания. § 41. Во всех положениях департамента по делам частным заключение Совета изображается в общем виде закона или
учреждения, дабы разрешением одного случая можно было объять все другие, с ним однородные.
V. ПОРЯДОК ВСТУПЛЕНИЯ ДЕЛ, РАССМОТРЕНИЕ И ОКОНЧАНИЕ ИХ В ОБЩЕМ СОБРАНИИ
§ 42. Заседания в общем Совета собрании открываются чтением постановлений, получивших высочайшее утверждение. § 43. Дела поступают в общие собрания Совета или из департаментов, или вносятся по особенным высочайшим повелениям. § 44. Следующие два рода дел вносятся в общие собрания Совета, не поступая предварительно в департаменты: 1) общие внутренние меры, в чрезвычайных случаях приемлемые; 2) внешние 69 важные меры, когда по существу их признано будет нужным предоставить их предварительному общему уважению Совета. § 45. Дела по порядку предыдущего их назначения предлагаются государственным секретарем, а в отсутствие его – одним из статс-секретарей или их помощников по его назначению. § 46. Чтение никем не прерывается до самого его окончания. § 47. По окончании чтения председатель того департамента, к коему принадлежит дело, присовокупляет нужные объяснения и устанавливает существенные предметы рассуждения. Государственный секретарь дополняет их или повторением нужных статей чтения, или объяснением приложений, в деле находящихся. Сим основываются вопросы, к разрешению подлежащие, и существо дела. § 48. В делах, входящих непосредственно в общие собрания, объяснения принадлежат председателю Совета. § 49. По прочтении дела каждый член Совета может требовать пояснения или повторения тех статей, которые представятся неясными. Государственный секретарь обязан представить сии изъяснения. § 50. После сего начинаются рассуждения по порядку статей или вопросов, к разрешению подлежащих. § 51. Председатель Совета охраняет сей порядок, полагая один вопрос после другого. § 52. Рассуждение, удаляющееся от вопроса и существа дела, обращается к оному председателем Совета, который при повторении сих отступлений прекращает самое рассуждение и обращается к предмету последующему. § 53. Когда все статьи рассуждения таким образом будут пройдены и предмет довольно уважен, председатель закрывает рассуждение, вопрошает о мнениях и объявляет то, которое большинством голосов будет принято. Сие мнение вносится в журнал. § 54. Члены, не согласившиеся с общим заключением, в течение недели доставляют к государственному секретарю их мнения, кои и прилагаются в подлиннике при журнале. § 55. В том только случае мнения сии вторично предлагаются Совету, когда последует на сие особенное высочайшее повеление, и
в сем случае Совет полагает по оным вновь свое заключение. § 56. Никакое дело, Совету предложенное, не может быть сообщено вне оного без особенного на то высочайшего дозволения, но каждый член может истребовать дело, для особенного прочтения в самом Совете. § 57. Журналы в общем собрании Совета суть двояки: в первый вносятся все постановления, высочайше утвержденные и Совету предъявленные. Сей журнал подписывается одним председателем и государственным секретарем. Во второй вносятся все положения Совета по делам, уважению его представляемым. Сей журнал подписывается председателем, потом всеми членами по старшинству 70 их и скрепляется государственным секретарем. § 58. Если дело на уважение Совета поступило из департамента, то положение общего собрания присоединяется к тому же журналу, в коем изображено мнение департамента. § 59. В журналы дела вносятся по департаментам, не сливая одного с другим. § 60. В обыкновенных собраниях Совета министры, по другим их упражнениям, могут не присутствовать, но отсутствие их не прерывает течение дела. § 61. Они могут для объяснения дел представлять директоров, особенно управляющих теми частями, к коим принадлежит предмет рассуждения. § 62. Для сего о делах, назначаемых к докладу в общем собрании Совета, дается каждый раз знать министрам. § 63. Директор в сих случаях занимает место подле государственного секретаря. § 64. Обязанность директоров есть представлять все нужные объяснения по делам, к части их принадлежащим, но они не имеют совещательного голоса и оставляют собрание, как скоро окончатся требуемые от них объяснения. § 65. Журналы подписываются сначала председателем, а потом членами по старшинству их и представляются государственным секретарем на высочайшее усмотрение. § 66. Словесные высочайшие повеления объявляются Совету председателем. В департаментах Совета то же право принадлежит их председателям. Государственный секретарь, для предложения их Совету, сообщает оные письменно по принадлежности.
VI. ОСОБЕННЫЙ ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ЗАКОНОВ, УСТАВОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ
§ 67. Все предварительные начертания гражданских и уголовных законов, также уставов и учреждений, составляемых вне комиссии, особенно для сего учрежденной, вносятся прежде всего через государственного секретаря в сию комиссию и потом с мнением ее поступают в департамент законов. § 68. Начертания законов, уставов и учреждений, в комиссии составляемые, вносятся все без изъятия в департамент законов. § 69. Директор комиссии имеет место и совещательный голос в сем департаменте по своему званию. § 70. Он предлагает начертание законов, уставов и учреждений и представляет по оным надлежащие изъяснения. § 71. По рассмотрении и исправлении их в департаменте Совета они вносятся в общее собрание в том самом виде, какой получат в департаменте. Государственный секретарь предлагает их в общем собрании, а директор комиссии представляет надлежащие по оным объяснения. § 72. Законы, уставы и учреждения, таким образом в общем собрании Совета рассмотренные, входят на высочайшее усмотрение и 71 потом поступают в порядок совершения, им предназначенный.
VII. ФОРМЫ ИЗДАНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЙ
§ 73. Все предметы, содержащие в себе закон, устав или учреждение, имеют форму манифестов и излагаются в следующем виде: Божиею милостью мы и проч., и проч. Введение, в коем излагаются кратко причины:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|