Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Права авторов произведений науки, литературы и искусства




АВТОРСКОЕ ПРАВО И СМЕЖНЫЕ ПРАВА

Понятие и значение авторского права

Термин "авторское право " понимается в двух значениях:

- в объективном смысле авторское право - это совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства;

- в субъективном смысле под авторским правом понимается совокупность субъективных прав, возникающих у автора в связи с созданием конкретного произведения литературы, науки и искусства.

Можно выделить следующие принципы авторского права как совокупности правовых норм:

- свобода творчества (ст. 44 Конституции РФ);

- сочетание личных интересов автора с интересами общества;

- неотчуждаемость личных неимущественных прав автора;

- свобода авторского договора.

Основной задачей авторского права является, с одной стороны, обеспечение интересов авторов и их правопреемников, а с другой стороны, интересы общества в целом путем предоставления ему доступа к сокровищам мировой культуры.

Как совокупность правовых норм авторское право является составной частью гражданского права. Соответственно, на авторско-правовые отношения распространяют свое действие общие положения гражданского права, и в первую очередь положения обязательственного права, регулирующие права и обязанности сторон при заключении договоров на использование охраняемых авторским правом произведений. В частности, нормы обязательственного права регулируют такие вопросы, как права и обязанности сторон, участвующих в договоре, ответственность, наступающую в случае неисполнения договора, и т.п. Обычными являются также условия об объеме правомочий на использование произведений, территории и сроке использования.

В соответствии с нормами действующего законодательства использование охраняемых авторским правом произведений, как на территории России, так и в других странах, может осуществляться только с согласия автора или его правопреемников (кроме случаев, прямо указанных в законе).

Такое согласие фиксируется в договоре, который заключается между автором (правопреемником), с одной стороны, и организацией, предполагающей использовать созданное им произведение, с другой стороны. При заключении подобных договоров происходит уступка определенных авторских правомочий от автора к другим лицам. Эти правомочия могут рассматриваться как товар особого рода и являются предметом заключаемых договоров. При этом следует иметь в виду, что если произведение будет использоваться на территории России, то такое употребление будет регулироваться нормами российского авторского права, особенностью которого является то, что уступка авторских прав всегда ограничена определенным способом и сроком использования. По истечении этого срока все права возвращаются к автору.

В соответствии с положениями международных соглашений об авторском праве, участником которых является Россия, к охраняемым на основе этих положений произведениям применяются нормы авторского права страны использования произведения. Авторское право определяет, какие произведения и как долго охраняются, а также подробно регламентирует права авторов и других правообладателей произведения. Поэтому нормы авторского права являются определяющими в правовом смысле в отношении того, надо или не надо заключать договор на приобретение прав. При этом использование произведений российских авторов за пределами России осуществляется на основании соответствующего зарубежного законодательства. Поскольку авторское право подавляющего числа стран, участвующих в международной системе охраны авторских прав, отличается от авторско-правовых норм, установленных в нашей стране, различен и характер использования произведений в России и за ее пределами.

Однако, кроме норм авторского права, при заключении конкретных договоров на использование произведений большое значение имеют, как уже отмечалось, общие нормы обязательственного (гражданского) права. Так, все отношения сторон, которые прямо не предусмотрены договором, регулируются нормами того обязательственного права, которое будет применяться к договору (т.е. либо право России, либо страны проживания контрагента). Этот вопрос стороны могут решить путем определенной записи в договоре. Если такой записи нет, то могут применяться так называемые коллизионные нормы, т.е. нормы, позволяющие определить, право какой страны должно применяться в подобных случаях.

Термин "авторское право" не следует понимать буквально. По законодательству большинства стран автор может уступить все или отдельные права на созданное им произведение. Поэтому на практике применяется такое понятие, как "правообладатель на произведение", которым может быть как юридическое, так и физическое лицо. Если произведение издано, правообладатель указывается на титульном листе издания или на обороте титульного листа под знаком C.

Объекты авторского права

Отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфир­ного или кабельного вещания (смежные права), с 1 января 2008 г. регулируются гл. 70 ГК РФ.

Согласно ст. 1259 ГК РФ объектами авторского права являются произведения науки, литературы и искусства независимо от до­стоинств и назначения произведения, а также от способа его вы­ражения.

Произведение — это «совокупность идей, мыслей и образов, по­лучивших в результате творческой деятельности автора свое выра­жение в доступной для восприятия человеческими чувствами кон­кретной форме, допускающей возможность воспроизведения».

К объектам авторского права относятся также программы для электронно-вычислительных машин (ЭВМ), которые охраняются как литературные произведения.

Произведение науки, литературы или искусства признается объектом авторского права, если оно отвечает следующим при­знакам. Во-первых, является результатом творческой деятель­ности человека, обусловлено реализацией творческих способ­ностей конкретного лица (лиц). Предполагается, что результат интеллектуальной деятельности создан творческим трудом, пока не доказано иное. При этом не имеет значения степень значимо­сти произведения для развития науки, литературы и искусства. Независимо от того, гениально произведение или посредственно, оно в равной мере подлежит правовой охране. Во-вторых, произведение становится объектом авторского права с момента придания ему объективной формы. До тех пор пока произведе­ние существует лишь в замыслах автора, не получая внешнего выражения, оно не подлежит правовой охране. Причем не обя­зательно, чтобы объективная форма произведения была мате­риальной: письменной (в виде рукописи, нотной записи и т. д.); объемно-пространственной (в виде скульптуры, макета и т. д.); в виде звуко- или видеозаписи; в виде изображения (рисунка, кар­тины, эскиза, фотокадра и т. д.). Если произведение было объ­ективировано в устной форме (посредством публичного про­изнесения, публичного исполнения и т. д.), оно также является объектом авторского права. В таких случаях произведение ста­новится доступным для восприятия третьих лиц, может быть воспроизведено другим субъектом и вследствие этого нуждается в правовой охране.

Необходимо различать произведение как совокупность идей, мыслей и образов, которое является благом нематериальным, и его материальную форму, Это самостоятельные объекты, хотя они за­частую неразрывно связаны между собой (например, картина).

Авторское право на произведение не связано с правом соб­ственности на материальный объект, в котором произведение вы­ражено, и передача права собственности на материальный объект или права владения материальным объектом сама по себе не вле­чет передачи авторских прав на произведение.

Произведение является объектом авторского права неза­висимо от его обнародования. Под обнародованием понимается действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного пока­за, публичного исполнения, передачи в эфир или по кабелю либо иным способом. В тех случаях, когда о существовании произведе­ния известно только автору, оно тем не менее является объектом авторского права с момента его создания в объективной форме.

В качестве объекта авторского права может выступать не толь­ко произведение в целом, но и его часть (включая его название), которая удовлетворяет рассмотренным выше признакам и может использоваться самостоятельно (например, главы в учебнике).

В соответствии с п. 7 ст. 1259 ГК РФ в качестве объекта автор­ских прав может выступать персонаж произведения, если по свое­му характеру он может быть признан самостоятельным результа­том творческого труда (например, Чебурашка). Под персонажем следует понимать часть произведения, содержащую описание или изображение того или иного действующего лица в форме (фор­мах), присущей (присущих) произведению: в письменной, устной форме, в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме и др..

К объектам авторского права также относятся производные и составные произведения. Произведение является производным в том случае, если оно представляет собой переработку другого произведения науки, литературы и искусства (переводы, обработ­ки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжи­ровки и др.). Хотя, как правило, производное произведение осно­вано на произведении другого автора, тем не менее оно является самостоятельным объектом авторского права, поскольку в резуль­тате творческой обработки приобретает новое содержание. Автор производного произведения осуществляет свои авторские права на созданное им произведение при условии соблюдения им прав автора произведения, подвергшегося переводу, переделке, аран­жировке или другой переработке.

К составным произведениям относятся различные сборники (энциклопедии, антологии, базы данных). Творческий характер таких произведений заключается в подборке, систематизации и расположении материалов. Авторское право составителя рас­пространяется только на осуществленные им подбор или располо­жение материалов, но не на содержание таких материалов. Авторы произведений, включенных в составное произведение, вправе использовать свои произведения независимо от составного произ­ведения, если иное не предусмотрено договором с создателем про­изведения. Составитель осуществляет свое авторское право при условии соблюдения им прав авторов каждого из произведений, включенных в составное произведение.

Некоторые произведения, являющиеся результатом творче­ского труда, существующие в объективной форме, тем не менее не относятся к объектам авторского права. Официальные докумен­ты государственных органов и органов местного самоуправления (нормативные акты, судебные решения, иные материалы законо­дательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы, государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и т. п.) — это, безусловно, результаты интеллектуальной деятельности конкретных физиче­ских лиц. Однако создатели указанных объектов не наделяются авторскими правами исходя из необходимости их использования в публичных интересах. Кроме того, не являются объектами ав­торского права произведения народного творчества (фольклор) в силу неопределенности личности автора, а также сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и т. п.).

Авторское право не распространяется также на идеи, концеп­ции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования.

Субъекты авторского права

К субъектам авторского права относятся авторы произведений, их наследники, иные правопреемники, а также организации по управ­лению авторскими и смежными правами на коллективной основе.

Автором произведения является гражданин, творческим трудом которого создано произведение. Автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, если не доказано иное (презумпция ав­торства). При возникновении спора по поводу авторства прово­дится автороведческая экспертиза.

Способность иметь права автора произведений науки, литера­туры и искусства возникает с момента рождения и не связывается с наличием у лица дееспособности. Однако для осуществления прав автора необходимо обладать определенным объемом дееспособно­сти, поэтому от имени малолетних и недееспособных действуют их законные представители. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет осуществляют права автора самостоятельно (п. 2 ст. 26 ГК РФ). Таким образом, автором произведения может быть любое физиче­ское лицо независимо от его возраста и дееспособности. Вместе с тем при решении вопроса о предоставлении произведению правовой охраны учитывается гражданство автора. Если произведение обна­родовано на территории Российской Федерации или не обнародова­но, но находится в какой-либо объективной форме на ее территории, то авторские права на него охраняются независимо от гражданства авторов (их правопреемников). Если произведение обнародовано за пределами территории Российской Федерации или не обнародова­но, но находится в какой-либо объективной форме за пределами ее территории, признание авторских прав зависит от гражданства авто­ра (правопреемника). За гражданами России авторские права при­знаются в любом случае, за гражданами других государств — в соот­ветствии с международными договорами Российской Федерации.

Произведение может быть создано совместным творческим тру­дом двух или более лиц, которые являются соавторами. Авторское право на коллективное произведение принадлежит им совместно не­зависимо от того, образует ли такое произведение одно неразрывное целое (нераздельное соавторство) или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение (раздельное соавторство).

При раздельном соавторстве каждый из соавторов вправе использо­вать созданную им часть произведения, имеющую самостоятельное; значение, по своему усмотрению, если иное не предусмотрено согла­шением между ними. В любом случае право на использование про­изведения в целом принадлежит соавторам совместно. При нераз­дельном соавторстве (когда произведение соавторов образует одно неразрывное целое) ни один из соавторов не вправе без достаточных к тому оснований запретить использование произведения.

Субъектами авторского права являются также правопреем­ники. После смерти автора принадлежащее ему исключительное право, которое в соответствии со ст. 1226 ГК РФ является иму­щественным правом, переходит в порядке универсального право­преемства к наследникам. Кроме того, переход исключительных прав авторов возможен в порядке сингулярного правопреемства на основании договора.

Исключительное право правопреемников носит срочный ха­рактер, оно прекращается по истечении 70 лет после смерти ав­тора. Исключительное право, принадлежащее правопреемнику, может перейти к другому лицу вследствие обращения на него взы­скания, а также в результате реорганизации юридического лица.

Объем прав наследников и иных правопреемников различен. Например, право следования не может быть отчуждено другому лицу, однако переходит к наследникам на срок действия исклю­чительного права на произведение. На исключительное право, принадлежащее наследнику автора или наследнику наследника в пределах срока его действия, не может быть обращено взыскание.

Правопреемники являются субъектами производного ав­торского права. Их права производны от прав автора и должны осуществляться в соответствии с волей автора. Например, лицо, обладающее исключительным правом на произведение, после смерти автора может обнародовать произведение при условии, что это не противоречит воле автора произведения, определен­но выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и т. п.), — п. 3 ст. 1268 ГК РФ.

Организации по управлению авторскими и смежными права­ми на коллективной основе создаются обладателями авторских и смежных прав в целях обеспечения их исключительных прав в случаях, когда их осуществление в индивидуальном порядке затруднено (получение вознаграждения за публичное исполнение произведения, заключение лицензионных договоров и т. п.). Они осуществляют управление правами на основании договоров о пере­даче полномочий по управлению правами, заключенных с правооб­ладателями в письменной форме. Организации, получившие го­сударственную аккредитацию (аккредитованные организации), вправе осуществлять управление правами и для тех правооблада­телей, с которыми соответствующие договоры не заключены, при этом правообладатель может в любой момент отказаться от управ­ления его правами такой организацией.

Организации по управлению правами на коллективной основе осуществляют следующие полномочия:

1) заключают с пользователями лицензионные договоры
о предоставлении прав, переданных им в управление правообла­дателями, на условиях простой (неисключительной) лицензии,
а в случаях, когда объекты авторских и смежных прав могут быть
использованы без согласия правообладателя, но с выплатой ему
вознаграждения, заключают с пользователями договоры о выпла­те вознаграждения и собирают с пользователей вознаграждение за
использование этих объектов;

2) выплачивают вознаграждение правообладателям и пред­ставляют им отчеты, содержащие сведения об использовании их
прав;

3) осуществляют защиту прав, переданных им в управление
на коллективной основе, заявляя соответствующие исковые тре­бования в суд, а также совершая иные необходимые для этого
юридические действия.

Права авторов произведений науки, литературы и искусства

Юридическим фактом, влекущим возникновение авторских прав на произведение науки, литературы и искусства, является его соз­дание. Для этого не требуется регистрация произведения, иное специальное его оформление или соблюдение каких-либо формальностей.

В соответствии со ст. 1262 ГК РФ правообладатель в течение срока действия исключительного права на программу для Э
ВМ или на базу данных может по своему желанию зарегистрировать такую программу или такую базу данных в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Такая регистрация носит добровольный характер и в случае нарушения исключительных прав автора служит доказательством права авторства на данную программу для ЭВМ или базу данных. Автор произведения литературы, науки и искусства обладает интеллектуальными правами (ст. 1226 ГК РФ) — личными неимущественными правами, исключительным правом и иными пра­вами (право следования, право доступа к произведениям изобра­зительного искусства, право на отзыв, право на вознаграждение за использование служебного произведения).

Личные неимущественные права являются абсолютными правами, принадлежат автору независимо от исключительного права и сохраняются за ним в случае отчуждения исключительно­го права другому лицу.

К личным неимущественным правам относятся:

1) право авторства, под которым понимается право признаваться автором произведения;

2) право на имя — право использовать или разрешать исполь­зовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом
либо без обозначения имени, т. е. анонимно. При опубликовании
произведения анонимно или под псевдонимом представителем
автора, управомоченным защищать права автора и обеспечивать
их осуществление, считается издатель, имя или наименование ко­торого обозначено на произведении;

3) право на неприкосновенность произведения. Его содержание состоит в установлении запрета на внесение в произведение изме­нений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послеслови­ем, комментариями или какими бы то ни было пояснениями. Та­кие изменения произведения возможны только с согласия автора.

При использовании произведения после смерти автора лицо, обладающее исключительным правом на произведение, может раз­решить внесение в него изменений, сокращений или дополнений при условии, что этим не искажается замысел автора, не наруша­ется целостность восприятия произведения и это не противоречит воле автора; определенно выраженной им в завещании, письмах, дневниках или иной письменной форме. Если извращение, иска­жение или иное изменение произведения порочат честь, достоин­ство или деловую репутацию автора, то это является основанием для предъявления автором, а после его смерти — заинтересован­ным лицом требования о защите его чести, достоинства или дело­вой репутации;

4) право на обнародование (ст. 1268 ГК РФ) — право обнародо­вать или разрешать обнародовать произведение любым способом
(путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, передачи в эфир или по кабелю и т. п.). Указанные дей­ствия признаются обнародованием, если в результате их соверше­ния произведение впервые становится доступным для всеобщего
сведения.
При этом опубликованием (выпуском в свет) является
выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих
собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей
публики исходя из характера произведения. Передача произведе­ния для использования другому лицу на основании договора счи­тается согласием на обнародование переданного произведения;

5) автору принадлежит также право на отзыв произведения
(ст. 1269 ГК РФ). Автор может в любое время отказаться от ра­нее принятого решения об обнародовании произведения, однако
он должен возместить пользователю убытки, причиненные таким
отказом. Если произведение уже было обнародовано, автор обязан публично оповестить о его отзыве. При этом он вправе изъять
за свой счет из обращения ранее изготовленные экземпляры про­
изведения.

Данные правила не распространяются на программы
для ЭВМ, служебные произведения и произведения, вошедшие
в сложный объект.

Право авторства, право на имя и право на неприкосновенность произведения являются неотчуждаемыми (не могут быть переда­ны другому лицу и не переходят по наследству). Поскольку сами нематериальные блага охраняются бессрочно, в том числе по ис­течении срока действия исключительных прав, автор вправе в за­вещании указать лицо, на которое он возлагает охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения после своей смерти. При отсутствии со стороны автора такого волеизъявления либо в случае отказа указанного лица от исполнения воли авто­ра или его смерти охрана авторства, имени автора и неприкосно­венности произведения осуществляется наследниками автора, их правопреемниками и другими заинтересованными лицами.

Исключительное право. Согласно п. 1 ст. 1270 ГК РФ авто­ру в отношении его произведения принадлежит исключительное право использовать произведение в любой форме и любым не про­тиворечащим закону способом. Он может распоряжаться исключи­тельным правом на произведение путем его отчуждения или пре­доставления права использования произведения. Особенностью исключительного права автора является то, что, несмотря на иму­щественный характер, на него не может быть обращено взыскание. Однако права требования автора к другим лицам по договорам об отчуждении исключительного права на произведение и по лицен­зионным договорам, а также доходы, полученные от использования произведения, могут быть объектом взыскания по долгам автора.

Обладатель исключительного права для оповещения о своем праве может использовать знак охраны авторского права (ст. 1271 ГК РФ), который помещается на каждом экземпляре произведе­ния и состоит из трех элементов: латинской буквы «С» в окруж­ности; имени (наименования) обладателя исключительных автор­ских прав; года первого опубликования произведения (например, © Чаусская О. А., 2009).

В пункте 2 ст. 1270 ГК РФ приводится примерный перечень возможностей автора или иного обладателя исключительного права по использованию произведения.

1. Право на воспроизведение означает возможность изготов­ления одного или более экземпляров произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- и видео­записи, изготовления в трех измерениях одного или более экзем­пляров двухмерного произведения и в двух измерениях — одного или более экземпляров трехмерного произведения; запись произ­ведения в память ЭВМ также является воспроизведением. Именно возможность воспроизведения результатов интеллектуальной деятельности третьими лицами вызвала необходимость правовой за­щиты интересов авторов. Воспроизведение возможно в отношении как обнародованного, так и необнародованного произведения.

Частным случаем воспроизведения выступает опубликование, которое представляет собой также один из способов обнародова­ния произведения. В отличие от обнародования, которое возможно единожды, произведение может быть опубликовано неоднократно.

Право автора произведения изобразительного искусства на воспроизведение обеспечивается установлением права доступа (ст. 1292 ГК РФ). В случае отчуждения автором оригинала про­изведения изобразительного искусства (картины, скульптуры и т. п.) автор может требовать от собственника предоставления ему доступа к оригиналу произведения с целью его воспроизведе­ния (изготовления копии). При этом от собственника произведе­ния нельзя требовать доставки произведения автору.

2. Право на воспроизведение является предпосылкой следу­ющего права автора — права на распространение, которое пред­полагает распространение экземпляров произведения путем про­дажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров.

Если же оригинал или экземпляры правомерно опубликован­ного произведения введены в гражданский оборот на территории Российской Федерации посредством их продажи или иного от­чуждения, дальнейшее их распространение осуществляется без согласия правообладателя и по общему правилу без выплаты ему вознаграждения (принцип исчерпания прав — ст. 1272 ГК РФ). Исключение составляет публичная перепродажа оригинала произведения изобразительного искусства с участием галереи изобразительного искусства, художественного салона, магазина или иной подобной организации, когда автору должно быть выплаче­но вознаграждение в виде процентных отчислений от цены пере­продажи (право следования — ст. 1293 ГК РФ).

Распространение контрафактных экземпляров произведений является нарушением исключительного права на произведение, независимо от того, создан ли этот контрафактный экземпляр са­мим нарушителем или приобретен у третьих лиц.

3. В соответствии с ГК РФ право на распространение не вклю­чает в себя прокат оригинала или экземпляра произведения, кото­рый представляет собой самостоятельное правомочие обладателя исключительного права.

4. Право на импорт означает возможность ввоза экземпляров
произведения, изготовленных на территории другого государства,
в целях распространения. Если такие экземпляры ввозятся тре­тьими лицами не в целях распространения (например, для личного использования), то такие действия не будут нарушением ис­ключительного права.

5. Право на публичный показ распространяется на произведения
изобразительного искусства, аудиовизуальные и т. п. произведения. Под показом понимается любая демонстрация оригинала или
экземпляра произведения непосредственно или на экране с помощью
пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических
средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального
произведения без соблюдения их последовательности.

6. Правом на публичное исполнение автор обладает в отношении музыкальных, драматических, хореографических, сценарных
произведений, пантомим и тому подобных произведений. Под
исполнением понимается представление произведений в живом
исполнении (посредством игры, декламации, пения, танца) или
с помощью технических средств (радио, телевидения и иных тех­нических средств), а также показ аудиовизуального произведения
(с сопровождением или без сопровождения звуком).

Показ или исполнение являются публичными, если они про­изводятся в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадле­жащих к обычному кругу семьи, независимо от того, восприни­мается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с демонстрацией, представлением или показом произведения (например, на выставке).

7. Право на сообщение в эфир предполагает сообщение произ­ведения для всеобщего сведения по радио или телевидению (за
исключением сообщения по кабелю). При этом не имеет значе­ния, было ли его фактическое восприятие публикой.

8. Право на сообщение по кабелю это право сообщать произведение для всеобщего сведения по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств. Данное право отличается от предыдущего тем, что произведение доводится до сведения лиц, которые подсоединены к соответству­ющему кабелю, посредством которого осуществляется сообщение.

9. Право на доведение до всеобщего сведения предоставляет возможность сообщать произведение таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к нему из любого места и в любое время
по собственному выбору (например, размещение в сети Интернет).

10. Право на перевод или другую переработку произведения,
т. е. создание производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки и тому подобного). Если автор
разрешает осуществить перевод или иную переработку другому
лицу, то оно приобретает самостоятельное авторское право на ре­зультат своей деятельности, который относится к производным произведениям.

Перечисленные права авторов являются общими для всех про­изведений науки, литературы и искусства. Кроме того, в отноше­нии отдельных объектов предусматриваются специальные право­мочия авторов.

Исключительные права автора на использование дизайнер­ского, архитектурного, градостроительного и садово-паркового проектов включают также практическую реализацию таких про­ектов. Автор принятого архитектурного проекта вправе требовать от заказчика предоставления права на участие в реализации свое­го проекта при разработке документации для строительства и при строительстве здания или сооружения, если иное не предусмотре­но в договоре.

Автор произведения изобразительного искусства облада­ет правом следования, т. е. правом на получение вознаграждения в случае публичной перепродажи оригинала произведения, в ко­торой в качестве продавца, покупателя или посредника участву­ет галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин или иная подобная организация, в виде процентных от­числений от цены перепродажи (ст. 1293 ГК РФ). Максимальная ставка установлена в размере 5% от перепродажной цены (при цене перепродажи до 100 тыс. руб. включительно).

Если произведение создано в порядке выполнения служеб­ных обязанностей или служебного задания работодателя (слу жебное произведение), то автор по общему правилу приобретает лишь личные неимущественные права. Исключительное право на служебное произведение принадлежат работодателю, если в трудовом или ином договоре между ними не предусмотрен иное. При этом служебное произведение, созданное по конкрет­ному заданию работодателя, признается служебным, если это за­дание дано в пределах трудовых обязанностей работника. Если такое задание работодателя в его трудовые обязанности не вхо­дило, то созданное произведение не может рассматриваться как служебное — исключительное право на него принадлежит работ­нику.

В случае использования служебного произведения работода­телем или иным лицом работник имеет право на вознаграждение (ст. 1295 ГК РФ). Если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоря­жение, не начнет использование этого произведения, не передаст исключительное право на него другому лицу или не сообщит ав­тору о сохранении произведения в тайне, исключительное право на служебное произведение принадлежит автору.

Использование произведения другими лицами допускается только с согласия автора (иного правообладателя) и с выплатой ему вознаграждения, размер и порядок исчисления которого опре­деляются в договоре.

Вместе с тем установлены случаи, когда допускается исполь­зование произведения без согласия автора и без выплаты ему воз­награждения либо без согласия автора, но с выплатой ему возна­граждения. Такое использование представляет собой ограничение прав автора и допускается только в том случае, если оно не на­носит неоправданного ущерба нормальному использованию про­изведения и не ущемляет необоснованным образом законные ин­тересы автора. Без согласия автора и без выплаты ему авторского вознаграждения допускается:

А) с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования, репроду­цирование1 в единичном экземпляре без извлечения прибыли библиотеками и архивами для восстановления, замены утра­ченных или испорченных экземпляров, предоставления эк­земпляров произведения другим библиотекам, утратившим по каким-либо причинам произведения из своих фондов; от­дельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях, или коротких отрывков из правомерно опубликован- ных письменных произведений: библиотеками и архивами по запросам физических лиц в учебных и исследовательских це­лях или образовательными учреждениями для аудиторных за­нятий (ст. 1275 ГК РФ);

5) передача в эфир или сообщение для всеобщего сведения по
кабелю произведений архитектуры, фотографии, изобразительно­
го искусства, которые постоянно расположены в месте, открытом
для свободного посещения, за исключением случаев, когда изобра­
жение произведения является основным объектом такого исполь­
зования или когда изображение произведения используется для
коммерческих целей
(ст. 1276 ГК РФ);

6) публичное исполнение музыкальных произведений во
время официальных и религиозных церемоний, а также похорон
в объеме, оправданном характером таких церемоний Сет 1277
ГКРФ);

7) воспроизведение произведений для судебного производ­
ства в объеме, оправданном этой целью (ст. 1278 ГК РФ);

8) воспроизведение в иных случаях, предусмотренных за­
коном.

Без согласия автора, а также исполнителя и изготовителя фо­нограммы, но с выплатой им вознаграждения допускается воспро­изведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях. Причем такое вознаграждение выплачивается не в инди­видуальном порядке каждым лицом, которое воспроизвело про­изведение, а изготовителями или импортерами оборудования (ау­дио- и видеомагнитофонов, иного оборудов

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...