Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Распоряжение исключительным правом на произведение (виды авторских договоров)




Автор произведения или иной правообладатель может распоря­диться принадлежащим ему исключительным правом на произ­ведение любым способом, не противоречащим закону и существу такого исключительного права.

1. Правообладатель может передать исключительное право другому лицу, заключив договор об отчуждении исключительно­го права. Договор об отчуждении исключительного права на про­изведение это соглашение, в силу которого автор или иной право­обладатель передает или обязуется передать принадлежащее ему исключительное право на произведение в полном объеме приобретателю такого права (ст. 1285 ГК РФ). После передачи исключительного права другому лицу правообладатель не вправе использовать произведение без согласия приобретателя.

Данный договор может быть как консенсуальным, так и реальным. По общему правилу он является возмездным (приоб­ретатель обязуется уплатить правообладателю вознаграждение) и взаимным. Однако стороны могут договориться о передаче исключительного права без выплаты вознаграждения, в этом слу­чае договор будет безвозмездным и одностороннеобязывающим. Для возмездного договора размер вознаграждения является су­щественным условием. Если приобретатель обязан выплатить правообладателю вознаграждение, но сторонами не определен его размер, то договор считается незаключенным.

Договор должен совершаться в письменной форме, несоблю­дение которой влечет его недействительность (ст. 1234 ГК РФ). Если по заявлению правообладателя программа для ЭВМ или база данных была зарегистрирована в Роспатенте, то договор об отчуждении исключительного права на данный объект также под­лежит регистрации в Роспатенте.

2. Правообладатель может предоставить другому лицу право использования произведения в соответствии с лицензионным до­говором, не отчуждая исключительного права. Лицензионный до­говор это соглашение, в силу которого одна сторона — автор или иной правообладатель (лицензиар) предоставляет либо обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования этого произведения в установленных договором пределах (ст. 1286 ГК РФ). Заключение лицензионного договора не влечет за собой переход исключительного права к лицензиату.

Данный договор может быть как консенсуальным, так и реаль­ным. По общему правилу, он является возмездным и взаимным, в этом случае размер вознаграждения признается существенным условием, которое стороны должны обязательно согласовать. Если в договоре предусмотрено, что вознаграждение не выплачи­вается, он является безвозмездным и односторонним.

В отличие от договора об отчуждении исключительного пра­ва, обладателем исключительного права остается лицензиар, а ли­цензиат в течение определенного срока может использовать про­изведение только в пределах тех прав и теми способами, которые предусмотрены лицензионным договором (например, публиковать литературное произведение). Договор об отчуждении исключи­тельного права можно сравнить с договором купли-продажи или дарения, а лицензионный договор — с договором аренды или без­возмездного пользования.

Согласно п. 3 ст. 1233 ГК РФ договор, в котором прямо не указано, что исключительное право передается в полном объеме, считается лицензионным договором. Исключением является слу­чай, когда произведение специально создавалось автором для включения в сложный объект. Договор, по которому лицо, организовавшее создание сложного объекта (например, кинофильма), приобретает право использования результата интеллектуальной деятельности (например, музыки, специально написанной композитором для кинофильма), считается договором об отчуждении, исключительного права.

Лицензионный договор должен быть заключен в письменной форме. В устной форме может заключаться договор о предоставлении права использования произведения в периодическом пе­чатном издании. При продаже экземпляров программы для ЭВМ или базы данных и предоставлении массовым пользователям доступа к ним предусмотрен особый порядок заключения договора: посредством присоединения каждого пользователя к условиям} договора, которые изложены на приобретаемом экземпляре таких программы или базы данных либо на упаковке этого экземпляра. Начало использования программы или базы данных в соответствии с изложенными условиями означает согласие пользователя на заключение договора.

В лицензионном договоре должны быть определены произведение, право использования которого предоставляется по договору, а также способы использования произведения (конкретные правомочия, входящие в содержание исключительного права, передаваемые по данному договору). Право использования про­изведения, прямо не указанное в лицензионном договоре, не счи­тается предоставленным лицензиату. Использование произве­дения способом, не предусмотренным лицензионным договором, либо по прекращении действия такого договора, либо иным обра­зом за пределами прав, предоставленных лицензиату по договору, является неправомерным и влечет ответственность лицензиата за нарушение исключительного права лицензиара (например, ли­цензионным договором лицензиату предоставлены права на вос­произведение и распространение литературного произведения; поскольку в договоре не предусмотрено право на доведение про­изведения до всеобщего сведения, размещение его в Интернете бу­дет неправомерным).

В возмездном лицензионном договоре должен быть согласо­ван размер вознаграждения за использование произведения или порядок исчисления такого вознаграждения. Вознаграждение может выплачиваться в форме фиксированных разовых или пе­риодических платежей, процентных отчислений от дохода (вы­ручки) либо в иной форме. В целях защиты интересов авторов Правительство РФ вправе устанавливать минимальные ставки авторского вознаграждения за отдельные виды использования произведений.

В лицензионном договоре также определяются срок и терри­тория, на которые передается право использования произведе­ния, при этом срок лицензионного договора не может превышать срок действия исключительного права. При отсутствии в договоре условия о территории лицензиат может осуществлять использо­вание произведения на всей территории Российской Федерации; при отсутствии условия о сроке договор считается заключенным на 5 лет.

Лицензионный договор может быть заключен, во-первых, с со­хранением за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам (простая (неисключительная) лицензия); во-вторых, без сохране­ния за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам (ис­ключительная лицензия). Лицензия предполагается простой (не­исключительной), если договором не предусмотрено иное. Причем стороны могут в отношении одного способа использования про­изведения предусмотреть сохранение права выдачи лицензий другим лицам, а в отношении другого способа — исключить возможность аналогичного использования произведения другими лицами (ст. 1236 ГК РФ). По общему правилу лицензионный до­говор независимо от его вида предполагает сохранение за лицен­зиаром права самому использовать результат интеллектуальной деятельности. Однако договором об исключительной лицензии может быть специально предусмотрено, что такое право за лицен­зиаром не сохраняется.

Предоставление лицензии не лишает лицензиара возможно­сти отчуждения исключительного права. В случае перехода ис­ключительного права к новому правообладателю (в порядке уни­версального или сингулярного правопреемства) лицензионный договор сохраняет силу, новый правообладатель занимает место лицензиара, он не вправе требовать изменения или расторжения договора иначе чем по основаниям, предусмотренным законом или договором.

Особой разновидностью является издательский лицензионный договор — договор, заключенный автором или иным правооблада­телем с издателем, т. е. с лицом, на которое в соответствии с до­говором возлагается обязанность издать произведение. Лицензи­ат обязан начать использование произведения не позднее срока, установленного в договоре, а при его отсутствии — в срок, обыч­ный для данного вида произведений и способа их использования. При неисполнении издателем этой обязанности лицензиар вправе расторгнуть договор и потребовать выплаты согласованного воз­награждения в полном размере (ст. 1287 ГК РФ).

3. Отчуждение исключительного права или предоставление права использования произведения может быть осуществлено на основании договора авторского заказа. Отличие данного договора от ранее рассмотренных состоит в том, что автор распоряжается исключительным правом на произведение, которое будет созда­но в будущем по заказу другой стороны. Цель данного догово­ра — создание автором произведения, отвечающего требованиям, предъявляемым заказчиком.

Договор авторского заказа — это соглашение, в силу которого одна сторона (автор) обязуется по заказу другой стороны (за­казчика) создать обусловленное договором произведение науки, литературы или искусства на материальном носителе или в иной форме (ст. 1288 ГК РФ). Это консенсуальный договор, который может быть возмездным или безвозмездным (договор предпола­гается возмездным, если в нем не установлено иное). Он всегда носит срочный характер, причем срок признается существен­ным условием. Если договор не предусматривает и не позволяет определить срок его исполнения, он не считается заключенным.

Основной обязанностью автора по договору авторского заказа является создание произведения, предусмотренного договором, и передача его заказчику в установленный срок. При наличии уважительных причин пропуска срока автор может потребовать предоставления ему для завершения создания произведения до­полнительного льготного срока. Продолжительность льготного срока составляет одну четвертую часть первоначального срока, установленного для исполнения договора. Однако если договор заключен с условием его исполнения к строго определенному сро­ку (из его условий явно вытекает, что при нарушении срока испол­нения заказчик утрачивает интерес к договору), то при наличии просрочки со стороны автора заказчик вправе отказаться от дого­вора авторского заказа непосредственно по окончании предусмо­тренного договором срока его исполнения (например, предметом договора является создание сценария проведения в назначенный день какого-либо торжества). В остальных случаях заказчик впра­ве в одностороннем порядке отказаться от договора авторского за­каза только по истечении дополнительного льготного срока.

Созданное произведение науки, литературы или искусства пе­редается, как правило, на материальном носителе (например, ру­копись, картина, статуя), на который заказчик приобретает право собственности, если соглашением не предусмотрена передача его во временное пользование заказчика.

На произведение как систему идей, мыслей и образов заказ­чику может быть передано исключительное право (в этом случае к договору применяются правила о договоре об отчуждении исключительного права) или право использования на условиях исключительной или простой лицензии (применяются правила о лицензионном договоре).

Ответственность автора за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора авторского заказа ограничивается суммой реального ущерба, заказчик не вправе требовать возмещения упу­щенной выгоды.

Содержание авторского договора. Его образуют права и обязан­ности автора и приобретателя авторских прав или пользователя произведения, которые корреспондируют друг другу. Поскольку закон содержание авторского права практически не регламентиру­ет, данный вопрос решается в основном по усмотрению самих сторон. Положение осложняется тем, что различные виды автор­ских договоров имеют несовпадающее содержание. Так, права и обязанности сторон по авторскому договору заказа существенно отличаются от прав и обязанностей сторон по договору о передаче для использования готового произведения; содержание договора об отчуждении авторских прав не совпадает с содержанием автор­ского лицензионного договора; договор об использовании произ­ведения в неизменном виде значительно отличается от договора, предполагающего переработку произведения в другой вид или жанр, и т. п. Поэтому вопрос о содержании авторского договора будет рассмотрен лишь в самом общем виде с учетом сложившей­ся практики.

Основные обязанности автора, как правило, сводятся к следую­щему. Прежде всего, автор должен создать и передать пользователю произведение, которое соответствует условиям заключенного догово­ра. Так, литературное произведение должно отвечать установленно­му в договоре заказа виду литературы, жанру, назначению, иметь согласованный с издательством объем и т. д.

Автор обязан лично выполнить заказанную ему работу. Привле­чение к работе над произведением других лиц, изменение состава соавторов могут производиться только с согласия заказчика, что обычно оформляется составлением нового или изменением преж­него договора. Для выполнения работ технического характера, на­пример сбора материала, подстрочного перевода и т. п., автор мо­жет за свой счет привлекать любых лиц, не спрашивая согласия заказчика.

Автор должен представить заказанное ему произведение в опре­деленный договором срок. По смыслу закона и в соответствии со сложившейся практикой автор может представить произведение досрочно, если только в договоре не предусмотрено иное. В случае когда срок исполнения договора авторского заказа наступил, авто­ру при необходимости и при наличии уважительных причин для завершения создания произведения предоставляется дополнитель­ный льготный срок продолжительностью в 'Д часть срока, уста­новленного для исполнения договора, если соглашением сторон не предусмотрен более длительный льготный срок.

Произведение должно быть передано заказчику в готовом для использования виде, в частности в комплекте всех оговоренных договором элементов. Соглашением сторон может предусматри­ваться передача произведения по частям. Наконец, передаваемое произведение должно быть надлежащим образом оформлено, представлено в предусмотренном договором числе экземпляров и сдано компетентному представителю заказчика. Для предотвраще­ния возможных споров сдачу-приемку материального носителя произведения следует оформлять соответствующим письменным документом, например особой распиской.

Следующей обязанностью автора является доработка произве­дения по требованию заказчика. Решение о необходимости дора­ботки произведения принимается заказчиком по результатам рас­смотрения произведения, когда оно в целом отвечает условиям договора, но требуется внесение в него исправлений, изменений, уточнений или дополнений. Например, пользователь может на­стаивать на сокращении объема произведения до установленного договором размера, устранении повторов или явно ошибочных положений и т. п.

Обязанностью автора является его участие в подготовке произ­ведения к использованию. Содержание данной обязанности зависит от вида произведения и способа его использования. Так, согласно издательскому договору автор обязан по требованию издательства без особого вознаграждения читать (просматривать) корректуру произведения в согласованные сторонами сроки с учетом графи­ков движения книжных изданий в производстве.

Наконец, в течение всего срока действия авторского лицензи­онного договора, по которому выдана исключительная лицензия, автор не вправе предоставлять третьим лицам права на использова­ние произведения тем же способом и в установленных договором пре­делах. Само собой разумеется, что автор не может делать этого и тогда, когда он уже распорядился своими авторскими правами пу­тем заключения договора об отчуждении прав.

Приобретатель имущественных авторских прав и пользователь произведения обычно принимают на себя следующие обязанно­сти. В первую очередь они должны принять и рассмотреть пред­ставленное автором произведение. Принятие произведения означа­ет проверку качества его оформления и комплектности, которая осуществляется в порядке, установленном конкретным договором. Принятое произведение должно быть рассмотрено по существу в установленный договором срок. В течение этого срока автор дол­жен быть письменно извещен либо об одобрении произведения, либо о его отклонении по основаниям, предусмотренным догово­ром, либо о необходимости внести в произведение поправки с точным указанием существа требуемых исправлений в пределах условий договора.

Новый обладатель авторских прав и пользователь произведе­ния обязаны обеспечить соблюдение всех личных неимущественных прав автора. В авторских договорах обычно указывается, что в произведение не могут без согласия автора вноситься никакие из­менения, в частности недопустимо сокращение его объема, снаб­жение произведения предисловием, послесловием, комментария­ми и т. п. Однако при заключении договора автор может дать со­гласие на изменение своего произведения. Например, автор может заранее снабжена предисловием и т. п. В этом случае согла­сие автора не может быть отозвано в одностороннем порядке.

В качестве особой обязанности приобретателя авторских прав и пользователя должна быть выделена их обязанность привлечь ав­тора к работе по подготовке произведения к использованию. Выше отмечалось, что автор должен по требованию своего контрагента содействовать выпуску произведения в свет. Одновременно это обычно является и правом автора. Поэтому если, например, поль­зователь не привлекает автора к данной работе, автор может сам настоять на этом. Так, в издательском договоре на литературное произведение обычно не только указывается, что автор обязуется по требованию издательства читать корректуру, но и подчеркива­ется, что издательство обязуется по требованию автора предоста­вить ему возможность читать корректуру. Осуществляя данное право, автор, помимо прочего, контролирует соблюдение контр­агентом его права на неприкосновенность произведения.

По общему правилу на приобретателей авторских прав и поль­зователей произведений не возлагается обязанность по реальному использованию произведения. Единственное исключение составляет издательский лицензионный договор, по которому издатель обя­зан начать использование произведения не позднее срока, уста­новленного в договоре, либо срока, обычного для данного вида произведений и способа их использования. При неисполнении этой обязанности автор или иной правообладатель вправе отка­заться от договора без возмещения издателю причиненных таким отказом убытков (п. 1 ст. 1237 ГК).

Почему такая обязанность не предусмотрена законом для иных авторских лицензионных договоров, совершенно непонятно. Данное положение едва ли может считаться достоинством гла­вы 70 ГК. Поэтому если автор заинтересован в том, чтобы его про­изведение было доведено до сведения публики, он должен сам по­заботиться о включении в авторский лицензионный договор усло­вия, обязывающего пользователя использовать произведение оговоренными в договоре способами и в определенном объеме. Целесообразным, безусловно, является и указание в договоре кон­кретного срока, в течение которого пользователем должна быть выполнена эта обязанность. Впрочем, данный вопрос актуален и для договора об отчуждении имущественных авторских прав.

Если авторский договор носит возмездный характер, на приоб­ретателе авторских прав и на пользователе произведения лежит обязанность по выплате автору вознаграждения. Размер, форма, сроки и порядок выплаты авторского вознаграждения определя­ются самими сторонами. Наряду с выплатой согласованного гоно­рара его контрагент может принимать на себя обязанность по компенсации автору дополнительных расходов, связанных, напри­мер, с его командированием в другую местность для сбора мате­риала, участием в работе съемочной группы и т. п.

Наряду с рассмотренными обязанностями в авторских догово­рах могут предусматриваться и некоторые другие обязанности как авторов, так и контрагентов (участие автора в работе по подготов­ке произведения к переизданию, предоставление автору опреде­ленного числа бесплатных экземпляров произведения и т. д.).

Ответственность по авторскому договору. В случае неисполне­ния или ненадлежащего исполнения обязанностей по авторскому договору стороны несут ответственность, которая, будучи граж­данско-правовой по своей сути, обладает специфическими осо­бенностями. Во-первых, спектр возможных мер принуждения сто­рон к исполнению лежащих на них обязанностей здесь значитель­но уже, чем в других гражданско-правовых обязательствах. Основные обязанности сторон авторского договора не могут быть исполнены под принуждением. Например, нельзя заставить авто­ра создать и представить пользователю произведение, равно как невозможно принудить пользователя к использованию произведе­ния. Поэтому принуждение в данной сфере обычно ограничивает­ся расторжением авторского договора, возвращением сторон в первоначальное положение, взысканием убытков и некоторыми другими мерами.

Во-вторых, далеко не все меры, которые применяются к нару­шителям договорных обязательств и которые на практике имену­ются мерами ответственности, являются ответственностью в ее точном юридическом смысле. В самом деле, принудительное взы­скание обусловленного договором гонорара, возврат аванса в свя­зи с непредставлением произведения, одностороннее расторжение договора в связи с допущенным нарушением и т. д. — все эти меры не возлагают на нарушителя каких-либо дополнительных обременений и потому в точном смысле мерами ответственности считаться не могут.

В-третьих, важной особенностью ответственности за наруше­ние авторского договора является то, что ответственность автора, с одной стороны, и ответственность его контрагента — с другой не совпадают между собой ни по основаниям, ни по объему. В част­ности, ответственность автора основывается на общем принципе ответственности за вину и ограничена суммой реального ущерба, причиненного другой стороне, если договором не предусмотрен меньший размер ответственности. Иные убытки, возникшие у контрагента, в частности упущенная им выгода, возмещению не подлежат. Что же касается приобретателей авторских прав и поль­зователей произведений, то они в большинстве случаев отвечают независимо от своей вины в неисполнении обязанностей по до­говору (п. 3 ст. 401 ГК), причем несут ответственность в полном объеме.

В-четвертых, действующее авторское законодательство прак­тически не содержит специальных норм об ответственности сто­ронавторского договора, за исключением того, что им установлен предельный размер ответственности авторов и сказано, что в слу­чае неисполнения или ненадлежащего исполнения договора ав­торского заказа, за которое автор несет ответственность, автор обязан возвратить заказчику аванс, а также уплатить ему неустой­ку, если она предусмотрена договором (п. 2 ст. 1290 ГК). По ус­мотрению сторон в авторский договор могут включаться любые санкции, если только это не вступает в противоречие с прямыми указаниями закона (например, нормой, ограничивающей ответст­венность авторов суммой реального ущерба контрагента).

На практике чаще всего авторы привлекаются к ответственно­сти за следующие нарушения договорных обязательств: просрочку в представлении произведения; выполнение заказанной работы не в соответствии с условиями договора или недобросовестно;

отказ от внесения в произведение исправлений, предложенных контрагентом в порядке и в пределах, установленных договором; нарушение обязанности лично создать произведение; предоставление прав на использование произведения третьим лицам вопреки принятым обязательствам.

В свою очередь, контрагент обычно отвечает за нарушение обязанностей по:

использованию произведения, если такая обязанность преду­смотрена договором;

обеспечению сохранности материального носителя, в котором воплощено произведение (например, уничтожение или порча кар­тины, скульптуры, произведения декоративно-прикладного искус­ства и т. п.);

соблюдению личных неимущественных прав автора, в частно­сти обеспечению неприкосновенности произведения;

выплате автору причитающегося по договору вознаграждения; воздержанию от передачи прав по использованию произведе­ния третьим лицам, если авторский лицензионный договор этого не допускает.

Авторским договором может предусматриваться ответствен­ность за нарушение сторонами и иных принятых по договору обя­зательств.

Прекращение авторского договора. Основания, условия и по­следствия прекращения авторского договора регламентированы как общими положениями гражданского законодательства (глава 26 ГК), так и некоторыми специальными нормами авторского права Большинство авторских лицензионных договоров прекращается в результате истечения срока их действия. Обычно за этот период стороны исполняют свои обязанности по договору, что в соответст­вии со ст. 408 ГК выступает самостоятельным основанием прекра­щения договорных обязательств. Но истечение срока договора пре­кращает его действие и тогда, когда произведение фактически не ис­пользовано заказчиком независимо от того, какими причинами это вызвано. Конечно, стороны своим дополнительным соглашением могут продлить срок действия договора, но если автор против этого возражает, договор прекращается. Авторский договор об отчуждении прав прекращается с окончанием срока действия авторских прав.

Авторский договор может предусматривать возможность до­срочного прекращения его действия в связи с отказом пользователя от дальнейшего использования произведения. Например, изда­тельство, опубликовавшее произведение, может быть не заинтере­совано в его переиздании, хотя бы согласно договору могло делать это неограниченное число раз в пределах срока его действия. Письменный отказ издательства от переиздания равнозначен пре­кращению договора и дает автору право распорядиться произведе­нием по своему усмотрению.

Авторский договор может быть прекращен также по взаимному соглашению сторон, в том числе соглашением о замене одного обя­зательства другим (изменение предмета договора, способов ис­пользования произведения и т. д.).

Основанием прекращения авторского договора может быть смерть автора или ликвидация юридического лица, выступавшего в качестве пользователя или приобретателя авторских прав. Смерть автора прекращает существующее обязательство постольку, по­скольку исполнение, т. е. создание и доработка произведения, не может быть осуществлено без личного участия самого автора. Если же произведение уже готово для использования, для прекра­щения договора нет оснований.

В случаях, предусмотренных законом или договором, авторский договор может быть прекращен по одностороннему заявлению той или другой стороны в связи с нарушением контрагентом условий дого­вора. Так, в соответствии с п. 5 ст. 1234 ГК существенное наруше­ние приобретателем обязанности выплатить правообладателю в ус­тановленный договором об отчуждении имущественных прав срок вознаграждение прежний дает правообладателю право требовать в судебном порядке перевода на себя прав приобретателя исключи­тельного права и возмещения убытков, если исключительное право перешло к его приобретателю. Если же исключительное право еще не перешло к приобретателю, то при любом, а не только сущест­венном нарушении им обязанности выплатить в установленный до­говором срок вознаграждение правообладатель может отказаться от договора в одностороннем порядке и потребовать возмещения убытков, причиненных расторжением договора. Аналогичным об­разом решен в законе вопрос об одностороннем отказе автора от авторского лицензионного договора (п. 4 ст. 1237 ГК)1.

Порядок прекращения авторского договора по указанным и некоторым иным основаниям специально авторским законода­тельством не урегулирован. Иногда, например при истечении сро­ка действия договора, это происходит автоматически; в других случаях оформляется особым соглашением сторон; в третьих — производится на основе заявления одной из сторон и т. п. В слу­чае если какая-либо из сторон не согласна с расторжением до­говора или тем основанием, по которому оно производится, спор передается на рассмотрение суда.

Общим последствием прекращения действия авторского до­говора является отпадение прав и обязанностей сторон.

 

5. Понятие смежных прав

Смежные права получили такое название потому, что они осуществляются с соблюдением прав авторов и иных обладателей исключительного права на исполняемые, записываемые, переда­ваемые, публикуемые произведения (например, при исполнении песни певец должен соблюдать права авторов текста и музыки). В то же время смежные права признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав на исполняемое произведе­ние. Например, хотя литературное произведение (пьеса) перешло в общественное достояние, актеры и режиссер-постановщик при­обретают смежные права на ее исполнение.

К объектам смежных прав относятся (ст. 1304 ГК РФ):

1) результаты исполнительской деятельности (исполне­ния) — исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, поста­
новки режиссеров-постановщиков спектаклей, если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение
и распространение с помощью технических средств;

2) фонограммы — любые исключительно звуковые записи
исполнений или иных звуков либо их отображений, за исклю­чением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение;

3) сообщения передач организаций эфирного или кабельного
вещания, созданных как самой этой организацией, так и по ее за­казу за счет ее средств другой организацией;

4) базы данных в части их охраны от несанкционированного
извлечения и повторного использования составляющих их содер­жание материалов;

5) произведения науки, литературы и искусства, обнародован­ные после их перехода в общественное достояние, в части охраны
прав публикаторов таких произведений.

Смежные права, как и авторские права, возникают с момен­та создания соответствующего объекта и не требуют соблюдения каких-либо формальностей. К смежным правам относится прежде всего исключительное право, которое носит срочный характер. По истечении срока его действия соответствующий объект смежных прав переходит в общественное достояние и может свободно ис­пользоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разреше­ния и без выплаты вознаграждения при условии указания имени автора (исполнителя) и обеспечения неприкосновенности произ­ведения (исполнения).

В отношении отдельных объектов в случаях, прямо предусмо­тренных ГК РФ, носители смежных прав наделяются также лич­ными неимущественными правами.

Субъектами смежных прав являются:

1) Исполнитель (автор исполнения) — гражданин, творческим трудом которого создано исполнение. К исполнителям относятся, во-первых, артист-исполнитель (актер, певец, музыкант, танцор или другое лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом участвует в исполнении произведения литературы, искусства или народно­го творчества, в том числе эстрадного, циркового или кукольного номера; во-вторых, режиссер-постановщик спектакля (лицо, осу­ществившее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного театрально-зрелищного представления); в-третьих, дирижер (ст. 1313 ГК РФ).

Исполнителю принадлежит не только исключительное право на исполнение, но и личные неимущественные права (право ав­торства, право на имя, право на неприкосновенность исполнения). Авторство, имя исполнителя и неприкосновенность исполнения охраняются бессрочно в порядке, аналогичном порядку охраны интересов автора произведения (ст. 1316 ГК РФ).

Срок действия исключительного права на исполнение — в течение всей жизни исполнителя, но не менее 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором осуществлены исполнение, либо запись исполнения, либо сообщение исполне­ния в эфир или по кабелю.

2) Изготовитель фонограммы — лицо, взявшее на себя иници­ативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков. Лицо, имя или наи­менование которого указано на экземпляре фонограммы и (или) его упаковке, признается изготовителем фонограммы, пока не до­казано иное (ст. 1322 ГК РФ).

Помимо исключительного права изготовителю фонограммы принадлежат также право на указание своего имени или наиме­нования на экземплярах фонограммы и (или) их упаковке; право (в отличие от срока действия исключительного права на произведение, 50-летний срок исчисляется не с момента смерти исполнителя. Смерть испол­нителя по общему правилу влечет прекращение исключительного права, однако если к этому моменту исключительное право существовало менее 50 лет, то оно прекращается по истечении 50 лет своего действия. Если исполнитель работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, то срок действия исключительного права продлевается на четыре года. Если же исполнитель был репрессирован и посмертно реабилитирован, то срок действия исключительного права считается продленным, и 50 лет исчисляются с 1 января года, следующего за годом реабилитации исполнителя) на защиту фонограммы от искажения при ее использовании; право на обнародование фонограммы. Права изготовителя фоно­граммы должны осуществляться с соблюдением прав не только авторов произведений, но и исполнителей. В отличие от имени автора произведения или исполнителя и неприкосновенности произведения или исполнения, которые охраняются бессрочно, право изготовителя на указание своего имени (наименования) и право на защиту фонограммы от искажения действуют и охра­няются в течение всей жизни гражданина либо до прекращения юридического лица, являющегося изготовителем фонограммы (ст. 1323 ГК РФ).

Исключительное право на фонограмму действует в течение 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором была осуществлена запись. Если фонограмма была обнародова­на в пределах 50 лет после осуществления записи, то 50-летний срок действия исключительного права исчисляется с 1 января года, следующего за годом, в котором фонограмма была обнаро­дована.

3) Организация эфирного или кабельного вещания — юридиче­ское лицо, осуществляющее сообщение в эфир или по кабелю ра­дио- или телепередач (радиостанции, телевизионные компании) (ст. 1329 ГК РФ).

Организация эфирного или кабельного вещания обладает только исключительным правом на сообщение радио- или теле­передачи. Срок его действия — 50 лет, считая с 1 января года, сле­дующего за годом, в котором имело место сообщение радио- или телепередачи в эфир или по кабелю.

4) Изготовитель базы данных — лицо, организовавшее созда­ние базы данных и работу по сбору, обработке и расположению
составляющих ее материалов. Гражданин или юридическое лицо,
имя или наименование которых указано на экземпляре базы дан­ных и (или) его упаковке, признается изготовителем базы, если не
доказано иное (ст. 1333 ГК РФ).

Изготовителю базы данных принадлежит исключительное право, а также право на указание своего имени или наименования на экземплярах базы данных и (или) их упаковках.

Изготовитель базы данных приобретает исключительное пра­во в том случае, если создание базы данных требует существенных финансовых, материальных, организационных или иных затрат. При этом считается, что создание базы данных требует существен­ных затрат, если она содержит не менее 10 тысяч самостоятельных информационных элементов (материалов), составляющих содер­жание базы данных (п. 1 ст. 1334 ГК РФ).

Исключительное право изготовителя базы данных состоит в возможности

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...