Определите возраст детей в каждом из приведенных примеров, принимая за основу взаимоотношения их в игре.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Домашнее задание по разделу «Детская психология» 1. Решите психологические задачи: Младенчество
1. Саша (4 мес.), находясь в манеже, все время передвигается. Вот он обратил внимание на игрушку – яркий волчок. Он тянется к игрушке ручками, выставив их далеко вперед, пытается схватить волчок, но промахивается. Почему так происходит? Что должен делать взрослый, чтобы научить ребенка действовать с предметами, игрушками? 2. Мише (9 мес.) очень нравится выбрасывать игрушки из кровати или манежа. Продевая игрушки в отверстия сетки кровати или просовывая их между стойками манежа, Миша выпускает их из рук: падают колечки, утенок, погремушка и т.д. Мама постоянно поднимает игрушки и кладет их в кроватку или манеж, а сын достает их и снова бросает на пол. Какой вид мышления развивается у малыша при подобных действиях с игрушками, предметами? Как должна вести себя мама в данной ситуации? 3. Мама Наташи (4 мес.) все время, и на прогулке, и дома, говорит с ней, напевает песенки. Соседка сказала ей: «Ну, что ты с ней разговариваешь, она все равно ничего не понимает» Правильно ли поступает мама Наташи? Какое влияние оказывает речь взрослого на развитие психики ребенка? 4. Справедливо ли суждение: «Дети, вплотную приблизившиеся к стадии освоения речи, могут вызвать изменения материнской речи»? Дайте психологическое обоснование. 5. Плачущие, гулящие, лепечущие малыши издают одни и те же звуки, не зависимо от своей национальности и языковой среды. Что играет основную роль в усвоении ребенком родного языка? 6. Ехавшие в автобусе люди, обратили внимание на спокойную, румяную девочку, сосредоточенно посасывающую соску-пустышку. Ее мама объяснила, что соска позволяет ребенку успокоиться.
Следует ли приучать ребенка к соске? Почему? 7. Многие родители обеспокоены тем, слышит ли их новорожденный ребенок. Закономерны ли их опасения? Можно ли формировать речь, если ребенок не будет слышать? 8. Как правило, у новорожденного наблюдается многообразие движений руками, ногами, головой, всем телом. Объясните это явление. Как в таком случае должна одевать мама малыша?
Ранний возраст
1. Студентка, наблюдая за действиями детей с игрушками в группах второго и третьего года жизни, отметила: Сережа (1г.1мес.), играя разными игрушками, действует примерно одинаково: стучит, катит, тащит, сжимает их и т.д. Катя (2г. 1мес.), играя теми же игрушками, действует по-другому: куклу качает, машинку везет, карандашом рисует и т.д. Как называются действия с игрушками Сережи и Кати? В чем их различие? Какова последовательность овладения детьми раннего возраста предметными действиями? 2. Какие из приведенных ниже действий называются «соотносящими», а какие «орудийными»? Действия детей: А) нанизывание колец пирамидки Б) закрывание коробки крышкой В) манипулирование молотком Г) складывание матрешки Д) действие ложкой Придумайте три «соотносящих» и три «орудийных» действия. 3. В некоторых детских учреждениях с круглосуточным пребыванием детей воспитатели и родители часто отмечают отставание развития активной речи малышей: небольшой запас и недостаточная эмоциональная выразительность. Назовите причины подобного явления. Как преодолевать такие недостатки речи у детей раннего возраста? 4. Миша, показывая на платье мамы, говорит «Мама»; Леша, собираясь на прогулку, говорит: «Тухи касие, де?»; Витя, рассматривая книжку с картинками, говорит: «Матик сегу бух!»
Определите примерный возраст детей по их речевым действиям. Обоснуйте ваш ответ.
5. Миша (2г. 4 мес.) пытается сам одеваться. Кряхтя, он натягивает колготки. Ничего не получается. Вмешивается его мама со своей помощью. - Я сам! – протестует ребенок. - Сиди спокойно, ничего у тебя не получается. - Я хочу сам! – опять заявляет малыш. Можно ли считать поведение Миши упрямством или это проявление развивающейся личности? Характеризует ли это поведение самостоятельность? Какую самостоятельность должен поощрять взрослый? 6. Мама предлагает Мише (2г. 5мес.) лечь спать, а ему не хочется. Мама обращается к сыну: «Ты уже большой. Сейчас папа увидит, как ты научился расшнуровывать ботинки и как сам умеешь аккуратно складывать одежду». Проанализируйте действия мамы. На какие качества развивающейся личности опирается мама?
7. Петя (2г.) рвет газету, которую папа еще не прочитал. Увидев это, папа сразу же отнял у сына газету, да еще и прочитал нотацию о том, что этого нельзя делать. Дайте психологическое обоснование поступка папы. Как следовало бы поступить в данной ситуации? 8. Представьте себе маму, несущую к столу стакан молока. Ее малыш, которому уже хочется во всем подражать своей маме, пытается сделать то же самое. А мама говорит «нельзя» и бросается к нему в ужасе, что он прольет молоко. Правильны ли действия мамы? Какими должны быть действия мамы в этом случае? Дошкольный возраст
1. Ознакомьтесь с записями следующих игр. 1.1 Шура построила из трех кирпичиков кроватку и положила в нее куклу. Люсе понадобились кирпичики для постройки домика и она забрала один кирпичик у Шуры. Шура расплакалась. 1.2. Сеня взял коробку из-под ботинок, похожую на магнитофон, и стал танцевать, петь, сказав, что магнитофон играет. 1.3. Саша расставил в гараже машинки и стал по одной вывозить их из гаража, голосом передавая звуки машин. В это время Дима, повернувшись спиной к Саше, въехал со своими машинами в гараж Саши. 1.4. Саша предложил Сереже и Боре построить корабль, чтобы поплыть в Африку. Мальчики с удовольствием занялись постройкой. Сережа стал рассказывать про крокодилов, обезьян, которых они обязательно встретят в Африке. В это время за Сашей пришла мама и забрала его домой. Игра распалась.
1.5. Дети играли в «Морское путешествие». Петя был капитаном, Саша – боцманом, Наташа – врачом, четверо детей – матросами. Капитан Петя вдруг объявил, что корабль потерпел крушение и нужны водолазы, чтобы заделать пробоину. Быть водолазами согласились матросы. Но в это время пришел врач и позвал Петю к себе в кабинет. Петя предупредил, что скоро придет, и отдал распоряжение водолазам исправить пробоину. Вместо ушедшего Пети капитаном стал Саша, который принял командование. Игра продолжалась. Определите возраст детей в каждом из приведенных примеров, принимая за основу взаимоотношения их в игре. 2. Саша непрерывно задает вопросы: что это у тебя? Какая это машина? Какой тут дядя сидит? Не дослушав ответа, он убегает. Прибегая, снова задает вопросы: слон сильный? А лев? Откуда идет дождь? Откуда я родился? И т.д. Дети какого возраста обычно задают такие вопросы? При каких обстоятельствах у дошкольников появляется потребность задавать вопросы? 3. Родители часто умиляются замысловатости детской речи, называя своих детей вундеркиндами. Когда мама говорит Диме: «Не удирай так далеко!» - Дима отвечает: «Не беспокойся, мама, я удеру и придеру!».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|