Тема 4. Познавательные психические процессы: внимание, ощущение, восприятие
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Задания для самостоятельной работы
Тема 1. Введение в психологию Работы и статьи для конспектирования: Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996. С. 9-21
Темы рефератов и сообщений 1. Проблема роли наследственности и среды в развитии психики человека. 2. Взаимодействие и взаимосвязь психологии и педагогики (или другой науки по вашему выбору). 3. Проективные методы и их применение в психологии. 4. Традиционные и новые отрасли психологического знания.
Задачи 1.Назовите признаки сознательного и бессознательного, которые проявляются в следующих случаях: а) при прикосновении к ладошке новорождённого ребёнка карандашом (пальцем), он крепко сжимает его; б) школьник быстро и правильно умножает числа в уме, но не помнит правила их умножения; в) студент, готовясь к экзамену, пытается представить себе как будет отвечать на тот или иной вопрос, какие дополнительные вопросы может задать преподаватель, смоделировать свои возможные эмоциональные реакции. [6]
Упражнения 1.Назовите отрасли психологии, которые наиболее тесно связаны с вашей будущей профессией. Если такой отрасли нет в традиционной классификации, попробуйте «спроектировать» её и придумать соответствующее название.
Практикум Положите перед собой два листа бумаги. На середину первого листа положите небольшой кусочек (величиной с монету) бумаги или ткани яркого цвета (или нарисуйте пятно ярким карандашом или фломастером). Затем смотрите на этот цветной объект, считая про себя до 100 и не сводя с него взгляда (мигать можно). После переведите взгляд на середину второго листа бумаги и смотрите на него 10-15 секунд.
Запишите, что вам удалось увидеть (размер, цвет), какое время продолжалось это явление. Что произошло, когда вы перевели взгляд на светлый потолок или стену? Ответьте, является ли увиденное явлением вашей психики или существует во внешнем мире? Тема 2. Психологическая характеристика деятельности
Работы и статьи для конспектирования: Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 1996. – Лекция 9. – с. 138 – 159.
Темы рефератов и сообщений 1. Жизненный путь и творчество выдающихся отечественных психологов и физиологов (по выбору: И.М. Сеченов, И.П. Павлов, В.М.Бехтерев, Г.М. Челпанов, Г. Шпет, Л.С Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.Р.Лурия, Б.Г.Ананьев, Б.М. Теплов, В.Д,Небылицын, П.Я. Гальперин и др.) 2. Два варианта деятельностного подхода: С.Л. Рубинштейн, А.Н.Леонтьев. 3. Отечественная дифференциальная психофизиология (Б.Н. Теплов, В.Д. Небылицын). 4. Теория установки Д.М. Узнадзе.
Задачи 1. Как известно, при обучении письму школьник вначале пишет каждую букву медленно, сосредоточенно и по отдельным элементам. Через некоторое время ту же букву он пишет быстро и целиком, не отрывая ручки от бумаги. При этом он даже может думать о других предметах. Объясните увеличение скорости письма, появление лёгкости в написании букв и тесной связи между её элементами.
Упражнения 1. Подберите примеры из художественной литературы, кино или реальной жизни, демонстрирующие соотношение понятий «деятельность», «действие», «операция» и «потребность», «мотив», «цель», «задача».
Практикум Небольшой грузик (гвоздик, гайку и т.п.) привяжите к толстой нити (длиной 20-30 см.). Возьмите конец нити в руку. Закройте глаза. Представьте, что грузик раскачивается в определённой плоскости (например, справа налево). Через минуту откройте глаза и посмотрите, что происходит с вашим «маятником». Затем раскачайте грузик в определённой плоскости. Закройте глаза и представьте, что он вращается по часовой стрелке. Думайте об этом в течение минуты, а потом посмотрите, что произошло с грузиком.
Опишите наблюдаемые явления («идеомоторные акты» по И.М. Сеченову). Объясните их с точки зрения теории деятельности. Подумайте, каким образом подобные явления используются для «чтения мысли» некоторыми эстрадными гипнотизёрами и иллюзионистами. Тема 3. Определение личности
Работы и статьи для конспектирования: Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии //Хрестоматия по психологии. Под ред. Л.Я. Аверьянова– М., 2003.
Темы рефератов и сообщений 1. Анализ и сравнение подходов к изучению личности в различных науках (философия, социология, этика, психология и др.). 2. Культурно-исторический подход к исследованию личности. 3. Психоаналитические концепции личности. 4. Трансактный анализ Э. Берна о личности. 5. Проблема личностного роста в различных психологических теориях. Задачи 1. Из перечисленных ниже характеристик, выберите те, которые характеризуют человека как личность и как индивида: а) старательность; б) низкая адаптация к темноте; в) общительность; г) хорошая координация движений; д) аккуратность; е) высокая сенсорная чувствительность. Обоснуйте свой ответ. (задание на «Хорошо») 2. Опишите типичное поведение на семинарском занятии студентов с завышенной и заниженной самооценкой. По каким внешним проявлениям можно судить об уровне притязаний студентов в учебной деятельности?((задание на «Отлично») Упражнения 1. Подберите примеры из жизни, кино, литературы, иллюстрирующие несовпадение понятий «личность», «индивид», «индивидуальность». Можно ли найти примеры человеческого индивида без личности или личность без индивида? (задание на «Хорошо») 2. Попробуйте схематически изобразить структуру личности, предлагаемую в разных психологических теориях. Сравните и проанализируйте схемы. (задание на «Отлично») Практикум Ознакомьтесь со списком разнообразных качеств, которыми может быть охарактеризован человек: аккуратность, беспечность, вспыльчивость, гордость, грубость, жизнерадостность, заботливости, завистливость, искренность, капризность, медлительность, мстительность, настойчивость, нежность, обаяние, обидчивость, принципиальность, решительность, сдержанность, уступчивость.
Начертите таблицу, состоящую из четырех граф. В первую графу «Признаки» запишите (в столбик) вышеперечисленные 20 качеств. Во второй графе «N 1» напротив каждого качества проставьте его ранг по степени выраженности у вас данного качества («1» - качество, наиболее выраженное у вас, «20» – наименее выраженное). В третьей графе «N 2» проранжируйте эти качества в порядке их предпочтения вами («1»-качество, которое вы бы хотели иметь максимально выраженным у себя; «20» - наименее желаемое качество Сделайте содержательную интерпретацию полученных Вами результатов. Тема 4. Познавательные психические процессы: внимание, ощущение, восприятие Работы и статьи для конспектирования: Выготский Л.С. Психология и педагогика внимания // Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991. – с. 144 – 167.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|