Тема 6. Эмоционально-волевая сфера личности
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Работы и статьи для конспектирования: Выготский Л.С. Проблема воли и её развитие в детском возрасте.// Собр. соч.: В 6т. – Т. 3. – М., 1983. – С. 454-465. Темы рефератов и сообщений Психологические теории эмоций. Эмоции, чувства, культура (кросс–культурные исследования). Теории воли в философии и психологии. Экспериментальные исследования воли и волевых качеств личности. Воспитание воли в школьном возрасте.
Задачи (любые 2 на выбор) 1. Рассказывая однажды студентам о том, как ему удалось открыть теорию относительности, А. Эйнштейн между прочим сказал, что дети отличаются от взрослых прежде всего тем, что они видят в каждой окружающей их обыденной вещи маленькое чудо, останавливаются перед ним. Какое психическое явление имел в виду Эйнштейн? Подумайте, какие условия способствуют (не способствуют) развитию этой важной особенности детей? 2. Два товарища – Миша и Андрей – после окончания школы решили поступить на физико-математический факультет университета. Миша давно мечтал стать физиком, выписывал специальные журналы, посещал физический кружок, а Андрей ещё не нашёл себя и решил поступать на физмат, чтобы и после школы не расставаться со своим лучшим другом. Конкурс они оба не выдержали. Андрей легко пережил эту неудачу, а Миша перенёс её как большую личную трагедию. Какие эмоциональные явления описаны в этом примере? Чем вызвано различие эмоциональных реакций учеников на неудачу? 3. Определите, какое волевое качество наиболее ярко выражено у школьника: «Любое дело Вася доводит до конца. Ещё не было случая, чтобы он не выполнил домашнего задания. Способности у него средние, но он сидит за уроками и напряжённо работает до тех пор, пока не выучит их. Вася такой же и в других делах. Однажды ребята решили вести записи наблюдений за погодой. Многие из них вскоре забросили это занятие, а Вася вёл календарь погоды в течение целого года, хотя ему тоже не всегда хотелось это делать».
По аналогии постарайтесь составить описание 2-3 волевых качеств (желательно использовать реальные примеры). 4. В школе (а иногда и в вузе) можно услышать такие высказывания учителей: «У тебя, как всегда, в голове одни глупости», «Я ничего лучшего от тебя и не ожидал», «Не умеешь вести себя как взрослый (как мужчина)» и т.п. Каков эффект подобных замечаний? К формированию каких особенностей волевой сферы личности могут привести подобные высказывания при систематическом повторении? Упражнения 1. Подростки и юноши часто стремятся развивать свою волю, волевые черты характера. Зачастую для этого они прижигают руки огнём, держат их над кипящей водой, прыгают со 2-3 этажа и т.п. Если бы вы были учителем, какие методы и приёмы самовоспитания воли вы посоветовали таким ученикам?
Практикум 1. Попросите испытуемого разделить тетрадный лист на 3 графы, обозначенные «+», «-», «0». Попросите его внимательно слушать слова, которые вы будете ему медленно и однотонно читать, и записывать в ту или иную графу в зависимости от эмоциональной окраски (по его мнению): положительно окрашенные, отрицательно окрашенные, нейтральные. Список слов: бумага, подарок, скука, танцы, лампа, несчастье, музыка, рана окно, поэзия, печаль, красота, карандаш, мечта, стена, кража, здание, змея, удача, похороны, деньги, болезнь, пробка, любовь, число, буква, война, тетрадь, радость, обман. После того как испытуемый закончит работу, заберите у него листок, сказав, что будете обрабатывать результаты. Через 5-10 минут, неожиданно для испытуемого, попросите его воспроизвести слова, которые вы ему диктовали (в любом порядке) на другом листе бумаги [6].
Подсчитайте отношение правильно воспроизведённых слов к количеству слов в первом списке (для каждой группы слов отдельно). Сделайте вывод о влиянии эмоций и чувств на непроизвольное запоминание материала. Тема 7. Индивидуально-типологические особенности личности. Темперамент Работы и статьи для конспектирования: Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. – М: Прогресс, 1982. – с. 166-193. Темы рефератов и сообщений 1. Экспериментальные исследования темперамента. 2. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. 3. Темперамент и способности. 4. Темперамент и успешность обучения.
Задачи 1. Определите тип темперамента учительницы. В чём своеобразие её индивидуального стиля деятельности? Какие особенности темперамента повлияли на формирование данного стиля? Учительница Ф.Ю. на внешние впечатление реагирует медленно, не сразу отвечает на вопрос. Выражение лица практически одинаковое, независимо от того. даёт ли она задание или делает замечание, слушает ли весёлую историю или серьёзный вопрос. Смеётся редко, чаще на лице скупая улыбка. Редко сама вступает в беседу с коллегами; её спрашивают – она отвечает. Жестикуляция практически отсутствует. Речь размеренна, нетороплива. Движения медленные, типичны невозмутимость и спокойствие в любой обстановке. Кажется, что скука на уроках русского языка в 6-7 классах у такой учительницы совершенно неизбежна. Но оказывается, например, что для грамматического анализа Ф.Ю. специально (заранее, дома) и тщательно подбирает предложения и тексты, эмоционально насыщенные, лирически приподнятые, иногда наполненные юмором. В результате урок на закрепление, например, темы «Правописание частиц» с использованием фрагментов из басен С. Михалкова проходит при весёлой активности учеников. Все оживлены, кроме учительницы, которая сама создала это оживление. [4] Приведите подобные примеры влияния темперамента на формирование индивидуального стиля деятельности в учебной и профессиональной деятельности.
Упражнения 1. Попробуйте нарисовать шаржи, карикатуры, схематические изображения обладателей различных типов темперамента, которые будут отражать их достоинства и недостатки.
Практикум 1. Понаблюдайте за поведением 2-3 студентов на лекциях, семинарах и внеучебное время с целью определения свойственного им темперамента. Обратите внимание на следующие показатели: 1) продолжительность работы без перерывов и отвлечений; 2) влияние помех (каких) на концентрацию внимания при выполнении задания; 3) способы преодоление утомления; 4) проявление эмоций и чувств (особенно реакция на успех и неудачу); 5) реакция на трудности; 6) отношение к репликам и замечаниям преподавателя и других студентов; 7) скорость включения в деятельность; 8) особенности переключения с одной деятельности на другую; 9) быстрота смены эмоций. [1] Проведите наблюдения в течении 2-3 недель. Зафиксируйте наиболее типичные реакции по каждому показателю в учебной и не учебной деятельности. Сделайте вывод о доминирующем темпераменте каждого студента и его индивидуальном стиле деятельности. Тема 8. Характер
Работы и статьи для конспектирования: Ананьев Б.Г. Проблема формирования характера // Избр. психол. труды: В 2 тт. – М., 1980. – Т. 2. – С.52-103.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|