Определение размеров экологических платежей
Определение конкретных размеров указанных платежей зависит от объема выброса (сброса) загрязняющего вещества и объема размещенных отходов (далее по тексту - загрязнение). При этом следует иметь в виду, что базовые нормативы платы и конкретные ставки платы, устанавливаемые на их основании в регионах, определены не только по видам загрязняющих веществ, но и в зависимости от того, произошло загрязнение в пределах установленных норм или с их превышением. Соответственно в последнем случае размер ставок значительно выше. Иными словами, установлены два вида базовых нормативов платы по каждому виду загрязняющего вещества (отхода) с учетом степени вредного воздействия и опасности для окружающей природной среды и здоровья населения: · за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов; · за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).
Примеры экологических платежей (вид загрязняющего вещества и другие данные условны):
· В I квартале загрязнение организацией природной среды по четырем видам вредных веществ находилось в пределах установленных нормативов. · Во II квартале загрязнение организацией природной среды по этим четырем видам вредных веществ уже превысило установленные нормативы, но осталось в пределах установленных лимитов - временно согласованных нормативов (в "Базовых нормативах платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов", утвержденных МПР России 27.11.92 по согласованию с Минэкономики России и Минфином России (в ред. письма МПР России от 18.08.93 № 03-15/65-4400), ставки платы за загрязнение в пределах установленных лимитов в пять раз выше, чем ставки за загрязнение в пределах установленных нормативов).
· В III квартале загрязнение организацией природной среды этими видами вредных веществ превысило не только установленные нормативы, но и установленные лимиты. В этом случае плата сначала определяется по схеме,указанной во втором примере, а затем находится размер платы за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выброса над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент. Окончательная сумма платежа определяется путем суммирования платы за выброс в пределах норматива, сверх норматива, но в пределах лимита, и сверх лимита. Указанные выше упрощенные формы расчетов по выбросам вредных веществ являются основой для составления конкретных расчетов по всем видам вредного воздействия на природную среду. экологический право налоговый платеж Экологические платежи в Европейской практике ЕС и Франция
Экологическая составляющая Европейского сообщества достаточно четко сформулирована и постоянно совершенствуется в ряде документов. Например, Амстердамский договор 1997 г. закрепил в тексте договора о ЕС принцип экологической ориентированности деятельности сообщества (ст.6). Принцип этот подразумевает интеграцию целей экологической политики ЕС (ст.174) в осуществлении других политик Сообщества (сельское хозяйство, транспорт, общий рынок, региональная политика). В соответствии с экологической ориентированностью любая деятельность организации должна осуществляться с учетом потребностей окружающей среды и содействовать устойчивому развитию. Такой подход Европейского сообщества свидетельствует о последовательном выполнении официальной стратегии ООН, провозглашенной на Конференции по окружающей среде и развитию 1992 г. в Рио-де-Жанейро.
Реализация экологических целей Европейского сообщества обоснована в Хартии Европейского союза об основных правах, принятой в 2000 г. Статья 37 Хартии определяет, что высокий уровень защиты и повышения качества окружающей среды должен быть частью политики Союза. Однако, как отмечают специалисты в области права, Хартия об основных правах лишь закрепляет экологическую гарантию осуществления других основных прав и не содержит собственно экологических прав, т.е. является очередной декларацией в области социальных прав (экологические права, как известно, относятся к основным социальным правам). Такой подход лишает надежды на действительно устойчивое развитие. К тому же положения Хартии могут быть использованы при подготовке Конституции Европейского союза, а значит, экологические права могут не войти в перечень прав согласно новой Конституции. Среди европейских государств обращает на себя внимание опыт Франции по законодательному оформлению экологической политики на основе Экологического кодекса. Он создан 18 сентября 2000 г. [10]. Следует подчеркнуть, что в работе над Экологическим кодексом принимали участие представители широкой общественности в лице профсоюзов, ученых, обществ охраны природы. Такие успехи были подготовлены предыдущими этапами развития. Дело в том, что история французского экологического права началась давно. Так, в 1806-1810 годах Франция уже имела законодательную базу по регулированию экологических вопросов. В дальнейшем, в 1932 и 1961 годах, были приняты законы об ответственности в области экологии. Разделы Кодекса неизменно содержат нормы финансового характера (dispositions financieres), которые в России принято называть "экономическим механизмом охраны окружающей среды". Но все эти нормы, устанавливая наиболее принципиальные положения по реализации принципа "загрязнитель платит", носят отсылочный характер. Можно разделить эти нормы на 2 группы. Первая группа - это нормы, аналогичные российской системе платы за негативное воздействие на окружающую среду. Так, книга I в разделе V содержит единственную главу "Общие ставки платы (таксы) на загрязняющую деятельность" (статьи L.151-1 и L. 151-2). Во Франции система взимания этой платы получила название TGAP (от сокращения французских слов "taxe generale sur les activites polluantes"). В этой главе конкретные размеры ставок не установлены, а включенные сюда условия освобождения от их уплаты и иные условия применения ежегодно пересматриваются при принятии бюджета на очередной финансовый год.Вторая группа норм финансового характера представляет собой не имеющий аналога в России и поэтому представляющий особый интерес институт так называемых финансовых гарантий, связанный с институтом экологической ответственности за причиненный вред.
Германия Хотя Германия не сумела разработать Экологический кодекс, но выделяется своими успехами в области экологической политики. Здесь, в частности, более жесткие, чем в Великобритании, стандарты экологической защиты. Однако и они не компенсируют выбросы загрязняющих веществ германской индустрии. В германском подходе к экологическим вопросам следует отметить принцип системности в подходе к экологическим платежам. Значительно облегчает проведение экологической политики и высокий уровень сознательности граждан в области экологии, ведь в стране широко представлены экологические партии и движения, экологическая активность характерна в целом для населения современной Германии. Отсюда закономерен приход к власти коалиции зеленых и социалистов. Успешна их совместная законодательная работа в парламенте, в первую очередь над проектом экологической составляющей налоговой реформы. С терпением и пониманием население относится к повышению цен, если это способствует решению экологических вопросов. Ученые отмечают четко сформулированные принципы экологического права в Германии, которые схематично представлены на рис.1. Положителен и тот факт, что в германском законодательстве нет жесткости в определении юридического вида платежа. К примеру, в новом законодательном акте по экологической политике законодатель может обойтись без конкретного названия платежа (налог, сбор, специальный платеж). В случае конфликтной ситуации вопросы эти решает суд.
По функциональному признаку в Германии обычно выделяют 4 группы экологических платежей: • платежи за природопользование (Umweltnutzungsabgabe); • финансирующие экологические платежи (Umweltfinanzierungsabgabe); • выравнивающие экологические платежи (Umweltausgleichsabgaben); • управляющие экологические платежи (Umweltlenkungsabgaben). Рис. 1
Интересно отметить, что финансирующие экологические платежи направлены на пополнение бюджета, управляющие - должны мотивировать плательщика и потому они малодоходны для бюджета. Для германской налоговой системы характерно деление налогов на две большие группы: • платежи, связанные с налогообложением энергии; • платежи, связанные с природопользованием. Охарактеризуем коротко содержание каждой группы платежей. Платежи, связанные с налогообложением энергии, появились в 1999 году. Законодательной базой налогообложения энергии является Закон от 24 марта 1999 года о налоге на электрический ток (Stromsteuergesetz - StromStG). Он ознаменовал начало экологической налоговой реформы, в которой, к сожалению, проявились, прежде всего отрицательные моменты. К ним относятся увеличение стоимости электроэнергии, уменьшение инвестирования в германскую промышленность, ухудшение покупательной способности конечного потребителя. Фактически стоимость электроэнергии в Германии выше на 30%, чем во Франции, Голландии или Скандинавских странах. Интересен подход к такому понятию, как налог на минеральные масла. Его появление относится к 1930 г. Существенное изменение произошло в 1953 г. в связи с проведением экологической налоговой реформы. Налог на минеральные масла проявляется как финансирующий налог, т.к. для доходов федерального бюджета является третьим по значению после налога на доходы и налога на оборот (НДС). К примеру, в 1999 г. поступления от этого налога составили 71,2 млрд. DM, или 67% от общего количества доходов от налогов на потребление [9]. "Экологическая" составляющая этого налога представлена в следующих четырех моментах:
. Бензин, свободный от свинца, облагается по более низкой ставке. Замысел законодателя, таким образом, направлен на снижение использования индивидуального автотранспорта и стимулирование населения к использованию общественного транспорта. На основании этого данный налог относят к экологическим налогам в связи с его управляющей функцией. . Налог на автотранспортные средства как один из важнейших загрязнителей окружающей среды. . НДС, причем легальным названием в германском праве является налог с оборота (Umsatzsteuer). Поставки энергии и электрического тока подлежат обложению НДС. Плательщиком налога является предприятие (как юридическое, так и физическое лицо - предприниматель). База налогообложения - получаемое в случае продажи (энергии) вознаграждение по обычной ставке (16%). . Специальные публично-правовые платежи за энергию включают: • взнос на финансирование запасов нефти как неприкосновенных запасов на случай энергетического кризиса; • платеж за производство энергии, нефти и природного газа; • концессионные платежи, уплачиваемые энергоснабжающими организациями.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|