Источники первичного права
Принципы права ЕС Принцип верховенства. Вопрос о соотношении права Евросоюза и национального права возник в самые первые годы существования Евросоюза. Возникла проблема применения норм права Евросоюза странами-участницами с дуалистической системой права (Великобритания, Италия). Применение дуалистической концепции к праву ЕС означало бы, что государства-члены вправе самостоятельно решать вопрос о месте и роли соответствующих нормативно-правовых актов Сообществ в национальном правопорядке. Данное положение противоречит основам интеграции, создает угрозу целостности и единству, а следовательно, и применимости права ЕС. Верховенство права ЕС является жизненно важным условием существования ЕС и развития европейской интеграции. Оно вытекает из самой природы права ЕС и не определяется нормами национального права. Правопорядок ЕС является в иерархическом отношении вышестоящим по отношению к национальному правопорядку. Верховенство права ЕС должно пронизывать и национальный правопорядок, определяя позицию и отношение к праву ЕС со стороны национальных судебных органов. Принцип прямого действия. Данный принцип означает непосредственное действие и обязательную применимость норм права ЕС на всей территории ЕС и относительно всех субъектов европейского права. Нормы права ЕС обязательны во всей своей полноте для всех государствчленов, институтов ЕС, физических и юридических лиц, находящихся под юрисдикцией государств – членов ЕС. Принцип прямого действия обязывает государства-члены непосредственно применять нормы права ЕС независимо от того, каково отношение национальных властных структур к регулированию на уровне ЕС данных правоотношений.
Принцип прямого действия предполагает, что нормы права ЕС наделяют непосредственно напрямую правами и налагают обязанности на частных физических и юридических лиц. Каждый, кто полагает, что его права и интересы нарушены в результате неприменения или недолжного применения нормы права ЕС, может обращаться зазащитой вкомпетентные национальные судебные органы. Принцип интегрированности. Нормы права ЕС рассматриваются как автоматически интегрированные в национальные системы права государств-членов. Принцип интегрированности означает, что все нормы права ЕС автоматически внедряются в их национальные правовые системы. Они подлежат применению национальными властями и судами в том же порядке и в том же объеме, как и соответствующие нормы национального права. Значение этого принципа особенно важно для стран с дуалистическим режимом применения норм международного права.
Общие принципы права представляют собой концентрированное выражение самых важных сущностных черт и ценностей, свойственных данной системе права. Согласно Договору о Евросоюзе он основан на принципах свободы, демократии, уважения прав человека и основных свобод, а равно на принципах правового государства, которые являются общими для всех государств-членов Европейского союза. Договор уточняет, что под общими принципами права ЕС понимаются основные права и свободы в том виде, как они закреплены в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (ЕКПЧ) и как они вытекают из общих конституционных традиций государств-членов. Общие принципы права, включая правовые обычаи и традиции, представляют собой «исходные начала правового регулирования, которые действуют во всех сферах ведения Союза и присущи другим правовым системам». К ним могут быть отнесены принципы свободы, демократии, уважения прав человека и основных свобод, правового государства (п. 1 ст. 6 Договора о ЕС (далее — ДЕС), принцип пропорциональности, равенства, правовой определенности, принцип ответственности государств-членов за нарушение принципов ЕС.
Общепризнанные принципы и нормы международного права как нормы jus cogens являются универсальными и обязательными для всех субъектов международного права (ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.), что подтверждается в преамбуле ДЕС и Конституциях ряда государств-членов ЕС. Наряду с основополагающими нормами общего характера в правовой системе Европейского Союза действуют и специальные принципы. Они представляют собой основные начала правового регулирования в отдельных сферах общественной жизни.Специальные принципы закрепляются, главным образом, в учредительных договорах Европейских сообществ, а иногда и в нормативных актах. Специальные принципы Европейского права объединяют большую группу разнородных по своему характеру принципов: · принципы деятельности ЕС; · функциональные принципы; · отраслевые принципы. Принципы деятельности ЕС (стст. 2, 6 ДЕС) определяют порядок реализации Союзом имеющейся у него компетенции — принцип законности, принцип гласности, принцип уважения национальной индивидуальности государств-членов, принцип самоидентификации ЕС. К функциональным принципам права ЕС относятся: · принципы субсидиарности и пропорциональности; · приоритет норм права ЕС над национальным правом государств-членов; · прямое действие норм права ЕС на территории государств-членов; · принцип ответственности государств-членов за нарушение права Союза (возможность судебной защиты прав, вытекающих из права ЕС); · открытость правотворческого процесса в рамках ЕС. К принципам отраслевого сотрудничества относятся: 1. принципы, определяющие правовой режим внутреннего рынка ЕС; 2. принципы экономической системы и экономической политики Союза: принцип открытой рыночной экономики со свободной конкуренцией, принцип стабильные цены, здоровое состояние публичных финансов и валюты, устойчивый платежный баланс; 3. принципы экологической политики, определяющие содержание экологического права Сообщества: принципы предосторожности и превентивных действий, устранения источников ущерба окружающей среде и возмещения ущерба загрязнителем, принцип загрязнитель платит;
4. принцип продвинутого сотрудничества; 5. принципы институционального права, закрепляющие основы правового статуса его органов и должностных лиц, например, принцип независимости судов и судей Союза, Европейской комиссии и ряда других органов; 6. принципы правового положения и уважения прав человека и гражданина и др.
Основу правопорядка ЕС составляет так называемое первичное законодательство: учредительные договора (Договор о Европейском Союзе, договоры на создание Европейских сообществ), договора о внесении изменений в учредительные договоры, соглашения о присоединения к ЕС новых членов, а также международные договоры, заключенные между государствами-членами по вопросам, относящимся к сфере компетенции Союза и Сообществ. Подавляющее большинство норм права ЕС существуют в форме правовых актов, предусмотренных в ст. 249 Договора о Европейском сообществе {производное, вторичное законодательство): регламентов и директив. Регламенты - нормативно-правовые акты, имеющие общее применение, является обязательными во всех своих составных частях, подлежат прямому применению в всех государствах-членах. Регламенты не требуют каких-либо мероприятий по имплементации в национальные правопорядки государств-членов. Директивы - нормативно-правовые акты, которые являются обязательными для государств-членов результатов, которые должны быть достигнуты. Но государства-члены имеют право свободно выбирать форму и средства имплементации директивы во внутригосударственные правопорядки. Решение - правовые акты индивидуального значения, которые являются обязательными во всех своих составных частях для тех, кому они адресованы. Это могут быть как государства-члены, так и юридические или физические лица. Следует обратить внимание на то, что в рамках второй и третьей опор Договор о ЕС устанавливает иные формы правовых актов органов Союза.
Международные договоры, заключенные Сообществом по вопросам, входящим в его компетенции, имеют приоритет над производным законодательством. Концепция общих принципов была разработана Судом Европейских сообществ для устранения пробелов в праве Сообществ. Источником общих принципов является положение учредительных договоров, национального законодательства государств-членов, нормы международного права. Примерами общих принципов могут служить принципы правовой определенности правовых норм, законных ожиданий, пропорциональности, а также основные права человека. Решение Суда Европейских сообществ не имеют юридически обязательной силы прецедента. Впрочем правило прецедента фактически используется Судом Европейских сообществ, другими органами ЕС и доктриной.
Источники первичного права Источниками первичного права, как видно из названия, должны выступать документы основополагающего, учредительного характера. Учредительным актом государства (в юридическом смысле) выступает его конституция, принимаемая сувереном, коим ныне почти во всех странах провозглашается народ. Учредителями ЕС выступают государства-члены, поэтому его "конституция" оформлена не как нормативный акт, а как международный договор. При этом в силу особенностей истории формирования ЕС в его основе лежит несколько учредительных договоров – о трех сообществах и о самом Союзе. Итак, учредительные документы – это договоры, на основании которых создан и функционирует Европейский Союз.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|