Источники вторичного права
Нормативные правовые акты. Самым распространенным и наиболее важным по значению источником вторичного права Союза выступает нормативный правовой акт, издаваемый его органами на основании учредительных документов в порядке, ими установленном. Как и в национальных правовых системах, в праве ЕС нормативные акты могут издаваться в разных формах, которые отличаются друг от друга своими юридическими свойствами. Стандартными формами нормативных актов Союза выступают регламенты, директивы и рамочные решения. Кроме того, некоторые акты общеобязательного характера издаются под названиями "решения" и "ориентиры". Регламент – это нормативный правовой акт Европейского Союза, имеющий обязательную силу и прямое действие на всей его территории. Издавая регламент, Союз непосредственно регулирует общественные отношения на всем пространстве ЕС, вводит единообразные правила поведения их участников. Обладая верховенством над национальным правом, регламент вытесняет законы и подзаконные акты государств-членов из регулирования конкретной сферы общественной жизни. Отсюда в западной доктрине регламент принято рассматривать в качестве инструмента унификации права, т.е. введения полностью одинаковых (унифицированных) правил поведения участников общественных отношений в пределах всего Европейского Союза. Директивы. Второй главной формой правотворчества Европейского Союза выступает директива. Посредством директив осуществляется гармонизация (или сближение) национального права, т.е. введение общих начал правового регулирования в конкретных сферах общественной жизни. Однако в отличие от унификации, которая влечет за собой полное единообразие, в данном случае государствам-членам остается больший или меньший простор для собственного правового регулирования.
Из этого положения, а также из правоприменительной практики вытекают следующие юридические свойства директивы: – она, как и регламент, содержит правила общего характера, т.е. является нормативным актом. Этим свойством указанные акты отличаются от индивидуальных решений, которые согласно той же ст. 249 Договора всегда имеют конкретного адресата ("Решение обязательно во всех своих частях для тех, кому оно адресовано"); – директива, как и регламент, обязательна для исполнения, обладает юридически обязательной силой (в отличие, например, от рекомендаций, которые таковой нс имеют, являются лишь пожеланиями); – как и регламент, она не нуждается в последующей ратификации в государствах-членах и может действовать вопреки воле некоторых из них. Другие источники вторичного права. Кроме нормативных актов органы ЕС, а иногда и государства-члены издают иные документы, которые также принято относить к источникам вторичного права. Некоторые из этих актов не являются нормативными в строгом смысле слова. Однако все они имеют правовое значение и заслуживают упоминания в данном разделе. Общим их признаком является то, что указанные ниже документы, как и нормативные акты, издаются на базе учредительных договоров и не должны им противоречить, т.е. являются "вторичными", "производными" по своему происхождению и юридической силе. К этой категории относятся прежде всего следующие документы: – международные договоры, заключаемые Европейскими сообществами или Союзом в целом с "третьими странами" и международными организациями; – дополнительные соглашения и конвенции, заключенные государствами-членами в соответствии с предписаниями учредительных договоров;
– внутренние регламенты (правила процедуры), регулирующие порядок деятельности органов Союза; – индивидуальные решения; – акты политического характера, принимаемые в сфере обшей внешней политики и борьбы с преступностью: общие стратегии, общие позиции и др.; – межинституционные соглашения; – рекомендации, заключения, декларации и равнозначные акты; – акты совместных органов, состоящих из должностных лиц Союза и "третьих стран", с которыми заключены соглашения об ассоциации; – акты представителей правительств государств-членов, принятые в рамках заседания Совета или Европейского совета (как правило, этими актами оформляется назначение на различные должности в органах ЕС). Одна из аксиом правового государства состоит в том, что правовые акты, затрагивающие субъективные права и свободы людей, должны доводиться до всеобщего сведения. Это требование распространяется и на ЕС, связанный данным принципом в силу ст. 6 его учредительного договора. Печатным изданием, в котором публикуются тексты нормативных актов ЕС, выступает "Официальный журнал Европейских сообществ", издаваемый Европейским агентством официальных публикаций. Название журнала, установленное еще в 1960-е гг., явно устарело. Поэтому Ниццкий договор переименовал его в "Официальный журнал Европейского Союза". Официальный журнал выходит в свет почти ежедневно (в последнее время в один день часто появляются сразу несколько номеров) на всех официальных языках. Для вступления в силу индивидуальных решений и директив Совета или Комиссии, адресованных отдельным государствам- членам, достаточно уведомления адресата.
На сегодня выделяют первичное, вторичное и дополнительное право ЕС. Первичное право ЕС. Перечень учредительных документов Евросоюза, в отличие от других межправительственных организаций, достаточно велик. Это также и документы, закрепляющие основы функционирования сообществ и ЕС. Другими словами, вместе с учредительными документами, на основе которых были созданы сообщества (Парижский договор (1951 г.), Римские договоры (1957 г.)), к ним относятся все документы, вносящие в них изменения (Договор о слиянии (1965), Акт о введении всеобщих и прямых выборов депутатов собрания (1976), Единый Европейский акт (1986), Маастрихтский договор (1992), Амстердамский договор (1997), Ниццкий договор (2001), ЛД, а также все приложения, декларации и сопровождающие их документы, являющиеся неотъемной частью данных договоров, в том числе Протокол о расширении Евросоюза, Протокол о включении норм Шенгенского права в правовую систему ЕС, документы о присоединении к Евросоюзу).
Кроме того, к первичному праву относятся: общие принципы права вместе с правовыми традициями и обычаями; принципы международного права; специальные принципы права Евросоюза. Вторичное право ЕС включает те акты, которые принимаются Союзом в рамках трех опор; международные договоры, заключаемые странами ЕС на основании учредительных документов ЕС; Шенгенское право. Все акты вторичного права ЕС обязаны соответствовать нормам первичного права. Надо отметить разнообразность таких актов. В рамках первой опоры органами ЕС принимаются регламенты, директивы, рекомендации, решения и заключения; в рамках Общей внешней политики и политики безопасности принимают совместные действия и общие позиции; для обеспечения СПСУД – общие позиции, рамочные решения и решения. Регламенты – наиболее жесткие средства регулирования в праве ЕС. «Регламент предназначен для общего пользования. Он является обязательным во всех своих частях и подлежит непосредственному применению во всех государствах-членах» (ст.249 ДоЕС). Регламент имеет абстрактный характер, он адресован неограниченному кругу стран и предназначен для непосредственного применения на территории стран ЕС без имплементации в национальное право. Прямое действие регламента непосредственно создает права и обязанности для физических и юридических лиц и служит основанием для защиты таких прав в национальных судах. На территории стран-членов регламенты применяются с момента вступления их в силу (на 20-й день после опубликования). И с этого момента теряют действительность те нормы национального права, которые вступают в противоречия с положениями регламентов без официальной отмены.
Директивы, как сказано в ст. 249 ДоЕС, «обязательны для каждого государства ЕС, которым они адресованы, в отношении ожидае5мого результата, но сохраняют за национальными властями свободу выбора форм и методов действий». Как и регламент, директивы носят абстрактный характер, могут адресоваться некоторым или всем странам-членам. Вступление в силу директив происходит в том же порядку, что и регламентов, некоторые – после уведомления стран, которых они касаются. Государства ЕС должны принять меры по имплементации директив и не предпринимать никаких действий для воспрепятствования их реализации. В отличие от обязательного характера регламента, директива устанавливает цель, которую странам необходимо достичь. В течение 2 месяцев после вступления регламентов и директив в силу их законность можно оспорить в Суде. Решение «является обязательным во всех своих частях для тех, кому адресовано» (ст. 249 ДоЕС). Адресуются решения как государствам, так и физическим либо юридическим лицам. Носят обязательный характер и обладают прямым действием. Рекомендации и заключения – необязательны для стран ЕС, но национальные суды могут обращаться в Суд ЕС за толкованием или установлением действительности рекомендаций. Заключение – это в основном ответ на заданный вопрос, а рекомендация формулируется органами Евросоюза самостоятельно. Акты, принимаемые органами ЕС в рамках второй и третьей опор. Европейский Совет принимает принципы ОВПБ и решения об общих стратегиях, то есть любые значимые заключения и не обязательно конкретные документы. Указанные акты, правовая сила которых не установлена ДЕС, - это межгосударственные договоренности, в виде документа носящие рекомендательный характер. Общие позиции – это ориентиры или стратегии по отношению к третьим странам или многосторонним вопросам, в которых определяется политическая позиция ЕС по конкретному вопросу. Страны-члены обязаны национальную политику проводить в соответствии с принятыми общими позициями, координировать свои действия и обеспечивать защиту общих позиций в рамках МПО и на международных конференциях, обеспечивать претворение их в жизнь через свои дипломатические и консульские представительства в третьих странах и через представительства при МПО (ст.ст. 19-20 ДЕС). Рамочные решения во многом похожи на директивы. Они не обладают прямым действием, направлены на сближение законодательств стран-членов и обязательны для них в отношении необходимого результата.
Система трех опор ликвидируется Лиссабонским договором. Согласно ст.288 Договора о функционировании, Евросоюз принимает регламенты, директивы, решении, рекомендации и заключения. После вступления в силу Лиссабонского договора проводит ОВПБ ЕС должен путем:
Дополнительное (или третичное) право ЕС. Все решения суда ЕС являются обязательными для сторон спора, а также должны исполняться странами-членами и органами Евросоюза. Прецедентный характер решений Суда не закреплен учредительными документами, однако, на практике страны и органы ЕС руководствуются ими как прецедентами. Во многом становление права ЕС как динамичной и гибкой системы права происходило благодаря Суду ЕС, которым осуществлялось широкое толкование норм права Евросоюза и учитывались политические перспективы развития Содружества. Европейский Союза как международная организация смог обеспечить возможность сотрудничества всех 27 стран-членов в самых разных сферах и при этом сохранил свое единство. Право ЕС – это автономная правовая система в рамках международного права, которая, однако, во многом отличается от классического международного права и права классических межправительственных организаций. Система источников права ЕС, которая существует на данном этапе, довольно разнообразна. В нее входят и обязательные, и рекомендательные акты. Показательна тенденция все более тесной интеграции государств ЕС в результате расширения области предметной компетенции ЕС, случаев принятия органами Союза обязательных актов, расширенного толкования полномочий ЕС и его органов. Значительное упрощение системы принимаемых органами ЕС актов ожидается от ликвидации системы трех опорпосле вступления в силу Лиссабонского договора. Вместе с тем, страны стремятся обеспечивать единство в развитии Евросоюза, в том числе, используя жесткое регулирование механизмов продвинутого сотрудничества, путем вовлечения не участвующих в нем стран в процесс обсуждения вопросов такого сотрудничества и побуждения этих стран присоединиться к нему.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|