Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Включаться - быть-для -настойчиво стремиться




Я определяю эту неуверенность терапевта как включенную неопределенность. Нам известно, что «включенность в ситуацию» — одна из трех основопо­лагающих характеристик self, согласно тому, как это понятие рассматривается в теории гештальт-терапии. Эти три характеристики: спонтанность, промежуточ­ный медиальный залог, включенность в ситуацию. Каковы особенности этого включения в ситуацию?

Психотерапия среди прочего, на мой взгляд, оп­ределяется тем фактом, что один человек заботить­ся о другом и принимает на себя, следовательно, не­которую форму ответственности за другого; один че­ловек — за другого. Когда я говорю об ответственнос­ти, которая лежит на терапевте, это не значит то, что терапевт решает что-то за своего пациента, составля­ет для него или заменяет ему функцию ego; мы стре­мимся двигаться к тому, чтобы пациент смог вернуть себе функцию ego. Это не значит даже, что я обязан знать, окажусь ли я способен сделать что-то для него или я не буду на это способен; сделаю ли я это или не сделаю. Совсем по другому поводу Левинас прово­дит различие между тем, чтобы «быть ответственным» и «принимать ответственность»23. Я скажу просто: на нас возлагается задача создать ситуацию, определить как минимум отношение, его контекстуализацию, и эта ситуация поставлена на службу одного человека — клиента. Если терапевт принимает вознаграждение за

Luvinas E. Ethique et Infini.P., 1982.


Быть в присутствии другого 101

свои действия, то это чтобы гарантировать, что он не ждет ничего другого от пациента — ничего в ответ, ни­какой иной взаимности. Я не жду от моего пациента, что он будет заботиться обо мне и обращаться со мной так, как я обращаюсь с ним; такое обращение я могу ожидать в повседневных «я-ты» отношениях. «Бы-тию-вместе-с» феноменологов, на что охотно ссыла­ются гештальт-терапевты, предшествует «бытие-для-другого» со стороны психотерапевта, который, может быть, будет иметь в виду подлинное «бытие-вместе-с», поскольку оно тоже присутствует при этом в не­которой модальности. Для Левинаса эта модальность бытия вместе с другим, подчиненного чувству ответс­твенности, и есть то, что он называет этикой. Это можно трактовать так, что не существует некоей эти­ки психотерапии, но что сама психотерапия есть не­кая этика, так как она является одним из вариантов бытия для другого.

«Бытие-вместе-с», конечно, составляет этап, сле­дующий за «бытием-для». Однако бытие-вместе-с, бытие бок о бок, систематически устанавливаемое, составляет лишь один из редких моментов сущест­вования человека: в психотерапии мы пребываем ли­цом к лицу, и это не только пространственная анало­гия. Психотерапевт активно и направленно соучаст­вует*. Левинас в другом контексте, а именно в связи с герменевтикой талмудических текстов, использует это замечательное понятие активного направленного соучастия для описания действия «попытки оживить [текст] перекличками и этосами». Терапевт настойчи­во стремится (sollicite). Слово происходит из латыни, где оно означает: «колебать», «сильно трясти», «волно­вать», «раздражать», «возбуждать», «привлекать внима­ние». И в средние века эта идея приведения в движе­ние даже использовалась для обозначения «принятия


 

102

Жан-Мари Робин

на себя заботы»: «solliciter un malade» значило позабо­титься о больном, принять в нем участие.

Атмосфера

Если терапевт несет, таким образом, некую осо­бую ответственность за конструирование ситуации, то уместно спросить себя об этом конструировании. Я никогда не был убежден в том, что содержание ситу­ации можно определить при помощи понятий рамок и правил, даже если мы отведем этим понятиям важ­ное место. Наверное, здесь не уместно обсуждать эти понятия и этику, которую они подразумевают. Всякая ситуация должна создаваться границами, но нам ос­тается определить, как это происходит.

Мне бы хотелось обратить внимание на одно поня­тие, которое было введено больше тридцати лет назад выдающимся психиатром феноменологического на­правления Хубертусом Телленбахом, а именно понятие «атмосферы». Атмосфера, по мысли Телленбаха, мета­форическим образом обозначает климат, качество меж­личностной ситуации. Ее можно на себе испытывать, и ее можно создавать. Факторов создания атмосферы много, их трудно назвать и трудно перечислить. Атмос­фера разделяется партнерами по ситуации, она вклю­чает в себя их обоих и в то же время существует между ними. В таком смысле она является конститутивной для значений, которые вырабатываются, качественных ха­рактеристик контакта и сложности ситуации.

Естественно, я не собираюсь сводить создание си­туации и ее рамок только к вопросу об атмосфере. Я хотел бы только продолжить актуализацию и назы­вание некоторых сил поля. Высказывание о прави­лах также принимает участие в создании определен­ной атмосферы. Какой именно? Соучастниками ка-


Быть в присутствии другого 103

кого социального воспроизводства мы таким образом себя делаем? Какое определение отношения нас уст­роит? Какие двери мы хотим открыть, и какие замки мы выбираем среди наших неизбежно предваритель­ных идей?

Творческое приспособление

Понятие творческого приспособления является центральным для теоретических разработок гештальт-терапии как основное средство и цель лечения. Твор­ческое приспособление обозначает способность — ее также называют self — быть преобразованным средой и в то же время выступать ее преобразователем. В на­шем микрокосме и под псевдо-кулыурным влиянием нахлынувшего New-Age креативность часто понимает­ся и являет собой цветок индивидуализма, утвержде­ния себя, выражение самотождественного и уникаль­ного «я», которое порождает потребность в занятиях макраме или керамикой как существенную для разви­тия, внутреннего роста и самореализации. Между тем Абрахам Маслоу (я вполне осмысленно ссылаюсь в этой связи на одного из отцов гуманистической пси­хологии — того интеллектуального течения, к которо­му обращаются многие гештальт-терапевты) сумел ус­тановить различие между тремя формами креативнос­ти: первой, второй и интегрированной.

Первая форма креативности подразумевает осу­ществление начальных процессов воображения, фан­тазирования, игры и увлеченности.

Вторая форма креативности подразумевает раци­ональное производство новых реальностей в мире, решение технических, научных или художественных проблем или даже преодоление простых трудностей повседневной жизни.


104

Жан-Мари Робин

Интегрированная креативность, по Маслоу, «тре­бует не только озарения, вдохновенности, предельно­го опыта (l'experience limite)24, она требует также тя­желой работы, долгого учения, безжалостной крити­ки, перфекционистских критериев. Иными словами, на место спонтанности должна прийти рефлексия, на место тотального принятия — разборчивость, на мес­то интуиции — строгая мысль, на место смелости — мудрая осторожность, на место воображения и фанта­зии — испытание реальностью».

Именно этой формы креативности я ожидаю от нас, гештальт-терапевтов. Такая креативность сопря­жена с приспособлением и интегрирована в приспо­собление, она не есть ненасытное искание неслыхан­ных переживаний и не требует отказываться от неко­торых выборов, налагать некоторую связность. Она поддерживает напряжение между креативностью и нормативностью, так как в ее основе лежит осозна­ние того, что это напряжение может быть устранено только обращением к отрицанию.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...