Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дополнительные соображения о «ситуации»




Для гештальт-терапевта, которому привычно под­ходить к совокупности человеческих действий (мыш­лению, поступкам, речи, движению страстей, иссле­дованию среды и т. д.) как феноменам границы кон­такта, не составит труда увидеть в этих действиях «действия в ситуациях».

Чтобы использовать такое понимание ситуации в качестве основания моей практики терапевта, я изу­чал работы разных представителей гуманитарных наук (социологов, этнометодологов, семиотиков, фи­лософов и т. д.). Среди многих книг, которые я читал в основном по-английски, я сумел опереться, прежде всего, на «Логику ситуаций — Новые взгляды на эко­логию социальных действий», которая вышла под ре­дакцией Мишеля де Форнеля и Луи Кере в Школе вы­сших исследований в социальных науках. Этот труд имеет то преимущество, что сводит вместе отдельные тезисы, которые развиваются в других книгах. Я беру оттуда некоторые направления размышления, сущес­твенные для гештальт-терапевта, которые, разумеет­ся, хорошо бы развернуть.

Ситуация — это «часть среды, в которой находятся действующие лица и которую они определяют с по­мощью схем индивидуализации, не будучи в состоя­нии сделать ее объектом некоего объективного зна­ния, или определить полностью в содержании своих высказываний»35.

35 Barwise J. The Situation in Logic. Stanford, 1989.


120


Жан-Мари Робин


Быть в присутствии другого


121


 


а) Ситуация определяет опыт36.

Ситуация способна определять опыт, она не прос­то вместилище опыта. Культурные правила управля­ют способом, которым индивиды должны себя вести в силу своего присутствия в ситуации37.

б) Ситуацияобъект представления.

Ситуации являются тем, к чему субъекты приспосаб­ливаются посредством определений, которые они им дают. Это определение (приписывание смысла), таким образом, обязательно предваряет всякий акт воли38.

в) Действовать значит обращаться с ситуацией.
Человек не довольствуется анализом ситуации,

в которой он находится, а действительно ее строит. Уместные, выделенные и выбранные элементы, вы­страивающие ситуацию, формируют непосредствен­ный контекст действия.

г) Понимать ситуацию значит уметь объяснить
действие.

К. Поппер39, в самом деле, доходит до утвержде­ния, что если в достаточной мере проанализировать ситуацию, в которой находится действующий субъ­ект, можно объяснить его действия исходя из ситуа­ции безо всякого обращения к психологии: действие присваивается ситуации. Субъект находится одновре­менно в поле возможностей и поле предопределен-ностей40.

36 Dewey J. Art as Experience. New York, 1993.

37 Goffman E. La situation negligee // Les moments et leurs
hommes. P., 1988.

38 У. Томас и Ф. Знанецкий, цит. по кн.: Fornel M. de, Quere
L. (dir.). Fornel M. de, Quere L. (dir.). La logique des situa­
tions — Nouveauxregards surl'ecologie desactivitessociales. P.,
1999.

39 Цит. по кн.: Fornel M. de, Quere L. (dir.). Op. cit.

40 См. выше у Перлза, Хефферлина и Гудмена об острой эк­
спериментальной ситуации.


д) Ситуации не предрешены.
Этнометодология, напротив, считает, что ситуации

в значительной мере не предрешены; они возникают и шаг за шагом раскрываются в протекании действия. Опираясь на гештальтпсихологию и феноменологию, этнометодологи считают, что обстоятельства, ситуа­ции, события обнаруживают относительную прозрач­ность ввиду прямой связи ощущения и значения, вос­приятия и движения. Смысл ситуаций возникает из существования в ситуациях, которое выступает ис­точником молчаливого понимания.

е) «Смысл есть отношение между ситуациями»^.

ж) Зависимость значения от восприятия или от по­
нимания

Витгенштейн42, который был увлечен работами Кёлера и гештальтпсихологов, продолжил полемику по важному пункту: с его точки зрения, нельзя говорить о восприятии значения в чистом виде. Восприятие зна­чения выступает неотъемлемой частью восприятия ве­щей, что противоречит тезису Кёлера, высказывавше­гося в пользу того, что значения происходят из акта на­деления смыслом, или интерпретации, которая совер­шается после восприятия единиц информации, дан­ной в ощущениях. Витгенштейн здесь близок к фено­менологическому тезису «инструментальности»; речь идет о том, что в одном и том же акте мы схватываем слово «стул» и то, что «на нем сидят». Ниже мы обра­тимся к понятию возможность и остановимся подроб­нее. Мы непосредственно воспринимаем объекты, со­бытия, ситуации вместе с присущими им значениями.

з) Возможность

Возможность означает иметь ресурсы для того, что­бы сделать что-то. Понятие «возможности», возник-

41 Barwise J. Op. cit.

42 Wittgenstein L. Remarques sur la philosophie de la psycholo­
gic 1989 (§869).


122


Жан-Мари Робин


Быть в присутствии другого


123


 


шее в продолжение работ Левина о «валентности», ка­жется, ввел Гибсон43. Оно подразумевает способ, ко­торым среда может быть воспринята в соответствии с теми средствами, которые есть в нашем распоряже­нии. Но для Гибсона возможность вещей среды не­посредственно воспринимается, и ценности и значе­ния являются внешними по отношению к восприни­мающему. Активное восприятие ситуации контроли­руется исследованием возможностей. Согласившись с Гибсоном, мы, таким образом, оказываемся в рядах противников конструктивистского тезиса, согласно которому не существует другой воспринимаемой ре­альности кроме той, которую мы же и строим. Меж­ду тем критическое исследование употребления этого понятия показывает, что «возможности» вещей, со­бытий и ситуаций зависят от намерений и от систе­мы стандартных и социально организованных перс­пектив.

Заключение

«Ситуации не вызывают наших действий, но и не представляют собой простой фон, на котором мы ре­ализуем наши намерения. Мы воспринимаем ситу­ацию только в зависимости от наших реальных спо­собностей и желания действовать»44.

Я вернусь еще раз к одному из моих любимых при­меров. Одна шестидесятилетняя дама в ходе нашей первой и второй встречи мне обстоятельно рассказы­вала о том, как она устала от назойливости своих де­тей и внуков, которые завладели ее жизнью и загонят ее в гроб. Кончался прекрасный летний день, и яркий луч солнца упал на лицо дамы и ослепил ее. Но дама,

43 Цит. по кн.: Fornel M. de, Quere L. (dir.). Op. cit.

44 Joas H. La creativite de l'agir. P., 1999.


кажется, этого не заметила. (Как любят выражаться теоретики ситуации, — «Увиденный, но не замечен­ный»). Достаточно было отодвинуть кресло на не­сколько сантиметров в сторону, чтобы избавиться от луча солнца, который заставляло даму строить ужас­ные гримасы. Но, как говорил Йоас, «мы восприни­маем ситуацию только в зависимости от наших реаль­ных способностей и желания действовать». По всей вероятности, отсутствие готовности как-то поступить мешало даме заметить ситуацию... Работа над ее се­мейными отношениями, над тем, что мешает ей ус­танавливать и отстаивать свои личностные границы, вероятно, имела бы низкую эффективность, пока па­циентка недостаточно осознает свой прямой контакт с ситуацией, как это и проявилось.

Гештальт-терапевт работает над процессом пос­троения фигур45. Но наше внимание привлекает не столько фигура сама по себе, сколько ее отношение с фоном, который ее образует и поддерживает. Одна фигура, взятая в отдельности, не имеет смысла. Мар­сель Дюшан, «вынеся» унитаз из дома и водрузив на постамент в музее скульптуры, замечательно это про­демонстрировал. Он переосмыслил ситуацию, иначе «расположив» действие и объект. В этом, наверное, и заключается первое действие гештальт-терапевта, а также то, что приковывает наше внимание к своеоб­разию «здесь», к «здесь» и «теперь» каждой сессии.

45 О терапии - или анализе - гештальта см.: Perls E, Heffer-line R., Goodman P. Gestalt-therapie. I, 7.


Быть в присутствии другого


125


 


Линии времени

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...