Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задание 3 (для определения мотивационной готовности)




МЕТОДИКА "ОТНОШЕНИЕ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ"

Задача этой методики – определить исходную мотивацию учения у детей, поступающих в школу, т. е. выяснить, есть ли у них интерес к обучению.

Отношение ребенка к учению наряду с другими психологическими признаками готовности к обучению составляет основу для заключения о том, готов или не готов ребенок учиться в школе. Даже если все в порядке с его познавательными процессами, и он умеет взаимодействовать с другими детьми и взрослыми людьми в совместной деятельности, о ребенке нельзя сказать, что он полностью готов к обучению в школе. Отсутствие желания учиться при наличии двух признаков психологической готовности – познавательного и коммуникативного – позволяет принимать ребенка в школу при условии, что в течение нескольких первых месяцев его пребывания в школе интерес к учению непременно появится. Имеется в виду желание приобретать новые знания, полезные умения и навыки, связанные с освоением школьной программы.

Практика показала, что в данной методике не следует ограничиваться только оценками в 0 баллов и в 1 балл, так как, во-первых, здесь встречаются сложные вопросы, на один из которых ребенок может ответить правильно, а на другой – неправильно; во-вторых, ответы на предлагаемые вопросы могут быть частично правильными и отчасти неверными. Для сложных вопросов, на которые ребенок ответил не полностью, и вопросов, допускающих частично правильный ответ, рекомендуется применять оценку 0,5 балла.

Правильным и полным, заслуживающим оценки в 1 балл, считается только достаточно развернутый, достаточно убедительный ответ, не вызывающий сомнения с точки зрения правильности. Если ответ односторонен и неполон, то он оценивается в 0,5 балла. К примеру, полный ответ на вопрос 2 («Зачем нужно ходить в школу?») должен звучать примерно так: «Чтобы приобретать полезные знания, умения и навыки». Как неполный может быть оценен следующий ответ: «Учиться». Неверным считается ответ, в котором нет намека на приобретение полезных знаний, умений или навыков, например: «Для того чтобы было весело». Если после дополнительного, наводящего вопроса ребенок полностью ответил на поставленный вопрос, то он получает 1 балл. Если же ребенок отчасти уже ответил на данный вопрос и после дополнительного вопроса ничего не смог к нему добавить, то он получает 0,5 балла.

С учетом введенной промежуточной оценки в 0,5 балла следует считать, что полностью готовым к обучению в школе (по результатам обследования при помощи данной методики) является ребенок, который в итоге ответов на все вопросы набрал не менее 8 баллов. Не достаточно готовым к обучению будет считаться ребенок, набравший от 5 до 8 баллов. И, наконец, не готовым к обучению считается ребенок, чья сумма баллов составила менее 5.

Для ответов в данной методике ребенку предлагается следующая серия вопросов:

1. Хочешь ли ты пойти в школу?

2. Зачем нужно ходить в школу?

3. Чем ты будешь заниматься в школе? (Вариант: чем обычно занимаются в школе?)

4. Что нужно иметь для того, чтобы быть готовым идти в школу?

5. Что такое уроки? Чем на них занимаются?

6. Как нужно вести себя на уроках в школе?

7. Что такое домашние задания?

8. Зачем нужно выполнять домашние задания?

9. Чем ты будешь заниматься дома, когда придешь из школы?

10. Что нового появится в твоей жизни, когда ты начнешь учиться в школе?

Правильным считается такой ответ, который достаточно полно и точно соответствует смыслу вопроса. Для того чтобы считаться готовым к обучению в школе, ребенок должен дать правильные ответы на абсолютное большинство задаваемых ему вопросов. Если полученный ответ недостаточно полный или не совсем точный, то спрашивающий должен задать ребенку дополнительные, наводящие вопросы и только в том случае, если ребенок ответит на них, делать окончательный вывод об уровне готовности к обучению. Прежде чем задавать тот или иной вопрос, обязательно необходимо убедиться в том, что ребенок правильно понял поставленный перед ним вопрос.

Максимальное количество баллов, которое ребенок может получить по этой методике, равно 10. Считается, что он практически психологически готов идти учиться в школу, если правильные ответы получены как минимум на половину всех заданных вопросов.

Задание 4 МЕТОДИКА «ОБЩАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ
В ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ И ЗАПАС БЫТОВЫХ ЗНАНИЙ»

(для определения интеллектуальной готовности)

Этот вариант методики предназначается для детей, поступающих в школу. Процедуры обработки ответов на них, выведения оценки в баллах и оценивания на этой основе уровня психологического развития ребенка идентичны.

Общая ориентация детей, только поступающих в школу, в окружающем мире и оценка запаса имеющихся у них бытовых знаний производятся по ответам на следующие вопросы:

1. Как тебя зовут?

(Называние фамилии вместо имени не является ошибкой.)

2. Сколько тебе лет?

3. Как зовут твоих родителей?

(Называние уменьшительных имен не рассматривается как ошибка.)

4. Как называется город, в котором ты живешь?

5. Как называется улица, на которой ты проживаешь?

6. Какой у тебя номер дома и квартиры?

7. Каких животных ты знаешь? Какие из них дикие и какие домашние?

(Правильным считается тот ответ, в котором названы не менее двух диких и не менее двух домашних животных.)

8. В какое время года появляются и в какое время года опадают листья с деревьев?

9. Как называется то время дня, когда ты просыпаешься, обедаешь и готовишься ко сну?

10. Назови предметы одежды и столовые приборы, которыми ты пользуешься.

(Правильный ответ — тот, в котором перечислены не менее трех предметов одежды и не менее трех разных столовых приборов.)

За правильный ответ на каждый из предложенных вопросов ребенок получает 1 балл. Максимальное количество баллов, которое может получить один ребенок по данной методике за правильные ответы на все вопросы, составляет 10.

Для ответа на каждый из вопросов ребенку отводится по 30 секунд. Отсутствие ответа в течение этого времени квалифицируется как ошибка и оценивается в 0 баллов.

Полностью психологически готовым к обучению в школе (по данной методике) считается тот ребенок, который правильно ответил на все вопросы, т. е. в итоге получил 10 баллов. В течение времени, отводимого на ответ, ребенку можно задавать дополнительные вопросы, облегчающие, но не подсказывающие правильный ответ.

Схема наблюдения за особенностями поведения учащегося на занятиях и на перемене (для определения социальной готовности)

 

 

Характеристика поведения учащихся Результаты наблюдения

умение самообслуживания и наличие привычек к аккуратности

внешний вид (чистота одежды, опрятность прически, подтянутость, чистота рук и лица, состояние обуви);  
самостоятельно одевается (застегивает пуговицы), сдает верхнюю одежду в гардероб…  

отношение детей к своим вещам и учебным принадлежностям

аккуратно размещает вещи: портфель в парте, сменная обувь в мешке, ручка и карандаш в пенале;  
внешний вид учебников и тетрадей (наличие закладок в учебниках, обложек)  

выполнение детьми правил культуры поведения по отношению к учителю

здоровается с учителем, называет его по имени и отчеству;  
в случае опоздания в класс просит разрешения войти;  
обращаясь с просьбой к учителю, употребляет слова “спасибо”, “пожалуйста”;  

выполнение детьми правил культуры общения со сверстниками

взаимоотношения учащихся с соседями по парте: · не мешает товарищу, · не отвлекает его разговором, · оказывает взаимопомощь (делится в случае необходимости учебными принадлежностями и т.п.);  
соблюдает правила культуры общения со сверстниками на уроке: · не перебивает ответ других учащихся, · не шумит, · не отвлекает других ребят от урока.  
поддерживает устойчивые доброжелательные отношения со сверстниками на перемене · ведет себя спокойно, организованно, · не бегает, не шумит, · не вступает в конфликты · находит себе полезное занятие (игра, дружеское общение с товарищами)  

проявление организованности на уроке

умеет подготовить все необходимое к уроку (заранее достает нужный учебник, тетради, карандаш, ручки..)  
после звонка занимает свое место у парты и стоя ждет учителя;  
внимательно выслушивает задания учителя, начинает выполнять работу после его указаний, не отвлекаясь посторонними делами;  
переходит от одного вида задания к другому без дополнительного индивидуального обращения учителя;  
работает в нужном темпе, не отстает от класса;  
после выполнения задания сидит спокойно, ждет, когда остальные учащиеся закончат работу;  
после окончания урока самостоятельно убирает учебные принадлежности, готовится к следующему уроку;  

Умение вести себя на уроке, произвольно управлять своим поведением в соответствии с правилами школьника:

-поднимает руку при желании ответить  
-умеет слушать отвечающего  
-задает вопросы отвечающему или учителю  
- высказывает свое мнение  

 

Отчет практиканта

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...