Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правило 5. Ошибки в употреблении синонимов




Синонимы - слова, различные по звучанию (написанию), но близкие или тождественные по значению: будущий - грядущий, возвести - воздвиг­нуть, спешить — торопиться. Синонимы позволяют разнообразить речь, избегать повторов, помогают выражать тончайшие оттенки мысли, придают тексту разную стилистическую окраску, выполняют функцию уточнения.

Синонимы очень редко полностью тождественны один другому (лингвистика - языкознание). Как правило, они различаются либо оттенками смысла, либо объемом понятия, заключенного в них (ср.: способный - талантливый - гениальный), либо лексической сочетаемостью, либо сферой употребления и (или) экспрессивной окраской (ср.: похитить - украсть - стащить).

Невнимание к оттенкам значений синонимов, незнание традиционных норм сочетаемости может привести к смысловой ошибке. Например, глагол построить может употребляться в любом контексте и в сочетании с любым существительным, когда речь идет о строительстве, сооружении, постройке чего-нибудь: построить мост (водохранилище, машину). Синонимичный ему глагол возвести (в соответствии со значением приставки воз-) может употребляться только применительно к тому, что возвышается над чем-либо, поднимается вверх: возвести здание (стены). Также при употреблении глагола возвести нужно учитывать и то, что его не принято сочетать с существительными, называющими постройки служебного или повседневно-обиходного назначения. Неправильно: возвести сарай, баню и т. п. (следует: построить).

Практикум

Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. - Ростов н/Д., изд-во «Феникс», 2003.

Задания 25-29(с. 412),

Задание 36 (с.414),

Задание 48-51 (с.417-418).

Правило 6. Лексическая избыточность

Существует несколько видов многословия, или лексической избыточности

1. Тавтология (от греч. tauto – «то же самое» и logos – «слово») - неоправданное стечение в одной фразе нескольких однокоренных слов: проливной ливень, сгруппировать в группы, нарисовать рисунок и т. п. Тавтологические повторы делают фразу неблагозвучной и затрудняютее восприятие, поскольку привлекают к себе внимание.

Тавтология как средство выразительности

Статья С.А. Пугача.

Термин «тавтология» давно вошел в широкое употребление, однако до сих пор понимается неоднозначно. Если, например, «Словарь лингвистических терминов» О.С. Ахмановой рассматривает тавтологию только как неоправданную избыточность речи, то «Краткая литературная энциклопедия» и энциклопедия «Русский язык» видят в тавтологии как проявление речевой избыточности, так и специальный выразительный прием.

И в устном и в письменном изложении нередко встречается неуместное употребление однокоренных слов, ничем не обогащающее ни мысли, ни чувства, например: «В результате анализа получены новые результаты»; «Люди трудятся с трудовым подъемом»; «Это приснилось ему во сне»... Такого рода повторения обусловлены речевой бедностью или невнимательностью.

И все-таки нет оснований для вывода о том, что тавтология как явление языка в принципе противоречит его природе и эстетическому вкусу человека. Она складывалась веками в речевой деятельности народа... Славянское, в том числе и русское, народное творчество изобилует тавтологичными формами речи: клич кликать, горе горевать, суета сует, видимо-невидимо, один-одинешенек, жить-поживать... Они закрепились в качестве нормативных лексических единиц, смысловая избыточность которых нейтрализована их поэтичностью и экспрессивностью. Так воспринимаем мы, например, знакомый каждому с детства типичный компонент речевого стиля сказок: «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается». Многие из таких выражений стали устойчивыми речениями, фразеологизмами, пословицами, поговорками: слыхом не слыхать; мал мала меньше: дружба дружбой, а служба службой.

Тавтология лежит в основе ряда стилистических фигур, то есть оборотов речи, предназначенных для усиления ее выразительности. Это удвоение: «Еду, еду - следу нету» (загадка); анафора (единоначатие): «В думах моих я все земли прошел, все моря переплыл, в думах моих я все грехи изведал...» (Н. Гоголь); градация (последовательное усиление однородных признаков): « Мозг класса, дело класса, сила класса, слава класса»(В. Маяковский); обрамление (словорасположение, создающее замкнутость высказывания): «..но собеседники все курили и разговаривали, разговаривали и курили» (Л. Толстой).

Тавтология встречается в различных стилях речи, но особенно часто в языке художественной литературы и публицистики, где ей принадлежат своеобразные смысловые и эмоционально-экспрессивные функции... Неоправданное же повторение слов и форм - это недостаток, снижающий культуру устной и письменной речи.

Практикум

Приведите примеры из печатных СМИ, когда тавтология не является речевой ошибкой, а служит средством речевой выразительности.

 

2. Плеоназм (от греч. pleonasmos – «избыток», «чрезмерность») -употребление в речи близких по смыслу и потому логически излишних слов, например, памятный сувенир (сувенир – «подарок на память»), юный вундеркинд (вундеркинд – «ребенок с исключительными способностями»), передовой авангард (авангард – «те, кто впереди»). Наличие плеоназмов в тексте (устном или письменном) принято рассматривать как речевой недостаток, неумение выразить мысль точно и лаконично.

Вместе с тем некоторые плеонастические сочетания в условиях определенного стиля, например в официальных текстах, приобрели форму устойчивого словосочетания и не воспринимаются как ошибочные (цели­ком и полностью признать право народа на...; целиком и полностью раз­делять чувства...; информационное сообщение - терминологические сло­восочетания).

 

3. Лексические повторы - немотивированное употребление одних и тех же слов в составе одного предложения или нескольких предложений, расположенных рядом. Например: «Издательство «Дрофа» подготовило интересную книгу для детей. Дети найдут в книге интересный материал о животных. Книга будет интересна и для родителей.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...