Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Уровни организации живого.




Лекция №1. Введение в биологию. Атомный (элементарный) и молекулярный уровни организации живого.

Биология - наука (слово) о жизни.

Жизнь - сложная открытая саморегулирующаяся, самовоспроизводящаяся система, постоянно обменивающаяся с окружающей средой информацией с помощью веществ и энергии.

Разделами биологии можно считать все науки, которые имеют отношение к живым организмам. Это: физиология, ботаника, гистология, патология, микробиология, биохимия, молекулярная биология, фармакология, фармакотерапия...

Рост значения биологии в подготовке врача сопряжен с ростом требований к их теоретической общемедицинской подготовке.

Принципиальные отличия живого от неживого давно пытаются понять. Одно из важных отличий связывают с отношением живых и неживых систем ко второму закону термодинамики. Второй закон термодинамики часто трактуется как закон увеличения хаоса. Все неорганические системы вселенной стремятся к минимальному содержанию энергии и к максимуму энтропии (меры неупорядоченности -степени хаоса). Все известные неживые системы теряют энергию и упрощаются. Наоборот, живые системы усложняются и увеличивают энергию системы, что снижает энтропию. Так, например, из желудя вырастает дуб, а одна клетка - зигота становится человеком, состоящим из сотни триллионов клеток. Когда организм теряет жизнь, второй закон термодинамики начинает действовать в полном объеме.

Фундаментальные признаки жизни.

1. Питание - получение системой строительного материала и энергии.

Пища состоит из белков, липидов, углеводов, витаминов, минеральных веществ, которые используются, для построения тел и добычи энергии.

2. Дыхание - получение системой окислителя.

Люди и большинство других живых существ используют для этого кислород.

3. Выделение - удаление отработанных продуктов метаболизма.

Выведение из организма конечных продуктов белкового обмена (мочевина, мочевая кислота) при работе почек.

4. Раздражимость - способность реагировать на изменения в среде обитания с сохранением гомеостаза (постоянства параметров системы).

Рефлекторное одергивание руки при контакте с горячим предметом (утюгом, угольком).

5. Подвижность - движение организма в среде обитания и целенаправленное перемещение веществ по организму.

Транспорт питательных веществ кровью.

6. Рост - увеличение размеров и самообновление живой системы.

Масса ребенка в течение первых 15 лет жизни увеличиваются от 3,5 до 80 кг: а рост от 50 до 180 см. Обновление кожи и других органов у взрослых людей не прекращается до смерти.

7. Размножение - способность самовоспроизводства системы (характерно для вида в целом, а не для каждой особи).

В пчелиной семье трутни и матка производят на свет новых пчел, а рабочие пчелы, хотя и живые организмы, не участвуют в размножении.

Уровни организации живого.

1. Атомный (элементарный) уровень - это уровень, на котором рассматривают роль отдельных химических элементов в живом организме (Fe, F, I, Se, Na...).

2. Молекулярный уровень. На этом уровне рассматривают молекулярные компоненты живых организмов (белки, липиды, углеводы, ДНК, РНК...).

3. Субклеточный уровень (органоидов). На этом уровне рассматривают органоиды клетки (миофибриллы, митохондрии, ядра, лизосомы...).

4. Клеточный уровень. На этом уровне рассматривают строение и функции отдельных клеток (бактерий, гепатоцитов, лейкоцитов...).

Клеточная теория (Шванн, Шлейден)- одно из важных биологических обобщений. Согласно этой теории все организмы имеют клеточное строение. Клетки, имеющие ядро - эукариоты (лейкоцит человека, амеба дизентерийная). Клетки, не имеющие ядра - прокариоты (стафилококки, кишечные палочки).

5. Тканевый уровень. На этом уровне рассматривают ткани организмов (эпителиальную, соединительную, нервную, мышечную).

6. Органный уровень. На этом уровне рассматривают отдельные органы (печень, кожа, почки, сердце...).

7. Системноорганный уровень. На этом уровне рассматривают системы органов (выделительную, пищеварительную, дыхательную...).

8. Организменный уровень. На этом уровне рассматривают целые организмы (человек, морская свинка, лягушка, гельминт, бактерия...)

9. Популяционно-видовой уровень. На этом уровне рассматривают группы особей одного вида (штамм стафилококков, колонию грызунов, человечество...).

10. Биогеоценотический уровень. На этом уровне рассматривают взаимодействие разных видов животных в среде обитания (биогеоценозах леса, озера, луга, тундры, пустыни...).

Относительно простых живых организмов (бактерии, некоторые водоросли, простейшие) организменный и клеточный уровни совпадают, а тканевый, органный, системно-органный отсутствуют.

 

Атомный или элементарный уровень организации живого. Основные химические элементы живого и примеры их роли в живых системах. 

1. Макроэлементы: О, C, H, N, P, S, Na, K, Ca, Fe, Mg и др.

2. Микроэлементы: Cu, I, F, Co, Mo, Mn, Ni, Zn и др.

3. Ультрамикроэлементы:U, Au, Be, Hg, Cz, Se, Li и др.

Деление химических элементов на группы достаточно условно. Их значение для живого организма непропорционально их количеству. У одних элементов могут быть множественные функции, а роль других не слишком ясна.

Углерод, кислород, азот, водород - это базовые химические элементы органических молекул и воды, а кислород еще и главный окислитель для большинства живых организмов.

Фосфор можно отнести к базовым элементам. Фосфор - компонент ДНК, РНК, АТФ. Без фосфора нет ДНК, а без ДНК нет жизни.

Сера - компонент некоторых аминокислот, а без аминокислот нет белков.

Натрий и калий обеспечивают электрические процессы в мембранах живых клеток.

Кальций - активный участник сокращения мышц.

Железо - компонент гемоглобина крови.

Магний входит в состав хлорофилла, без которого растения не усваивают солнечную энергию.

Медь входит в состав окислительных ферментов.

Йод компонент гормонов щитовидной железы.

Фтор обеспечивает нормальную функцию эмали зубов.

Кобальт входит в состав витамина B12.

Физиологическая роль ультрамикроэлементов часто не ясна. В ряде случаев они обладают полезными свойствами, а иногда их обнаружение в организме связывают со случайным попаданием, что может быть вредным для организма. Так, наличие в организме человека селена связывают с усилением защиты клеточных мембран от свободнорадикального перекисного окисления, а обнаружение избытка лития связывали с проявлением у людей психических расстройств.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...