Глава 2. Реализация инновационных педагогических технологий в учебном процессе
В рамках методико-ориентированных педагогических технологий нами были использованы следующие подходы к современной организации обучения: – профессионально ориентированный (компетентностный) подход к обучению выражается в формировании у студентов профессиональной компетентности и профессиональных установок; - акмеологический подход тесно связан с сущностным подходом при организации инновационного образования, заключающегося в разработке новых и обновлении существующих средств и методов обучения для формирования у студентов творческого мышления, саморазвития, самосовершенствования, самообразования и самоконтроля; - креативно-развивающийся подход формирует у студентов продуктивное мышление и творческое отношение к деятельности, качества и способности творческой личности, научно-творческие умения и навыки[11]. Автор использовал уже существующие теоретические наработки и активные и интерактивные формы и методы обучения праву, привнося лишь авторский элемент в части практического разрешения конкретных общественно- значимых проблем применительно к одной или нескольким учебным правовым дисциплинам, в т.ч. используя междисциплинарный подход. Нами были разработаны следующие современные формы проведения занятий, которые, по нашему мнению, универсально подходят по частно-правовым и по публично-правовым дисциплинам. Проведение подобных занятий обговаривается предварительно со студентами c разъяснением технологии игры и возможно также по их предложению по интересующим их проблемным вопросам изучаемой дисциплины. Подобные формы обучения были апробированы автором в период с 2008 по 2013 гг. при проведении семинарских и практических занятий по дисциплинам «Международное право», «Конституционное (государственное) право России», «Защита прав потребителей», «Налоговое право», «Административное право», «Жилищное право», научном кружке по конституционному праву, административному праву, научном обществе курсантов слушателей и студентов.
1. Ролевая игра «Студенческое интернет-расследование». В процессе расследований студент пробует себя в качестве аналитика и правового эксперта. Обучаемым предлагается через поисковые системы найти сайты, пропагандирующие или описывающие какие либо события, описать их содержание с точки зрения законности, соблюдения норм законодательства по проблемному вопросу рассматриваемой темы дисциплины, соотношении морали и закона, общественной безопасности, охраны жизни и здоровья населения. Например, можно подвергнуть, так называемой экспертизе на соответствие Конституции России, законодательства о защите прав потребителей, административному, или уголовному законодательству материалов ряда газет и журналов, прежде всего развлекательного характера, телепрограмм и художественных фильмов, компьютерные игры, рекламные издания. По итогам расследования предлагается составить проект юридического документа в соответствии с процессуальным законодательством: заключение эксперта, предписание сотрудника правоохранительного органа, обращение в суд и т. п. и его последующее обсуждение в аудитории. 2.Деловая игра «Живой чат / Live–chart». Создаетсянеобычный журнал (желательно цветная тетрадка) с записями самих студентов – новая форма общения, с помощью которой можно распространять любую информацию о конференциях и практических проблемах по дисциплине и какой-либо проблематике в оригинальной форме в виде диалога. Студент задает вопрос о том, какую проблему и как можно обсудить в выгодном свете на той или иной конференции или решить её в общем. Создаются правила – не ругаться, как задать вопрос, как ответить и т.п., которые прописываются на обратной стороне журнала, далее следует оглавление, которое состоит из данных тем и номеров страниц. По сути, такой чат очень напоминает с одной стороны, школьную игру с запиской «Напиши и передай другому!», с другой- электронный интернет-чат (форум), которые используются исключительно для учебных целей.
Преподаватель может сам задать в чате конкретную правовую проблему с просьбой путей ее практического или законодательного разрешения по мнению студентов. Студентам в правилах можно записать, что дозволяется записывать новую тему для обсуждения с указанием ее автора, либо ответить на ранее поставленные вопросы. Допускаются также анонимные ответы без нарушения правовых норм и оскорблений, о чем можно также прописать в правилах (рекомендуемый вариант-указать фамилию и имя, номер группы). Журнал предается в учебную группу с просьбой вернуть его преподавателю или тому человеку, который задал тему. Каждый читающий может ответить на предыдущий вопрос либо задать новую тему чата. Получается диалог по разрешению той или иной проблемы, каждый обучающийся в группе может ничего не написать, но ознакомиться с общественными и правовыми проблемами и путями их решения, даже из интереса того, что их предлагает не преподаватель, а сверстники. 3.Ролевая игра «Новости». Перед семинарским (практическим) занятием студентам из группы предлагается взять роль ведущих новостей, название рубрик студенты могут придумать сами. Суть новостей состоит в том, что один докладчик анализирует официальные СМИ, например, Российскую газету, за прошедшую неделю по день занятий, в том числе электронные СМИ, рассматривая соответствующие законы, законопроекты, международную и общественно-политическую практику по дисциплине. Другой докладчик анализирует газеты с комментариями, например, газету «Коммерсант», интернет-ресурсы, либо предоставляет собственный комментарий на последовавшую новость основного докладчика, либо же задает ему интересующий его вопрос. И так далее. Аудитория также после блока новостей может задавать вопросы и спрашивать мнение ведущих относительно ситуации. Задания по подготовке новостей даются 2 студентам на занятии перед следующей парой. Студентам можно объяснить, что новости могут проводиться по аналогии с телевизионным шоу «Прожектор Перис Хилтон», только с меньшей степенью комедийного элемента, но тоже с долей юмора. Выражаться такой юмор может как раз через непринужденную обстановку беседы, в комментариях ведущих и неожиданных обращений с вопросами к аудитории, а также через заголовки статей, которые очень часто журналисты преподносят иронично и с юмором.
Новости рекомендуется подкреплять наглядным материалом – газетами, журналами и обозрением имеющихся в них иллюстраций, а также информационными (дикторскими листами), возможно, и аудиовизуальным сопровождением (презентацией) на ноутбуке. Суть сводится не к простому прочтению новостей, а к их комментированию и обсуждению между дикторами, о чем студентам заранее ставится соответствующая цель и задачи. Вся учебная группа выполняет роль экспертов. Дикторов нужно предварительно ввести в роль, а после новостей вывести из нее. После информационного блока новостей студенты из аудитории могут задавать вопросы дикторам. Из аудитории может быть выбран независимый комментатор или «гость в студии» (политик, певец, деятель искусства), который будет выражать свою точку зрения относительно каждой новости. Время, отведенное на игру, в целом составляет 10-15 минут. Данная форма позволяет также проявить артистические и творческие способности студентов, провести четкую взаимосвязь с преподаваемой правовой дисциплиной и реализацией полученных знаний по теории на практике, быть в курсе новостей, что необходимо современному практикующему юристу. Причем проводить такую игру можно на любом занятии независимо от темы. Подобная игра позволяет эффективно закрепить практическую направленность дисциплины через анализ судебной и административной практики, анонса последних изменений в законодательстве, как новостной (новый) и нужный материал.
Социальная реклама. В ряде случаев администрации Вуза или преподавателям необходимо привлечение внимание целевой аудитории для участия в конференциях, научных конкурсах, научных кружках, написаниях научных работ и выполнения иной социальной работы. Сделать это можно стандартным объявлением или листовкой. Однако наибольшей эффективность будет достигнута необычным призывом оригинальностью или слоганом, двусторонним контактом и примеркой нужности мероприятия «на себя» из студентов. Поэтому многое зависит еще и от креативности обращения, нестандартных форм обращений к целевой аудитории. Наиболее эффективно здесь может применяться социальная реклама, цель которой привлечение внимания к общественно–значимым проблемам и их решение без извлечения коммерческой прибыли. Приемы социальной рекламы были применены нами как при работе преподавателя (приложения 1-3 к работе), так и непосредственно в работах студентов, чтобы привлечь внимание к своим исследовательским проектам. Так кафедрой теории и истории государства и права совместно с научным обществом курсантов, слушателей и студентов в 2009 г. в СЮИ МВД России был проведен конкурс социальной рекламы, посвященный Дню Конституции России «Нарисуй свои права!» (12 декабря). В 2010 г. был проведен конкурс социальной рекламы, посвященный 65-летию победы в Великой Отечественной войне «Сохраним историческое наследие!», который проводился научным обществом курсантов, слушателей и студентов. Все конкурсные работы перед праздником были развешены на информационных панелях института, видеоролики участников конкурса транслировались на экранах института, лучшие работы были отмечены ценными призами. Проведение подобных конкурсов формирует у студентов гражданскую позицию, чувство патриотизма, повышает уровень политического правосознания и способствует большему интересу к современным проблемам науки и гражданского общества, соблюдению положений Конституции России. Применение подхода решения проблем с помощью социальной рекламы достаточно интересны для обучаемых. Например, уже после первого организационного заседания научного кружка по конституционному праву России студенты СЮИ МВД России приняли 14 октября 2009 г. участие в Институте прокуратуры РФ СГАП во 2-ом ежегодном межвузовском конкурсе студенческих проектов "Молодежные инновации и практика". Проекты студентов Абдуловой Э.: «Роль социальной рекламы в привлечении внимания к социальным проектам» и Челышевой Т.: «Социальная реклама в реализации прав и свобод человека и гражданина» достойно смогли обратить на себя внимание среди семи представленных проектов студентов других Вузов Саратовской области, и были отмечены наградными сертификатами. В Поволжском кооперативном институте РУК 23 мая 2012 г. автором была организована Олимпиада по основам потребительских знаний, посвященная 50-летию Поволжского кооперативного института и 100-летию Российского университета кооперации. Олимпиада состояла из теоретической и творческой части и включала этапы: КВН по основам потребительских знаний и творческий конкурс «Рекламная пауза».Не менее интересным для учащихся стал конкурс социальной рекламы «Рекламная пауза», цель которой побуждение людей, органов власти и их должностных лиц совершать поступки, направленные на свободную реализацию прав потребителей, которые могут принести пользу обществу и государству. На конкурс были представлены оригинальные рисунки и плакаты, а также сатирические миниатюры. В ходе конкурса удалось выявить нестандартный подход к решению проблем на потребительском рынке, и самое главное- соблюдение требований Федерального закона «О рекламе»[12].
5. «Живая» лекция или семинар (практическое занятие). По сути, очень часто все хорошо забытое старое, воспринимается как новое. Например, такие занятия могут проводится на природе в историческом месте в «Парке победы» в г.Саратов, на брегу реки Волга, на Театральной площади, в музеях, учреждениях и организациях (по предварительной договоренности. Вместе с тем, мероприятие на открытом воздухе для заинтересованности студентов, представляется нами на молодежном языке как занятие «Open air» – Опен эйр. При этом возможно обучение ораторскому мастерству при средних погодных условиях на открытом воздухе для постановки дикции и голоса без микрофонов и акустики зала. Нами в октябре 2011 г. было проведено занятие со студентами по жилищному праву на тему: «Виды жилищных фондов» в Национальной деревне в «Парке победы». На основе жилых домов различных национальных культур были рассмотрены на месте и выделены основные признаки и особенности жилых и нежилых помещений, особенности видов жилищных фондов. Также с высоты птичьего полета на самой высокой точке Соколовой горы с памятника «Журавли» был показан жилищный фонд Саратовской области и г. Саратова в разных его районах, в т.ч. с использованием раздаточного материала–правовых актов. Указанные моменты позволили вживую более эффективно психологически усвоить и закрепить материал студентам с наглядным использованием правовых актов. 6. Технологии, применяемые в рамках научного кружка. Нами была разработана концепция работы на научном кружке по конституционному праву, которая была успешно реализована в 2009-2011 гг. При этом каждому участнику кружка предлагалось ознакомиться с концепцией, внести свои коррективы, формы работы на кружке определялись голосованием участников (большинством голосов). Цели научного кружка – создание сплоченного коллектива единомышленников, способного разрешать проблемы конституционного развития на хорошем теоретическом уровне и эффективно реализовать научные разработки на практике. Главная схема коммуникации на кружке: наука –> практика –> общество –> польза = решение практических проблем. Формы и методы работы на научном кружке по конституционному праву предусматривают совмещение форм академического образования с добавлением элементов клинического юридического образования и современных активных и интерактивных методов обучения праву. На занятиях применяются самые различные методические приемы: эвристическая беседа, дискуссия, «метаплан», ролевые игры, словесная ассоциация, парные и групповые занятия, «мозговая атака», форма кейс-стади (фабулы конкретных ситуаций), работа с картинками, газетами и фотографиями, рефлексия и другие. В том числе в русле популяризации науки применяются более современные методы и формы коммуникаций: использование музыкального, литературного и художественного творчества, интернет, конкурсные программы, социальная реклама, пиар, инновационные проекты и т.п. Каждое занятие начинается и заканчивается игровым элементом, позволяющим расслабиться в непринужденной обстановке (рефлексия), который может продолжиться дальнейшим проведением интеллектуальных игр, в то же время, предполагает постоянную интенсивную работу в деловом стиле общения, связи науки с решением практических задач, постоянное развитие эрудиции деловых навыков обучающихся. Занятия заканчиваются подведением студентами самостоятельных итогов по теме, получением практических домашних заданий по пройденной теме (которые фактически будут реализованы на следующих занятиях), рефлексией. Проведение ролевых игр на занятиях преследует цели отработки навыков по защите прав человека в конкретных ситуациях. Приведенная для работы на кружке подборка фильмов демонстрирует широкое многообразие подходов к теме прав человека, просмотр которых имеет цель - научить смотреть, слушать, обсуждать и учиться. На кружке ведется журнал работы и протоколирование, фотографируются мероприятия, собираются вырезки из газет и важные документы для последующей организации выставки или стенгазеты, которые позволят расширить работу обучаемой группы. Также ведется электронный архив документов кружка, включая компьютерные программы. Каждый участник может проявить себя в качестве руководителя кружка при проведении части некоторых занятий самостоятельно по своему сценарию, а также в ходе проведения деловых и ролевых игр, публичного выступления в рамках небольшого коллектива и на более крупных мероприятиях (конференциях). Параллельно каждый сможет проявить себя в качестве аналитика в той или иной области научных знаний, подчиненного в ходе проведения все тех же мероприятий, либо в роли помощника коллеги или полезного работника для всего коллектива, сможет научиться навыкам делового устного и письменного общения, психологическим приемам проведения дискуссий и т.п. По общему согласию допускается персонифицировать работу каждого члена кружка с последующим составлением рейтинга работы всего коллектива. Каждая изучаемая тема на кружке связана не просто с проведением дискуссий, подготовкой научных докладов, а последующей их реализацией всей группой обучающихся в качестве выполнения домашних заданий и рассмотрении их на последующем занятии, последующем применением в практической деятельности. В частности, создание Устава кружка (как организации), деловой или ролевой игры, правил проведения дискуссий, таблиц, проекта нормативного акта и т.п. Цель такого подхода – показать значимость науки для учебного процесса, общества, практики, привить в целом уважение к науке, образовательному процессу, профессии юриста. Таким образом, проведенное научное исследование может быть реализовано в самых интересных для обучающихся формах. Каждому участнику как наиболее оптимальный и эффективный вариант работы предлагается: научная разработка одной выбранной темы и создание своего исследовательского проекта, его последующая реализация в нескольких возможных формах по схеме: написание доклада/проекта –> дискуссия на кружке –> научная статья (конкурсная работа) –> доклады на конференциях –> переработка научного исследования с учетом замечаний –> создание презентации / деловой или ролевой игры / фильма по правам человека–> моделирование мини-социального проекта / социальной рекламы –> разработка конкурса по своей тематике на основе ранее исследованных и апробированных научных разработок = реализация на практике. По итогам работы научного кружка обучающимся возможно предложить альтернативные варианты контрольной формы проверки полученных навыков. Среди них стандартные - 1. защита реферата на научном кружке; 2. защита доклада на конференции, научном семинаре; 3. написание научной статьи; 3. написание конкурсной работы для участия на Всероссийском или областном конкурсе на лучшую работу по избирательному праву; и инновационные: 4. создание фильма (презентации) по правам человека; 5. создание и защита мини-социального проекта (возможно в форме реализации на практике); 6. создание видеоролика по социальной рекламе; 7. вакансия свободна – по предложениям студентов, например, создание тематического веб-сайта по конституционному и международному праву, сайта научного кружка и т.д. Итоговая контрольная работа может быть как коллективной, так и индивидуальной, в зависимости от ее сложности, например, создание группой учебного фильма по правам человека зачитывается как коллективная работа[13].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|