Конечные результаты обучения, согласованные с Дублинскими дескрипторами первого уровня
СИЛЛАБУС
Дисциплина, код дисциплины: Общая гигиена, ZhG 2203
Специальность: 5В110200 - «Общественное здравоохранение»
Объём учебных часов/ кредитов: 180 часов/ 4 кредита
Курс и семестр изучения: ІІ- курс, ІІІ - семестр
Учебный год
Силлабус составлен на кафедре «Гигиена и эпидемиология» на основании рабочей программы по дисциплине «Общая гигиена».
Силлабус утвержден на заседании кафедры «Гигиена и эпидемиология».
Протокол № ____ от «__»_________2017г.
Зав. кафедрой, к.м.н., и.о. профессора: _________ Долтаева Б.З.
1.7. Сведения о преподавателях:
№
| Ф.И.О. тьюторов
| Учёная степень,
Звание
| Должность
| Приоритет-ные научные интересы
| Достижения
|
| Долтаева Бибигул Зайдуллаевна
| К.м.н., и.о. профессора
| Зав. каф.
| Изучение физического развития и состояния здоровья детей и подростков в современных условиях. Научных трудов- 45, из-них 1 методическое пособие.
| Doltaeva68@ mail.ru
|
| Ескерова Сара Устемировна
| К.м.н., и.о. доцента
| Ст.препо-даватель
| Автор научных работ-30 статей, учебного пособия, методических рекомендаций
| sarahesu@mail.ru
|
| Байконсова Лаура Омаровна
| магистр
| Ст.препо-даватель
|
| lauritta1988@mail.ru
|
| Дуйсенбаева Меруерт Мейрамбековна
| -
| Преподаватель
|
| merukash@list.ru
|
1.8. Контактная информация: г. Шымкент, пл. Аль-Фараби,1, новый корпус, 3-4 этаж, контактный телефон 40-82-22
1.9. Политика дисциплины:
1. Приходить на занятия во время.
2. Иметь халат, колпак.
3. Активно участвовать в учебном процессе.
4. Не пропускать занятия, в случае отсутствия по болезни предоставить справку.
5. При пропуске одного лекционного занятия без уважительной причины штрафной балл составляет не более 0,66% и вычитается из рейтинга допуска (при пропуске большего количества лекций штрафной балл высчитывается следующим образом: количество пропущенных лекций × 0,66).
6. Своевременно выполнять задания по СРС.
7. Посещение занятий СРСП является обязательным. Пропуск одного СРСП оценивается в 1,3 балла по 100- балльной шкале (1нб СРСП = «-» 1,3 балла ОРД) 2. Программа:
Введение
Гигиена – основная профилактическая отрасль медицины, изучающая закономерности влияния природных и антропогенных факторов окружающей среды на организм человека и общественное здоровье и разрабатываюая гигиенические нормативы, санитарные правила и мероприятия, реализация которых направлена на обеспечение оптимальных условий для жизнедеятельности, сохранения и укрепления здоровья людей, предупреждения заболеваний.
Гигиена является многопрофильной дисциплиной, каждая из разделов которой охватывает самостоятельную область гигиенической науки и практики: коммунальная гигиена, гигиена труда, гигиена питания, гигиена детей и подростков и др. вместе с тем, особое место в системе подготовки будущих бакалавров общественного здравоохранения занимает общая гигиена, являющаяся основополагающим разделом гигиенической науки - пропедевтикой гигиены, призванной впервые ввести студента в мир гигиены.
Цель дисциплины
Дать представление о гигиене как науке, в целом, ее фундаментальных основах, принципах и методологических подходах и заложить базис методических знаний и умений, необходимиых для законодательной базы, теоретических и прикладных аспектов предупредительного и текушего санитарного надзора при изучении профилированных гигиенических дисциплин.
Задачи обучения
· ознакомить с теоретическими и методологическими основами гигиены и принципами гигиенического нормирования факторов окружающей среды;
· дать представление о природе и характере воздействия на здоровье индивидуума и общественное здоровье различных факторов окружающей среды в условиях обитания и производственной деятельности человека;
· обучить методикам исследования наиболее распространенных факторов окружающей среды и их влияния на здоровье человека;
· научить определять основные направления оздоровительных мероприятий.
Конечные результаты обучения, согласованные с Дублинскими дескрипторами первого уровня
1) Знание и понимание (Демонстрировать знания и понимание в изучаемой области, включая элементы наиболее передовых знаний в этой области)
| Знает предмет, цель и задачи общей гигиены, ее разделы и их особенности для осуществления профессиональной деятельности.
|
Знает методы исследований применяемые в гигиене, взаимосвязь с другими науками.
|
Знает закономерности влияния различных факторов окружающей среды на организм, характер и формы проявления.
|
Знает принципы и особенности гигиенического нормирования химических, физических, биологических и социальных факторов окружающей среды.
|
Знает методические подходы к исследованию и оценке различных факторов окружающей среды и их влияния на организм человека.
|
Знает основные направления организации мероприятий по предупреждению неблагоприятного воздействия факторов окружающей среды на здоровье человека;
|
Знает основы организации санитарно-эпидемиологической службы. Формы и методы работы санитарных врачей.
|
Знает сущность основных нормативных правовых актов и методических документов, являющихся базой санитарного законодательства.
|
Знает закономерности влияния различных факторов окружающей среды на организм, характер и формы проявления.
|
Знает гигиеническое значение основных факторов в росте и развитии детского организма.
|
Знает основные направления организации мероприятий по предупреждению неблагоприятного воздействия факторов окружающей среды на здоровье человека.
|
Знает перечень основных нормативных правовых актов и методических документов, являющихся базой санитарного законодательства.
|
Знает санитарно-эпидемиологические требования к объектам окружающей среды, влияющим на здоровье населения.
|
Знает научную литературу по направлениям гигиенической науки.
|
Изучает последние научные достижения и базу данных по научным исследованиям в области общей гигиены.
|
Знает гигиенические терминологии на трех языках: казахский, русский и английский.
|
2) Применение знаний и понимания (применять эти знания и понимание на профессиональном уровне)
| Владеет методами определения основных факторов окружающей и производственной среды.
|
Владеет методами оценки санитарно-гигиенических требований на различных объектах общей гигиены.
|
Оценивает фактическое питание по меню-раскладке.
|
Описывает размещение и планировку ЛПО и детских учреждений по чертежам проектов и топографическим картам и оценивать их соответствие гигиеническим требованиям;
|
Умеет в войсках: отбирать пробы готовой пищи и воды для исследования в лаборатории, проводить санитарную экспертизу пищевых продуктов, а также проводит исследования их при заражении РВ и ОВ в объеме, соответствующем возможностям медицинской службы полка (бригады).
|
Умеет выявлять факторы риска возникновения и распространения в войсках заболеваний, в том числе, инфекционных, и разрабатывать меры по их профилактике.
|
Осуществляет контроль за осветлением и обеззараживанием воды в полевых условиях.
|
Производит отбор проб воздуха, воды, почвы, пищевых продуктов, готовой пищи, тканей для проведения санитарно-гигиенических исследований и оформляет сопроводительную документацию.
|
Определяет приоритетность выбора водоисточников в зависимости от особенностей региона.
|
Проводит исследование и оценку параметров микроклимата, качества воздушной среды, освещения, отопления и вентиляции в жилых, общественных и производственных помещениях, рекомендует мероприятия по их оптимизации.
|
Проводит исследование органолептических свойств, солевого состава и показателей органического загрязнения воды и оценивать ее качество.
|
Проводит исследование физико-механических свойств почвы и оценивает санитарное состояние почвы по санитарно-химическим, токсикологическим, микробиологическим, гельминтологическим и энтомологическим показателям.
|
| Проводит измерение и оценку уровней шума и вибрации, неионизирующих электромагнитных излучений.
|
Оценивает основные показатели физического развития и состояния здоровья детей и подростков.
|
Проводит санитарно-просветительную работу среди различных контингентов населения.
|
Осуществляет профилактические мероприятия по снижению и ликвидации инфекционных и неинфекционных заболеваний среди населения.
|
Умеет определять приоритетность выбора водоисточников.
|
Организует санитарно-просветительскую работу среди различных контингентов населения.
|
Применяет и интерпретирует законодательные документы РК о здравоохранении, санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и о деятельности специалистов госсанэпидслужбы.
|
| Применяет основные методы переработки информации из различных источников, с использованием современных компьютерных средств и сетевых технологий.
|
Умеет иллюстрировать полученную учебную и научную информацию в виде схем, диаграммы, таблиц в программах Word, Internet Explorer, Power Point, Excell.
|
Способен работать в команде, демонстрирует стремление к лидерству.
|
Применяет гигиенические термины на английском языке на уровне Elementry для развития будущей профессиональной деятельности.
|
3) Формирование суждений (формулировать аргументы и решать проблемы в изучаемой области)
| Оценивает результаты учебных знаний, объясняет наблюдаемые факты по влиянию факторов окружающей среды на здоровье человека, их причинно-следственные взаимоотношения.
|
Формулирует выводы в виде рекомендаций по улучшению и сохранению здоровье человека.
|
Формулирует аргументы по решению проблем общей гигиены с учетом особенности региона.
|
Формулирует выводы по полученным знаниям по гигиене питания, труда, детей и подростков, коммунальной и военной гигиене.
|
Умеет критический анализировать статистические данные для решения проблем в области общей гигиены.
|
Принимает участие в санитарном обучении студентов, детей и школьников по вопросам общей гигиены.
|
Ориентируется в системе законодательных и нормативных документов, регламентирующих деятельность санэпид службы.
|
Использует основные нормативные документы в области гигиены питания, труда, детей и подростков, коммунальной гигиены для решения гигиенических проблем.
|
| Способен корректно отстаивать личное и коллективное мнение и грамотно приводить аргументы в сфере общей гигиены.
|
Умеет работать в команде. Обладает лидерским и организаторским качествами при работе в области общей гигиены.
|
Способен самостоятельно предлагать пути решения изучаемой проблемы общей гигиены.
|
4) Навыки обучения или способности к учебе (осуществлять сбор и интерпретацию информации для формирования суждений с учетом социальных, этических и научных соображений)
| Интерпретирует и внедряет последние научные достижения в области общей гигиены.
|
Определяет роль воздуха, питьевой воды, почвы и закрытых помещений в возникновении различных заболеваний и информирует население.
|
Следует основным положениям Конституции РК, этических и правовых норм регулирующие отношение человека к человеку.
|
Публикует совместные научные и обзорные статьи по выбранной теме общей гигиены.
|
Дает критический анализ и интерпретирует полученные статистические данные из различных источников.
|
Осуществляет сбор информации через базу данных интернета и из учебных и научных литератур.
|
Способен представить личные суждения по вопросам общей гигиены, оформить в виде реферата, презентации и представить на практических занятиях, заседаниях студенческого кружка, студенческих научных конференциях и др.
|
Уважает культурные отличия, соблюдает принципы сострадания, ответственности, Кодекса чести студента.
|
Формирует позитивные взаимоотношения и понимания среди студентов.
|
5) Коммуникативные способности (сообщать информацию, идеи и проблемы и решения, как специалистам, так и не специалистам)
| Дает сообщение о гигиенической оценке по результатам лабораторного анализа питьевой воды, пищевых продуктов, микроклиматических параметров и производственных факторов.
|
Составляет алгоритм проверки и гигиенических рекомендаций по улучшению окружающей среды.
|
Организует определенный контингент для передачи информации и проблем существующих в гигиенической сфере.
|
Докладывает о действующих и новых законодательных документах, регулирующих санитарно-эпидемиологическую службу.
|
Умеет использовать различные виды носителей информации.
|
Извлекает и редактирует полученную информацию на компьютере.
|
Способен передавать студентам/ преподавателям/экзаменаторам собственные гигиенические знания и умения при планировании и проведении учебных экспериментов, объяснять наблюдаемые факты и явления, их причинно-следственные взаимоотношения.
|
Умеет проводить поиск и обработку данных для пропаганды, среди населения по вопросам их применения информации.
|
Способен передавать студентам собственные знания и умения по работе с информацией (учебной, справочной, научной).
|
2.5. Пререквизиты: медицинская биология, экология и устойчивое развитие,, анатомия, физиология.
2.6. Постреквизиты: эпидемиология, коммунальная гигиена, гигиена питания, гигиена труда, гигиена детей и подростков.
2.7. Краткое содержание дисциплины:
Гигиена как основная профилактическая дисциплина в медицине. Содержание и предмет изучения. Место гигиены в комплексе медицинских исследований, связь с другими науками. Основные разделы гигиены. Пропедевтическое значение общей гигиены. История развития гигиены. Становление и развитие гигиенической науки в Казахстане.
2.8. Тематический план
2.8.1. Тематический план лекций
№
| Темы
| Форма проведения
| Продолжительность (в часах)
|
| Гигиена как основная профилактическая дисциплина. Цели, задачи, методологические основы. Пропедевтическое значение общей гигиены. История развития гигиены.
| Обзорная
|
|
| Гигиеническое значение воздушной среды. Профилактика заболеваний, связанных с воздействием физических и химических факторов воздуха на организм. Климат и погода. Современные проблемы акклиматизации.
| Проблемная
|
|
| Вода как фактор здоровья. Профилактика заболеваний, связанных с водным фактором. Гигиенические основы водоснабжения.
| Проблемная
|
|
| Гигиеническое значение почвы. Мероприятия по санитарной охране почвы.
| Проблемная
|
|
| Гигиенические основы планировки и застройки населенных мест.
| Обзорная
|
|
| Питание как фактор здоровья. Современные аспекты рационального питания.
| Обзорная
|
|
| Методы гигиенического контроля за питанием и его организацией в организованных коллективах. Современные проблемы питания человека. Генетически модифицированные продукты. Обогащенные продукты питания. Биологически активные добавки к пище.
| Проблемная
|
|
| Особенности питания населения, проживающего в условиях техногенно измененного радиационного фона. Алиментарные заболевания и их профилактика.
| Обзорная
|
|
| Гигиенические требования к размещению, планировке, оборудованию и организации работы пищеблоков больниц и детских учреждении.
| Обзорная
|
|
| Основные понятия и положения гигиены труда. Система оздоровительных мероприятий на производстве.
| Обзорная
|
|
| Физические факторы производственной среды и профилактика их неблагоприятного воздействия на здоровье человека
| Обзорная
|
|
| Источники ионизирующих излучений и их характеристика. Обеспечение радиационной безопасности персонала и населения.
| Обзорная
|
|
| Здоровье как критерий адекватности детского организма с окружающей средой. Значение гигиены в охране и укреплении здоровья детей и подростков. Гигиенические основы учебно-воспитательного процесса в детских дошкольных учреждениях и школах.
| Обзорная
|
|
| Гигиенические требования к размещению и планировке ЛПО. Профилактика ВБИ.
| Обзорная
|
|
| Основы организации санитарно-гигиенических мероприятий в военное время. Гигиена труда в частях сил общего назначения и родах войск.
| Обзорная
|
|
Всего часов:
|
|
2.8.2. Тематический план практических занятий
№
| Темы
| Форма проведения
| Продолжительность
(в часах)
|
| Вводное. Цели, задачи и методы гигиены. Основы организации санитарно-эпидемиологической службы. Формы и методы работы специалистов санитарно-эпидемиологической службы.
|
Устный опрос, работа в парах
|
|
| Гигиеническое значение воздушной среды. Гигиеническая оценка параметров микроклимата помещений. Методика измерения и оценки подвижности воздуха и барометрического давления.
| Работа в малых группах, работа в лаборатории, решение тестовых заданий
|
|
| Методика изучения и оценки качества воздушной среды в общественных и жилых помещениях. Расчет необходимых и фактических объемов и кратности воздухообмена
| Дискуссия, работа в малых группах
|
|
| Методика изучения и оценки естественного и искусственного освещения помещений. Методика измерения и оценки интенсивности инфракрасной радиации. Методика измерения и оценки интенсивности УФ-излучения.
| Дискуссия, решение ситуационных задач
|
|
| Гигиеническая оценка качества питьевой воды. Выбор источника для централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения. Основные методы улучшения качества воды. Обеззараживание воды. Методика проведения хлорирования воды.
|
TBL
|
|
| Гигиеническое значение почвы. Методические подходы к улучшению и оценки санитарного состояния почвы. Гигиенические основы очистки населенных мест от жидких и твердых отбросов.
| Работа в малых группах, решение ситуационных задач и тестовых заданий
|
|
| Методы гигиенической оценки полноценности питания. 1. Определение потребности в энергии и пищевых веществах. 2.Оценка фактического питания расчетным (по меню раскладке) методом.
| Дискуссия, работа в малых группах, решение тестовых заданий
|
|
| Методы оценки доброкачественности продуктов питания - мяса, рыбы, колбас, молока, яиц, муки и хлеба. Пищевые отравления и их классификация. Методика санитарно - гигиенического расследования и профилактика пищевых отравлений.
|
TBL
|
|
| Методика отбора проб для лабораторного анализа блюд. Основные показатели биологической и химической безопасности продуктов. Категории качества пищевых продуктов.
| Устный опрос, решение ситуационных задач
|
|
| Гигиенические требования к размещению, планировке, оборудованию и организации работы пищеблоков больниц и детских учреждений. Гигиеническое нормирование факторов окружающей среды как основное звено в системе профилактических мероприятий.
|
Дискуссия, решение тестовых заданий
|
|
| Производственный шум и профилактика его неблагоприятного воздействия. Методы измерения и оценки уровня шума и влияния его на организм человека. Профилактика вибрационной болезни. Методы измерения и оценки локальной и общей вибрации и исследования влияния ее на организм. Принципы гигиенического нормирования шума и вибрации.
|
Устный опрос, работа в парах
|
|
| Токсикологические методы исследования в гигиенической практике. Оценка токсичности и опасности промышленных ядов. Профессиональные интоксикации и их профилактика. Основные понятия в радиационной гигиене. Принципы обеспечения радиационной безопасности персонала с ИИИ. Дозиметрический и радиометрический контроль.
|
Дискуссия, решение ситуационных задач
|
|
| Гигиеническая оценка ситуационного и генерального планов больниц по проектам. Гигиеническая оценка внутренней планировки специализированных отделений ЛПО. Внутрибольничные инфекции, их профилактика
| Устный опрос, работа в парах
|
|
| Методы изучения и оценки физического развития и состояния здоровья детей и подростков. Оценка режима дня школьников и школьного расписания.
| TBL
|
|
| Гигиеническая оценка размещения, планировки и оборудования детских дошкольных организаций. Гигиеническая оценка размещения и планировки общеобразовательных учреждений.
| Устный опрос, решение тестовых заданий
|
|
Всего часов:
|
|
2.8.3 Тематический план самостоятельной работы студентов
№
| Темы
| Форма
сдачи
| График контроля
(с указанием сроков)
| Количество часов
|
| История развития гигиены. Становление и развитие гигиенической науки в Казахстане.
Экологические факторы и здоровье населения. Принципы гигиенической (донозологической) диагностики воздействия факторов окружающей среды на организм человека.
Гигиеническое нормирование факторов окружающей среды как основное звено в системе профилактических мероприятий.
| Реферат, презентация, составление тестовых вопросов и ситуационных задач, работа на платформе
G-Global (просмотры, комментарии совместно с преподава-телем).
| 2-неделя
|
|
| Значение предупредительного и текущего санитарного надзора – основных форм, которыми осуществляется деятельность санэпид службы.
Санитарное законадательство, как правовая основа для организации и проведения государственного санитарного надзора.
Окружающая среда и ее факторы. Экологические и гигиенические проблемы окружающей среды и их взаимосвязь. Влияние различных экологических факторов на риск развития нарушений состояния здоровья населения. Комбинированное, комплексное, сочетанное действие факторов окружающей среды.
| 2-неделя
|
|
| Комплексная оценка влияния микроклиматических факторов на организм человека. Объективная и субъективная оценка теплового состояния человека.
Методика измерения и оценки интенсивности инфракрасной радиации и УФ – излучения, солнечной радиации.
Гигиеническое значение химического и биологического загрязнения атмосферного воздуха. Мероприятия по профилактике негативного воздействия на здоровье человека.
| 3-неделя
|
|
| Гигиеническое значение органолептических показателей и солевого состава воды.
Значение процесса самоочищения водоемов. Сапробность-как показатель санитарного состояния водоемов. Специальные методы улучшения качества воды.
Гигиенические требования к организации децентрализованного водоснабжения.
Требования к устройству и содержанию шахтных и трубчатых колодев, и капатжей родников. Очистка и дезинфекция колодцев.
Основные аспекты санитарной охраны водных объектов.
Гигиеническая характеристика водопроводов из поверхностных и подземных источников.
| 4-неделя
|
|
| Функциональные зоны городских населенных пунктов и их рациональное размещение. Системы застройки жилой зоны и их гигиеническое значение.
Биогеохимические эндемии и их профилактика.
Особенности планировки и застройки сельских населенных мест.
| 5-неделя
|
|
| Методология оценки пищевого статуса. Методы гигиенической оценки полноценности питания: Оценка фактического питания расчетным (по меню-раскладке) методом (продолжение).
Пищевая и биологическая ценность пищевых продуктов, эпидемиологическое значение.
Методы оценки доброкачественности продуктов питания – яиц, муки, хлеба, баночных консервов, концентратов.
| 6-неделя
|
|
| Контроль за организацией питания и обеспечением его гигиенической и эпидемической безопасности.
Гигиенический контроль за организацией работы пищеблоков в ЛПО и детских учреждениях.
Гигиеническая экспертиза размещения, планировки, оборудования и организации работ пищеблоков больниц и детских учреждений.
| 7-неделя
|
|
| Рубежный контроль
| Тестирование, решение ситуационных задач, письменный контроль
| 8-неделя
|
|
| Консервирование пищевых продуктов и его роль в обеспечении доброкачественности продуктов и сохранении их пищевой и биологической ценности.
Лечебное и лечебно-профилактическое питание.
| Реферат, презентация, составление тестовых вопросов и ситуационных задач, работа на платформе
G-Global (просмотры, комментарии совместно с преподава-телем).
| 9-неделя
|
|
| Профилактика пылевой патологии. Принципы гигиенического нормирования пылей.
Гигиенические аспекты работы цехового ординатора.
Неионизирующие электромагнитные излучения и профилактика их неблагоприятного воздействия. Методы измерения и оценки. Принципы нормирования.
Ограничение медицинского облучения и облучения от природных источников.
| 10-неделя
|
|
| Методы и оценки тяжести и напряженности труда. Профилактика производственного утомления и заболеваний, связанных с трудовым процессом.
Гигиеническая характеристика инфразвука, использование в медицине, профилактика неблагоприятного действия на здоровье человека.
Медицинский контроль за организацией условий труда и обучения при работе с видеодисплейными терминалами компьютеров.
| 11-неделя
|
|
| Основные аспекты гигиены труда медицинских работников.
Правила личной гигиены и поведения медицинского персонала ЛПО.
Медико-санитарное обслуживание селькохозяйственных рабочих.
Вопросы гигиены труда при работе с ядохимикатами.
Основы организации и проведения санитарного надзора за питанием и водоснабжением войск в полевых условиях.
Гигиена труда в частях Сил общего назначения и родах войск.
| 12-неделя
|
|
| Гигиенические основы трудового воспитания, обучения и образования учащихся. Диагностика готовности детей к обучению в школе.
Гигиенические основы физического воспитания детей и подростков.
Гигиена и основы закаливания.
Гигиенические требования к предметам детского обихода. Гигиена одежды и обуви.
| 13-неделя
|
|
| Гигиенические требования к организации внутренней среды больниц.
Особенности организации теплового, воздушного и светового комфорта лечебных учреждений. Микроклимат палат как лечебный фактор.
Гигиенические аспекты современного больничного строительства. Гигиенические требования к внутренней планировке и режиму родильных домов и акушерских отделений.
| 14-неделя
|
|
| Рубежный контроль
| Тестирование, решение ситуационных задач, письменный контроль
| 15-неделя
|
|
Всего часов:
|
|
Литература: основная и дополнительная
Основная:
1. Гигиена: учебник/под ред. У.И. Кенесариева. – Алматы, 2009
2. Кича Д.И Общая гигиена. Руководство к лабораторным занятиям: учеб.пособие. –М.:ГЭОТАР – Медиа, 2009.
3. Гигиена: учебник / под ред. Г.И.Румянцева. – 2-е изд., перераб, и доп.. - М.: ГЭОТАР – Медиа, 2005.
4. Большаков А.М. Общая гигиена: учеб. пособие. –М., 2006
5. Большаков А.М. Общая гигиена: учебник, -2-е изд., перераб. и доп., –М.: Медицина, 2005.
дополнительная:
1. Крымская И.Г. Гигиена и основы экологии человека: учеб.пособие.-Ростов н/Д: Феникс, 2007
2. Трушкина Л.Ю. Гигиена и экология человека: учеб.пособие. -4 изд. –М.: Проспект, 2006.
3. Катаева В.А руководство к лабораторным практическим и самостоятельным
занятиям по общей гигиене и основам экологии человек: учебное пособие
для студентов – М:Медицина 2005
4. Шарманов Т.Ш. Йодный дефицит в Казахстане: состояние проблемы и пути
решение: Астана,2008
5. Барановский А.Ю.Болезни нарушение питания. Лечение и профилактика:
Наука и техника, 2007
6. Глебова Е.В.Производственная санитария и гигиена труда.
Высшая школа, 2005
7. Государственная программа развития здровоохранения Республики Казахстан
«Денсаулық» на 2016-2019 годы.
Электронные ресурсы:
1. Жалпы гигиена Торғаутов Б.К – Шымкент:2009- Гигиена учебник для вузов
/под. ред Г.И.Румянцева – 2-е изд М:2009
2. Мазаев В.Т.Коммунальная гигиена 1-2 часть: учебник ГЭОТАР – Медиа, 2009
3. Справочник диетолога,,Равновесие,,2006
4. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков: учебник ГЭОТАР – Медиа, 2010
5. Гигиена труда Н.Ф.Измерова ГЭОТАР – Медиа, 2008....с.
2.10. Методы обучения и преподавания:
Лекции: обзорные и проблемные.
Практические занятия: устный опрос, работа в парах, дискуссия, решение ситуационных задач, работа в малых группах, решение тестовых заданий, работа в лаборатории, TBL.
Самостоятельная работа студентов (СРС): составление тестовых и ситуационных заданий, подготовка и защита презентаций, рефератов, работа на платформе G-Global (просмотры и комментарий совместно с преподавателем).
1. Написание реферата: готовится студентами по выбору. Можно готовит группой, каждый из группы разрабатывает один из разделов. Реферат должен раскрыть суть вопроса, быть максимально информативным и содержать собственные выводы. Реферат выполняется аккуратно, пишется самостоятельно, с использованием не менее 5 литературных источников. Приводятся схемы, таблицы и рисунки, соответствующие теме реферата. При защите реферата текст не читается, а рассказывается. Уверенно и безошибочно отвечает на все заданные вопросы.
2. Презентация: выполняется самостоятельно. Используются не менее 5 литературных источников. Слайды должны быть содержательные и лаконичные. При защите автор должен демонстрировать глубокие знания по теме, не допускать ошибок при ответе на вопросы во время обсуждения.
3. Составление тестовых заданий: должно быть не менее 20 вопросов. Сданы в назначенный срок. Основа текста содержательна. Тестовые задания сформулированы четко, корректно, конкретно. Однотипные и адекватные варианты ответов. Имеется алгоритм ответов. Верно отмечены правильные ответы.
4. Составление ситуационных задач: выполняются самостоятельно, задачи должны быть адекватными, простыми, понятными. Поставленые вопросы конкретны (3-4), соответствуют тематике. Описаныие ситуации, заданные цифры и факты должны быть общепонятными, точными, достоверными. Количество задач не менее 5.
Требования к выполнению СРС:
1. Реферат:
· Схема - тема, цели и задачи, актуальность, перечень конкретных вопросов, изученных по данной теме. Выводы и предложения. Объем реферата 5-8 стр.
· Содержание включает введение, перечень номеров и заголовков всех разделов. Выводы и предложения, список использованной литературы;
· Во введении, занимающем 1-2 стр., излагается краткое обоснование темы, цели и задачи, актуальность; обзор литературы составляет 3-5 стр., при этом студент дает критическую оценку излагаемых разными авторами вопросов и т.д.
· Ссылка в тексте обозначается в скобках цифрой, соответствующей порядковому номеру источника в списке литературы.
· Выводы содержат 2-5 пунктов;
· Требования: грамотность, четкость, конкретность и логическая последовательность изложения материала; убедительность аргументации; краткость и точность формулировок;
· Формат: А4 шрифт Times New Roman, размер шрифта 14, поля сверху, справа, снизу по 2 см, слева 3 см.
2. Презентация:
· Стиль: 1. Единый стиль оформления; 2. Избегать стилей, отвлекающих от самой презентации; 3. Вспомогательная информация не должна преобладать над текстом, рисунком.
· Фон: Более холодные тона (синий, зеленый). Использование цвета: не более 3 цветов: для фона, заголовка и текста.
· Содержание: 1. Использовать короткие слова и предложения; 2. Заголовки должны привлекать внимание аудитории.
· Расположение на странице: 1. Предпочтительно горизонтальное расположение информации; 2. Важная информация должна располагаться в центре экрана; 3. Надпись должна располагаться под картинкой.
· Шрифты: 1. Для заголовков - не менее 24; 2. Для информации - не менее 18; 3. Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив.
· Способы выделения: Следует использовать рамки, границы, заливку. Разные цвета шрифтов, штриховку, стрелки, рисунки, диаграммы, схемы и т.д.
· Объем информации: 1. Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации; 2. Отобразить ключевые пункты по одному на каждом отдельном слайде.
· Виды слайдов: Для обеспечения разнообразия следует использовать слайды с текстом, с таблицами, сдиаграммами. Количество слайдов на 1 тему не менее 15.
3. Составление тестов:
· Требования: адекватность, общепонятность текста, простота - в одном текстовом задании должна содержаться одна задача одного уровня сложности, с одним правильным ответом. Тест не должен быть в виде вопроса. Количество тестов на 1 тему не менее 20.
4. Составление ситуационных задач:
· Требования: адекватность, простота текста, понятность заданий. Конкретность поставленных вопросов (3-4), соответствие заданий тематике. Описание ситуации, заданные цифры и факты должны быть общепонятными, точными. Количество задач не менее 5.
2.11. Критерии и правила оценки знаний:
Контроль успеваемости и оценка знаний студента основаны на ГОСО РК 5.03.006.-2006 «Система образования Республики Казахстан. Контроль и оценка знаний в высших учебных заведениях» от 25 августа 2006, согласно унифицированной методике рейтинга, принятой в ЮКГФА.
Текущий контроль: тестирование, письменный, устный опрос, оценка выполнения лабораторных работ, решение ситуационных задач, проверка оформления результатов выполнения, самооценка и групповая оценка при работе в малых группах
Рубежный контрол
Воспользуйтесь поиском по сайту: