Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Научная и мировоззренческая революция




Тема 12. Культура Нового времени (XVII-XIX вв.)

План

 

 

Социально-экономические предпосылки эпохи Нового времени

Научная и мировоззренческая революция

Просвещение в новоевропейской культуре

Возникновение классической науки

Художественная культура в эпоху Нового времени

Тема 12. Культура Нового времени (XVII-XIX вв.)

 

Социально-экономические предпосылки эпохи Нового времени

XVII век открыл новую эпоху - эпоху капитализма. Победа Английской буржуазной революции середины XVII в., первой революции "европейского масштаба"', привела к утверждению капитали­стического способа производства в качестве политически господ­ствующего в Англии, Голландии, придав процессу генезиса капита­лизма необратимый характер. В результате именно этот процесс становится определяющим фактором в истории Европы. В области экономики это проявилось в интенсивном разложении феодальных отношений в деревне, в начале классического периода в истории капиталистической мануфактуры, в складывании европейского и мирового капиталистического рынка.

В политической сфере новая эпоха означала кризис раннего аб­солютизма, наступление новой стадии его эволюции, когда политика абсолютной монархии все более жестко смыкалась с узкосословны­ми интересами дворянства, что означало в исторической перспекти­ве вступление его в фазу разложения и упадка.

В области духовной жизни XVII в. он принес с собой револю­цию научную и мировоззренческую - утверждение рационалисти­ческого мировоззрения как выражения теоретического сознания восходящего класса - буржуазии, пришедшего на смену мировидению традиционному, теологическому.

Мощный импульс к рационализации всех видов деятельности и созданию науки Нового времени - опытного знания дал протестантизм. Он освещал рациональную предприимчивость свободного ин­дивида и в конечном итоге стал духовной основой новой цивилиза­ции, построенной на принципах индивидуальной свободы, рыноч­ных отношений, правового государства.

 

Научная и мировоззренческая революция

XVII век стал первым веком новой науки, т.е. науки в современном смысле слова.

Особенностью научной революции XVII в. является глубокая проработка мировоззренческих и методологических основ науки Нового времени, классической картины мира.

Это только кажется, что новые эпохи возникают неожиданно, более детальное изучение доказывает, что они готовятся очень долго. Достаточно напомнить, что мысль о бесконечности Вселенной и вращении Земли Николай Кузанский высказал еще в середине XV в. В конце XVI - начале XVII в. Галилей заложил основы новой меха­ники-динамики, сделал важные открытия в области астрономии; И.Кеплер обобщил астрономические наблюдения в математических формулах (законы Кеплера). Множественность вселенных в бесконечности космоса - такова картина мироздания, которая призвана была сменить картину, рисовавшуюся Аристотелю и Птолемею.

Под влиянием успехов математического естествознания складыва­лась новая философия. Выдающуюся роль в этом процессе сыграл Рене Декарт, считавший конечной целью науки практическую пользу. Он выдвинул механистическую картину мира, а в познании действитель­ности доказал новый метод синтеза, дедукции и сомнения.

Научная картина мира обогатилась также идеями Ф. Бэкона. Он предвидел огромную роль науки в жизни общества. Одно из его про­изведений «Новая Атлантида» отличается четкой направленностью - описанием величия и блага научно-технического прогресса, утвер­ждением государственного подхода к организации науки. Он про­возгласил опыт главным источником знания ("Fantum possimus, quantum scimus" —"мы можем столько, сколько знаем"), выдвинул новый метод изучения действительности, который был назван ин­дукцией.

Необходимо остановиться еще на одной научной программе XVII в. - учении философа, математика, физика, юриста, языковеда Г.В.Лейбница. Именно он первым соединил рационалистический метод и символический язык науки с идеей индивидуальных '"'живых сил" как постоянно развивающихся субстанций бытия, которые ученый называет монадами. Монада - это нечто единое и неделимое, она проста и не состоит из частей. Ее сущность составляет не про­тяжение (ибо это признак всего материального), а деятельность, ко­торая выражается в непрерывной смене внутренних состояний. Каж­дая монада сама по себе является источником своих внутренних действий, т.е. Лейбниц стремится обосновать мысль о всеобщности жизни, ее принадлежности не только растениям или животным, но и минералам, металлам и т.д. Его "Монадология" показывает единство и многообразие проявления универсальной единицы - монады. За­кон сохранения "живых сил", открытый ученым, явился началом формулировки закона сохранения энергии. Он был также талантли­вым изобретателем, проектировал оптические приборы, создал уни­кальную вычислительную машину и многое другое. Недаром Нор-берт Винер считал Лейбница отцом кибернетики.

Используя математические методы, написал свое философское произведение "Этика" Б. Спиноза. В нем он обосновывает идею о том, что Богом является вся природа в целом. Созданная Спинозой теория классического пантеизма утверждала и обратный тезис - природа является для человека Богом и в ней заключена энергия творения и атрибутивности всей материи.

Научная революция завершилась трудами И. Ньютона, который открыл закон всемирного тяготения и создал классическую механи­ку. Объяснение мироздания отныне стало причинно-следственным (до этого оно носило телеологический характер).

Важный вклад в развитие европейской науки XVII в. внес уро­женец белорусских земель Казимир Семенович - выдающийся уче­ный, теоретик артиллерии и пиротехники. (1600-1651 гг.). Один из его трудов - "Вялікае мастацтва артылерыі", изданный в Амстерда­ме, уже в XVII, XVIII вв., был переведен на французский, англий­ский, немецкий языки. Он первым в новой истории ракетостроения разработал идею многоступенчатой ракеты, которая на современном уровне начала реализовываться в XX ст. и сейчас является основным носителем всех космических аппаратов.

В начале XVII в. витебский ученый И. Копиевич, работавший в то время директором типографии в Амстердаме, реформировал вос­точнославянский алфавит ("белорусские литеры"). Его шрифт сей­час используется всеми народами, в основе письменности которых -кириллица (белорусы, русские, украинцы, болгары, сербы).

В русскую, белорусскую и в целом в славянскую культуру во­шел выдающийся представитель земли белорусской М. Смотрицкий. написавший одну из первых грамматик в истории славянского язы­коведения. Это "Грамматіка Славенския правилнае синтагма", из­данная в 1619 г.

В XVII в. на белорусских землях широкое распространение имели православные братские школы, где изучались разные предме­ты, в т.ч. белорусский, русский и польский языки. В одной из них преподавал С. Полоцкий, затем переселившийся в Москву, где был воспитателем будущего императора России Петра I.

Таким образом, наиболее значимые научные достижения зало­жили основы науки Нового времени. Это плодотворный и интерес­нейший этап в развитии всех европейских народов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...