Научная и мировоззренческая революция
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Тема 12. Культура Нового времени (XVII-XIX вв.) План
Социально-экономические предпосылки эпохи Нового времени Научная и мировоззренческая революция Просвещение в новоевропейской культуре Возникновение классической науки Художественная культура в эпоху Нового времени Тема 12. Культура Нового времени (XVII-XIX вв.)
Социально-экономические предпосылки эпохи Нового времени XVII век открыл новую эпоху - эпоху капитализма. Победа Английской буржуазной революции середины XVII в., первой революции "европейского масштаба"', привела к утверждению капиталистического способа производства в качестве политически господствующего в Англии, Голландии, придав процессу генезиса капитализма необратимый характер. В результате именно этот процесс становится определяющим фактором в истории Европы. В области экономики это проявилось в интенсивном разложении феодальных отношений в деревне, в начале классического периода в истории капиталистической мануфактуры, в складывании европейского и мирового капиталистического рынка. В политической сфере новая эпоха означала кризис раннего абсолютизма, наступление новой стадии его эволюции, когда политика абсолютной монархии все более жестко смыкалась с узкосословными интересами дворянства, что означало в исторической перспективе вступление его в фазу разложения и упадка. В области духовной жизни XVII в. он принес с собой революцию научную и мировоззренческую - утверждение рационалистического мировоззрения как выражения теоретического сознания восходящего класса - буржуазии, пришедшего на смену мировидению традиционному, теологическому.
Мощный импульс к рационализации всех видов деятельности и созданию науки Нового времени - опытного знания дал протестантизм. Он освещал рациональную предприимчивость свободного индивида и в конечном итоге стал духовной основой новой цивилизации, построенной на принципах индивидуальной свободы, рыночных отношений, правового государства.
Научная и мировоззренческая революция XVII век стал первым веком новой науки, т.е. науки в современном смысле слова. Особенностью научной революции XVII в. является глубокая проработка мировоззренческих и методологических основ науки Нового времени, классической картины мира. Это только кажется, что новые эпохи возникают неожиданно, более детальное изучение доказывает, что они готовятся очень долго. Достаточно напомнить, что мысль о бесконечности Вселенной и вращении Земли Николай Кузанский высказал еще в середине XV в. В конце XVI - начале XVII в. Галилей заложил основы новой механики-динамики, сделал важные открытия в области астрономии; И.Кеплер обобщил астрономические наблюдения в математических формулах (законы Кеплера). Множественность вселенных в бесконечности космоса - такова картина мироздания, которая призвана была сменить картину, рисовавшуюся Аристотелю и Птолемею. Под влиянием успехов математического естествознания складывалась новая философия. Выдающуюся роль в этом процессе сыграл Рене Декарт, считавший конечной целью науки практическую пользу. Он выдвинул механистическую картину мира, а в познании действительности доказал новый метод синтеза, дедукции и сомнения. Научная картина мира обогатилась также идеями Ф. Бэкона. Он предвидел огромную роль науки в жизни общества. Одно из его произведений «Новая Атлантида» отличается четкой направленностью - описанием величия и блага научно-технического прогресса, утверждением государственного подхода к организации науки. Он провозгласил опыт главным источником знания ("Fantum possimus, quantum scimus" —"мы можем столько, сколько знаем"), выдвинул новый метод изучения действительности, который был назван индукцией.
Необходимо остановиться еще на одной научной программе XVII в. - учении философа, математика, физика, юриста, языковеда Г.В.Лейбница. Именно он первым соединил рационалистический метод и символический язык науки с идеей индивидуальных '"'живых сил" как постоянно развивающихся субстанций бытия, которые ученый называет монадами. Монада - это нечто единое и неделимое, она проста и не состоит из частей. Ее сущность составляет не протяжение (ибо это признак всего материального), а деятельность, которая выражается в непрерывной смене внутренних состояний. Каждая монада сама по себе является источником своих внутренних действий, т.е. Лейбниц стремится обосновать мысль о всеобщности жизни, ее принадлежности не только растениям или животным, но и минералам, металлам и т.д. Его "Монадология" показывает единство и многообразие проявления универсальной единицы - монады. Закон сохранения "живых сил", открытый ученым, явился началом формулировки закона сохранения энергии. Он был также талантливым изобретателем, проектировал оптические приборы, создал уникальную вычислительную машину и многое другое. Недаром Нор-берт Винер считал Лейбница отцом кибернетики. Используя математические методы, написал свое философское произведение "Этика" Б. Спиноза. В нем он обосновывает идею о том, что Богом является вся природа в целом. Созданная Спинозой теория классического пантеизма утверждала и обратный тезис - природа является для человека Богом и в ней заключена энергия творения и атрибутивности всей материи. Научная революция завершилась трудами И. Ньютона, который открыл закон всемирного тяготения и создал классическую механику. Объяснение мироздания отныне стало причинно-следственным (до этого оно носило телеологический характер). Важный вклад в развитие европейской науки XVII в. внес уроженец белорусских земель Казимир Семенович - выдающийся ученый, теоретик артиллерии и пиротехники. (1600-1651 гг.). Один из его трудов - "Вялікае мастацтва артылерыі", изданный в Амстердаме, уже в XVII, XVIII вв., был переведен на французский, английский, немецкий языки. Он первым в новой истории ракетостроения разработал идею многоступенчатой ракеты, которая на современном уровне начала реализовываться в XX ст. и сейчас является основным носителем всех космических аппаратов.
В начале XVII в. витебский ученый И. Копиевич, работавший в то время директором типографии в Амстердаме, реформировал восточнославянский алфавит ("белорусские литеры"). Его шрифт сейчас используется всеми народами, в основе письменности которых -кириллица (белорусы, русские, украинцы, болгары, сербы). В русскую, белорусскую и в целом в славянскую культуру вошел выдающийся представитель земли белорусской М. Смотрицкий. написавший одну из первых грамматик в истории славянского языковедения. Это "Грамматіка Славенския правилнае синтагма", изданная в 1619 г. В XVII в. на белорусских землях широкое распространение имели православные братские школы, где изучались разные предметы, в т.ч. белорусский, русский и польский языки. В одной из них преподавал С. Полоцкий, затем переселившийся в Москву, где был воспитателем будущего императора России Петра I. Таким образом, наиболее значимые научные достижения заложили основы науки Нового времени. Это плодотворный и интереснейший этап в развитии всех европейских народов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|