Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Просвещение в новоевропейской культуре




В конце XVII - начале XVIII в. в европейской культуре возникла идеология Просвещения, проповедовавшая приоритет образо­вания, науки, разума в жизни личности, общества, государства, идею воспитания совершенного человека. XVIII в. выдвинул новое пони­мание человеческого бытия: изменилось отношение к богу, об­ществу, возникло новое понимание самого человека. Главным объектом его внимания стала природа, изучение ее законов, закономер­ностей развития общества и государства.

Эпоха Просвещения с полным правом может быть названа также "золотым веком утопии", поиском оптимальной формы человече­ского бытия. Лучшие умы этого времени размышляли о таких усло­виях существования, которые способствовали бы торжеству добродетели и всеобщего счастья.

Наибольшее развитие и воплощение идеи Просвещения получили во Франции. Французское Просвещение XVIII в. явилось важ­ным поворотным пунктом в духовном развитии человечества. Отважные деятели века Просвещения подвергли острой критике социально-экономические и политические отношения феодализма, монархическую власть. Французское Просвещение явилось историческим и логическим продолжением духовных ценностей эпохи Ренес­санса, передовой общественной мысли Италии, Англии, Голландии XVI -XVII вв.

Известно, что французское Просвещение, направленное в целом против феодализма и абсолютизма, состояло из различных по политической и философской радикальности учений. Так, представители старшего поколения просветителей - Монтескье, Вольтер, - выра­жавшие умонастроения высших слоев дореволюционной француз­ской буржуазии, тяготели больше к постепенному реформированию феодального общества путем всевозможных компромиссов, рассчи­тывая на "разумное сочетание" интересов буржуазии и феодалов.

Идеологи дореволюционной французской буржуазии - Дидро, Гельвеции, Гольбах - в принципе отрицали феодальную собственность, деспотическую монархическую власть, выступая при этом за просвещенный абсолютизм, отвергали все формы идеализма и рели­гии, открыто отстаивали материалистическую философию и атеизм. Значительно острее в политическом плане выступали идеологи ни­зов. Один из них - Жан Мелье - отвергал не только феодальную, но и всякую частную собственность, являлся сторонником бескомпро­миссного материализма и атеизма.

Самостоятельным и влиятельным направлением во француз­ском Просвещении было руссоянство. Выражая интересы городской и деревенской мелкой буржуазии, Руссо отстаивал эгалитаризм -равное распределение частной собственности среди граждан, утвер­ждение подлинного равноправия, программу мер по коренному улучшению жизни народа. В вопросах философии и религии Руссо не придерживался материализма и атеизма. Мощное просветитель­ское движение XVIH в., охватившее все страны Европы, взаимообо­гащало культуры различных государств. Просветительские идеи по­лучали широкое распространение благодаря путешествиям, между­народной книжной торговле, публицистике.

С развитием просветительского движения, вызванного не толь­ко влиянием передовых западноевропейских стран, но и результата­ми петровских преобразований, Россия подключалась к единому мировому процессу. Ее духовная и в целом культурная жизнь начала XVIII в. была пестрой и противоречивой: смесь старого и нового, консервативного и передового, "своего" и "чужого".

В ходе петровских реформ выявилась характерная черта рус­ской культуры - ее светскость, "обмирщение", а также аккультура­ция - взаимовлияние культур России и Европы. Быстрыми темпами развивалась городская культура в ее "овеществленных" формах: школы, библиотеки, типографии, театры, музеи и т.д. Формируется общенациональный русский язык, который впервые был закреплен в ''Словаре Академии Российской", изданном в 90-х годах XVIII в.

Развивается отечественная наука. В 1724 г. учреждена Петер­бургская Академия наук, изначально носившая светский характер, в 1783 г. - Российская Академия наук. В 1755 г. был основан Москов­ский университет - первое светское высшее учебное заведение. Нау­ку XVIII в. в России олицетворял М.В.Ломоносов, внесший неоце­нимый вклад практически во все разделы опытного естествознания. Ему также принадлежат труды по философии, истории, риторике, поэтические произведения. В XVIII в. в России была создана систе­ма светского школьного образования, начала создаваться государст­венная система народного образования, развивались педагогические науки.

Новое время - это эпоха развития художественной культуры. XVIII век - "золотой" век театра. Бомарше, Шеридан, Гоцци и др. - яркая страница в истории мировой драматургии. Белорусские земли а этом смысле не являлись исключением. В 1746 г. в Несвиже возни­кает светский театр - первый в истории западных и восточных сла­вян. Его создательница - Уршуля Францишка Радзивилл - делает переводы Мольера, пишет оригинальные трагедии и комедии. Во второй половине XVIII в. здесь была создана и балетная труппа, ко­торая по количеству (более 30 человек) и по профессионализму при­ближалась к танцевальным коллективам Западной Европы и России. В эту эпоху основными художественными стилями стали "ба­рокко" и "рококо". Барокко (вычурный, причудливый) выражал мощь абсолютистских государств - летние, зимние императорские дворцы в России, Версальский дворец и многие др. Порождением сугубо светской культуры эпохи Просвещения стал стиль "рококо" (в переводе с французского - раковина), получивший наибольшее воплощение в области прикладного искусства (стиль Людовика XV). Во второй половине XVIII - нач. XIX в. просветительские идеи распространились и на белорусских землях, были тесно связаны с французским, русским, польским, украинским и литовским Просвещением. Особый интерес в Беларуси вызвало философское и литера­турное творчество Вольтера. Популярности его произведений содей­ствовало и то, что он затрагивал местную тематику. Например, в "Истории Карла XII" рассказывалось о военных событиях на Гродненщине, Могилевщине. Широко известны были также произведе­ния Руссо, Монтескье, Делиля и других французских просветителей. Значительное влияние на интеллектуальную жизнь Беларуси оказали русские и польские ученые и писатели. В белорусских библиотеках были произведения Ломоносова, Фонвизина, Аничкова, Сташица и др. Философская и социологическая мысль нашла отра­жение в творчестве Б.Добшевича, А.Довгирда, Л.Боровского. Ее особенность - связь с передовыми естественнонаучными тенден­циями. Исторические взгляды развивались в русле просветительской теории "естественного права", изложенной в работе Т.Млоцкого - "Сведчанне з вытокаў натуральнага права" (1779). Исходя из теории Руссо защищался принцип равенства людей. Специфической чертой Просвещения в Беларуси была его ориентация на решение крестьянской проблемы: необходимость уничтожения крепостничества, уравнивание крестьян в политических правах с другими сословия­ми, создание системы образования для крестьянских детей.

Свое дальнейшее развитие получила и художественная культура. Завершилось формирование стиля барокко (раннее барокко - Не­свижский костел иезуитов; позднее - Георгиевская церковь в д. Сынковичи Лунинецкого района и др.). Развивается также архитек­тура белорусского классицизма - Гомельский дворец П.Румянцева, Сновский дворец в Несвижском районе и др. Расцветает садово-парковое искусство, практически не сохранившееся из-за множества войн, социальных катаклизмов. Значительное развитие получает жанр парадного портрета (Юрия Радзивилла, Януша Радзивилла, Михала Клеафаса Огинского и др.).

Изучая контакты белорусской культуры с другими, надо пом­нить о том, что развитие просветительских идей в Беларуси было вызвано, прежде всего, местными потребностями, а влияние других культур лишь стимулировало их рост.

Таким образом, эпоха Просвещения явилась важным поворот­ным пунктом в духовном развитии Европы, повлиявшим на все сфе­ры социально-политической и культурной жизни. Культурное на­следие поражает разнообразием, глубиной постижения человеческих страстей, оптимизмом, верой в человека и его разум.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...