Просвещение в новоевропейской культуре
В конце XVII - начале XVIII в. в европейской культуре возникла идеология Просвещения, проповедовавшая приоритет образования, науки, разума в жизни личности, общества, государства, идею воспитания совершенного человека. XVIII в. выдвинул новое понимание человеческого бытия: изменилось отношение к богу, обществу, возникло новое понимание самого человека. Главным объектом его внимания стала природа, изучение ее законов, закономерностей развития общества и государства. Эпоха Просвещения с полным правом может быть названа также "золотым веком утопии", поиском оптимальной формы человеческого бытия. Лучшие умы этого времени размышляли о таких условиях существования, которые способствовали бы торжеству добродетели и всеобщего счастья. Наибольшее развитие и воплощение идеи Просвещения получили во Франции. Французское Просвещение XVIII в. явилось важным поворотным пунктом в духовном развитии человечества. Отважные деятели века Просвещения подвергли острой критике социально-экономические и политические отношения феодализма, монархическую власть. Французское Просвещение явилось историческим и логическим продолжением духовных ценностей эпохи Ренессанса, передовой общественной мысли Италии, Англии, Голландии XVI -XVII вв. Известно, что французское Просвещение, направленное в целом против феодализма и абсолютизма, состояло из различных по политической и философской радикальности учений. Так, представители старшего поколения просветителей - Монтескье, Вольтер, - выражавшие умонастроения высших слоев дореволюционной французской буржуазии, тяготели больше к постепенному реформированию феодального общества путем всевозможных компромиссов, рассчитывая на "разумное сочетание" интересов буржуазии и феодалов.
Идеологи дореволюционной французской буржуазии - Дидро, Гельвеции, Гольбах - в принципе отрицали феодальную собственность, деспотическую монархическую власть, выступая при этом за просвещенный абсолютизм, отвергали все формы идеализма и религии, открыто отстаивали материалистическую философию и атеизм. Значительно острее в политическом плане выступали идеологи низов. Один из них - Жан Мелье - отвергал не только феодальную, но и всякую частную собственность, являлся сторонником бескомпромиссного материализма и атеизма. Самостоятельным и влиятельным направлением во французском Просвещении было руссоянство. Выражая интересы городской и деревенской мелкой буржуазии, Руссо отстаивал эгалитаризм -равное распределение частной собственности среди граждан, утверждение подлинного равноправия, программу мер по коренному улучшению жизни народа. В вопросах философии и религии Руссо не придерживался материализма и атеизма. Мощное просветительское движение XVIH в., охватившее все страны Европы, взаимообогащало культуры различных государств. Просветительские идеи получали широкое распространение благодаря путешествиям, международной книжной торговле, публицистике. С развитием просветительского движения, вызванного не только влиянием передовых западноевропейских стран, но и результатами петровских преобразований, Россия подключалась к единому мировому процессу. Ее духовная и в целом культурная жизнь начала XVIII в. была пестрой и противоречивой: смесь старого и нового, консервативного и передового, "своего" и "чужого". В ходе петровских реформ выявилась характерная черта русской культуры - ее светскость, "обмирщение", а также аккультурация - взаимовлияние культур России и Европы. Быстрыми темпами развивалась городская культура в ее "овеществленных" формах: школы, библиотеки, типографии, театры, музеи и т.д. Формируется общенациональный русский язык, который впервые был закреплен в ''Словаре Академии Российской", изданном в 90-х годах XVIII в.
Развивается отечественная наука. В 1724 г. учреждена Петербургская Академия наук, изначально носившая светский характер, в 1783 г. - Российская Академия наук. В 1755 г. был основан Московский университет - первое светское высшее учебное заведение. Науку XVIII в. в России олицетворял М.В.Ломоносов, внесший неоценимый вклад практически во все разделы опытного естествознания. Ему также принадлежат труды по философии, истории, риторике, поэтические произведения. В XVIII в. в России была создана система светского школьного образования, начала создаваться государственная система народного образования, развивались педагогические науки. Новое время - это эпоха развития художественной культуры. XVIII век - "золотой" век театра. Бомарше, Шеридан, Гоцци и др. - яркая страница в истории мировой драматургии. Белорусские земли а этом смысле не являлись исключением. В 1746 г. в Несвиже возникает светский театр - первый в истории западных и восточных славян. Его создательница - Уршуля Францишка Радзивилл - делает переводы Мольера, пишет оригинальные трагедии и комедии. Во второй половине XVIII в. здесь была создана и балетная труппа, которая по количеству (более 30 человек) и по профессионализму приближалась к танцевальным коллективам Западной Европы и России. В эту эпоху основными художественными стилями стали "барокко" и "рококо". Барокко (вычурный, причудливый) выражал мощь абсолютистских государств - летние, зимние императорские дворцы в России, Версальский дворец и многие др. Порождением сугубо светской культуры эпохи Просвещения стал стиль "рококо" (в переводе с французского - раковина), получивший наибольшее воплощение в области прикладного искусства (стиль Людовика XV). Во второй половине XVIII - нач. XIX в. просветительские идеи распространились и на белорусских землях, были тесно связаны с французским, русским, польским, украинским и литовским Просвещением. Особый интерес в Беларуси вызвало философское и литературное творчество Вольтера. Популярности его произведений содействовало и то, что он затрагивал местную тематику. Например, в "Истории Карла XII" рассказывалось о военных событиях на Гродненщине, Могилевщине. Широко известны были также произведения Руссо, Монтескье, Делиля и других французских просветителей. Значительное влияние на интеллектуальную жизнь Беларуси оказали русские и польские ученые и писатели. В белорусских библиотеках были произведения Ломоносова, Фонвизина, Аничкова, Сташица и др. Философская и социологическая мысль нашла отражение в творчестве Б.Добшевича, А.Довгирда, Л.Боровского. Ее особенность - связь с передовыми естественнонаучными тенденциями. Исторические взгляды развивались в русле просветительской теории "естественного права", изложенной в работе Т.Млоцкого - "Сведчанне з вытокаў натуральнага права" (1779). Исходя из теории Руссо защищался принцип равенства людей. Специфической чертой Просвещения в Беларуси была его ориентация на решение крестьянской проблемы: необходимость уничтожения крепостничества, уравнивание крестьян в политических правах с другими сословиями, создание системы образования для крестьянских детей.
Свое дальнейшее развитие получила и художественная культура. Завершилось формирование стиля барокко (раннее барокко - Несвижский костел иезуитов; позднее - Георгиевская церковь в д. Сынковичи Лунинецкого района и др.). Развивается также архитектура белорусского классицизма - Гомельский дворец П.Румянцева, Сновский дворец в Несвижском районе и др. Расцветает садово-парковое искусство, практически не сохранившееся из-за множества войн, социальных катаклизмов. Значительное развитие получает жанр парадного портрета (Юрия Радзивилла, Януша Радзивилла, Михала Клеафаса Огинского и др.). Изучая контакты белорусской культуры с другими, надо помнить о том, что развитие просветительских идей в Беларуси было вызвано, прежде всего, местными потребностями, а влияние других культур лишь стимулировало их рост. Таким образом, эпоха Просвещения явилась важным поворотным пунктом в духовном развитии Европы, повлиявшим на все сферы социально-политической и культурной жизни. Культурное наследие поражает разнообразием, глубиной постижения человеческих страстей, оптимизмом, верой в человека и его разум.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|