Глава III. Неклассические технические науки.
Становление современного, неклассического этапа развития технических наук, по мнению В.Г.Горохова, В.М.Розина, связано, в частности, с тем, что, во-первых, количество технических наук и их доля в общей массе научных дисциплин значительно увеличились; во-вторых, возникают новые способы организации научного знания и научных исследований, которые направлены на повышение эффективности и результативности научной деятельности различных специалистов; в-третьих, трансформация современного инженерного мышления, выход его в сферу социальной практики привели к ломке перегородок в профессиональной организации науки между естественными, техническими, общественными и гуманитарными науками. В результате этого возник целый блок новых – «общетехнических» и «частнотехнических» – наук, использующих системные исследования, способы и средства решения собственных специфических проблем. К «общетехническим» наукам, в составе которых имеются положения, применимые при разработке любой техники и технологии, относятся кибернетика, информатика, системотехника, эргономика, космонавтика, градостроительное проектирование, инженерная психология, инженерная экология и др. К «частнотехническим» наукам, соответствующим отдельным отраслям производства, – атомная энергетика, системотехника строительства, квантовая электроника, а также дисциплины, базирующиеся на традиционных науках и сохраняющие те же названия, но в настоящее время использующие методы системного подхода, например, химическая технология. Процесс формирования неклассических технических наук происходит по схеме: «наука – технология – техника – производство» путем взаимодействия процессов интеграции и дифференциации научного знания. В отличие от классических технических наук, «неклассические научно-технические дисциплины, – пишет В.Г.Горохов, – формируются иным путем – за счет перехода в новое семейство дисциплин, смены ориентации на принципиально иную “универсальную” онтологическую схему, новую (применительно к радиолокации – системную) парадигму, что в конечном счете вызывает коренные изменения в самой структуре этой дисциплины. Такого рода научно-технические дисциплины оформляются в результате широкого научного движения (в частности, системного), конкретизации и доработки общих методологических понятий и представлений, а также обобщения на их основе практики применения научных знаний различных теорий в процессе решения определенного класса научно-технических задач»[21]. Неклассические технические науки образуются на стыке существующих и новых областей знания, с одной стороны, и различных технических наук – с другой. Так, например, сложились бионика, инженерная психология, техническая эстетика, а на базе кибернетики возник ряд новых технических наук (техническая кибернетика и др.). Неклассические технические науки во многом не соответствуют классическим представлениям о науке, формах и методах ее организации. Главное в новой трактовке и современных критериях научности заключается в единстве фундаментального и разработочного аспектов науки, знания и деятельности. Специфической чертой современного этапа развития науки является технологическая направленность и проектно-конструктивный характер теоретического сознания. И не просто технологическая направленность, а переход технологических процессов на более глубокие уровни организации материи и объединение технологии с естествознанием. Тенденции возникновения нового и трансформации старого научно-технического знания, выход этого знания в сферу социальной практики разрушают границы между естественнонаучными, инженерными и социально-гуманитарными методами познания и действия, между естественными, техническими, общественными и гуманитарными науками. В результате этого появился целый класс неклассических научно-технических дисциплин, в профессиональном сознании представителей которых и формируется альтернативный традиционному образ науки. Выдвижение в неклассических технических науках нового образа науки, иного эпистемологического идеала, по мнению В.Г.Горохова, вовсе не означает, что традиционные сферы научного исследования и инженерной практики постепенно отмирают или перестают выполнять свои функции. Они остаются, но при этом меняют свой облик, трансформируются для решения новых задач (как, например, классическая радиолокация трансформировалась в радиолокационную системотехнику). Кроме того, в неклассических технических науках особенно ярко проявляется интеграция трех видов описания технического объекта (естественнонаучного, функционально-технического и структурно-морфологического) и трех типов знания (естественнонаучного, технического и социального). Например, теория автоматического регулирования (ТАР) длительное время развивалась как раздел технической и теоретической механики. Затем сфера применения ТАР расширилась. Это сопровождалось усложнением целей и методов теории, ее обобщением. Под влиянием кибернетики на базе ТАР возникла теория автоматического управления (ТАУ). Основные понятия, проблемы, принципы ТАУ возникли как результат изучения не только технических систем, но также живых организмов и экономических отношений. Поэтому ТАУ в равной мере применима к системам различной природы: техническим, биологическим, экономическим. Рассматривать ТАУ только как область технического знания неверно. ТАУ – это результат взаимосвязи естественнонаучного, технического и социального знаний. Подобная трансформация уже произошла или происходит в настоящее время со всеми классическими техническими науками. Огромную роль в придании специфики неклассических технических наук играет информация. В настоящее время в связи с широкой компьютеризацией и автоматизацией производства стал очевидным тот факт, что информация является неотъемлемой частью современной техники: она используется для управления, измерения, контроля, счета и др. В целом, неклассические технические науки характеризуются следующими чертами (по В.Г.Горохову): 1) Представители той или иной неклассической технической науки выполняют сразу несколько профессиональных ролей, которые образуют в совокупности «многоликое» единство. 2) Гуманитарная направленность современных технических наук вызывает необходимость изменения профессионального взгляда на мир, смены идеалов и норм научно-технического познания. 3) Сложная человеко-машинная система является не материальной, а умозрительной. 4) К комплексному теоретическому исследованию неприменимы многие понятия и представления традиционной методологии науки. 5) В комплексном исследовании невозможно однозначно разграничить субъект и объект. 6) Постоянное обсуждение неправомерности постановки проблем, обращение к образцам в истории науки, искусства и культуры, их переосмысление, анализ методологических оснований комплексных исследований является здесь не следствием незрелости, не индикатором расхождения с идеалом строгой науки, а нормальным и даже необходимым состоянием. 7) Выход проектирования в сферу социально-технических и социально-экономических разработок способствовал появлению системного проектирования, направленного на создание сложных систем. 8) Комплексное исследование и системное проектирование имеют общий продукт – проект сложной системы. Природу и сущность неклассических технических наук можно выразить следующими положениями: 1) несводимостью к одной базовой теории, 2) разработкой схем и моделей системных представлений об инженерных объектах и процессах, 3) включением теоретических представлений, принадлежащих общественным и гуманитарным наукам (социальной психологии, прикладной социологии и др.). Неклассические технические науки представляют собой широкий спектр самых разных дисциплин: от интегрированных до узко специализированных. Они ориентируются не только на использование знаний естественных (причем не только физики, но и химии, биологии и т.д.), но и общественных и гуманитарных наук (экономической теории, психологии и др.). Одной из многих таких дисциплин является системотехника, представляющая собой особую научную деятельность по созданию сложных технических систем. Как и в других технических дисциплинах, научное знание в системотехнике проходит полный цикл функционирования – от его теоретического обоснования до инженерной практики. Но для этого необходимо сначала выяснить роль теории в неклассических технических науках, которая заметно отличается от классической технической теории. Неклассическая техническая теория является, по выражению В.Г.Горохова, «второй фазой» формирования технической теории, на которой осуществляется разработка обобщенной теоретической схемы и математизированной теории, сопровождающаяся оформлением какой-либо новой научно-технической дисциплины, а иногда даже семейства новых дисциплин, ориентирующихся на системную картину мира. Как и классическая теория, в своем развитии неклассическая техническая теория проходит три этапа, но уже качественно иного характера: 1) Трансляция исходной обобщенной теоретической схемы. На этом этапе создается гипотетическая, обобщенная теоретическая схема, «снимающая» «частные теоретические модели, развитые на первых этапах формирования новой теории, обобщаются различные (уже существующие) теоретические описания и расчеты типовых схем конструкции технической системы данного типа. Происходит постепенное осознание этой системы как особого типа исследования, качественно отличного от других его типов, исследуемых в базовой естественнонаучной теории, а также общности структуры различных инженерных систем данного типа»[22]. Если же в естественнонаучной теории отсутствует раздел, соответствующий неклассической технической теории, он создается заново, что является специальной задачей. 2) Адаптация этой обобщенной теоретической схемы. На данном этапе «в научно-технической дисциплине вводятся однородные идеальные объекты, которые должны иметь типовые для всех технических систем данного типа и иерархически организованные элементы с фиксированным набором связей между ними (правил сборки и разборки этих элементов). В теоретической сфере формируется ″семиотический конструктор″ однородного идеального объекта данной технической теории. Устанавливается также обязательное соответствие идеальных объектов (уровень поточных схем) и конструктивных элементов реальных технических систем (уровень структурных схем), т.е. вводятся процедуры анализа и синтеза теоретических схем. Вокруг каждого идеализированного конструктивного элемента – подсистемы однородного идеального объекта технической теории – группируются частные теоретические схемы, представляющие ее новые исследовательские направления. Постепенно все эти частные схемы синтезируются в обобщенной функциональной схеме, т.е. задаются процедуры их эквивалентного и дедуктивного преобразования и соответствующий математический аппарат. Таким образом, устанавливается соответствие структурных, поточных и функциональных схем. Если инженерная деятельность к этому моменту уже сложилась, возможна ее перестройка в соответствии с теоретической моделью (соответствие конструктивных элементов элементам идеальных объектов), что приводит к необходимости создания математизированной теории»[23]. 3) Модификация этой теоретической схемы. На этом, завершающем этапе на базе «универсальной» теоретической схемы создается математизированная теория. «Причем для решения задач математизации, – пишет В.Г.Горохов, – может возникнуть необходимость в модификации обобщающей теоретической схемы за счет построения слоя функциональных схем, ориентированных на отображение математических зависимостей. Задание операции эквивалентного преобразования данных схем (дедуктивный вывод) позволяет осуществить ″проецирование″ на целый класс еще не созданных технических систем, т.е. их синтез. Это приводит к формированию на эмпирическом уровне технической теории блока практико-методических знаний (рекомендаций для еще неосуществленной деятельности). Апробация технической теории производится в инженерной практике. Доказательством жизненности и конструктивности данной теории являются созданные на ее основе новые технические системы. Обобщенная теоретическая схема становится ″универсальной″ относительно определенного класса технических систем»[24]. Одним из ярких примеров математизированной теории является теория информации К.Шеннона, в которой понятие информации не связано ни с формой, ни с содержанием сообщений (сигналов), передаваемых по каналу связи, а является абстрактной фикцией, умственным конструктом, не существующем в физической реальности подобно логарифмам или мнимым числам. Данная теория оперирует не реальными физическими объектами (источниками и каналами связи), а математическими моделями. Она использует, главным образом, математический аппарат теории вероятностей, изучающей закономерности случайных явлений: случайные события, случайные величины, их свойства и операции над ними, и математической статистики, разрабатывающей математические методы систематизации и использования статистических данных для научных и практических выводов. «Истоки математической статистики, – пишут Кирьянова Л.В. и Мацеевич Т.А., – можно найти уже в сочинениях создателей теории вероятностей начиная с XVII века. Роль математической статистики была значительной на разных этапах развития общества, она выросла в XX веке и продолжает возрастать в наше время. Математическая статистика применяется при изучении массовых явлений, где имеется вариация признаков у отдельных единиц совокупности (в целом однородной по каким – либо существенным признакам). Например, при выборе оптимальных решений для повышения качества строительных материалов, использования многокомпонентных составов, добавок-регуляторов свойств и структуры материалов требуются статистические методы, позволяющие оценивать варианты и сравнивать их между собой. Для того, чтобы обеспечить необходимую прочность конструкций, требуется при их проектировании предвидеть все возможные риски, которым может подвергнуться проектируемый объект. Никто заранее не имеет полной информации об этих рисках и, тем более, об их взаимной корреляции. Поэтому, необходимо знание теории принятия решений в условиях неопределенности (так называемые «игры с природой») и основ теории нечетких множеств»[25].
Рассмотренные выше этапы формирования неклассической технической теории являются, по В.Г.Горохову, революционным способом смены одной фундаментальной теоретической схемы другой при переходе технических наук в «новое семейство». Одним из примеров такого перехода является, по его мнению, смена парадигмы научного и инженерного мышления в радиолокационной системотехнике, заменившей электродинамическую картину мира системно-кибернетической. В результате этого радиолокация перешла в «новое семейство» технических дисциплин, которые имеют системную ориентацию. «Переход от классической радиолокации к радиолокационной системотехнике, – продолжает он, – это прежде всего переход от разработки отдельных РЛС (радиолокационных станций. – М.С.) различного назначения к созданию многофункциональных систем. Несколько РЛС, замкнутых на один пункт сбора и обработки информации, составляют радиолокационный узел; несколько таких узлов, обменивающихся информацией, образуют радиолокационную систему… Радиолокационная система является, в свою очередь, подсистемой более крупной системы – системы управления, которая входит в еще более крупную систему, например навигационную»[26]. Теоретическими основами неклассических технических наук являются не одна какая-либо теория, а совокупность теорий и отдельных теоретических положений ряда наук, притом не обязательно только естественных. Так, например, теоретические основы той же радиотехники включают теорию колебаний, теорию информации, теоретические положения радиофизики, физики полупроводников и др. По мере развития любой конкретной технической науки происходит расширение ее теоретических основ, но это расширение имеет свои пределы, связанные с особенностями ее объекта исследования. Теоретические основы могут быть общими для всех неклассических технических наук и специфичными для каждой из них в отдельности. К общим теоретическим основам современного технического знания относятся принципы организации автоматизированного управления, например, упорядочение технологии, потоков информации, методов управления; принцип соответствия между потребностями производства и возможностями системы управления; принципы унификации и стандартизации и др. В некоторых неклассических технических науках можно выделить главную теоретическую основу. Например, для атомной энергетики – это теория цепных ядерных реакций, для квантовой электроники – квантовая теория вынужденного излучения. Во многих случаях в концептуальное ядро теоретических основ входят одновременно несколько теорий. Следует также отметить, что неклассические технические науки опираются, как правило, на результаты фундаментальных и прикладных исследований в различных отраслях естествознания и общетехнических наук. Космонавтика, ядерная энергетика, робототехника, компьютерная техника и т.д. обязаны своим появлением и развитием целому комплексу таких исследований. В этом отношении неклассические технические дисциплины во многом отличаются от прикладных отраслей современных естественных наук, использующих результаты своих фундаментальных отраслей. Техническая физика, например, занимается поиском путей и средств применения открытых физикой общих закономерностей, управляющих физическими явлениями. Прикладная химия стремится найти способы использования вновь обнаруженных в теоретической химии закономерностей в химической технологии и т.д. Для производства же материалов с заданными физико-химическими свойствами или при создании атомных реакторов приходится опираться на результаты фундаментальных и прикладных исследований не только в физике и химии, но и в других отраслях естествознания и технических наук. Поскольку понятия «фундаментальная наука» и «прикладная наука» относительны, вполне можно говорить о непосредственных теоретических основах неклассических технических наук и более фундаментальных теоретических основах, взаимодействующих с этими науками опосредованно. При этом во всех типах знания, используемых в технике и технологии, существуют относительно самостоятельные эмпирические компоненты. Если классические технические науки подчас ошибочно относили к прикладным отраслям науки, то теперь такое утверждение тем более не отвечает современному уровню развития технического знания. В рамках самого этого знания можно выделить науки, которые выступают в качестве теоретического фундамента для специальных технических дисциплин и инженерных разработок. Поэтому нередко такие науки сегодня называют «общетехническими» или «теоретическими». Так, например, теоретическая электротехника служит тем фундаментом, на который опираются специальные технические дисциплины – теории электропривода, электрических машин, электроматериаловедения и т.п. То же самое можно сказать о теории сопротивления материалов, служащей основой для расчета прочности деталей машин, узлов и конструкций. Методы такого расчета изучаются соответствующими техническими дисциплинами.Сложная структура научно-технического знания и необходимость тесной и постоянной связи с инженерной деятельностью обусловливает наличие в неклассических технических науках одновременно фундаментальных, научно-технических и инженерных типов исследования. На это особое внимание обращает, в частности, В.Г.Горохов. По его мнению, фундаментальные исследования присущи не только естественным, но и техническим наукам. К фундаментальным, или поисковым, исследованиям он относит исследования, предпринимаемые для развития самой технической науки, вытекающие из внутренней логики движения ее понятий и теорий. Эти исследования рассчитаны на перспективу (пять лет и более). Они направлены на развитие определенной теории в конкретной дисциплине. Для этих исследований не планируются проектные результаты в ближайшем будущем. Признанным выходным результатом считаются публикации книг, учебников, статей, рецензий и т.д. На первых этапах поисковые, фундаментальные исследования в научно-технических дисциплинах осуществляются преимущественно специалистами из других областей научного знания (математиками, представителями родственной естественнонаучной дисциплины и т.д.). Критерий фундаментальности часто связывается со свободным поиском новых законов, принципов и идей. В результате этого поиска, с одной стороны, возрастает фундаментальность технических наук, делается органической их связь с исследованием глубинных сторон и соотношения явлений сторон действительности, а с другой – усиливаются технические аспекты «фундаментальных» наук (математики, физики, химии и др.). Вся система научного познания в итоге не только теснее, но и непосредственно связывается со сферой технического знания. Решение комплексных технических проблем приводит к постановке новых задач и способствует появлению новых отраслей и направлений фундаментальных исследований. В качестве примера приведем кибернетику, информацию, алгоритмы, моделирование. Их развитие показывает, что между фундаментальными и прикладными исследованиями имеются тесные взаимосвязи и взаимодействия. Неслучайно ряд ученых подчеркивают относительный и условный характер деления исследований на фундаментальные и прикладные. Например, П.Л.Капица считает, что деление науки на базисную (фундаментальную) и прикладную «во многом следует считать искусственным, и трудно указать точку, где кончается базисная и начинается прикладная наука»[27]. А.Ю.Ишлинский также подчеркивает, что «часто самые отвлеченные науки вносят крупный вклад в развитие общества… и наоборот, используя науку в различных областях знания, мы сталкиваемся с явлениями, которые приводят к важным открытиям фундаментального характера»[28]. Квантовая физика, например, отказывается от поиска основополагающих фундаментальных законов и склоняется к своего рода комплексному исследованию, описанию физических явлений с помощью системы пересекающихся моделей, представляемых каждый раз новой комбинацией частичных теорий. Такая перестройка уже началась и в сфере теории, и в области практики. Она связана с развитием более широкого, системного подхода к изучению и проектированию сложных систем, главным требованием которого является необходимость учета самых разнообразных факторов и последствий научного и инженерного действий. Научно-технические исследования являются «развитием и конкретизацией результатов фундаментальных исследований под решение определенного класса инженерных задач. Они планируются на срок от одного года до пяти лет и представляют собой научно-исследовательские разработки, результатом которых являются помимо отчетов методические рекомендации (для инженеров, проектировщиков, изобретателей и т.д.), руководящие технические материалы или техническое задание на опытно-конструкторскую работу»[29]. Эти исследования осуществляются представителями конкретной научно-технической дисциплины. Работа для них в данной области является основным видом деятельности. Инженерные (технические, прикладные) исследования, наоборот, проводятся в срок до одного года. Они представляют собой научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР). «Инженерные исследования, – пишет В.Г.Горохов, – включают предпроектное обследование, научное обоснование разработки, анализ возможности использования уже полученных научных данных для конкретных инженерных расчетов, эффективности разработки, а также необходимости проведения недостающих научных исследований и т.д… Инженерные исследования, как правило, осуществляются инженерами-проектировщиками, изобретателями, конструкторами, для которых научное исследование является побочной деятельностью. Иногда формируются специальные подразделения, из инженеров-исследователей. В отдельных случаях могут привлекаться эксперты-специалисты в области научно-технических исследований. Инженерные исследования проводятся в основном в отраслевых НИИ (с проектной тематикой), конструкторских бюро (КБ) и заводских лабораториях. Публикации в данном случае являются редкостью, исключением из правила»[30]. Неклассическая техническая теория, в отличие от классической, не строится по образцу естественнонаучной теории. Для нее характерно включение в теоретические исследования общей методологии. В настоящее время, по мнению В.Г.Горохова, выдвигаются два основных методологических идеала организации такого рода теоретических исследований: 1) В качестве методологической нормы построения современных технических наук рассматривается синкретизм развиваемых в них теоретических представлений, связанный с необходимостью использования самых различных наук и знаний при решении комплексных по своей сути инженерно-проектных задач. 2) Второй идеал связан с разработкой особых способов абстрактного изображения таких синкретических представлений, что стимулируется в первую очередь необходимостью применения в той или иной научно-технической дисциплине определенного математического аппарата и программных средств имитационного моделирования на ЭВМ. Оба этих методологических идеала равнозначны, рядоположены, являются взаимодополняющими способами организации теоретических знаний в неклассических технических науках. Для теоретических исследований этих наук, в отличие от технических наук классического типа, характерны междисциплинарность, системность, проблемная ориентация и т.д., так как «объектом исследования такого рода наук становятся не только технические средства, устройства, изделия, но и человеко-машинные, субъектно-объектные отношения, что роднит их с неклассической физикой»[31]. Главной особенностью теоретических исследований в современных технических науках являются преимущественно не внутридисциплинарные, как в классических технических науках, а междисциплинарные исследования, обусловленные процессом интеграции научно-технического знания. В последние десятилетия стали образовываться самостоятельные технические теории на стыке двух или более уже существующих наук, которые занимаются исследованием проблем, являющихся общими для тех отраслей знания, на границе которых они образовались; происходит дальнейший процесс сближения не только однородных теорий, исследующих одну и ту же форму движения материи, но и таких теорий, которые изучают разные области действительности (биотехнология, инженерная психология и др.). К середине XX в. дифференциация технических наук и инженерной деятельности достигла пределов, за которыми дальнейшее их развитие стало невозможным без проведения междисциплинарных исследований и системной интеграции самой инженерной деятельности. Именно тогда начали формироваться самые разные неклассические технические науки и соответствующие им сферы инженерной практики. В результате этого появились весьма «узкие» специалисты, знающие «все ни о чем», и «универсалисты», напротив, знающие «ничего обо всем». Наличие «универсалистов», по мнению В.Г.Горохова, необходимо для того, чтобы быстро находить решения комплексных проблем, для разрешения которых узкоспециализированным специалистам обычно требуется длительное время.Ныне процессы интеграции настолько захватили как многие области научно-технического знания, так и методы и средства познания, методологические приемы и процедуры теоретического исследования, что противоположные им процессы дифференциации оказались оттесненными на задний план. Это объясняется не только изменением характера предмета исследования, но и знанием основных форм движения материи, взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности этих форм, а также открытием ряда общих принципов и закономерностей развития действительности. Необходимость синтеза научных теорий, отражающих разные области действительности, детерминируется также тем, что возникающие узкоспециальные теоретические построения приводят к определенной разобщенности ученых, к их изоляции от других систем научно-технических знаний какой-либо другой области материального или духовного мира, когда, например, один математик перестает понимать другого математика. Такие ситуации неизбежно возникают и в других науках, если процесс формирования наук не сопровождается созданием определенных пограничных, междисциплинарных теоретических построений и более широких логически стройных и непротиворечивых систем научно-технических знаний, позволяющих рассматривать все входящие в них знания с некоторой общей точки зрения. Эта задача может быть выполнена путем соответствующего объединения технических теорий, ставших уже недостаточными для объяснения новых явлений и структурных образований, в новые, более общие теории, которые не отбрасывают прежние технические теории, а включают их в себя в качестве частных случаев. Осуществление синтеза научных теорий, отражающих различные стороны действительности, в единое теоретическое построение становится все более насущной необходимостью и даже одной из основных форм развития научно-технических знаний. За последние десятилетия значительно возросло число проблем, которые можно исследовать лишь средствами различных теорий и научно-технических дисциплин. Сегодня стало ясно, что междисциплинарные исследования приобретают в развитии научно-технических знаний все большее значение. Так, например, проблему освоения космоса, проблему механизации и автоматизации производства, экологическую проблему и многие другие проблемы невозможно исследовать средствами одной теории или научно-технической дисциплины. Сложная природа этих проблем требует объединения усилий нескольких, а порой и множества наук. Важно также подчеркнуть, что объединение различных научно-технических теорий вокруг какой-либо одной глобальной проблемы и внутренняя логика развития этой проблемы порождают новые ее аспекты, новые идеи и положения, требующие для своего исследования привлечения новых научных теорий и научно-технических дисциплин, что нередко приводит к тому, что такие междисциплинарные проблемы становятся общенаучными. Теперь общенаучными можно считать такие проблемы, как автоматизация и механизация производства, проблемы управления и ряд др. Исследование общенаучных проблем требует также изыскания и новых методов, форм и способов познания. Не случайно в научном познании стали появляться и приобретать большое значение такие методы познания, как системно-структурный, структурно-функциональный, вероятностный, информационный и др. Раньше, когда главным образом происходил процесс дифференциации научного знания, когда отпочковавшиеся науки развивались самостоятельно, относительно независимо от других наук, органическое единство естественных, технических, социально-гуманитарных наук проследить было трудно. В настоящее же время это единство выступает особенно отчетливо. И это единство определяется органическим единством мира, означающим, что все его области, части, стороны неразрывно связаны между собой, обусловливают друг друга, оказывают влияние друг на друга (разумеется, в разной степени). В настоящее время каждая отдельная область действительности изучается, как правило, не одной, а многими теориями, каждая из которых исследует свою, вполне определенную сторону этой области действительности. Именно поэтому сегодня уже нет, например, химии как одной науки, физики как особой науки, как было прежде, а существует целый комплекс физических наук, химических наук, биологических наук, технических наук и т.п. Более того, в процессе развития науки стало отчетливо проявляться неразрывное единство между такими ее областями, которые, как представлялось раньше, не имеют между собой ничего общего. Совсем недавно ученые были уверены, что, например, биологические и технические теории мало чем связаны между собой. Однако возникновение кибернетики опровергло это мнение. Возникла специальная наука – бионика (наука об особенностях строения и жизнедеятельности организмов для создания технических приборов, механизмов, систем и совершенствования существующих), которая объединяет в единое целое эти, казалось бы, совершенно различные теории. Особенно ускорился процесс взаимного сближения и взаимопроникновения естественных, технических и социальных теорий в последние десятилетия. Одним из первых обратил на это внимание академик М.В.Келдыш. Будучи Президентом АН СССР, он, в частности, сказал: «Нет резкой грани между науками общественными, естественными и техническими. Тенденция развития наук – дальнейшее укрепление союза между ними, их взаимосвязи. Например, применение методов статистики, теории вероятности в экономике намного усиливает эту область знания. Современные методы физики и химии проникают даже в археологию, математические методы – в лингвистику. Такие области соприкосновения и взаимодействия наук необходимо всемерно развивать, это сулит эффективные результаты как в практическом, так и в теоретическом отношении»[32]. Взаимосвязь наук создает условия для максимально эффективных исследований в области как фундаментальных, так и прикладных теорий, сближает и укрепляет союз исследователей в самых разных областях действительности, порождает возможность осуществлять междисциплинарные исследования, совместными усилиями представителей различных наук формировать теории, имеющие общенаучное значение. Путь современной науки – это масштабное использование многих научных и технических направлений, их синтез в единую неразрывно совершенствующуюся систему. Одним из ярких примеров осуществления такого синтеза является космонавтика, которая способствует изысканию новых путей подхода к изучению человека и общественных отношений, его духовного богатства и культурных ценностей. Она порождает ряд социальных проблем, связанных с развитием психологии (космической и медицинской), юридических наук (разработкой правовых норм исследования космоса и использования космического пространства), исследования космических цивилизаций и т.п. Органическая связь естественнонаучных, технических и социальных теорий проявляется также в единстве научных методов познания. Причем речь идет не только о всеобщем, диалектическом методе, но и об общих методах познания, таких, как эксперимент, анализ и синтез, моделирование, математические методы и др. Экономическая наука, например, не может эффективно разрабатывать теории наиболее плодотворного использования достижений науки и техники в народном хозяйстве без тесного сотрудничества с математическими, техническими, естественными, гуманитарными и другими общественными науками. Например, философия в содружестве с естествознанием осмысливают и обобщают новейшие достижения науки и техники, разрабатывают методологию научно-философского познания; естествознание помогает историографии уточнять исторические факты, хронологию и т.д. Разумеется, мы не говорим о том, что вообще исчезнут всякие грани между математическими, естественными, техническими и социально-гуманитарными науками. Мы считаем важным подчеркнуть лишь общую сущность этих наук, их единую природу. Многосторонность и дифференциация же научных теорий не только не сохранится, но и многократно возрастет. Поэтому систематизация научных теорий на различных этапах развития науки будет и впредь составлять важнейшую научную задачу. В качестве примера приведем классификацию неклассических технических теорий по степени их абстрактности, осуществленную Г.И.Рузавиным: 1) теории с наивысшей степенью абстрактности, отличающиеся наибольшей общностью в изучаемой области реал
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|