Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава V. Технонаука как предмет философского исследования




 

В предыдущих главах пособия рассматривались основные аспекты исторического процесса становления и развития технических наук, формирования методологии исследований в этой области знаний, принципы дисциплинарной организации и классификации технического знания.

Современный процесс научно-технологического развития выдвигает проблему философского исследования нового социального феномена, оказывающего огромное воздействие на технологическую и социальную среду. Этим объектом является технонаука. Термин появился в научной литературе в восьмидесятых годах ХХ в. и характеризует существующий в развитых странах тип взаимодействия науки, технологии и общества. В первую очередь имеется в виду новая форма производства знаний, когда традиционные аспекты этой деятельности – открытие и обоснование знания – теряют самодостаточность и ориентированы на удовлетворение потребностей общества, которые трактуются прежде всего в контексте развития высокотехнологичного бизнеса.

Становление технонауки обусловлено появлением новых технологий, обозначаемых собирательной аббревиатурой NBIC: нано-, био-, инфо- и когнитивные технологии. Они образуют поле так называемых конвергирующих технологий, которые обладают способностью взаимопроникновения и проявления в разных сферах человеческой деятельности. Н а этой основе они взаимно усиливают друг друга: новые разработки в одной из них создают стимулы и условия развития остальных.

Важнейшей особенностью этих технологий является то, что они имеют надотраслевой характер. Директор НИЦ «Курчатовский институт» член-корреспондент РАН М.В.Ковальчук отмечает, что информационные технологии выступают неким «обручем», методологически и теоретически объединяющим и интегрирующим разные научные дисциплины и технологии. Феномен взаимопроникновения технологий обусловлен единством природы на уровне атомно-молекулярной структуры, соотносится с наличием четырех базовых идеальных нанообъектов (атомы, гены, нейроны, биты), которые «на уровне наномасштаба… становятся взаимозаменяемыми»[38]. Роль нанотехнологий в этом синтезе заключается в том, что новые принципы создания материалов и их свойств способствуют возникновению единства естественных, технических дисциплин и технологий.

Схема NBIC-технологий:

 

 

Техногенная среда превращается в естественную среду развития науки. Происходит стирание граней между естественным и искусственным, фактически формируется отношение к природным объектам как «сырью, которое подлежит преобразованию, более или менее радикальным изменениям в соответствии с нашими замыслами и посредством наших технологий, во имя того, чтобы мы могли достичь своих целей» [39].

Объектом науки в последние десятилетия ХХ в. стали принципиально новые объекты— сложные саморазвивающиеся системы, включающие человека, их развитие не поддается контролю со стороны человека. Человекомерные системы стали объектом приложения конвергирующих технологий.

Одним из первых, кто обратил внимание на специфику исследовательской деятельности в условиях биотехнологической революции, был известный американский философ и социолог Ф.Фукуяма. В своей книге «Наше постчеловеческое будущее» он обосновывает следующий тезис: наиболее серьезная угроза, создаваемая современной биотехнологией, – это возможность изменения природы человека и в силу этого – перехода к «постчеловеческой фазе истории».

Фукуяма указывает три сценария возможного развития событий развернутого применения биотехнологий в обществе:

Первый связан с применением новых лекарственных средств. Человеческая личность является значительно более пластичной, чем предполагалось ранее. В будущем фармацевтические компании смогут делать лекарства под заказ отдельного пациента. Можно будет носить сегодня одну личность, на выходные – другую, усиливать одни черты характера (самооценку, способность к концентрации воли, сосредоточенности) и подавлять нежелательные (склонность к меланхолии).

Согласно второму сценарию,стволовые клетки позволят регенерировать практически любую ткань тела, и ожидаемая продолжительность жизни перевалит далеко за 100 лет. Сдвиг демографического равновесия будет иметь далеко идущие социальные последствия для общества, для понимания смысла жизни и смерти как базисных оснований существования человека.

Третий сценарий обращает внимание на то, что более обеспеченные слои общества будут иметь возможность контролировать с точки зрения качества свое потомство, т.е. проверять эмбрионы до имплантации и таким образом осуществлять desine baby («дитя проекта»).

Уже известно, что новые медицинские технологии порождают популяционно значимые эффекты в результате миллионов решений, которые люди принимают на индивидуальном уровне. Примером является резкое изменение соотношения полов в Азии.

В связи со стремительно расширяющимися возможностями биотехнологий активизировались сторонники трансгуманизма, которые, настаивая на неограниченных перспективах эволюции человека, развивают тезис о необходимости изменения самой природы Homo Sapiens. Программируется цель направленного «глобального техноконструирования человеческой личности», проведения своеобразного апгрейдинга человека. Снимая негативные смыслы термина «постчеловек», сторонники «техноэволюции» вводят понятие «техночеловек», которое, на их взгляд, лучше всего характеризует существующую направленность техно- и биоэволюции.

Нано- и нанобиотехнологии относятся к наиболее перспективным и многообещающим направлениям научно-технического прогресса. Речь идет о возникновении новой технологической культуры, которая позволяет непосредственно оперировать атомами и молекулами для конструирования новых материалов с заранее заданными свойствами. В этой ситуации возникает проблема потенциальных рисков и угроз широкого применения нанотехнологий. Специалисты отмечают, что получение необходимых данных о детерминированных и стохастических (вероятностных) эффектах воздействия этих инноваций на человека находятся в начальной фазе и процесс изучения проблемы будет сложным и длительным.

Российский исследователь В.И.Аршинов, рассматривая модель NBIC, представляет нанотехнологии синергетическим параметром порядка, возникновение которого связано с конкуренцией и отбором среди различных возможных упорядоченных состояний. В этом комплексе, подчиняющим своей логике процесс эволюции конвергентных технологий, нанообъекты становятся фокусом синергетической интеграции.

Когнитивные технологии нацелены на моделирование и воспроизведение психических состояний и явлений сознания на небиологической основе.

Поскольку технонаука стирает различия между природными и искусственными системами, то ее объекты не являются в действительном смысле природными феноменами, а также моделями природных объектов в классическом понимании. Начиная с введения в квантовую физику принципа дополнительности Бора, субъект научного познания осознает свою включенность в результаты познавательной деятельности. В парадигме технонауки это подразумевает не только присутствие параметров измерительных приборов в эксперименте, но и конструирование новых фрагментов реальности на основе включения созданной машинерии в материальные условия производства знаний. Фактически формулируется новая постановка онтологической проблемы взаимодействия науки и исследуемых ею объектов.

В социогуманитарном знании активно проявляется направление социального конструкционизма, утверждающее, что любая реальность является социально сконструированной, то есть зависимой от совокупности языковых описаний мира, принятых в данной социокультурной ситуации (понятие дискурса), и социального опыта субъекта познания. Идеи социального конструкционизма применительно к сфере науки оказываются наиболее радикальными. Открытие субатомной частицы бозона Хиггса с этой позиции можно объяснить как создание теоретического концепта на основе многолетних ожиданий в научной среде разрешения проблемы некого механизма, благодаря которому все элементарные частицы, имеющие массу, существуют, что в конечном счете работает на подкрепление Стационарной концепции, фундаментальной для современной науки.

Эпистемологический аспект исследования технонауки подразумевает выяснение ее соотнесенности с понятием истины и раскрытие специфики методологии. Классическое понимание истинности знания как возможности сопоставимости его с действительностью в этом контексте не работает. Актуализировалась инструменталистская концепция У.Джеймса и Дж.Дьюи, в которой истинность знания подтверждается его практической полезностью, эффективностью. В современном постмодернистском сознании понятие пользы и эффективности раскрывается через социальное действие. В связи с этим большой интерес представляют исследования, рассматривающие развитие технологий как результат взаимодействия социальных групп, определяющих посредством своих совокупных действий технологический фрейм и способствующих профилизации новаций. Используется понятие доместикации технологии по аналогии с процессом одомашнивания растений и животных в истории цивилизации. «Современный ″человек экономический″ – это уже не индивидуальный агент. Он эффективен только благодаря многочисленным ″протезам″ (prostheses), которые наделяют его калькулятивными способностями. Этими протезами являются мобильный телефон, компьютер, кассовый аппарат, экономическая формула и т.п. Таким образом, современный субъект – это гибрид, социотехническое устройство (STA, sociotechnical agencement), которое включает индивида, его связи и материальную среду, благодаря которым он способен калькулировать»[40].
Для понимания специфики методологии технонауки обратимся к понятию междисциплинарности современного технического знания, которое рассматривалось в третьей главе данного пособия. Междисциплинарность подразумевает перенос идей, средств и способов исследования, которые исторически присущи какой-либо дисциплине, в другие, возможно весьма далекие от первоначальной.

В применении к технонауке актуальным становится понятие трансдисциплинарности, которое означает перенос когнитивных (познавательных) схем из одной дисциплинарной области в другую. Такого рода эффективной схемой является синергетическая методология, работающая с открытыми, нелинейными системами, стремящимися к поддержанию динамического равновесия. Технонаука создает социотехнические системы, искусственные природоподобные конструкции, которые не только отвечают потребностям общества, но и сами активно формируют социальную среду. Человек включен в социотехнические системы и в качестве новых смыслов методологии возникают практики коммуникации – обсуждения, поиски адекватных решений, обретение понимания.

Примерами трансдисциплинарной методологии являются возникновение эволюционного моделирования, социальной синергетики, технологии принятия решения, например, технологии форсайта (долгосрочного прогнозирования), гуманитарной экспертизы. При создании социотехнических систем проявляются особенности и традиционных методологических средств: технического конструирования и моделирования. Принципиальным моментом является формирование метода системного проектирования, суть которого рассматривалась в третьей главе настоящего пособия. Системное проектирование предполагает, что специалист не просто решает конкретную техническую задачу, но формирует целостный контекст, включающий в себя также те или иные организационные решения, институциональные структуры, сети социальных связей и т. д. В качестве таких проектов выступают концепции «умного дома», «умного города».

Представители философии и социологии науки подчеркивают, что феномен технонауки обусловливает новые формы существования науки как социального института, изменение системы социальных отношений, в которые включена исследовательская деятельность. В фундаментальном труде российских ученых, посвященном современному статусу научного знания, отмечается, что «между передним краем науки и рынком инноваций сформировалась пограничная зона инвестиций и рискового бизнеса.., где святость очень многих правил поведения часто приносится в жертву стремлению к успеху»[41]. Государство в целях эффективного развития инноваций идет на то, чтобы ослабить в этой сфере действие ряда правовых норм. Соответствующие трансформации происходят и внутри этоса прикладной науки. К числу наиболее важных факторов относятся: жесткая зависимость от финансирования, развитие коммуникативных практик внутри сообщества и диалога с обществом, размывание понятия ответственности исследователя, осознание социогуманитарной экспертизы как необходимого этапа в оценке процесса и результата исследования.

Концепция социального прогресса через развитие технонауки получила свое развернутое выражение в американской программе «Конвергирующие технологии для улучшения человеческих способностей» (Converging Technologies for Improving Human Perfomances 2002). Отметим, что именно эта программа, подготовленная под руководством М.Роко и В. Бэйнбриджа, в качестве основополагающей цели развития конвергентных технологий сформулировала задачу «улучшения человеческой природы». Взаимодействие общества и технонауки в американской программе определяется как коэволюция, предполагающая относительную независимость совместно эволюционирующих объектов, которые связаны друг с другом лишь внешними взаимодействиями. Документ в виду своей значимости широко обсуждался в среде ученых, политиков, экономистов и социологов.

Спустя два года ученые Евросоюза создали документ «Конвергирующие технологии для европейского общества знаний» (Converging Technologies for European Knowledge Society 2004), в котором идея поступательного развития общества рассматривается как процесс сознательного проектирования будущих состояний, участия структур общественности в обсуждении и регулировании технологических прогнозов и рисков. Первая модель взаимодействия общества и науки в англоязычной литературе обозначается термином downstream («плывущий по течению»), в свою очередь европейская позиция скорее может быть обозначена термином upstream («следующий вверх по течению»).

Для технонауки актуально формирование механизмов отбора технологических новаций, которые формируются в русле парадигмы технологической конвергентности. Эта процедура проявляется как социогуманитарная экспертиза, ориентирующаяся в оценке социального факта на критерии экономичности, результативности, целесообразности.Наиболее неопределенный критерий в данной процедуре – понятие целесообразности.Для современных технологий принято различение Hi-Tech и Hi-Hume. Смысл последних представляется в литературе неоднозначно, характерен акцент на значимость этих технологий как средства манипуляции людьми путем конструирования целей и управления их действиями. Но все же главные смыслы гуманитарных технологий – это создание согласованного характера действия через выработку понятных ориентиров действий. Смысл термина «гуманитарный» становится понятным, поскольку технологии обращены к социальному поведению людей.

В последние десятилетия обнаружилось рассогласование темпов развития технологической и социальной сфер, так как Hi-Tech опережают темпы развития социальной сферы. Осмысление масштабов развертывания технонауки, значимость ее проектов и вместе с тем принципиальная сложность и непредсказуемость возможных последствий безусловно сопряжены с применением гуманитарных технологий. Осознание этих процессов привело к поискам путей соединения возможностей НБИК-технологий с достижениями социально-гуманитарных наук и технологий. Таким образом, аббревиатура НБИК обрастает очень значимым дополнением – НБИКС: нано-, био-, инфо-, когно- и социогуманитарные технологии в диалектическом взаимодействии. Отметим, что опыт подобных исследований разворачивается у нас в стране в НБИКС-центре Курчатовского института.

Понятие «технонаука» стремительно вошло в фокус философского и социологического исследования. В русле развития этих процессов актуализируются не только проблемы взаимодействия науки и технологии, изменения инженерно-технического типа рациональности, трансформации методологии. В рамках формирующегося нового технологического уклада, как и в другие переломные эпохи, вновь возникает необходимость осмысления вечных философских проблем: соотношение природы и культуры, сущность человека и смысл жизни, понимание истины, соотношение истины и нравственности, понимание сути социального прогресса.

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение 1. Классификация технических наук по объекту

(модель О.М.Волосевича, В.И.Кобзаря, В.В.Чешева)

  Ф и л о с о ф и я  
  М е т а н а у к и  
 
   
   

 

     
         
  Технические науки о материалах   Технические науки об устройствах   Технологические науки  
           

 

 

Приложение 2. Классификация комплексов технических знаний

(модель О.М.Волосевича, В.И.Кобзаря, В.В.Чешева)

 

 

Приложение 3. Общая классификация наук как отражение

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...