Методика обучения монологической речи
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Методика обучения монологической речи Приемы обучения рассказыванию В трудах Е. И. Тихеевой, Е. А. Флериной, Л. А. Пеньевской, О. И. Соловьевой, М. М. Кониной, А. М. Бородич, Э. П. Коротковой, О. С. Ушаковой и других показана роль рассказывания в развитии связности детской речи, раскрыто своеобразие использования приемов обучения разным видам монологической речи. Выделены и апробированы в многолетней практике следующие приемы. Совместное рассказывание. Этот прием представляет собой совместное построение коротких высказываний, когда взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает. Он применяется в младших группах, преимущественно в индивидуальной работе, а в средней со всеми детьми. Воспитатель планирует высказывание, задает его схему, называя начало предложения, подсказывает последовательность, способы связи («Жила-была девочка. Однажды она... А навстречу ей... »). Совместное рассказывание сочетается с драматизацией разных сюжетов. Образец рассказа — это краткое живое описание предмета или изложение какого-либо события, доступное детям для подражания и заимствования. Образец рассказа наиболее широко применяется на первоначальных этапах обучения. Образец подсказывает ребенку примерное содержание, последовательность и структуру монолога, облегчает подбор словаря, грамматических форм, способов внутритекстовой связи. Воспитатель при этом поощряет элементы самостоятельности детей, однако допускает на первых порах, особенно в младшей и средней группах, буквальное подражание образцу. Для развития самостоятельности и творчества детей рассказ-образец не должен быть исчерпывающим, охватывать, например, все содержание картины или какой-либо темы. Такой образец служит опорой для рассказывания о других эпизодах. В противном случае он будет сковывать детскую мысль, провоцировать детей на дублирование услышанного от воспитателя.
Как разновидность образца рассказа используется частичный образец — начало или конец рассказа. Образец повествовательного и описательного рассказа, по мнению А. М. Бородич, В. В. Гербовой, В. И. Яшиной и многих других, должен быть: — небольшим по объему; — логичным и завершенным текстом, соответствующим структуре того или иного типа монолога; — эталоном правильности речи во всех отношениях (грамматической, орфоэпической, фонетической и т. п. ); — характеризоваться яркостью и образностью языка, эмоциональностью. Примером образца описания может служить лаконичный и последовательный рассказ В. В. Гербовой, эмоциональный благодаря ярким характеристикам цыпленка: Это утенок Кряк. Он желтенький и пушистенький. Сам он большой и толстый, а крылышки малюсенькие. Глаза у Кряка как большие черные пуговицы, а клюв желтый, плоский. Кряк надел берет и, важно переваливаясь, идет: кряк-кряк-кряк. Образец может использоваться не только перед упражнением детей в рассказывании, но и после того, как дети попытаются создать свои монологи. Обучающее влияние подобного использования образца в том, что дети при сравнении своих монологов с монологом воспитателя могут услышать не только то, как надо рассказывать, но и заметить свои недочеты. Образец может предлагаться детям параллельно с упражнением детей в рассказывании (прием параллельного рассказывания). Этот прием А. А. Зрожевская называет: «Расскажи вместе со мной». Роль параллельного рассказывания заключается в том, что педагог пошагово учит ребенка создавать связный текст. Чаще всего этот прием применяется для обучения детей описанию. Вот пример параллельного описания разных машинок педагогом и ребенком:
— У меня машинка-фургон. — А у меня грузовая машинка. — У моей машинки фургон светлый, а кабина оранжевая. — А у моей машинки и кузов, и кабина — зеленые. — У машинки-фургона с каждой стороны по пять больших черных колеса: одна пара — у кабины и четыре пары — у фургона. — А у моей машинки по три колеса с каждой стороны. Они тоже черные и большие. Этот прием значительно обогащает обучающее влияние. Используя его, педагог имеет возможность: — направлять восприятие ребенка на признаки описываемого объекта, — давать ему образец последовательного перечисления признаков в описании, изложения событий в повествовании, аргументации в речи-рассуждении; — демонстрирует различные способы межфразовой связи. Позже для подобного упражнения можно брать: а) разные предметы, но имеющие сходное строение (например, игрушечные медвежонок и слоник); б) совершенно не сходные предметы (кукла и утенок). Аналогично прием параллельного рассказывания можно использовать при обучении детей другим типам монолога. Повторение (пересказ) детьми образца воспитателя допустимо на первых порах обучения монологу. Позже, например, при описании, когда в процессе обучения будет использоваться не один, а несколько предметов (игрушек), повтор образца не нужен, поскольку воспитатель описывает один объект, а дети — другой. Образец составляется педагогами заранее, поскольку только заранее продуманная речевая деятельность педагога, заблаговременное обдумывание образца дает возможность добиться его соответствия всем требованиям и того, чтобы образец стал для детей достойным эталоном Анализ образца рассказа привлекает внимание детей к последовательности и структуре рассказа. Сначала воспитатель сам поясняет, с чего начинается рассказ, о чем говорится потом и какова концовка. Постепенно к разбору содержания и структуры образца привлекаются дети. Этот прием направлен на ознакомление детей с построением разных типов монологов, он подсказывает им план будущих рассказов. Другим прямым обучающим приемом является план рассказа. План в четкой и сжатой форме показывает воспитанникам структуру монолога, его последовательности. План монолога для дошкольников должен состоять не более чем из 3—4 пунктов. Большее количество пунктов детям трудно удержать в памяти. Например, при отсутствии образца описания можно предложить такой план: «Вначале нужно назвать игрушку, которую вы хотите купить, а затем указать ее цвет, размер, из чего она сделана и что в ней особенного». Или пример плана для повествования: «Придумайте рассказ о том, как мальчик Сережа помог Наташе, которая попала в беду на прогулке. Придумайте, когда это было. Где играла Наташа? Что с ней случилось? Как Сережа помог ей в беде? ».
План повествования может сочетаться с коллективным обсуждением отдельных пунктов плана, в ходе которого разбираются разные варианты их содержания. Например, разбирая пункт «Что случилось с Наташей на прогулке? », дети обдумывают разные ситуации того, что могло случиться с девочкой, в случае затруднений педагог выдвигает свои варианты, по ассоциации с которыми дети могут предложить и другие варианты. Такой разбор пунктов плана «включает» воображение детей на поиск других оригинальных, новых для них поворотов событий. План рассказа может быть не только словесным, но и наглядным в виде модели монологического высказывания, схематично отражающей его содержание и последовательность. В подготовительной к школе группе используется также совместное составление плана педагогом и детьми, а также самостоятельное продумывание детьми плана своих рассказов. Коллективное составление рассказа преимущественно используется на первых этапах обучения рассказыванию. В процессе последовательного обсуждения плана дети вместе с воспитателем отбирают наиболее интересные высказывания и объединяют их в целостный рассказ. Воспитатель может повторить весь рассказ целиком, вставляя и свои фразы. Затем рассказ повторяют дети. Ценность этого приема состоит в том, что он позволяет наглядно представить весь механизм составления связного текста, активизировать всех детей.
Другой разновидностью этого приема является составление рассказа подгруппами — «командами». Например, в рассказывании по серии сюжетных картинок дети сами определяют внутри группы, кто будет рассказывать по каждой из картинок; в рассказывании на свободную тему дети обсуждают содержание и форму рассказа, вместе составляют его текст и предлагают вниманию всей группы. Составление рассказа по частям — по существу также разновидность коллективного рассказывания, при котором каждый из рассказчиков создает часть текста, как в приведенном выше примере рассказывания по серии сюжетных картинок. Этот прием используется при описании многоэпизодных картинок, в рассказывании из коллективного опыта, когда легко выделить отдельные объекты, подтемы. Моделирование используется в старшей и подготовительной к школе группах. Модель — это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные стороны и свойства объекта. По мнению Н. И. Жинкина, любые явления языка требуют определенной материализации, наглядно демонстрирующей их закономерности. Использование схем-моделей помогает наглядно представить структуру и содержание монологов и добиться достаточно ощутимых результатов в обучении детей монологу. Используются разные виды моделей. Ориентирами для последовательного, логичного описания игрушек, натуральных предметов, времен года могут выступать схемы, отражающие посредством определенной символики основные микротемы описания. Интересный опыт применения подобных схем изложен в статье Т. Ткаченко. Описание. Лист картона 45 х 30 см делится на квадраты по количеству признаков предметов, о которых нужно рассказать. В каждый квадрат помещают символы, подсказывающие детям последовательность изложения. Для описания игрушек, например, предлагаются 6 квадратов: 1) цвет (цветовые пятна); 2) форма (несколько геометрических фигур); 3) величина (два мяча разной величины); 4) материал (наклеенные фольга, дерево); 5) части игрушки (пирамидка с разобранными кольцами); 6) действия с игрушкой (рука с разведенными пальцами). Символика помогает детям определить главные признаки игрушки, удержать в памяти последовательность описания.
Словесно этот наглядный план может быть передан так: расскажи, какого цвета игрушка, какой она формы и величины, из какого материала сделана и как с ней можно играть. Аналогичны схемы-модели описания других объектов (посуды, одежды, времен года и т. д. ). (См. методическое пособие Ткаченко). В схеме описания предметов посуды «величина» представлена изображением большой и маленькой чашки, а структура — контуром чайника, части которого слегка раздвинуты.
Описанные схемы превосходно моделировали содержание и последовательность описания, однако для усвоения детьми наиболее характерной, параллельной (лучевой) межфразовой связи подходили схемы, передающие этот вид связи наглядно.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|