Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика обучения монологической речи




Методика обучения монологической речи

Приемы обучения рассказыванию

В трудах Е. И. Тихеевой, Е. А. Флериной, Л. А. Пеньевской, О. И. Соловьевой, М. М. Кониной, А. М. Бородич, Э. П. Коротковой, О. С. Ушаковой и других показана роль рассказывания в развитии связности детской речи, раскрыто своеобразие использования приемов обучения разным видам монологической речи. Выделены и апроби­рованы в многолетней практике следующие приемы.

Совместное рассказывание. Этот прием представляет собой совместное построение коротких высказываний, когда взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает. Он применяется в младших группах, преимущественно в ин­дивидуальной работе, а в средней со всеми детьми. Воспи­татель планирует высказывание, задает его схему, называя начало предло­жения, подсказывает последовательность, способы связи («Жила-была девочка. Однажды она... А навстречу ей... »). Совместное рассказывание сочетается с драматизацией раз­ных сюжетов.

Образец рассказа это краткое живое описание пред­мета или изложение какого-либо события, доступное де­тям для подражания и заимствования. Образец рассказа наиболее широко применяется на пер­воначальных этапах обучения. Образец подсказывает ре­бенку примерное содержание, последовательность и струк­туру монолога, облегчает подбор словаря, грам­матических форм, способов внутритекстовой связи. Воспитатель при этом поощряет эле­менты самостоятельности детей, однако допускает на пер­вых порах, особенно в младшей и средней группах, бук­вальное подражание образцу. Для развития самостоятельности и творчества детей рассказ-образец не должен быть исчерпывающим, охватывать, например, все содержа­ние картины или какой-либо темы. Такой образец слу­жит опорой для рассказывания о других эпизодах. В про­тивном случае он будет сковывать детскую мысль, про­воцировать детей на дублирование услышанного от вос­питателя.

Как разновидность образца рассказа используется час­тичный образецначало или конец рассказа.

Образец повествовательного и описательного рассказа, по мнению А. М. Бородич, В. В. Гербовой, В. И. Яшиной и многих других, должен быть:

—    небольшим по объему;

—    логичным и завершенным текстом, соответствующим структуре того или иного типа монолога;

—    эталоном правильности речи во всех отношениях (грамматической, орфоэпической, фонетической и т. п. );

—    характеризоваться яркостью и образностью языка, эмоциональностью.

Примером образца описания может служить лаконичный и последовательный рассказ В. В. Гербовой, эмоциональный благодаря ярким характеристикам цыпленка:

Это утенок Кряк. Он желтенький и пушистенький. Сам он большой и толстый, а крылышки малюсенькие. Глаза у Кряка как большие черные пуговицы, а клюв желтый, плоский. Кряк надел берет и, важно переваливаясь, идет: кряк-кряк-кряк.

Образец может использоваться не только перед упражнением детей в рассказывании, но и после того, как дети попытаются создать свои монологи. Обучающее влияние подобного использования образца в том, что дети при сравнении своих монологов с монологом воспитателя могут услышать не только то, как надо рассказывать, но и заметить свои недочеты.

Образец может предлагаться детям параллельно с упражнением детей в рассказывании (прием параллельного рассказывания). Этот прием А. А. Зрожевская называет: «Расскажи вместе со мной». Роль параллельного рассказывания заключается в том, что педагог пошагово учит ребенка создавать связный текст. Чаще всего этот прием применяется для обучения детей описанию. Вот пример параллельного описания разных   машинок педагогом и ребенком:

— У меня машинка-фургон. — А у меня грузовая машинка.

— У моей машинки фургон светлый, а кабина оранжевая.

— А у моей машинки и кузов, и кабина — зеленые.

— У машинки-фургона с каждой стороны по пять больших черных колеса: одна пара — у кабины и четыре пары — у фургона.

— А у моей машинки по три колеса с каждой стороны. Они тоже черные и большие.

Этот прием значительно обогащает обучающее влияние. Используя его, педагог имеет возможность:

—    направлять восприятие ребенка на признаки описываемого объекта,

—    давать ему образец последовательного перечисления признаков в описании, изложения событий в повествовании, аргументации в речи-рассуждении;

—    демонстрирует различные способы межфразовой связи. Позже для подобного упражнения можно брать:

а) разные предметы, но имеющие сходное строение (например, игрушечные медвежонок и слоник);

б) совершенно не сходные предметы (кукла и утенок).

Аналогично прием параллельного рассказывания можно использовать при обучении детей другим типам монолога.

Повторение (пересказ) детьми образца воспитателя допустимо на первых порах обучения монологу. Позже, например, при описании, когда в процессе обучения будет использоваться не один, а несколько предметов (игрушек), повтор образца не нужен, поскольку воспитатель описывает один объект, а дети — другой.

Образец составляется педагогами заранее, поскольку только заранее продуманная речевая деятельность педагога, заблаговременное обдумывание образца дает возможность добиться его соответствия всем требованиям и того, чтобы образец стал для детей достойным эталоном

Анализ образца рассказа привлекает внимание детей к последовательности и структуре рассказа. Сначала воспи­татель сам поясняет, с чего начинается рассказ, о чем го­ворится потом и какова концовка. Постепенно к разбору содержания и структуры образца привлекаются дети. Этот прием направлен на ознакомление детей с построением разных типов монологов, он подсказывает им план буду­щих рассказов.

Другим прямым обучающим приемом является план рассказа. План в четкой и сжатой форме показывает воспитанникам структуру монолога, его последовательности. План монолога для дошкольников должен состоять не более чем из 3—4 пунктов. Большее количество пунктов детям трудно удержать в памяти. Например, при отсутствии образца описания можно предложить такой план: «Вначале нужно назвать игрушку, которую вы хотите купить, а затем указать ее цвет, размер, из чего она сделана и что в ней особенного». Или пример плана для повествования: «Придумайте рассказ о том, как мальчик Сережа помог Наташе, которая попала в беду на прогулке. Придумайте, когда это было. Где играла Наташа? Что с ней случилось? Как Сережа помог ей в беде? ».

План повествования может сочетаться с коллективным обсуждением отдельных пунктов плана, в ходе которого разбираются разные варианты их содержания. Например, разбирая пункт «Что случилось с Наташей на прогулке? », дети обдумывают разные ситуации того, что могло случиться с девочкой, в случае затруднений педагог выдвигает свои варианты, по ассоциации с которыми дети могут предложить и другие варианты. Такой разбор пунктов плана «включает» воображение детей на поиск других оригинальных, новых для них поворотов событий.

План рассказа может быть не только словесным, но и наглядным в виде модели монологического высказывания, схематично отражающей его содержание и последовательность.

В подготови­тельной к школе группе используется также со­вместное составление плана педагогом и детьми, а также самостоятельное продумывание детьми плана своих рас­сказов.

Коллективное составление рассказа преимущественно используется на первых этапах обучения рассказыванию. В процессе последовательного обсуждения плана дети вместе с воспитателем отбирают наиболее инте­ресные высказывания и объединяют их в целостный рас­сказ. Воспитатель может повторить весь рассказ целиком, вставляя и свои фразы. Затем рассказ повторяют дети. Цен­ность этого приема состоит в том, что он позволяет на­глядно представить весь механизм составления связного текста, активизировать всех детей.

Другой разновидностью этого приема является состав­ление рассказа подгруппами — «командами». Например, в рассказывании по серии сюжетных картинок дети сами определяют внутри группы, кто будет рассказывать по каж­дой из картинок; в рассказывании на свободную тему дети обсуждают содержание и форму рассказа, вместе составля­ют его текст и предлагают вниманию всей группы.

Составление рассказа по частям — по существу также разновидность коллективного рассказывания, при котором каждый из рассказчиков создает часть текста, как в приве­денном выше примере рассказывания по серии сюжетных картинок. Этот прием используется при описании многоэпизодных картинок, в рассказывании из коллективного опыта, когда легко выделить отдельные объекты, подтемы.

Моделирование используется в старшей и подготовитель­ной к школе группах. Модель — это схема явления, отра­жающая его структурные элементы и связи, наиболее су­щественные стороны и свойства объекта.

По мнению Н. И. Жинкина, любые явления языка требуют определенной материализации, наглядно демонстрирующей их закономерности. Использование схем-моделей помогает наглядно представить структуру и содержание монологов и добиться достаточно ощутимых результатов в обучении детей монологу.

Используются разные виды моделей. Ориентирами для последовательного, логичного описа­ния игрушек, натуральных предметов, времен года могут выступать схемы, отражающие посредством опреде­ленной символики основные микротемы описания. Инте­ресный опыт применения подобных схем изложен в статье Т. Ткаченко.

Описание. Лист картона 45 х 30 см делится на квадраты по количеству призна­ков предметов, о которых нужно рассказать. В каждый квадрат помещают символы, подсказывающие детям последовательность изложения. Для описания игрушек, например, предлагаются 6 квадратов: 1) цвет (цве­товые пятна); 2) форма (несколько геометрических фигур); 3) величина (два мяча разной величины); 4) материал (наклеенные фольга, дерево); 5) части игрушки (пирамидка с разобранными кольцами); 6) действия с игрушкой (рука с разведенными пальцами). Символика помогает детям определить главные признаки игрушки, удержать в памяти последова­тельность описания.

Словесно этот наглядный план может быть передан так: расскажи, какого цвета игрушка, какой она формы и величины, из какого материала сделана и как с ней можно играть. Аналогичны схемы-модели описания других объектов (посуды, одежды, времен года и т. д. ). (См. методическое пособие Ткаченко).

В схеме описания предметов посуды «величина» представлена изображением большой и маленькой чашки, а структура — контуром чайника, части которого слегка раздвинуты.

Описанные схемы превосходно моделировали содержание и последовательность описания, однако для усвоения детьми наиболее характерной, параллельной (лучевой) межфразовой связи подходили схемы, передающие этот вид связи наглядно.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...