Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Единство обучения и воспитания как условие целостного

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.

Понятие "процесс" происходит от латинского слова "процессус", означающего "движение вперед", "изменение". Педагогический процесс подразумевает взаимодействие педагога и воспитанника, направленное на достижение поставленной цели. Как правило эта цель связана с потребностями общества. Зачастую в качестве цели выдвигается формирование всесторонне и гармонически развитой личности. Но, как видно их истории воспитания и обучения, на разных этапах социального развития в это понятие вкладывался совем неодинаковый смысл. Православная педагогика опирается на христианское учение о вечной жизни, цель жизни и цель воспитания сливаются в одну - спасение души. Специфика цели определяет особенность построения и протекания педагогического процесса.

 Педагогический процесс в рамках православной педагогики можно представить как совместный путь учителя и ученика к Богу. Таким образом, в структуру педагогического процесса включается еще один компонент. Если в светской педагогике взаимодействие происходит в системе учитель-ученик или воспитатель-воспитуемый, то в православной - учитель руководствуется Евангельским законом: "Без Меня не можете творить ничесоже".

 Отсюда вырисовывается следующая схема Бог - учитель - ученик. Следовательно, педагогическая деятельность невозможна без стремления сообразовать ее с волей Божией.

 Мир, человек, его отношения с людьми рассматриваются в целостности. Целостность является основным свойством христианской жизни. Обратимся к истокам этого понятия. Учение отцов Церкви, в том числе и святителя Иоанна Златоустого, всецело основывается на Священном Писании. Библейская история повествует о грехопадении человечества в лице первых людей Адама и Евы. Грехопадение послужило причиной нарушения целостности, гармонии в природе, в человеке, Воссоздание целостности стало основным стремлением человека в христианстве. Любая часть христианской жизни рассматривается не как отдельный компонент, а в связи с целым.

 Процесс воспитания и обучения как одна из важнейших сторон человеческой деятельности характеризуется целостностью. Православной педагогике присущ антропологический подход. Педагог в первую очередь должен заботиться не о трансформации знания, но о целостной личности ребенка, проявлять интерес к ребенку как к индивидуальности, знать его во всех проявлениях, познакомиться с его семьей, окружением. Иначе говоря учитель совмещает и обучающую, и воспитывающую функцию.

 Так мы подошли к одному из принципов, на которых базируется педагогический процесс - единство воспитания и обучения. В христианской педагогике принято не разводить эти понятия в разные стороны. В светской педагогике этот вопрос остается дискуссионным. В истории педагогики отмечались периоды, когда акцент делался то на воспитание, то на обучение. Но большинство передовых мыслителей не противопоставляли эти процессы друг другу, признавая их диалектическое единство как условие целостности развития личности. Можно сослаться на примеры Дистервега, Гербарта, считавших необходимым условием целостного педпроцесса "воспитывающее обучение" и "обучающее воспитание".

 Единство процессов воспитания и обучения проявляется в общности цели - развить личность ребенка с тем хорошим, что в ней заложено Творцом. Специфика христианского обучения в отличие от светского связана с характером знания, которое должно преподноситься ребенку. Для начала отметим, что принятое за истину мнение о несовместимости веры и знания, вряд ли соответствует действительности. Обучение, под которым мы понимает передачу научных знаний, никогда не отвергалось христианством. Более того, в доказательство можно привести примеры Иоанна Златоустого, Василия Великого, которые не только не отрицали учения, но и советовали знакомиться с языческими науками и брать из них полезное. В круг наук входили красноречие, риторика, философия, естествознание. Познавать природу, считал святитель Иоанн, нужно. Творения, по его мнению, являются средством познания Бога, отражением его премудрости, "они (творения) не виноваты в том, что люди воздали им похвалу, достойную Творца". Но, признавая учение светское, отцы считали высшим учение христианское, так как именно второе было необходимым условием спасения души. Христианское знание давало представление о Боге, о душе, смысле жизни, спасении. Учение научное и божественное как ветви одного дерева. Синтез этих знаний составляет одно неделимое целое.

 Прочтение творений Иоанна Златоустого позволяет сказать, что в четвертом веке в педагогике Византии не было четкого разграничения процессов обучения и воспитания. Человек, который приставлялся к ребенку, нес одновременно две функции - обучения и воспитания. Кроме того, второе считалось важнее первого. Цель христианского образования - человек с его моральными качествами. Воспитание расценивалось как первый шаг подготовки ребенка к жизни земной и жизни вечной. Чтобы начать обучение, считал святитель, важно сначала заложить фундамент "доброй нравственности". Иоанн Златоуст, обращаясь к родителям, писал: "Когда мы хотим ознакомить детей с науками, то не только устраняем препятствия к учению, но и приставляем к нему воспитателей и учителей, издерживаем деньги, освобождаем их от других занятий, и чаще чем приставники на олимпийских играх говорили им о бедности от неучения и богатстве от учения". Отметим, что святитель не ограничивается тем, что говорит, организуя ученье мы приставляем к ребенку учителей, но добавляет еще и воспитателей, то есть обучение должно обязательно носить воспитывающий характер. Далее Иоанн Златоуст продолжает: "А скромность нравов и строгость доблестной жизни, неужели по вашему мнению придут сами собою. Что может быть хуже этого неразумия - на самое легкое обращать столько внимания и забот, а о гораздо более трудном думать, что оно, как бы что-нибудь пустое и ничтожное, сбудется и при нашем сне? Но любомудрие души настолько труднее и тяжелее изучения наук, насколько деятельность труднее разглагольствования и насколько дела труднее слов" [свт.Иоанн Златоуст. - Т.1. - Кн.1. - Слово III к верующему отцу. - С.96].

 Обучение бесцельно, если оно не образует человека как "человека", то есть не просто человека разумного, но человека морального,. Знание не оправдывает себя, считает святитель, если оно не приносит плод нравственности, не дает пользу окружающим, если служит поводом для тщеславия, корысти, зависти и других пороков, "делает душу бесплодной и неспособной ни к чему доброму".

 С другой стороны, не только обучение должно быть воспитывающим, но и воспитание обучающим.

 "Блаженный Павел, - пишет Иоан Златоуст, - настоятельно убеждая, говорил: отцы, воспитывайте чада в наказании и учении Господни" [Еф. VI, 4]. Божественное учение носит нравственный характер, при правильном восприятии и умелом руководстве со стороны родителей и учителей оно формирует моральный облик человека, влияет на его мировоззрение, жизненную позицию, определяет отношение к самому себе, людям, Богу. В этом смысле "учение Господне" выше какого бы то ни было другого, оно повелевает воздерживаться от ссоры и тяжбы", жить в соответствии с заповедями, соблюдать добродетели: скромность, кротость, справделивость, смирение, незлобие, целомудрие [свт. Иоанн Златоуст. - Т.1. - Кн.1 - Сл.III. К верующему отцу. - С.91-92].

 Единство воспитания и обучения в православной педагогике достигается через уроки любомудрия. Понятие "любомудрие" проходит красной нитью через творения святителя Иоанна. Термин имеет широкий спектр значений. В привычном для нас понимании "любомудрие" отождествляется с философией, любовью к мудрости, стремлением к познанию истины.

 Святитель рассматривает любомудрие в узком и широком смысле. В узком смысле "любомудрие" означает "размышление о духовных прежметах", "слушание и изучение слова Божия", "устремленность к добрым делам" [свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Книгу Бытия. - Т.1С.126]. Любомудрием он называет пост, милостыню, хождение в церковь. Понятие "любомудрие" используется Иоанном Златоустым при обозначении познавательной деятельности, например, созерцания творений.

 Однако из предыдущего параграфа очевидно, что познавательная деятельность в христианском понимании предполагает богоуподобление, что совершается не только посредством разума, но и всеми силами человеческой природы. Богоуподобление включает и непосредственную практическую деятельность. Христианин не уходит от жизни, но приносит ему пользу, освящает его. "Бог создал человека не для того, чтобы он приносил пользу только себе самому, но и многим другим. Посему и Павел называет верующих светилами [Филип. II,15], выражая, что они должны быть полезны и другим, ибо светило не было бы светилом, даже освещало бы только себя [свт. Иоанн Златоуст. - Сл.III. - К верующему отцу. - С.82]. Богу угодно, чтобы христианин не о себе только заботился, но и назидал других, не только учением, но и жизнью и обхождением. Ничто так не приводит на путь истины, как непорочная жизнь, потому что люди смотрят, не столько на слова, сколько на дела наши. И чтобы тебе увериться, что это так, ведь сколько бы мы не любомудрствовали на словах и разглагольствовали о терпении, но если, когда наступит время не покажем терпения на деле, не столько принесет пользы слово, сколько повредит дело; напротив, если и прежде и после слов представим доказательства на деле, то явимся достойными веры, внушая другим то, что сами исполняем на деле, - как и Христос таковых ублажил, говоря [Матф. 5,19]: блажен, иже сотворит и научит, - смотри как Он поставил наперед дело, а потом - учение" [свт. Иоанн Златоуст. - Т.1. - Кн.1 - С.64].

 Таким образом, переходя к рассмотрению любомудрия в широком смысле, святитель Иоанн трактует его как христианский образ жизни, аскетический путь служения Богу, совершенствование духовной красоты. Любомудрие предполгало удаление от земных попечений, включало пост, молитву, чтение божественных книг. "Любомудрствовать, - писал Иоанн Златоуст, - значит жить по-христиански" [Иоанн Златоуст. - свт.Беседа 2-я на послание к Ефесянам. С.186]. Внешнее учение, то есть науки составляли второстепенную часть. Основным была забота о духовном устроении. Любомудрие - не бездействие. "Что же скажешь, неужели всем нам любомудрствовать, а житейским делам погибнуть? Нет, почтеннейший, не преданность любомудрию, а нелюбомудрие погубило и расстроило все. Кто, скажи мне, расстраивает настоящее положение дел, те ли, которые живут воздержанно и скромно, или те, которые выдумывают новые и беззаконные способы наслаждения? Те ли, которые стараются захватить себе все чужое, или те, которые довольствуются своим? Те ли, которые имеют толпы слуг и окружают себя роями льстецов, или те, которые считают доля себя достаточным только одного слугу. (Предлагаю еще не высокое любомудрие, но доступное многим?) [свт. Иоанн Златоустый. - Т.1. - Кн.1. - С.96].

 Любомудрие давало человеколюбие, кротость, послушание, чистоту, задавало устойчивые жизненные ориентиры, развивало способность терпеливо переносить скорби. Степень проявления любомудрия зависела от духовно-нравственной высоты, на которую поднимался человек. Высшая степень любомудрия - обретение ко всем прочим добродетелям незлобия, совершенной любви к людям. Объясняя смысл любомудрия, Иоанн Златоуст говорил: Таково наше любомудрие! Оно соединяет в одной душе качества, кажущиеся противоположными, смирение и высоту! Смирение проявлялось в неприятии благ земных богатства, власти, славы, а высота - в уважении к другим людям, не ради человекоугодия и привязанности, а прежде всего ради Бога, а также в расположении к себе людей: "... некоторые люди простые и низкого происхождения, сыновья поселян и ремесленников, приступив к этому любомудрию, слелались столько почтенными для всех, что никто из весьма знатных не стыдился входить в их жилище и разделять с ними беседу и трапезу, напротив чувствовали себя как бы получившими некоторые великие блага"[свт. Иоанн Златоуст. 

Т.1. - Кн.1 - К неверующему отцу. - С.73].

 Святитель Иоанн выделял части любомудрия - духовную, нравственную, интеллектуальную, эстетическую, практическую. Духовная часть любомудрия - это устремленность к возвышенному, небесному, размышление о божественном, сердечное расположение к Творцу. Нравственная часть - это исполнение христианских добродетелей, моральный долг, чистота, милосердие, любовь. "Ужели же тебе кажется, - писал Иоанн Златоуст, - что напрасно мы боимся за жизнь и заботимся с великим усердием о нравственной части любомудрия? Не думаю; разве скажешь, что и Христос напрасно говорил все это и еще многое сверх этого: не все здесь приведено. А если бы я не затруднился написать длинное слово, то научил бы и из пророков, и из блаженного Павла, и из других апостолов, какое попечение Бог явил об этой части"[свт. Иоанн Златоуст. - Т.1. - Кн.1. - Сл.I.К враждующим против монашеской жизни. - С.54]. Помимо духовной и нравственной части существует интеллектуальная, то есть разум "удивительнейшая часть любомудрия: знать то, что относится к Богу, обо всем находящемся там - о геене, о Царствии", к этой же части относится представление о человеческих делах. Эстетическая часть любомудрия - это восприятие красоты творений, наслаждение видом неба, солнца, звезд, цветов, книг, людей. А через творение понимание красоты небесной, созидание собственной душевной красоты. Практическая часть любомудрия - это труд физический, пост, молитва, посещение богослужений. Все перечисленные части одинаково важны, взаимосвязаны между собой и, следуя иерархическому расположению, подчинены духовной. В совокупности они составляют целостную христианскую жизнь.

 Педагогический процесс начинается с взаимодействия ребенка с родителями. Мать была первым руководителем, закладывающим в ребенке ростки любомудрия. Эта обязанность, - разумею попечение о своих детях и руководство их к любомудрию - лежит не только на мужьях, но и на женах. Матери, находившейся большее время с ребенком и занимающейся домашним хозяйством, было удобнее давать уроки любомудрия [свт. Иоанн Златоустый. - Пять слов об Анне. С.783]. Дети с ранних лет приучались к любомудрию - служению Богу, привлекались к труду, молитве, посту, церковной жизни. Обращаясь к родителям, святитель призывал: "... прошу всех вас посвящать на это служение сыновей и дочерей своих с самого раннего возраста и заготовлять для них богатства, свойственные этой жизни, не закапывая в землю золота и не собирая серебра, но слагая в душу их кротость, целомудрие, скромность и все другие добродетели. Таких свойств требует это служение"[свт. Иоанна Златоуст. Пять слов об Анне. - С.810].

 Позднее, когда ребенок подрастал, любомудрие нуждалось не только в родителях, но и в наставниках, воспитателях. Христианский наставник начинал воспитание с нравственной части любомудрия. "Какая польза посылать детей к учителям, где они научатся прежде красноречия порокам, и желая приобрести менее важное, подтеряют важнейшее - силу души и все доброе настроение. Для надлежащего занятия красноречием нужна добрая нравственность, а добрая нравственность не нуждается в красноречии. Можно быть целомудренным и без этого знания, но никто никогда не приобретет силы красноречия без добрых нравов, проводя все время в пороках и распутстве [Сл.III. К верующему отцу. - С.101].

 Чаще всего уроки любомудрия давал монастырь. Дети воспитывались и обучались в монастыре, по окончании обучения они могли вернуться в мир и жить вместе с родителями или с семьей, следуя правилам любомудренной жизни, или же избрать монашеский путь служения Богу. Уход от общественной жизни происходил не по причине избежать людей по немощности, непригодности, малодушию, а по желанию совершенства. Нравственное состояние городов делало их недоступными для любомудрия. Любомудрие ставило на первый план аскетический образ жизни, ограничение телесных потребностей, укрепление воли, обретение ясности сознания, крепости духа. Возрастая духовно, ребенок приобретал любовь, радость, мир, терпение, милосердие, веру, кротость, воздержание, что впоследствии становилось определяющим фактором его поступков. Он постигал божественное учение, а вслед за ним и научное, обучаясь словесности, естествознанию, красноречию, и другим наукам. Им уделялось меньше время, но ребенку, как уже сложившийся духовно-нравственной личности, легче было усвоить науки и употребить их в нужном русле, то есть для познания Бога и в практической жизни для пользы других людей и самого себя.

 Таким образом, любомудрие - это вся христианская жизнь, стороны которой - духовная, нравственная, интеллектуальная, эстетическая, практическая находятся во взаимосвязи друг с другом и в связи с целым. Педагогический процесс, являясь частью жизни, также связан с целым и обладает свойствами целого, что достигается через единство процессов воспитания и обучения, их взаимоперехода, общности цели.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...