Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сотношение светского и религиозного в образовании.

Декрет СНК РСФСР от 20 января 1918 года, провозгласивший отделение церкви от государства и соответственно школы и от церкви, на долгие десятилетия снял с повестки дня вопрос о соотношении светского и религиозного образования. Преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях запрещалось. Школа становилась полностью светской. Перед новым правительством стояла цель построения нового общества, новой педагогики. Церковь с ее вероучением была камнем преткновения и шла в разрез с политикой государства. Воплощение нравственности, порядка, красоты у большинства народов, она была объявлена "рассадником нравственных пороков, именуемых добродетелями рабов" [Народный комиссар по просвещению А.Луначарский Народное образование в СССР: сб. документов 1917-1973 гг.: - М, 1974. - С.137-139, 144].

 На этой почве выросла современная нам светская школа, где хорошо преподавались естественные дисциплины, иностранные языки, но по большому счету она не давала глубоких знаний отечественной культуры, родного языка, русской литературы, географии, истории, а тем более национальной религии - Православия. Целые поколения остались без четких ориентиров и точек опоры, без исторической родословной, были оторваны от национальных корней, потеряли понятие святости, святого в душе.

 Русский мыслитель Иван Ильин утверждал: "Национальное безличие есть высшая беда и опасность: человек становится безродным изгоем, беспочвенным и бесплодным скитальцем по чужим духовным дорогам, обезличенным интернационалистом, а народ превращается в исторический песок и мусор" [Воронежский епархиальный вестник N7-8. - 1995. - С.28].

 Неоднократно в истории русской педагогики звучали голоса С.А.Рачинского, Н.И.Пирогова, К.Д.Ушинского о необходимости национального воспитания. Так, в работе К.Д.Ушинского "О необходимости сделать русские школы русскими", вышедшей в 1867 году, перед образованием ставится задача - "превратить эгоистическое сердце в сердце скорбящее". Трудно сказать, возможно ли решить подобную задачу современной светской системе образования. Если во многих аспектах педагогики Ушинский является непоколебимым авторитетом, то почему мы не можем ориентироваться на его взгляды, когда он, говоря об образовании и воспитании, на первое место ставит духовные основы православия. "Есть только один идеал совершенства, перед которым преклоняются все народности, это идеал, представляемый нам христианством. Все, чем человек как человек может и должен быть выражено вполне в Божественном учении и воспитанию остается только прежде всего и в основу всего вкоренить вечные истины христианства. Оно дает жизнь и указывает высшую цель всякому воспитанию, служит источником всякого света и всякой истины".

 Нужно ли ребенку давать помимо светского образования, еще и религиозное? Для православного педагога ответ на этот вопрос предельно ясен. Но для педагога светского, мировоззрение которого ограничивается рамками материалистической философии и педагогики, он затруднителен. Введение религоведческих дисциплин не всегда вызывает положительный отклик также со стороны родителей и учащихся. Чаще всего это связано с несколькими причинами. Во-первых, с непониманием сущности религиозного образования, его значения, возможностей, перспектив влияния на кругозор ребенка, его нравственность. Но это скорее не вина, а беда современного человека, выросшего на принципах атеистического гуманизма, в условиях формирования советского миропонимания, когда понятия "религии", "святости", "святого" стали архаичны. И вторая немаловажная причина негативного отношения к преподаванию религоведческих предметов возникает по причине отсутствия квалифицированных педагогических кадров, людей, которые не только смогли бы умело организовать процесс обучения, но и нести в себе "свет веры Христовой", способных осуществлять "педагогику любви", а не насилия, преподносить знания, опираясь на индивидуальные, психологические, возрастные особенности и стараясь не заглушить свободу выбора в человеке. Но несмотря на это, следует отметить рост количества воскресных школ, православных гимназий, христианских дошкольных учреждений, куда многие родители стремятся отдать своих детей. Таким образом, перед образованием встала задача сделать выбор вводить вероучительные предметы в курс обучения или нет.

 В связи с этим обратимся к истории православной педагогики и проследим, как развивался вопрос о соотношении светского и религиозного образования.

 Обратимся к раннехристианскому периоду. "В первохристианстве доминировала эсхатологическая установка, чувство близкого конца истории, - поэтому дети легко загорались пламенем, горевшем в душе старших. Но это была жажда вечной жизни, а не порыв к преображению обычной жизни" [В.В.Зеньковский. Педагогика. Православный Свято-Тихоновский Богословский институт: М., 1996. - С.13]. Так, в первые века христианства религиозное образование и воспитание являлись естественным развитием самой жизни. Место светского воспитания и образования в жизни ребенка-христианина не было определено. Но уже позднее - в 3-4 веке - раннехристианский период выдвигает проблему соотношения светского и религиозного. Данная проблема становится ключевой в православной педагогике. В этот период выделяются два направления. Первое носило чисто религиозный характер и полностью исключало соприкосновение ребенка с "миром", светские науки, литература не вводились в процесс обучения. Образование детей ограничивалось "словом Божиим", а знакомство с языческой ученостью запрещалось. Другое направление признавало светское образование и не считало опасным для христианского юношества обучение в языческих школах. Ярким примером являются жизнеописания Святых Отцов Церкви, многие из которых получили образование в светских учреждениях, имели глубокие познания в философии, истории, естественных науках. Во многих семьях дозволялось учиться поэзии, музыке, языкам.

 В период раннего христианства существовало два типа образовательных учреждений - светские или языческие школы и христианские школы. Языческие были представлены следующими предметами: философией, риторикой, светской литературой, естественными науками, иностранными языками. В христианских школах главным образом истолковывалось и преподавалось "Слово Божие", хотя и не пренебрегалось общее знание. Учителя-христиане (Ориген, Климент Александрийский и др.) широко использовали классические произведения лучших авторов того времени. Как ветвь христианских школ можно выделить монастырские школы, основной задачей которых было занятие "любомудрием".

 Итак, православная педагогика отдавала приоритет религиозным предметам, светские и житейские науки имели второстепенное значение. Первое, к чему стремились древние христиане - это запечатлеть в уме ребенка живое познание Бога. С ранних лет дети приобщались к таинствам веры и богоугодной жизни. Чтение Библии использовалось для обучения грамоте. Прописи, которые предлагались детям при овладении письмом, также состояли из изречений Священного Писания. Одним из предметов было устное катехизическое изучение догматов веры и обязанностей христианина. В качестве руководства опять давали Священное Писание, в частности уроки для изучения на память. Таким образом, первые детские ощущения, мысли начинались со "Слова Божия". Причем детская душа привыкала к этому благочестивому занятию и предпочитала его другим. Изучение Библии предпочиталось другим предметам. Священное писание было первой учебной книгой, так что церковные писатели, характеризуя христианские училища называли их училищами Священного писания. "Если вы хотите, чтобы ваши дети слушались вас, то приучайте их к слову Божию. Душа, предназначенная быть храмом Божиим, должна приучаться и слушать и говорить только то, что возбуждает страх Божий" - отмечали учителя Церкви [Христианское воспитание детей, изд. Московской Синодальной типографии. - М.: Синодальная типография, 1903 г., с.13].

 Помимо божественных книг, предлагалось знакомить детей с сочинениями Святых Отцов. Не только книги, но и сама Церковь с ее таинствами и образ жизни христиан также образовывали душу ребенка. Наличие прочного фундамента, заложенного в самом раннем детстве - религиозного воспитания, являлось важным условием для получения, если это было необходимым светского образования. Светское образование делало детей полезными членами общества, оно не служило поводом для тщеславия, как для большинства язычников, но помогало "добывать хлеб" и приобретать знания необходимые для защиты христианской веры. И из этого светского образования можно было почерпнуть и выбрать нужное, направленное на богоугождение и прославление Творца. "Науки человеческие для истинного христианина представляют собой занятия лишь предуготовительные, впрочем, помогающие ему, насколько то возможно, не только воспарять умозрением к истине, но и опровергать софизмы возражений против истины. Христианин должен быть знаком со всем курсом школьных наук и со всей эллинской мудростью, только он относится к ним, не как к имеющим существенное значение в себе, - он видит в них лишь полезную принадлежность, по времени и обстоятельствам даже необходимую. В руках еретиков науки служат средством для распространения лжи и зла, в руках же христианина они служат орудием к укреплению добра и истины" [св. Василий Великий. Игумен Иоанн Экономцев. Православие. Византия. Россия/Париж. Сборник статей. М.:Христианская лит-ра, 1992. - С.77].

 Будучи хорошо образованным так, что "каждую науку он изучил до такого совершенства, как бы не учился ничему другому. Так изучил он все, как другой не изучает одного предмета, Василий Великий, студент афинской Академии, писал, что "не на всем по порядку надобно останавливаться умом, ибо и пчелы не на все цветы равно садятся, и с тех, на какие сядут, не все стараются унести, но, взяв, что пригодно на их дело, прочее оставляют нетронутым. И мы, если целомудренны, собрав из сих произведений, что нам свойственно и угодно истиною, остальное будем проходить мимо... Поэтому в самом начале нужно рассмотреть каждую из наук и приспособить ее к цели" [Св. Василий Великий. Творения Т.4 Сергиев Посад, 1892. С.321,323. К юношам, о том, как получать пользу из языческих сочинений]. О том же говорит и Григорий Богослов: "Полагаю, что всякий, имеющий ум признает первым для нас благом ученость, и не только сию благороднейшую и нашу ученость, которая презирая все украшения и плодовитость речи, емлется за единое спасение и за красоту умосозерцаемую, но и ученость внешнюю, которую многие из христиан, по худому разумению гнушаются как злохудожную, опасною, удаляющею от Бога. Небо, землю, воздух, и все, что на них не должно презирать за то, что некоторые худо уразумели и вместо Бога воздали им божеское поклонение. Напротив того, мы... от создания будем заключать о Создателе, как говорит божественный апостол, пленяюще всяк разум во Христа [г.Кор. 10,5]. В науке мы заимствовали исследования и умозрения, но отринули все то, что ведет к демонам, заблуждению... [Св. Григорий Богослов. Творения. Ч.4. - М, 1889. - С.50-51. Слово 43].

 Для педагогики раннехристианского периода было свойственно два пути образования. Но так как первый представляется не для всех возможным, то второй, предложенный Василием Великим и Григорием Богословом, является более приемлемым. Светское знание в их понимании было средством созерцания природы и вполне согласовалось с христианской религией. Василий Великий предлагал искать "сродное" между двумя науками, светской и религиозной. То есть уже в этот период развития православной педагогики зарождалась мысль о единстве содержания светского и религиозного, рационального с религиозно-божественным.

 Среди творений Святых Отцов раннехристианского периода, на наш взгляд, следует обратить внимание на труды Иоанна Златоустого. В них прослеживается четкая постановка вопроса о соотношении светского и религиозного в образовании. Для нас интересен и тот факт, что сам святитель получил прекрасное как религиозное, так и светское образование, чем он всецело обязан своей матери Анорусе. Принадлежа к высокому обществу и будучи хорошо образованной, она посчитала необходимым дать своему сыну наилучшее по тому времени образование. Из уст матери он получил первые уроки чтения и письма и первыми словами, которые он научился складывать и писать, были несомненно слова священного Писания. Чтение священного Писания и глубокое духовное существо святителя стали материалом для его первоначального образования. Заложенные в детстве ростки религиозного знания не могли впоследствии не оказать влияние на жизненный путь Иоанна. Не случайно именно он становится одним из лучших экзегетов, толкователей священного Писания.

 Достоверных данных о том, где святитель получил последующее образование, исследователи и биографы не дают. Предположительно, это могла быть или христианская, или языческая школа для детей отроческого периода.

 Способность Иоанна к ораторскому искусству и глубокомыслию не осталась незамеченной его матерью. Желая дать своему сыну возможность устроиться в обществе, Аноруса определяет его в школу софиста Ливания, где Иоанн "с свойственной ему жаждой к знанию отдается высшей науке и сразу обнаруживает такие дарования и делает такие успехи, что невольно восторгает своего учителя" [Св. Иоанн Златоуст. Полное собрание творений. - Т.1. - Кн.1. - С.12].

 Помимо ораторского искусства он изучает философию у известного в то время антиохийского философа Андрагафия. Нужно отметить, что философия находилась тогда не в самом лучшем положении и чаще всего сводилась к ограниченному, поверхностному изучению известных философских систем. Только немногие представители этой науки посвящали жизнь истинному любомудрию и проникновению в духовную сферу действительности. В их ряду по праву стоит имя Андрагафия, учителя Иоанна Златоустого.

 Получив блестящее образование, святитель занимается адвокатурой. На этом поприще он достигает немалых успехов. "Молодому адвокату очевидно предстояла блестящая будущность: его ораторство приобретало ему обширную известность, которая, давая ему изобильные денежные средства, вместе с тем открывала дорогу и к высшим государственным должностям" [Св. Иоанн Злотоуст. Полное собрание творений. - Т.1. - Кн.1. - С.13-14]. Но уже тогда намечается жизненный путь святителя - путь служения Богу. Пустота и ложь окружающей жизни и стремление юноши к духовному совершенству заставляют его вернуться к другому знанию - "любомудрию". Дальнейший его путь складывается так, что он предается подвигам благочестия и изучению священного Писания - "источника, напоявшего его душу. Однако светское образование не было для Иоанна пустым звуком и оказало влияние на его будущее как проповедника христианства. Искусство оратора и глубокомыслие философа, духовное совершенство, знание и вера нашли удивительное сочетание в одном человеке. Итак, Иоанн Златоустый получил двойное воспитание: "воспитание в пустыне, укрепившее в нем дух и очистившее в нем сердце, и воспитание в общественной жизни..." [Св. Иоанн Златоустый. Полное собрание творений. - Т.1. - Кн.1. - С.22].

 Естественно, что жизненный путь святителя не мог не повлиять на постановку вопроса о соотношении религиозного и светского в образовании. Попытаемся определить, что включали в себя понятия "светское" и "религиозное". Светская образовательная модель была представлена языческими школами, где преподавались классические науки - литература, философия, риторика, красноречие и ряд других. Одновременно с языческой светской моделью образования существовали христианские школы. Одной из форм христианского модели образования в этот период были монастыри.

 Анализ творений святителя Иоанна Златоустого позволяет выделить два пути образования, которые имели место в православной педагогической традиции Византии. Первый, когда знание черпалось непосредственно из священного Писания, внутреннее духовное просвещение предпочиталось внешнему школьному образованию, светский элемент образования отвергался. В качестве примера можно привести способ образования преподобной Макрины, сестры св. Василия Великого, живший во второй половине четвертого века. Макрина была воспитана родителями не в эллинских баснях и пиитических стихотворениях, но "от Премудростей Соломоновых и от псалмов Давидовых и от прочих книг божественного писания."

 Святитель Иоанн Златоустый, давая характеристику данному виду образования, указывает на приоритет духовного над книжным знанием. Истинная мудрость и истинное образование возможны только через откровение Божие. "...необходимо привесть и наши примеры. Какие же? Тех великих и святых мужей, из которых у первых не было грамотности, у последующих - была грамотность, но еще не было искусства красноречия, а у поздних была и грамотность и искусство красноречия. Первые не знали ни того, ни другого, потому что не учились не только красноречию, но и самой грамоте: однако же в тех самых случаях, в которых особенно необходима, кажется, сила красноречия, они так превзошли самых сильных в нем, что эти оказались хуже неразумных детей. Если сила убеждения заключается в красноречии, и однако философы не убеждают ни одного тирана, а люди некнижные и простые обращают всю вселенную, то, очевидно, торжество мудрости принадлежит простым и некнижным, а не изучившим то и другое искусство" [Св. Иоанн Златоуст. Полное собрание творений. К враждующим против монашеской жизни. Слово третье. К верующему отцу, с.102]. Так, знание о внешних явлениях, предметах, связи между ними, закономерностях развития открывалось Богом за "чистую душу" и целомудренную жизнь. Оно приобреталось не усилиями человеческого мозга, не через специально организованное систематическое обучение, это была своего рода награда, дар от Бога за совершенную жизнь. "Не пеуытеся убо, глаголюще: что ямы, или что пием, или чим одеждемся; Всех бо сих языцы ищут: весть бо Отец Ваш Небесный, яко требуете сих всех. Ищите же прежде Царствия Божия и правды его, и сия вся приложатся вам". Итак, кто ищет духовного, тому по щедрости Божией прилагается и телесное, кто обращает взор во внутреннее тому дается и внешнее [Ев. от Матфея, гл.VI].

 Мы раскрыли один из возможных, но не единственный путь образования. Выдвигая первый путь как более совершенный, Иоанн Златоустый не отвергает классического образования. "И пусть никто не думает, будто я узаконяю, чтобы дети оставались невеждами; нет, если кто поручится на счет самого необходимого, я не стану препятствовать, чтобы у них было в избытке и это искусство." Второй путь образования не исключал использование светских наук в процессе обучения. Христианский ребенок мог получить образование в языческой школе, в специально организованной христианской школе, включавший светский элемент образования. Одной из форм обучения было получение знаний по одному от наемного учителя. Однако изучение наук: риторики, философии, истории, словесности не было самоцелью, оно носило прикладной характер и служило подготовительным этапом к более совершенному занятию - "любомудрию". Этот путь образования предполагал ознакомление с классическими образцами языческой культуры, отбор предметов и их содержания осуществлялся с учетом индивидуальных и возрастных особенностей. Главным в обучении был принцип - не повредить духовно-нравственному развитию ребенка.

 Обладая свободой выбора, христианские родители могли отдать предпочтение тому или иному способу образования. Как правило, выбор делался, исходя из условий общественного положения, семейных традиций, нравственных устоев.

 Несмотря на специфику двух вышеизложенных путей образования, Иоанн Златоустый, давая характеристику каждому из них, неоднократно акцентирует внимание на том общем, что их объединяло. Это общее - приоритет религиозного в образовании. Если первый способ образования полностью отвергает светское внешнее знание, второй, признавая, не считает его самодавлеющим. "Есть только одно важное дело в воспитании ребенка, - пишет Иоанн Златоустый - образовать его душу". Подлинность образования, на его взгляд, "есть не что иное как страх Божий". Православная педагогика под словом образование понимает не просто приобретение суммы внешних знаний, а прежде всего соединение человека с Богом, восстановление образа Божия в человеке. Святитель Иоанн, рассматривая проблему соотношения религиозного и светского в образовании, считал религиозное необходимой основой для подлинного целостного понимания окружающего мира. Где и каким образом осуществляется религиозное образование, что подразумевается под этим термином? Получить религиозное образование христианский ребенок мог в условиях церкви, семьи, монастыря, школы. Оно включало в себя основы христианской жизни, основы молитвы, правила поведения в храме, общение между христианами внутри семьи и вовне, с одной стороны, начало церковного пения, языка богослужений, Библейскую историю, Закон Божий, с другой.

 Начинать религиозное образование Иоанн Златоустый предлагает с самых первых лет жизни ребенка. Это объясняется тем, что в раннем возрасте детская душа открыта для сферы духовности, ребенок более восприимчив и чувствителен к духовному. Первые ростки образования ребенку предоставляет храм, сначала в таинствах крещения, миропомазания, причащения. "Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие" [Мк.10, 14], говорит Евангельская педагогика. Святитель Иоанн также указывает на долг родителей приводить детей в церковь [Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста. - Т.1. - С-Петербург. Издание С-П Духовной Академии, 1898. - С.593]. Лучший способ образования детей показал им на примере Анны, матери пророка Самуила. Первое, что она предприняла в образовании сына - принесла его в храм. Таинства церкви способствовали духовному образованию ребенка, соединению его с Богом.

 К факторам духовного возрастания Иоанн Златоустый относит еще и молитву, пост, духовное чтение. Вместе с началом молитвы необходимо учить ребенка крестному знамению. Святитель дает такое наставление матерям: "Учите вы, матери, ваших малюток изображать рукою крестное знамение прежде, чем они сами в состоянии будут делать это; напечатлевайте это знамение на челе их вашими собственными руками". Когда дети подрастут, их знакомят с духовной литературой - священным Писанием, творениями Святых Отцов.

 Таким образом, религиозное образование было фундаментом, на котором закладывалась "добрая нравственность", скромность нравов и "строгость доблестной жизни". Светское образование давало знание "земное", подготавливающее к земной жизни - несению гражданского и общественного долга. Оно обладало ограниченными возможностями и не могло способствовать очищению души. По большей части светское образование во времена Иоанна Златоустого служило для устройства собственного благополучия, карьеры и положения в обществе. Само по себе знание не было плохим. Другое дело - как и для чего оно использовалось. "Когда учите их не другому чему как основанию всех пороков, вселяя в них две самые сильные страсти, то есть корыстолюбие, и еще более прочную страсть - суетное тщеславие" [Полное собрание творений Св. Иоанна Златоустого. - Т.1. Кн.1. - С.357].

 Такое светское образование святитель Иоанн считал неприемлемым для православной педагогики, так как оно противоречило христианской нравственности, "извращало все доброе, делало душу бесплодною и неспособною ни к чему доброму", оно никоим образом не способствовало цели православной педагогики - спасению души, "ибо ничто нечистое не войдет в Царствие Божие". "Любящие славу, постятся ли, молятся ли, подают ли милостыню, все это делают без пользы" [Матф. VI, 1]. "Какая польза, - говорит святитель, - посылать детей к учителям, где они научатся прежде красноречия порокам, и, желая приобресть менее важное, потеряют важнейшее - силу души и все доброе настроение". "Старайся не о том, чтобы образовать из твоего сына искуснаго оратора, но воспитывать его в христианской премудрости". Итак, святитель оставляет преимущество за религиозным образованием. Однако, не будучи противником школьного образования - "училищ", он признает возможным и даже необходимым взять из языческой светской науки то лучшее, что в ней есть и что "не разрушит здание добродетели и не заглушит живой души", а послужит во славу Божию.

 Следует кратко остановиться на такой форме образования, как монастырь. Уже в раннехристианский период Отцы Церкви и, в частности, Иоанн Златоустый, отмечают его совершенство по сравнению с другими формами образования. История монашества демонстрирует его неоспоримую роль в духовно-нравственном просвещении человечества. Евангельская педагогика говорит о нем "Вы - соль земли", "Вы свет мира", "Так да светит свет ваш перед людьми" [Еванг. от Матфея, гл. V], указывая цель монашеского жития - служение Богу и людям.

 "Свет монахов - суть ангелы, а свет для всех человеков - монашеское житие" [Лествица 26,31, Иоанн Лествичник. - С.71].

 "Мир не может не признать заслуг монашеских, как не может взяться за их делание и приемы душевного воспитания". "Иночество

это венец христианского общества, его присутствия в современной жизни требует самый ее культурный идеал" - замечал немецкий профессор Маус.

 "Надо признать, - говорит Зольтау, - какое великое дело было совершено в мире и для мира этими аскетами, отрекшимися от мира".

 "Можно только восхвалять христианское монашество, - говорит другой историк, - за его выдающиеся заслуги перед человечеством и за то специфически христианское начало, которое выработало из него столь могущественный исторический фактор" [Епископ Варнава Беляев. Основы искусства святости. - Т.II.- 1995. - С.133].

 Делая обзор творений Иоанна Златоустого, мы можем сказать, что он ставит монастырь в ряду ведущих факторов духовного образования ребенка. Система образования такого типа имела специфический характер. Здесь наиболее важным было формирование целостной личности ребенка, а не просто передача внешних знаний. Последние же приобретались в процессе общения с учителем или с помощью специально организованных занятий и носили второстепенный характер. Можно привести для подтверждения следующий пример: "...юноша имел при себе воспитателя, у которого было только одно дело - образовать его душу. (Монах-преподаватель) постарался сохранить в нем расположение к любомудрию, но предложил ему (первоначально) жить в городе и заниматься науками. Дом (юноши) устроен был точно как монастырь, не заключая в себе ничего, кроме необходимого. Время у него все употреблялось на чтение священных книг; быстро усвояя науки, он внешнему чтению уделял малую часть дня, а все остальное время занимался непрестанными молитвами и божественными книгами... И (все) прочее делалось у него в точности как у монахов, и постоянно прославлял он Бога, даровавшего ему легкие крылья любомудрия [Св. Иоанн Златоустый. Полное собрание творений. - Т.1. Кн.1. К враждующим против монашеской жизни, слово III. - С.105].

 Отмечая ценность монастырской формы образования, мы можем сказать, что она в полной мере реализовывала назначение педагогики, известное с древнейших времен как "детоводительство". Учитель-монах постоянно находился с учениками, он вел его по дороге "любомудрия" к усовершенствованию, к познанию Бога через личный пример, через сообщение знаний, через таинства молитвы, покаяния, причастия. Монастырская форма образования формировала личность, в которой органично сочетались вера и знания, что неоднократно отмечает святитель Иоанн; признавая огромную воспитательно-образовательную роль такого способа жизнедеятельности как монашество: "Так не будем же и мы прежде времени отклонять сыновей от пустыннической жизни, но предоставим урокам укрепиться в них и семенами (благочестия) укрепиться; не будем беспокоиться и скорбеть, хотя бы должно было им воспитываться в монастыре, десять или двадцать лет, потому что, чем кто более станет упражняться в школе, тем более приобретет силы. Усовершенствовавшись сын будет для всех приобретением, и для отца и матери, и для дома и города, и для общества... Они сделаются крепкими и способными приносить пользу другим; тогда только будем выводить их оттуда, чтобы они были светом для всех, чтобы светильник стоял на свещнике. Тогда вы увидите, каких детей отцы вы, и каких-те, кого вы считаете счастливыми; тогда вы узнаете пользу любомудрия, когда (дети ваши) станут врачевать людей, страдающих неизлечимыми болезнями, когда будут прославляться, как общие благодетели, покровители и спасители, когда будут жить с людьми как ангелы, обращая на себя взоры всех..." [Полное собрание творений Св. Иоанна Златоустого. К враждующим против монашеской жизни, слово III. - С.117]. Монастырская школа давала совершенное знание: "Если величайшая сила состоит в том, чтобы быть в состоянии мстить оскорбившим, то гораздо выше ее - достигнуть такого состояния жизни, в котором никто, хотя бы и захотел, не может оскорбить нас" [Иоанн Златоуст, свт. К враждующим против монашеской жизни. - Т.1. - 1898. С.70].

 Так, монастырская форма образования в трактовке святителя Иоанна Златоустого представляла лучший вариант соотношения светского и религиозного, выражаемый в единстве веры и знания.

 Взгляды Иоанна Златоустого на проблему соотношения духовного и светского в образовании нашли свое отражение в традициях русской православной педагогики. Московская Русь, став наследницей Византийской цивилизации оказалась под влиянием греко-византийского образца устройства школьного дела. Признав первичность духовного по отношению к книжному учению, русская православная педагогика отвела ведущее место религиозному в образовании. Ярко выраженный религиозный характер содержания образования повлиял на пути обучения ребенка в семье, церкви, школе. Для обучения детей пользовались азбуками, букварями, псалтирями и часовниками, а в более старшем возрасте предлагались для изучения и переписывания творения святых отцов - Иоанна Златоустого, Иоанна Лествичника, Василия Великого. Обучение посредством богослужебной литературы было одним из способов получения образования. Второй способ, отмеченный Епифанием Московским, иноком Троице-Сергиевого Монастыря, одним из родоначальников русской педагогики показан на примере жития Сергия Радонежского, когда тот, будучи юным отроком, которому трудно давалось книжное знание, получает последнее через божественное откровение.

 Дальнейшая история российского государства, начиная с конца восемнадцатого века развивается под влиянием западноевропейской культуры и просвещения. Они-то и принесли на русскую почву секуляризованное внецерковное мировоззрение, что привело к построению школы светского характера. Влияние западноевропейской школы деструктивно отразилось на содержании образования. Святоотеческая литература остается предметом изучения лишь в церковных учебных заведениях. Так, "была прервана многовековая традиция "учения книжного" - умения в его высшем проявлении - вести диалог с Богом" [В.М.Кларин, В.М.Петров. Идеалы и пути воспитания в творениях русских религиозных философов XIX-XX в. - М.,1996. - С.63]. 

Однако интерес к проблеме соотношения светского и религиозного не угас и получил свое развитие в девятнадцатом-двадцатом столетии в трудах ряда русских религиозных мыслителей: И.В.Киреевского, А.С.Хомякова, В.С.Соловьева, Ю.В.Самарина, В.В.Зеньковского, Г.В.Фроловского. Их целью было - возродить опыт византийской православной Церкви, найти путь оптимального соединения веры и знания.

 Таким образом, проследив за развитием вопроса о соотношении светского и религиозного в образовании, начиная с раннехристианского периода и по девятнадцатый - начало двадцатого века, можно сделать следующее заключение: данная проблема в разные исторические этапы решалась по-разному, предпочтение отдавалось то одному, то другому. Но в русле православной педагогики предпочтение отдавалось религиозному образованию. Иоанн Златоустый, равно как и другие Отцы Церкви, выделил два пути образования: непосредственно от Бога, через откровение и путем обучения в "христианских училищах". Оба способа были объединены одной идеей - гармонического сочетания веры и знания, божественного и рационального. Проблема соотношения светского и религиозного находит свое решение в единстве содержания религиозного и светского.

 На современном этапе становления православной педагогики эта задача является одной из самых главных. Церковная жизнь возрождается, а вместе с ней и ее важнейшая часть - религиозное образование. Духовно-нравственное просвещение охватывает широкие слои общества, в том числе и педагогические круги, научную и творческую интеллигенцию. Глубокая заинтересованность религиозным отмечается и со стороны государственных образовательных структур. Проблема находит свое решение в создании воскресных школ, православных гимназий, детских садов, курсов катехизации, начинает преподаваться Закон Божий на базе общеобразовательных школ. На практике идет создание методической литературы, наглядных пособий, приобщение детей к литургической жизни через причастие, исповедь, молитву, церковные песнопения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...