Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теория исторического процесса




К.Д. Кавелин (1818-1885)

В отечественной историографии имя Константина Дмитриевича Кавелина историка-

юриста, общественного деятеля, педагога связывают со становлением государственной

школы.

Он происходил из старинного, но не богатого дворянского рода. Получил домашнее

воспитание. Для подготовки к поступлению в Московский университет к нему был

приглашен в качестве учителя В.Г. Белинский, который, как писал Кавелин в своих

воспоминаниях, учил плохо, но «благотворно действовал на меня возбуждением умственной

деятельности, умственных интересов, уважения и любви к знанию и нравственным

принципам». Впоследствии Кавелин был участником кружка Белинского, и дружба их не

прерывалась до смерти последнего.

Время учения Кавелина в университете (1835-1839 гг.) совпало с активным участием

университета в общественной и культурной жизни страны. Он окончил юридический

факультет первым кандидатом права. В 1844 г. Кавелин защитил магистерскую диссертацию

«Основные начала русского судоустройства и гражданского судопроизводства в период

времени от Уложения до Учреждения о губерниях» и был оставлен в должности адъюнкта на

кафедре истории русского законодательства. В 1848 г. он оставил университет из-за

конфликта с профессором римского права Н.И. Крыловым.

Почти десять лет Кавелин служил в Министерстве внутренних дел и канцелярии

Комитета министров. В 1857 г. он возвратился к преподавательской деятельности в качестве

профессора гражданского права в Петербургском университете, но через несколько лет

вынужден был уйти в отставку вместе с другими профессорами в связи со студенческими

волнениями. Позднее он некоторое время преподавал в Новороссийском университете

(Одесса), в Военно-юридической академии.

Кавелин — ученик профессора философии П. Г. Редькина, Н.И. Крылова, историка

М.П. Погодина, друг А.И. Герцена и Т.Н. Грановского, А.С. Хомякова и К.С. Аксакова. Как

и многие его современники, он увлекался философией Гегеля, в последние десятилетия

своей жизни отдавал предпочтение научному позитивному знанию. Он оказался в центре

споров славянофилов и западников о путях развития России. Себя Кавелин определял как

сторонника европеизации России, отстаивал необходимость ее реформирования, стал одним

из лидеров русского либерализма. Убежденный в необходимости сильной самодержавной

власти, он тем не менее поддерживал борьбу с деспотизмом николаевской эпохи, требование

отмены крепостного права. Он много работал над проектами крестьянской реформы и

перестройки государственных учреждений. Кавелин глубоко верил в высокую

нравственность русского народа и величие его судьбы.

Теория исторического процесса

В статьях о русской истории «Взгляд на юридический быт древней России», «Краткии

взгляд на русскую историю», «Мысли и заметки о русской истории» и др. Кавелин

неоднократно обращался к историческому знанию предшествующих эпох. Он выделял

несколько этапов в развитии этого знания, определяемых формою «народного

самосознания». Первоначально история привлекала как «любопытная сказка о старине»,

затем история стала «поучением» и «справкой», превратилась в «архив старых политических

и государственных дел». Наконец, наступает время «глубоких раздумий». Но, приходил к

выводу Кавелин, до сих пор «наше народное самосознание еще не установилось». Взгляд на

русскую историю, оценки исторических событий оказываются «детским лепетом незрелой и

нетвердой мысли». Время диктует необходимость понять «смысл и значение нашего

исторического существования», сделать историческую науку «источником и зеркалом

народного самосознания».

Решить эту задачу Кавелин считает возможным лишь при условии выработки теории,

которая бы представила историю как «живое целое», как развивающийся организм,

проникнутый «одним духом, одним началом». Теоретическое осмысление прошлого,

неоднократно обращал внимание ученый, должно основываться на анализе источников. Они

создают фундамент исследования и позволяют подойти к изучаемому предмету не

абстрактно, а исторически. Однако даже изучение всех исторических фактов в их

хронологической последовательности ничего не прибавит к имеющемуся знанию.

Основываясь на фактах, историческая наука должна выступить в форме теории.

Работы Кавелина, как правило, имеют теоретический характер, но, вспоминал

слушавший его лекции Б.Н. Чичерин, в основание своего курса он «полагал изучение

источников, не внося в них никакой предвзятой мысли. Он брал факты, как они

представлялись его живому и впечатлительному уму, и излагал их в непрерывной

последовательности... не ограничиваясь общими очерками, а постепенно следя за

памятниками, указывая на них и уча студентов ими пользоваться».

История для Кавелина — это открытие «народного духа», характера и наклонностей,

достоинств и недостатков человека, представление его в определенном бытии. В этом

высшем значении история воспитывает, развивает и укрепляет «народный дух», оказывает

нравственное действие, является не только повестью о прошлом, но и дает понимание

настоящего, предвидение будущего.

Основные положения своей теории исторического процесса Кавелин определил в

следующих положениях: целостность и единство исторического процесса, постепенное

изменение вследствии внутренних причин, взаимосвязь всех явлений и процессов. На основе

этого он попытался создать теорию истории общества и русского народа, проникнутую

одним духом, одними началами. Явления истории понимались как различные выражения

этих начал, «необходимо связанных между собой, необходимо вытекающих одно из

другого».

Содержание исторической жизни народов имеет два основных элемента —

формирование общественного организма и развитие личности. Развитие их имеет

определенные черты и направление, заложенные в них от рождения. Они изменяются, но не

сразу, а постепенно под влиянием внутренних и внешних обстоятельств и случайностей.

Следовательно, делал вывод Кавелин, ключ к пониманию русской истории «в нас самих, в

нашем внутреннем быте», в начальных формах образования.

История России, писал он, являет с половины IX до XVIII в. изменение форм

государственного быта, суть которых в постепенном упадке родственных отношений и

развитии государственных, а также развитии личности. Особое значение он придает

становлению государственных отношений как основы всей жизни русского народа. «Вся

русская история, как древняя, так и новая, есть по преимуществу государственная,

политическая, в особенном, нам одним свойственном значении этого слова». В государстве

сосредоточились все силы и соки народной жизни.

Показу развития российской государственности, ее юридического и гражданского

быта России подчинено все творчество Кавелина.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...