Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лабораторная работа №3




ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОСТЫХ ЦЕПЕЙ ГАМОНИЧЕСКОГО ТОКА

Цель работы: экспериментальное исследование простейших це­пей гармонического тока, состоящих из линейных резисторов, индук­тивных катушек и конденсаторов, закрепление знаний об основных соотношениях в цепях переменного тока.

Раздали курса, охватываемые работой:

- цепи гармонического тока и их свойства;

- комплексная форма представления гармонических величин.

I. Методические указания

Лабораторная установка содержит четыре элемента, из которых три (два резистора и конденсатор) можно считать линейными и близ­кими к идеальным резистивным и емкостному соответственно. Поэто­му их параметры могут быть определены экспериментально путем поочередного подключения к источнику гармонического напряжения из­вестной частоты ω, измерения тока I и напряжения U элемента и расчета по формулам

R= UR /I,Ом Xc = Uc /I, Ом; G = I/UR , Ом; Bc = I/Uc , Ом (1)

Угол сдвига φ между напряжением и током для резистора ра­вен нулю, а для конденсатора равен -π/2. Это значит, что в резис­торе ток совпадает по фазе с напряжением, а в конденсаторе опере­жает на π/2.

Что же касается индуктивной катушки, да еще с ферромагнитным сердечником, то ее можно приблизительно считать линейным элементом лишь в ограниченном диапазоне изменения тока. Кроме того на свойства катушки значительное влияние оказывает сопротивле­ние ее провода. Поэтому расчетная модель реальной катушки представляет собой схему из последовательно (или параллельно) соеди­ненных идеальных резистивного и индуктивного элементов. Для оп­ределения их параметров при заданной частотеω необходимо изме­рит1 не только напряжение U и ток I, но и угол сдвига φ меж­ду ними. Тогда параметры идеальных элементов в расчётной схеме реальной катушки определяются по формулам

 

RK = cos φ; XK = sin φ; GK = cos φ; BK = sin φ (2)

Следует заметить, что в индуктивной катушке ток отстает от напряжения, а величина угла лежит в приделах 0 < φ < π/2

Измерение угла сдвига φ производится фазометром. Последний устроен так, что показывает угол сдвига между двумя напряжениями, которые следует подавать на два входа («опорный» и «сигнальный»), имеющих общий зажим («ноль» или «земля»). Поэтому ток надо предварительно преобразовывать в пропорциональное напряжение, которое затем подается на «сигнальный» вход. Для такого преобразования служит специальный резистор (шунт), который включается в цепь так, чтобы по нему проходил измеряемый ток (рис.1).

Для наблюдения на экране осциллографа кривых тока и напряжения следует напряжения, подаваемые на фазометр, подать также на оба входа осциллографа между зажимом "земля" и потенциальными входами Y1 и Y2 (рис.1)

Если цепь составлена из последовательно соединенных резистивных и реактивных элементов, то результирующее активное сопро­тивление определяется арифметической суммой активных сопротивле­ний резистивных элементов.

R= k (3)

Результирующее реактивное сопротивление определяется алгебраи­ческой суммой сопротивлений реактивных элементов

X= Lk - ck (4)

а модуль полного сопротивления по формуле

Z= (5)

В комплексной форме полное сопротивление

Z = k + j( Lk - ck ) = zejφ (6)

где аргумент полного сопротивления φпри последовательном соединении элементов определяется выражением

φ= arctg = arctg (7)

и имеет знак реактивного сопротивления.

Так как в комплексной форме ток определяется из выражения

= = IeΨi (считаем что Ψu = 0) (8)

То модуль тока I = , а аргумент Ψi = - φ. Последнее равенство означает, что ток сдвинут по фазе относительно напряжения на угол «-φ», т.е. отстает от напряжения на угол φ.

Векторная диаграмма напряжений последовательной цепистро­ится на основании закона напряжений Кирхгофа. Вектор полного напряжения цепи находится как сумма векторов напряжений элемен­тов, которые ориентируются относительно вектора общего тока о учетом величины и знака угла φ.

Если цепь составлена из параллельно соединенных резистив­ных и реактивных элементов, то результирующая активная проводимость определяется арифметической суммой активных проводимостей элементов.

G= k (9)

результирующая реактивная проводимость - алгебраической суммой реактивных проводимостей

B= Lk - ck (10)

А модуль полной проводимости – по формуле

y= (11)

В комплексной форме полная проводимость

Y = k + j( Lk - ck ) = ye-jφ (12)

Аргумент полной проводимости φ определяется выражением

φ= arctg = arctg (13)

и имеет знак реактивной проводимости.

Векторная диаграмма токов параллельной цепа строится на основания законов токов Кирхгофа. Вектор тока неразветвленной части цепи находится как сумма, векторов токов параллельных ветвей, которые нужно ориентировать относительно вектора общего приложенного напряжения с учетом величины и з накаугла φ.

Ток в параллельной цепи определяется из выражения

= IeΨi (14)

Откуда модуль I= yU, а аргумент Ψi=- φ

 

2. Подготовка к работе

2.1. Изучить методические указания и литературу.

2.2. Из табл.1 для своего варианта выбрать величины R1, R2, C, L, U, f

2.3. Рассчитать по формулам (3)-(8) ток (модуль к аргумент полагая ΨU = 0) при последовательном соединения элементов с параметрами из п.2.2. Построить на векторной диаграмме векторы напряжения и тока.

2.4. Рассчитать по формулам (9)-(14) ток в цепи при параллель­ном соединении элементов из п.2,2. Построить векторную диаграмму тока и напряжения.

2.5. Подготовить черновики, содержащее схемы измерений, заданные параметры, таблицы для записи экспериментальных данных, результаты предварительных расчетов и построенные векторные диаграммы.

3. Экспериментально-расчётная часть

3.1. Измерение параметров элементов

Собрать схему, изображенную на рис.1, и при заданных на­пряжении U и частоте f произвести измерения угла φ и токов для всех четырех элементов. Результаты измерений занести в табл.2. Зарисовать осциллограммы тока и напряжения каждого элемента.

Повторить указанные выше измерения токов при изменении частоты от 0,5 до 2, 0,заданной в п.2.2 (только для реактивных элементов). Результаты измерений занести в табл.3. Убедиться, что для резистивных элементов результаты измерений тока не зависят от частоты (при U = const).

3.2. Исследование цепи споследовательным соединением элементов

Собрать схему, изображенную на рис.2. При заданных напря­жении U частоте f измерить ток, напряжения на всех элементах, угол φмежду входным током и напряжением. Данные измерений запи­сать в табл.4.

3.3. Исследование цепи с параллельный соединением элементов.

Собрать схему, изображенную на рис.3. При заданных напря­жении U частоте f измерить входной ток и токи в элементах, угол φ между входным током и напряжением. Данные измерении занести в табл.5.

3.4. Расчеты и построения

По данным табл.2 построить векторные диаграммы тока и напряжениядля каждого элемента, рассчитать параметры элементов по фор­мулам (1)(2), записать мгновенные значения токов и напряжений (ΨU=0)

По данным табл.3 рассчитать ZL и XC при разных частотах и построить зависимость ZL и XC от f.

По опытным данным табл.4 построить векторную диаграмму напряжений элементов последовательной цепи. Сравнить величину полученного из этой диаграммы суммарного приложенного напряжения и значение угла φ с опытными данными из табл.4.

По данным табл.5 построить векторную диаграмму токов элементов параллельной цепи. Сравнить величину полученного из этой диаграммы суммарного входного тока и значение угла φ с опытными из табл.5.

 

4. Программа УИРС

4.1. Цель работы: исследование цепи при последовательно- параллельном соединении двух резистивных и двух реактивных эле­ментов.

4.2. Подготовка к работе: разработать программу работы, составить схему экспериментальной установки, подобрать приборы, подготовить таблицы для записи измерений.

4.3. Порядок выполнения работы: со брить схему и измерить токи во всех ветвях, напряжения на всех элементах, углы Фазового сдвига.

4.4. Обработка результатов работы: По данным опыта построить совмещенную векторную диаграмму, рассчитать токи во всех ветвях, напряжения на всех элементах цепи и угол φ. Сравнить опытные данные и расчетные данные.

5. Содержание отчёта

5.1. Номер варианта и исходные данные из п.2.2.

5.2. Данные расчета и векторные диаграммы из п п.2.3, 2.4 с пояснениями

5.3. Схемы опытов с характеристикой приборов и оборудования.

5.4. Таблицы с опытными и расчетными данными.

5.5. Результаты расчетов и построений по п.3.4:

-векторные диаграммы и осциллограммы напряжения и тока трех элементов из п.3.1;

-график зависимости модулей сопротивлений катушки и конденсатора от частоты;

-векторные диаграммы при последовательном и параллельном соединении элементов.

 

6. Контрольные вопросы

6.1. Как вычисляется комплексное сопротивление цепи с последовательным соединением элементов?

6.2. Как вычисляется комплексная проводимость цепи с параллельным соединением элементов?

6.3. Каков сдвиг фаз между током и напряжением в цепи с резистивным элементом, индуктивным элементом, емкостным элементом.

6.4. Как найти полное напряжение последовательной цепи, если известны величины напряжений на всех резистивных, индуктивных и емкостных элементах?

6.5. Как найти входной ток цепи с параллельным соединением резистивного, индуктивного и емкостного элементов, если известны величины токов через каждый элемент в отдельности?

6.6. Можно ли при измерении фазометром использовать в качестве шунта реактивное сопротивление?

6.7. Поясните соответствие векторной и временной диаграммы различных видов элементов?

 

 

Таблица 1

Варианты задания

Вариант                    
R1,Ом                    
R2,Ом                    
L, Гн 0.742 0.707 0.92 1.05 0.96 0.96 0.818 1.4 1.27 0.45
C, мкФ 5.25 5.1 4.85   5.18 5.3 4.86 4.8 4.74 5.1
U, В                    
f, Гц                    

 

Таблица 2

Определение параметров элементов при f = … Гц

Элемент Опыт Расчет
U, В I, мА φ, град R,Ом X,Ом G,Ом B,Ом
R1         X   X
R2         X   X
L              
C       X   X  

 

Таблица 3

Зависимость параметров от частоты

Катушка Конденсатор
f,Гц               f,Гц              
U,В               U,В              
I,мА               I,мА              
ZL, Ом               Xc, Ом              

 

Таблица 4

Исследование последовательной цепи

Опыт при f=… Гц Из ВД
U, В I, мА UL UAR, мА UC, мА UAR, мА φ, град U,В φ, град
                 

Таблица 5

Исследование параллельной цепи

Опыт при f=… Гц Из ВД
U, В I, мА UL IAR, мА IC, мА IAR, мА φ, град I, мА φ, град
                 

 

 

Рис.1. Схема измерений параметров элементов

 

Рис.2. Схема опытного исследования последовательной цепи

Рис.3. Схема опытного исследования параллельной цепи

 

 

Лабораторная работа № 4

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ ПАССИВНОГО ДВУХПОЛЮСНИКА

Цель работы: ознакомление с наиболее распространенными методами экспериментального определения эквивалентных параметров линейных пассивных двухполюсников переменного тока при постоянной частоте приложенного напряжения.

Разделы курса, охватываемые работой:

- анализ целей гармонического тока в установившемся режиме;

- эквивалентные параметры пассивного двухполюсника и методы их экспериментального определения.

  1. Методические указания

Объектом исследования является сложная цепь, заданная в виде пассивного двухполюсника и питаемая от источника гармонического напряжения.

Любой пассивный двухполюсник можно заменить двухэлементной эквивалентной схемой так, что при одинаковом напряжении на входе ток и потребляемая от источника мощность не изменяются. Принципиально, независимо от структуры пассивного двухполюсника, эквивалентная схема двухполюсника может быть представлена в виде двух последовательно соединенных активного RЭ и реактивного XЭ элементов или двух параллельно соединенных аналогичных элементов GЭ и BЭ. Величины RЭ, XЭ, GЭ, BЭ, а также полные сопротивления ZЭ=RЭ+jXЭ и проводимостью YЭ=GЭ-jBЭ называются эквивалентными параметрами. Обе эквивалентные схемы характеризуют один и тот же двухполюсник и поэтому между параметрами последовательной схем существую зависимости, называемые формулами перехода:

ZЭ = , RЭ = , XЭ = , (1)

YЭ = , GЭ = , BЭ = .

Знак реактивного сопротивления XЭ и реактивной проводимости BЭ, зависят от характера двухполюсника. Роли исследуемый двухполюсник носит индуктивный характер, угол сдвига между током I и напряжением U, реактивные сопротивления XЭ и проводимость BЭ принимаются положительными, а при емкостном характере – отрицательными.

Задача экспериментального определения параметров эквивалентной схемы двухполюсника переменного тока может быть решена различными методами, основные из которых описываются ниже.

1.1. С помощью вольтметра, амперметра и фазометра по схеме (рис.1) измеряют входное напряжение U, ток I и угол сдвига по фазе между ними . По измеренным величинам строят векторную диаграмму и, разложив вектор U на активную Ua и реактивную Up составляющие, вычисляют параметры последовательной эквивалентной схемы замещения по формулам

ZЭ = , RЭ = ZЭ *cos , XЭ = ZЭ *sin . (2)

 

Построив снова по тем же данным векторную диаграмму и разложив вектор тока I на активную Ia и реактивную Ip составляющие, вычисляют параметры параллельной эквивалентной схемы замещения по формулам

yЭ= , GЭ = yЭ *cos , BЭ = yЭ *sin . (3)

1.2. С помощью вольтметра, амперметра и ваттметра по схеме (рис.2) измеряют входное напряжение U, ток I и активную мощность P. По данным измерений вычисляют параметры эквивалентных схем по формулам

ZЭ = , RЭ = , |XЭ|= , | |= arctg ,

yЭ= , GЭ = , |BЭ|= , | |= arctg , (4)

 

Приведенные формулы позволяют определить только модуль и не дают возможности определить знак угла , знак реактивного сопротивления Xэ и реактивной проводимости Bэ.

Для экспериментального определения характера исследуемого двухполюсника последовательно с ним включают добавочное реактивное сопротивление Xэ, знак которого известен заранее, измерения повторяются при неизменной величине приложенного напряжения. Если при этом ток и мощность, потребляемые цепью, уменьшились следовательно, результирующее реактивное сопротивление цепи возрастает а это значит, что знаки Xg и Xэ одинаковы. В случае увеличения тока и мощности Xg и Xэ имеют разные знаки., так как результирующее реактивное сопротивление снижается. Всё это справедливо, если Xg подобрано так, что | Xg | < 2| Xэ|.

Задачу по определению характера цепи можно также решить включением параллельно двухполюснику добавочной реактивной проводимости нечастного знака. В этом случае увеличение тока и мощности указывает на совпадение характера добавочной проводимости и двухполюсника.

1.3 Определение параметров эквивалентных схем методом «трех вольтметров»

В этом случае собирается схема (рис.3,а), где Rg известное заранее, активное сопротивление добавочного резистора.

С помощью вольтметра измеряются напряжения U1,U2, и U. По известным величинам напряжений, как по трём сторонам треугольника, строится векторная диаграмма (рис. 3,б). После этого вектор напряжения U раскладывается на активную Uа и реактивную Uр , составляющие, как это показано на рисунке 3,б. (векторная диаграмма построена для случая фи < 0).

Зная величину Rg, можно найти ток по формуле закона Ома

 

I = Ug / Rg, (5)

а затем по формулам (2) вычислить эквивалентные параметры последовательной схемы. Параметры параллельной схемы можно вычислить по формулам перехода (1).

1.4 Определение параметров эквивалентных схем методом «трех амперметров».

В этом случае собирается схема (рис.4,а), где добавочный резистор Rg включен параллельно двухполюснику и его сопротивление известно заранее. С помощью амперметра измеряются величины токов I1, Ig и I. По этим данным строится векторная диаграмма токов, и ток I раскладывается на активную Iа и реактивную Iр, составляющие. Пример такой диаграммы для случая фи>0 приведен на рис.4,б. Зная величину Rg , можно определить величину приложенного напряжения

U= Ig Rg

 

По формулам (3) вычисляются параметры эквивалентной параллельной схемы, а по формулам (I) – параметры последовательной схемы.

Следует отметить, что в опытах 1.3 и 1.4 знак угла и реактивного сопротивления Xэ остается неопределённым. Для определения этого знака нужно провести дополнительный опыт, как в п.1.2.

2. Подготовка к работе

2.1. Изучить методические указания к работе и литературу.

2.2. Из таблицы вариантов для своего номера выбрать величины U, I, P, характер двухполюсника.

2.3. Рассчитать параметры эквивалентных схем двухполюсника:

ZЭ, RЭ , |XЭ|, | |, yЭ , GЭ , |BЭ|, | | по (4). Занести в табл.2.

2.4. Составить последовательную и параллельную эквивалентные схемы замещения, учитывая характер двухполюсника, заданных в табличке вариантов. Указать на схеме величины соответствующих параметров.

3. Экспериментально-расчётная часть

3.1. Определение параметров эквивалентных схем двухполюсника с помощью вольтметра, амперметра и ваттметра.

Собрать схему по рис.2 без конденсатора. Данные измерений U, I, P занести в таб.2. Включить последовательно с двухполюсником конденсатор, измерить U, I, P, занести в табл.2. Определить характер двухполюсника. Рассчитать по формулам (4) параметры, занести в табл.2, сравнить с данными предварительного расчёта

3.2 Определение параметров эквивалентных схем двухполюсника с помощью вольтметра, амперметра и фазометра.

Собрать схему по рис.1, измерить U, I, P. Занести в табл.3. Построить векторные диаграммы тока и напряжения. Рассчитать параметры эквивалентного двухполюсника по формулам (2) и (3) и занести в табл.3.

Сопоставить эквивалентные параметры с параметрами, полученными из предварительного расчёта.

3.3. Определение параметров эквивалентных эхом двухполюсника методом «трёх вольтметров».

Собрать схему по рис.3, и с добавочным резистором Rg и измерить вольтметром напряжения U1, Ug, U. Результаты измерений занести в табл.4.

С учётом выбранного масштаба напряжений (В/мм) построить векторную диаграмму напряжений, приняв за опорный вектор тока. Разложить напряжение U на активную Ua и реактивную Uр, составляющие, занести их в табл.4. Знак угла считать известными из предыдущий опытов. Рассчитать эквивалентные параметры по формулам (2) и (1). Занести в табл.4. Сопоставить с предварительными расчетами.

3.4. Определение параметров эквивалентных схем двухполюсника методом трех амперметров.

Собрать схему по рис.4,а. с добавочным резистором Rg и измерить амперметром токи I1, Ig, I. Результаты измерений занести в табл.5.

С учётом выбранного масштаба тока (А/мм) построить векторную диаграмму токов, приняв за опорный вектор напряжения. Разложить ток I на активную Ia и реактивную Iр, составляющие, занести их в табл.5. Знак угла считать известными из предыдущий опытов. Рассчитать эквивалентные параметры по формулам (3) и (1). Занести в табл.5. Сопоставить с предварительными расчетами.

 

4. Программа УИРС

4.1. Цель работы: определение параметров пассивного двухполюсника методами трех вольтметров и трёх амперметров, используя реактивные добавочные сопротивления.

4.2. Подготовка к работе: составить схемы экспериментальной установки, рассчитать и подобрать элементы и приборы, заготовить таблицы для записи экспериментальных величин. В качестве добавочного сопротивления использовать магазин емкостей, имеющийся в стенде лабораторной установки.

4.3. Обработка результатов опыта: построить векторную диаграмму напряжений по результатам измерений методом «трех вольтметров» и диаграмму токов по методу «трех амперметров». Определит знак угла и рассчитать параметры эквивалентных схем.

 

5. Содержание отчёта

5.1. Краткое содержание работы.

5.2. Номер варианта и исходные данные для предварительных расчетов.

5.3. Данные расчета по п2.3 и данные опыта и расчета по п.3.1, сведенные в табл.2. Эквивалентные схемы двухполюсника по п.2.4.

5.4. Векторные диаграммы тока и напряжения и табл.3 с расчетными параметрами эквивалентных схем по п.3.2.

5.5. Векторная диаграмма напряжений, построенная по методу «трех вольтметров» и табл.4 с рассчитанными параметрами эквивалентных схем по п.3.3.

5.6. Векторная диаграмма токов, построенная по методу «трех амперметров» и табл.5 с рассчитанными параметрами эквивалентных схем по п.3.4.

5.7. Схемы опытов с характеристикой приборов и оборудования.

 

6. Контрольные вопросы

6.1. Что такое эквивалентные параметры двухполюсника?

6.2. Что такое формулы перехода?

6.3. Как определить знак угла в схеме с ваттметром с помощью добавочной реактивной проводимости?

6.4. Можно ли в методе «трёх вольтметров» вместо добавочного активного сопротивления Rg использовать реактивное сопротивление? Ответ поясните векторной диаграммой.

6.5 Можно ли в методе «трёх амперметров» вместо добавочного активного сопротивления Rg использовать реактивное сопротивление? Ответ поясните векторной диаграммой.

 

Таблица 1

Варианты задания

Вариант                    
Характер двухполюсника Инд. Инд. Емк. Емк. Инд. Инд. Емк. Емк. Емк. Емк.
U, B                    
I, мА                    
P, Вт 2,3 1,9 3,0 3,3 1,8 1,1 2,7 3,2 2,9 2,7

 

Таблица 2

Определение параметров эквивалентных схем методом амперметра, вольтметра ваттметра

U, В I, мА P, Вт Вид реактивн Zj ,Ом RЭ, Ом XЭ, Ом yЭ, Ом GЭ, Ом BЭ, Ом , град
Данные из табл.1 Предварительный расчет
                     
Опыт Расчет
                     
С добав. емкостью                
                     

 

 

Таблица 3

Определение параметров эквивалентных схем методом амперметра, вольтметра фазометра.

Опыт Расчет
U, В I, мА , град Zэ,Ом RЭ, Ом XЭ, Ом yЭ, Ом GЭ, Ом BЭ, Ом
                 

 

Таблица 4

Определение параметров эквивалентных схем методом трех вольтметров.

Опыт Из векторной диаграммы Расчет при Rg = 180 Ом
U1, В Ug, В U, В Uэ, В Up, В , град I, мА Zэ,Ом RЭ, Ом XЭ, Ом yЭ, Ом GЭ, Ом BЭ, Ом
                         

 

Таблица 5

Определение параметров эквивалентных схем методом трех амперметров.

 

Опыт Из векторной диаграммы Расчет при Rg = 180 Ом
I1, мА Ig, мА I, мА Iэ, мА Ip, мА , град U, В Zэ,Ом RЭ, Ом XЭ, Ом yЭ, Ом GЭ, Ом BЭ, Ом
                         

 

 

Рис.1. Схема измерений с фазометром

 

Рис.2. Схема измерений с ваттметром

 

Рис.3. Определение параметров эквивалентных схем по методу трёх вольтметров; а- схема измерений, б- векторная диаграмма.

Рис.4. Определение параметров эквивалентных схем по методу трёх амперметров; а- схема измерений, б- векторная диаграмма.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...