Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Международная защита товарного знака




В соответствии с законодательством РФ на территории РФ охраняются не только зарегистрированные товарные знаки, но и знаки в соответствии с международными договорами РФ. Российские юридические лица и граждане РФ в соответствии со ст. 1507 IV части ГК РФ «вправе зарегистрировать товарные знаки в иностранных государствах или осуществить его международную регистрацию». Заявки на такую регистрацию подаются через Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

Поскольку, как и все объекты интеллектуальной собственности, товарные знаки получают в конечном итоге территориальную охрану, по существу означающую, что их охрана предоставляется национальной регистрацией.

Существуют определенные системы региональной регистрации, которые упрощают регистрацию товарных знаков и, конечно, существуют международные договоры. Однако все эти системы в конце концов предполагают регистрацию в каждой отдельной стране и на каждой отдельной территории. Но помимо возможности регистрации товарных знаков в странах, их также можно зарегистрировать на таможенных территориях, и что существуют некоторые другие территории, которые не признаются в качестве стран.

Существуют определенные территории, которые не признаются в качестве государств и не могут, например, стать членами Организации Объединённых Наций. Однако на этих территориях существует определенная административная структура, и регистрация товарных знаков может стать возможной. Хорошим примером является Гонконг, имеющий систему регистрации товарных знаков, отличающуюся от системы регистрации в Китайской Народной Республике.

ВОИС прилагает большие усилия к тому, чтобы сделать и национальные, и региональные системы регистрации товарных знаков более «дружественными», путем гармонизации и упрощения некоторых процедур. В 1994 г. был принят Договор о законах по товарным знакам (TLT), устанавливающий, какую информацию должны предоставлять граждане одного государства-участника, а также процедуры, которыми они должны пользоваться, для того, чтобы регистрировать товарные знаки в ведомстве по товарным знакам другого государства-участника.

№ 26

Лицензия – это термин, обозначающий официальный документ, который разрешает ее обладателям осуществление указанного в лицензии вида деятельности на территории страны выдачи документа или на международном уровне. В Российской Федерации существует федеральный закон №128, регулирующий лицензирование.

По своей сути является разрешением выданным на осуществление какого-то определенного типа деятельности. При этом в лицензии строго оговаривается, при каких условиях может осуществляться лицензируемая деятельность.

Некоторые виды деятельности требует обязательной государственной лицензии. Примером такой деятельности может быть оказание врачебных услуг.

Все выданные лицензии хранятся в государственном реестре лицензий.

Лицензирование — процесс выдачи специального разрешения (лицензии).

Лицензиар — одна из сторон лицензионного соглашения, предоставляющая другой стороне — лицензиату — право на использование объекта лицензии (изобретения, технологии, технического опыта и прочих форм промышленной собственности).

Лицензиат — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности.

Лицензионные условия — условия, при соблюдении которых лицензия действительна.

Виды лицензий:

Лицензия исключительная - правовой документ по использованию объектов нематериальных активов в оговоренных пределах. Чаще всего эти пределы устанавливаются по срокам и территории действия данной лицензии. Основное отличие исключительной лицензии состоит в том, что лицензиар (продавец лицензии) не может пользоваться правами сам или переуступать их третьему лицу в оговоренных пределах.

Лицензия неисключительная (простая) - то есть право лицензиара, которое разрешает лицензиату (покупателю лицензии) использовать предмет договора в пределах территорий, оговоренных соглашением, сохраняя за лицензиаром право самостоятельно пользоваться им на данной территории и на определенный срок, а также продавать лицензии на аналогичных условиях третьим лицам.

Лицензия перекрестная – правовой документ по взаимному предоставлению патентных прав различными патентодателями.

Лицензия полная - правовой документ, по которому лицензиар предоставляет лицензиату все права по использованию объектов нематериальных активов (на срок действия лицензионного договора). Если срок действия лицензионного договора превышает срок действия патента или равен ему, то такие лицензионные договоры на изобретения, промышленные образцы и товарные знаки по своему технико-экономическому смыслу равноценны продаже патента. Между тем при продаже патента право собственности на предмет договора переходит к покупателю, а при продаже полной и других видов лицензий это право к лицензиату не переходит. Собственником предмета договора остается лицензиар, хотя он и передает право использования лицензии в полном объему лицензиату (но только на новый срок действия лицензии).

Сублицензия - правовой документ, в соответствии с которым собственник изобретений, технологический знаний, опыта, секретов производства и т.д. передает своему контрагенту право на использование (в оговоренных пределах) этих объектов интеллектуальной деятельности. В лицензионном соглашении определяется вид лицензии, характер и объем прав на использование объекта лицензии, производственная сфера, территориальные границы, способ передачи технологии.

Открытая лицензия – лицензия, выданная на основе заявления патентообладателя, направленного в Патентное ведомство, о предоставлении любому лицу права на использование объекта промышленной собственности. при подаче заявления о предоставлении открытой лицензии пошлина за поддержание патента в силе снижается на 50% с года, следующего за годом опубликования сведений о таком заявлении Патентным ведомством.

Лицензия принудительная - правовой документ, который выдается по решению компетентной инстанции в обязательном порядке при наличии определенном законом обстоятельств (не использование объекта промышленной собственности, недостаточное использование, общественная потребность в более широком использовании изобретения) в случае невозможности достигнуть согласия с обладателем собственности на патент.

Добровольная лицензия – разрешение (договор) на полное или частичное использование изобретения, выдаваемое патентообладателем по прямому двустороннему соглашению между ним и другим лицом.

Лицензионное соглашение патентное - правовой документ, объектом которого являются научно-технические достижения, защищенные патентами или другими охранными документами. Разновидностью патентных лицензионных соглашений являются принудительные лицензионные соглашения, т.е. разрешение на право использования запатентованного объекта с выплатой вознаграждения патентовладельцу. Принудительные лицензионные соглашения выдаются без согласия патентовладельца по специальному решению соответствующих органов, определенных законодательством.

Лицензионное соглашение беспатентное - правовой документ, объектом которого являются научно-технические достижения, не имеющие правовой охраны в стране лицензиата и в странах, указанных в лицензионном договоре.

Срок действия лицензии устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности, но не может быть менее чем три года. Федеральными законами и положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.

Лицензия выдается на срок менее чем три года только по заявлению соискателя лицензии.

Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата, если иное не предусмотрено положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

№ 27

Некоммерческая организация (НКО) — организация, не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Некоммерческие организации вправе заниматься предпринимательской деятельностью, только если данная деятельность направлена на достижение целей организации.

Некоммерческие организации (гл.1)
<< Назад Содержание Вперед >>
1.1 Правовое регулирование деятельности некоммерческих организаций: становление и современность
Анализируя нормативные акты советского периода, можно сделать вывод, что законодательство о некоммерческих организациях начало складываться лишь в 1990-х годах, хотя в отдельных нормативных актах, регулирующих развитие культуры, науки, образования, здравоохранения и социальной защиты, признавался специальный статус организаций, действующих в общественных интересах, в противоположность государственным или частным, в том числе — и в части наделения их налоговыми и иными льготами. Однако нормы об организациях не преследующих целей извлечения и распределения прибыли появились еще в 30-х гг. двадцатого столетия. Как отмечают исследователи, первым нормативным актом в этой области было Постановление ЦИК СНК СССР от 6 января 1930 года «О порядке учреждения и ликвидации Всесоюзных обществ и союзов, не преследующих цели извлечения прибыли» и Положение «О добровольных обществах и союзах», утвержденное постановлением ЦИК и СНК РСФСР от 10 июля 1932 года. Однако законодательства о «некоммерческих организациях» (если так можно говорить применительно к советскому периоду) не развивалось и остановилось на форме «общественных организаций»[1]. Так или иначе, но в начале 90-х годов термин «некоммерческая организация» получает в законодательстве России все более широкое применение — он содержится более чем в 40 законодательных актах. Так, например, необходимо выделить Закон СССР 1990 года «Об общественных объединениях»[2], упростивший процедуру регистрации и расширивший перечень законодательно признаваемых видов объединений от политических партий до благотворительных фондов. А 22 мая 1995 года вступил в действие новый закон «Об общественных объединениях», который регламентировал 5 возможных форм общественных объединений, включая такие экзотические как орган общественной самодеятельности. Следует также выделить Закон РСФСР «О вероисповедании», который рассматривал религиозные объединения в качестве одного из видов общественных организаций и устанавливал для них сходный порядок создания и деятельности. Впервые понятие "некоммерческая организация", как субъекта правоотношений, было введено в Основах гражданского законодательства СССР и союзных республик от 31.05.91г Нормы о некоммерческих организациях нашли определенное развитие в законодательстве субъектов РФ. Принимаются как акты о некоммерческих организациях, так и об общественных объединениях. К середине 90-х годов назрела необходимость принятия кодифицированных норм о некоммерческих организациях, ее понятия и видов. Что находит свое отражение в первой части Гражданского кодекса РФ, нормы которого стали основой современного правового регулирования функционирования некоммерческих организаций. Итак, рассмотрим современный пласт законодательства о некоммерческих организациях. В первую очередь необходимо выделить ГК РФ. Нормы о некоммерческих организациях в котором сведены в единый раздел «Некоммерческие организации» (статьи 116-123, §5, глава 4), в котором приведен перечень видов некоммерческих организаций. Наряду с нормами ГК РФ, основным законодательным актом регулирующим правовое положение некоммерческих организаций является Федеральный закон от 12 января 1996 г. №7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (с изменениями от 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г.)[3](далее по тексту – Закон). Как отмечают эксперты, вступивший в силу Федеральный закон «О некоммерческих организациях» имел довольно долгую и непростую историю разработки и принятия. Первые его варианты дважды выносились на рассмотрение Государственной Думы еще летом и осенью 1994г., но оба раза) были отклонены Государственной Думой в первом чтении. Основной причиной этого явились недостаточная проработанность основных положений законопроекта, и несогласованность целого ряда содержащихся в нем норм с текстом принятого в первом чтении проекта части I Гражданского Кодекса. Окончательное принятие первой части Гражданского Кодекса и вступление ее в силу с 1 января 1995г. послужили дополнительным стимулом для существенной переработки указанного законопроекта. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» во многом восполнил пробелы и исправил несовершенства, имеющиеся в параграфе 5 ГК «Некоммерческие организации». Данный закон определил основные формы некоммерческих организаций и закрепил основные принципы их функционирования. Однако, естественно, он не в состоянии содержать подробного регулирования всех аспектов некоммерческой деятельности, осуществляемой в самых различных организационно-правовых формах. В частности, значительные отличия существуют в правовом регулировании деятельности государственных и негосударственных некоммерческих организаций, а в рамках негосударственного сектора специфического регулирования требуют некоммерческие организации, созданные коммерческими организациями, или созданные по инициативе ряда физических лиц, либо отдельным гражданином[4]. Итак, действующий Закон «О некоммерческих организациях» непосредственно определяет правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц, формирования и использования имущества некоммерческих организаций, права и обязанности их учредителей (участников), основы управления некоммерческими организациями и возможные формы их поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления. Важно отметить, что Закон регулирует отношения с участием некоммерческих организаций как юридических лиц. Таким образом, общественные объединения и другие структуры, созданные для осуществления деятельности, не преследующей в качестве основной цели извлечение прибыли, но не являющиеся юридическими лицами, не могут быть признаны в соответствии с Законом некоммерческими организациями и не являются субъектами регулируемых им отношений. Как отмечается в п.2 ст.1 Закона, он применяется по отношению ко всем некоммерческим организациям, созданным или создаваемым на территории Российской Федерации, постольку, поскольку иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами. Более того нормы данного Закона, в определенной части, или в целом, не распространяют свое действие на отдельные виды некоммерческих организаций. В частности, обозначенный выше Закон не распространяется на потребительские кооперативы. Деятельность потребительских кооперативов регулируется нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, законами о потребительских кооперативах, иными законами и правовыми актами. В частности необходимо выделить: - Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» (с изменениями от 28 апреля 2000 г.)[5] - Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. №193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" (с изменениями от 7 марта 1997 г., 18 февраля 1999 г.)[6] В определенной части действие настоящего Федерального закона не распространяется (ст.ст. 13 - 19, 21 - 23, 28 – 30) на религиозные организации. Особенности их правового положения, создания, реорганизации и ликвидации, управления религиозными организациями определяются Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. №125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"[7]. Особенности правового положения общественных организаций (объединений) определяются иными федеральными законами. В частности можно выделить: - Федеральный закон от 19 мая 1995 г. №82-ФЗ "Об общественных объединениях"[8] - Федеральный закон от 11 июля 2001 г. №95-ФЗ "О политических партиях"[9] - Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях"[10] - Федеральный закон от 20 июля 2000 г. №104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации"[11] в ст.20 закрепляющий, что союзы (ассоциации) общин малочисленных народов являются некоммерческими организациями. Отдельно урегулировано правовое положение Фондов - Федеральным законом от 7 мая 1998 г. №75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах"[12]. Также можно выделить Федеральный закон от 15 июня 1996 г. N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья" (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г.)[13] Действует и ряд других законодательных актов: - Федеральный закон от 17 декабря 1999 г. №211-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации"[14]. - Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. №66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (с изм. и доп. от 22 ноября 2000 г.)[15] и некоторые другие федеральные законы. Наряду с законодательным актами регулированию правового положения некоммерческих организаций посвящен ряд подзаконных нормативных актов: Указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ. Однако они не должны противоречить вышеназванным законам. Кроме того, Федеральное Правительство вправе принимать постановления, содержащие нормы, посвященные деятельности некоммерческих организаций, но только в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами либо указами Президента Российской Федерации. В частности можно выделить: - «Положение о театре в Российской Федерации; Положение о принципах финансирования государственных и муниципальных театров в Российской Федерации» утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25 марта 1999 г. №329 "О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации"[16]; - Постановление Правительства РФ от 12 июля 1996 г. №789 "О фондах пожарной безопасности и противопожарном страховании" (с изменениями от 19 июня 1998 г.)[17]. Наряду с законодательным и подзаконными нормативными актами необходимо выделить ведомственные акты. В настоящее время действует целый спектр таких актов. В отношении таких документов существует общее правило, выраженное в постановлении Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997г[18] №1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации». Согласно этому акту нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации и официальному опубликованию в "Российской газете". Официальное опубликование актов осуществляется не позднее десяти дней после их государственной регистрации. При этом акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий. Приведем лишь часть из них: - Письмо Минюста РФ от 19 января 1996 г. №08-09-11-96 О разъяснениях отдельных положений Федерального закона "Об общественных объединениях" - Правила рассмотрения заявлений о государственной регистрации религиозных организаций в органах юстиции Российской Федерации, утвержденные приказом Минюста РФ от 16 февраля 1998 г. №19; - Положение о порядке регистрации, открытия и закрытия в Российской Федерации представительств иностранных религиозных организаций, утвержденное постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1998 г. №130. Наряду с вышеназванными законами и подзаконными актами, в качестве источников правового регулирования необходимо выделить и материалы судебно-арбитражной практики в Российской Федерации. Несмотря на то, что в нашей стране судебная практика не является источником права и тем самым не обязательна в правоприменении (как это принято в англосаксонской системе права), тем не менее, в Российской Федерации нижестоящие суды зачастую пользуются обзорами судебной практики для разбирательств дел. Поэтому важно обозначить обзоры арбитражной практики по делам, связанным с организацией и деятельностью некоммерческих организаций. В частности можно выделить следующие обзоры: - Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 февраля 1996 г. №С5-7/03-92 "О некоторых положениях Федерального закона "О некоммерческих организациях"; - Письмо Верховного Суда РФ от 5 февраля 1998 г. №109-4/общ Об информационном письме "О подведомственности арбитражным судам дел о ликвидации общественных фондов"; - Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 июня 2001 г. №64 О некоторых вопросах применения в судебной практике Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)". А также решения по отдельным делам: - Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 июля 1999 г. N 1259/99 Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, вправе создавать некоммерческие объединения в виде ассоциаций или союзов. Иск о признании недействительной государственной регистрации "Союза предпринимателей", учрежденного гражданами - предпринимателями, отклонен; - Решение Верховного Суда РФ от 16 апреля 1999 г. "Неисполнение общественным объединением условий функционирования, определенных ст.29 Федерального закона "Об общественных объединениях", является основанием для признания его прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и исключения его из единого государственного реестра юридических лиц" (Извлечение); - Решение Верховного Суда РФ от 16 апреля 1999 г. N ГКПИ 99-227 О признании общественного объединения "Международный женский фонд социального прогресса "ЛЭИРА" прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и исключении его из единого государственного реестра юридических лиц. Одним из дискуссионных вопросов является определение правоспособности субъектов РФ в части нормотворчества о некоммерческих организациях. Так, некоторые исследователи говорят о «концепции модельного законодательства в области деятельности некоммерческих организаций»[19]. При этом эксперты подчеркивают, что федеральное законодательство не оставило «нишу» для региональных органов государственной власти и муниципальных образований в сфере взаимоотношений с «третьим сектором». Авторы названного сборника[20] говорят о том, что «весьма разумно, как базисную основу и блок-схему развития целей и задач НКО[21], поддержки «третьего сектора» со стороны властей всех уровней иметь модульный закон, который должен стать системой региональных законов и муниципальных нормативных актов. Поэтому, наверное, следовало бы вернуться к федеральным законам «О некоммерческих организациях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «Об общественных объединениях» и ряду других, которые не представляют целостную систему деятельности и поддержки некоммерческих организаций. Однако, в настоящих условиях, да и в ближайшей перспективе дело абсолютно не реальное. Поэтому модельные законы на уровне региональных органов государственной власти – задача наиболее перспективная в области осуществления взаимодействия государства и некоммерческих организаций». То есть, фактически, авторы говорят об отсутствии соответствующих норм в сфере поддержки некоммерческих организаций и в области осуществления взаимодействия государства и некоммерческих организаций, нас же интересуют в большей части частно-правовые нормы. Учитывая данные обстоятельства перейдем к рассмотрению правового положения некоммерческих организаций по действующему законодательству.

 

Общественное объединение — добровольное[1], самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения[2].

Согласно статье 30 Конституции РФ:

1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
2. Никто не может быть принуждён к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нём.

Общественное объединение — это объединение физических лиц (граждан). Объединение юридических лиц (организаций) в России называется ассоциацией. Тем не менее, членами общественного объединения наряду с гражданами могут быть юридические лица — другие общественные объединения[3].

Виды общественных объединений

В России общественные объединения могут создаваться в следующих организационно-правовых формах (ст. 7 ФЗ «Об общественных объединениях»):

§ общественная организация

§ общественное движение

§ общественный фонд

§ общественное учреждение

§ орган общественной самодеятельности

§ политическая партия

В соответствие с Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», профсоюзы также являются общественными объединениями. Профсоюз не является отдельной организационно-правовой формой общественных объединений и может создаваться в любой организационно-правовой форме, предусмотренной федеральным законом «Об общественных объединениях», за исключением политической партии (на практике профсоюзы обычно действуют в форме общественной организации ввиду возможности наличия членства).

[править]Сфера деятельности

В Российской Федерации могут создаваться и действовать общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения, а также международные общественные объединения.

[править]Создание и регистрация общественных объединений

Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей — не менее трех физических лиц. Количество учредителей для создания отдельных видов общественных объединений может устанавливаться специальными законами о соответствующих видах общественных объединений. В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица — общественные объединения. В тех случаях, когда то или иное новое объединение образуется действующими общественными объединениями без участия физических лиц, то речь идет об образовании не общественного объединения граждан, а союза (ассоциации) общественных объединений. Органы государственной власти и органы местного самоуправления не могут выступать в качестве учредителей, членов и участников общественных объединений. Специальные законы об отдельных видах общественных объединений могут устанавливать иные требования к составу и количеству учредителей. Учредители общественного объединения — физические и юридические лица — имеют равные права и несут равные обязанности.

Членами общественного объединения являются физические лица и юридические лица — общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения, в соответствии с нормами его устава, оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправия как членов данного объединения.

Решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным и осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные действующим законодательством.

Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения.

Деятельность общественных объединений регламентируется в Российской Федерации Федеральным законом «Об общественных объединениях», а также рядом других специальных федеральных законов: «О свободе совести и о религиозных объединениях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», «О негосударственных пенсионных фондах».

[править]Структура, организация деятельности общественных объединений

Структура общественного объединения, руководящие и контрольно-ревизионный органы общественного объединения, территория, в пределах которой данное объединение осуществляет свою деятельность, условия и порядок приобретения и утраты членства в общественном объединении, права и обязанности членов данного объединения (только для объединения, предусматривающего членство), компетенция и порядок формирования руководящих органов общественного объединения, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа устанавливаются уставом общественного объединения.

[править]Контроль и надзор за деятельностью общественных объединений

Надзор за соблюдением законов общественными объединениями осуществляет прокуратура Российской Федерации. Орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений — Министерство юстиции Российской Федерации (и его управления в субъектах Российской Федерации), осуществляет контроль за соответствием их деятельности уставным целям. Указанный орган вправе:

§ запрашивать у руководящих органов общественных объединений их распорядительные документы;

§ направлять своих представителей для участия в проводимых общественными объединениями мероприятиях;

§ не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия деятельности общественных объединений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, их уставным целям в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции;

§ запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности общественных объединений у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций;

§ в случае выявления нарушения общественными объединениями Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть вынесено руководящим органам данных объединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения и срока устранения указанного нарушения, который составляет не менее одного месяца. Предупреждение, вынесенное этим органом, может быть обжаловано общественными объединениями в вышестоящий орган или в суд. Федеральные органы государственного финансового контроля, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, устанавливают соответствие расходования общественными объединениями денежных средств и использования иного имущества уставным целям и сообщают о результатах в орган, принявший решение о государственной регистрации соответствующего общественного объединения.

[править]Приостановление деятельности и ликвидация общественных объединений

Первоначально основаниями для приостановления деятельности и ликвидации общественного объединения являются нарушение прав и свобод человека и гражданина, неоднократные и грубые нарушения законодательства, систематическое осуществление деятельности, противоречащей уставным целям. Заявление о приостановлении деятельности либо ликвидации общественного объединения подается прокурором в суд соответствующего уровня.

С усилением «вертикали власти» (с 2002 г.) изменился и порядок приостановления деятельности общественных объединений — теперь уже внесудебный (административно-прокурорский)либо на шесть месяцев[4], либо без явного определения этого срока[5].

№ 29

Правовое регулирование проведения предвыборной агитации

 

  Особое внимание в избирательном законодательстве уделяется информационному обеспечению выборов, включающему в себя информирование избирателей и непосредственно саму предвыборную агитацию. Последняя в свою очередь способствует гласности проведения выборов, а также осознанному волеизъявлению граждан. Информирование избирателей осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления, комиссии, организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, физические и юридические лица в соответствии с законодательством о выборах. Размещаемые в средствах массовой информации или распространяемые иными способами информационные материалы должны подаваться в доступной для избирателя форме, не нарушать равенство кандидатов и, что самое главное, быть достоверными и объективными. Одной из центральных стадий избирательной кампании и наиболее политизированной ее частью принято считать предвыборную агитацию (от лат. agitatio – приведение в движение). Строящаяся на предвыборной программе предвыборная агитация способна оказать на мнение избирателей достаточно большое влияние. В Федеральном законе Российской Федерации «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) предвыборной агитации посвящена 7 глава, которая называется «Гарантии прав граждан на получение и распространение информации о выборах и референдумах». Федеральный закон определяет предвыборную агитацию как «деятельность, осуществляемую в период избирательной кампании и имеющую целью побудить или побуждающую избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них)». В качестве предвыборной агитации может рассматриваться не любая деятельность в избирательном процессе, а лишь та, которая имеет своей целью побудить избирателей голосовать за или против кандидата, избирательное объединение, причем данная деятельность должна носить систематический, последовательный и публичный характер. Представляя собой составную часть избирательного права и процесса, институт предвыборной агитации регламентируется целым рядом законов и подзаконных актов. Прежде всего сюда относятся: Конституция Российской Федерации 1993 года, Федеральный закон «Об основны
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...