Классификация товарных знаков
⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 Виды товарных знаков по форме выражения: § словесные; § изобразительные; § объемные; § звуковые; § комбинированные; Виды товарных знаков по объектам: § фирменные § ассортиментные; Виды товарных знаков по праву собственности владельца: § индивидуальные; § коллективные.
Ноу-хау (от англ. know how — «знать, как») или секрет производства — это сведения любого характера (изобретения, оригинальные технологии, знания, умения и т. п.), которые охраняются режимом коммерческой тайны и могут быть предметом купли-продажи или использоваться для достижения конкурентного преимущества над другими субъектами предпринимательской деятельности.[1] Это определённый набор информационных подходов, включающих формулы, методы, схемы и наборы инструментов, необходимых для успешного ведения дела в какой-либо области или профессии. В некоторых юрисдикциях сюда включены патенты, а также любая другая конфиденциальная информация, способная обеспечить превосходство над конкурентами. Результат творческой (эвристической) деятельности. Совокупность различных знаний и опыта (научного, технического, производственного, административного, финансового, коммерческого или иного характера), которые ещё не стали всеобщим достоянием.
Основные сведения[править | править вики-текст] Как правило, под ноу-хау подразумевают инновации, имеющие коммерческую ценность в силу неизвестности иным лицам, причём в отношении этих инноваций приняты разумные меры для соблюдения их конфиденциальности (в том числе, путём введения режима коммерческой тайны). В высокотехнологичной экономике ноу-хау составляет ключевую часть активов компании.
В соответствии с международным законодательством, для монопольного использования некоторой инновации можно использовать один из двух методов защиты — патент или коммерческую тайну. Цель у патента и коммерческой тайны одинаковая — не допустить использования инновации конкурентами и получить выгоду от монопольного использования. Но методы защиты принципиально отличаются: патентование подразумевает раскрытие сведений и дальнейшую (предоплаченную авторами) защиту со стороны закона, в том числе право запрещать иным лицам использовать такое же решение без согласия держателя патента под угрозой судебного преследования. А коммерческая тайна подразумевает защиту при помощи тайны. Сведения никому не раскрываются, но в случае разглашения или независимого открытия иным лицом запретить использование такого способа (технического решения) уже невозможно. Права на ноу-хау действуют до тех пор, пока сохраняется конфиденциальность. Иногда для защиты монопольных прав на технологию используются оба метода: патентом защищают самые общие технологические параметры (так называемый «зонтичный патент»), а остальные тонкости производства хранят в режиме коммерческой тайны. Часто договор о передаче ноу-хау называют беспатентной лицензией, по которой передаются сведения технического, организационного, экономического и другого характера, по различным причинам не получившие правовой (патентной) охраны на территории действия соглашения. Так как важнейшим свойством ноу-хау является его неизвестность третьим лицам, то обеспечение конфиденциальности соглашения о передаче ноу-хау является необходимым условием договора о передаче ноу-хау. Другим существенным условием договора о передаче ноу-хау, как правило, является запрещение выдачи сублицензий лицензиатом. Содержание использования ноу-хау определяется соглашением сторон.
Правовой режим ноу-хау (секрета производства) в России задаётся главой 75 «Право на секрет производства (ноу-хау)» Гражданского кодекса РФ и законом РФ «О коммерческой тайне». Практика применения ноу-хау[править | править вики-текст] В современных условиях обычно используется комплексная защита инноваций: авторы получают патент (чаще — пакет патентов) и к ним прилагают пакет ноу-хау, который страхует авторов от несанкционированного применения инновации в странах, где не осуществляется патентная защита, а также от похищения изобретений государством (например, для приоритетных нужд Военно-промышленного комплекса).
35. Государственная инновационная политика: цели, задачи, принципы
Государственная инновационная политика – составная часть социально-экономической государственной политики, направленная на развитие и стимулирование инновационной деятельности, под которой понимается создание новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса, реализуемых в экономическом обороте с использованием научных исследований, разработок, опытно-конструкторских работ либо иных научно-технических достижений. Государственная инновационная политика формируется и реализуется, исходя из признания приоритетности инновационной деятельности для повышения конкурентоспособности отечественной продукции, обеспечения устойчивого экономического роста, повышения уровня и качества жизни населения, обеспечения оборонной, технологической и экологической безопасности РФ[1]. Основными целями государственной инновационной политики являются: • создание экономических, правовых и организационных условий для инновационной деятельности, обеспечивающих рост конкурентоспособности отечественной продукции, эффективное использование научно-технических результатов, решения задач социально-экономического развития; • развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала, формирование его структуры; • увеличение вклада науки и техники в развитие экономики страны, реализацию важнейших социальных задач, в обеспечение прогрессивных структурных преобразований в сфере материального производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности;
• укрепление обороноспособности страны и безопасности личности, общества и государства. Для достижения поставленных целей государство должно решать следующие задачи инновационной политики: • определение и реализация приоритетов государственной инновационной политики; • обеспечение прогрессивных структурных преобразований в экономике; • создание и развитие инфраструктуры инновационной деятельности; • осуществление мер по поддержке отечественной инновационной продукции на международном рынке и развитию внешнеэкономической инновационной деятельности; • обеспечение взаимодействия науки, образования, производства и финансово-кредитной сферы в развитии инновационной деятельности; • обеспечение эффективного использования научно- технического потенциала для стабилизации развития экономики на главных направлениях, определяющих стратегию, темп и пропорции развития народного хозяйства и его структурной сбалансированности. К основным функциям государственных органов власти в инновационной сфере можно отнести следующие: • формирование государственной инновационной политики; • создание правовой базы инновационных процессов, особенно защиты авторских прав инноваторов и охраны интеллектуальной собственности; • стимулирование инноваций, конкуренции в этой сфере, страхование инновационных рисков, введение государственных санкций за выпуск устаревшей продукции; • участие в формировании инфраструктуры инновационной сферы; • определение приоритетных направлений развития науки, техники и технологий, обеспечивая социальную и экологическую направленность инноваций; • выделение ресурсов на приоритетные научные исследования и инновации; • институциональное обеспечение инновационных процессов в организациях государственного сектора; • повышение общественного статуса лиц, занимающихся инновационной и научно-технической деятельностью;
• подготовка кадров для инновационной сферы; • регулирование инновационных процессов в регионах России; • регулирование международных аспектов инновационных процессов; • защита интересов национального инновационного предпринимательства. Важнейшими принципами государственной инновационной политики являются следующие: • опора на отечественный научный потенциал; • свобода научного творчества, последовательная демократизация научной сферы, открытость и гласность при формировании и реализации научной политики; • стимулирование развития фундаментальных научных исследований; • сохранение и развитие ведущих отечественных научных школ; • создание условий для здоровой конкуренции и предпринимательства в сфере науки и техники, стимулирование и поддержка инновационной деятельности; • создание условий для организации научных исследований и разработок в целях обеспечения необходимой обороноспособности и национальной безопасности страны; • интеграция науки и образования, развитие целостной системы подготовки квалифицированных научных кадров всех уровней; • защита прав интеллектуальной собственности исследователей, организаций и государства; • обеспечение беспрепятственного доступа к открытой информации и права свободного обмена ею; • развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских организаций различных форм собственности, поддержка малого инновационного предпринимательства; • формирование экономических условий для широкого использования достижений науки, содействие распространению ключевых для российской экономики научно-технических достижений; • повышение престижности научного труда, создание достойных условий жизни и работы ученых и специалистов; • пропаганда современных достижений науки, их значимости для будущего России. Основы инновационной политики закладываются путем принятия свода законодательных актов, адекватных реальной экономической, социальной и политической ситуации в стране. Именно в них определяются субъекты и объекты управления, их права, обязанности и ответственность. Законодательство является основным регулятором инноваций и научно-технической деятельности. В современных условиях нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности предполагает разработку и введение в действие законов и нормативных актов, которые бы обеспечивали следующее. 1. Заинтересованность государства, общественных организаций, предприятий и частных лиц вкладывать значительную часть своих доходов в инновационную деятельность за счет льготного налогообложения этой доли средств и прибыли, полученной or реализации продуктов инновационной деятельности.
2. Заинтересованность всех участников и партнеров по кооперации в доведении инновационной идеи и разработки до товарного вида и его коммерческой реализации на рынке за счет освобождения их от уплаты или уменьшения размеров налогов. 3. Возможность получения гарантированного и льготного кредита участникам инновационной деятельности. 4. Обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности как научных коллективов, так и отдельных ученых и разработчиков. 5. Обеспечение общепризнанного социального статуса и страховой защиты как исполнителей и участников инновационных процессов, так и инвесторов, финансирующих эти процессы.
Государственная поддержка инновационной деятельности осуществляется на основе следующих принципов:
программный подход и измеримость целей при планировании и реализации мер государственной поддержки;
доступность государственной поддержки на всех стадиях инновационной деятельности, в том числе для субъектов малого и среднего предпринимательства;
опережающее развитие инновационной инфраструктуры; публичность оказания государственной поддержки инновационной деятельности посредством размещения информации об оказываемых мерах государственной поддержки инновационной деятельности в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
приоритетность дальнейшего развития результатов инновационной деятельности;
защита частных интересов и поощрение частной инициативы;
приоритетное использование рыночных инструментов и инструментов государственно-частного партнерства для стимулирования инновационной деятельности;
обеспечение эффективности государственной поддержки инновационной деятельности для целей социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
целевой характер использования бюджетных средств на государственную поддержку инновационной деятельности.
Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/135919/5/#ixzz4WASqfE9i
36. Методы государственного регулирования инновационной деятельности
Достижение цели и выполнение задач инновационной политики осуществляются через применение конкретных методов ее реализации, арсенал которых достаточно широкий. В каждой стране есть свои особенности государственного регулирования инновационного процесса, обусловленные структурой областей хозяйства, стратегией развития, влиянием факторов на продуктивные силы. Вместе с тем можно выделить общие методы влияния государства на инновационную деятельность бизнеса, которые в тех или иных формах применяются в большинстве промышленно развитых странах. По признаку формы действия на инновационное развитие экономики весь арсенал этих методов делится на методы прямого и косвенного регулирования. Суть методов прямого регулирования заключается в том, что государство берет на себя инициативу в выборе приоритетов научно-технического развития, финансирование и стимулирование разработки важных национальных инновационных программ. При этом фактор времени приобретает стратегический характер. НИИКР нуждаются не только в больших финансовых расходах, а и становятся более рисковыми и удержать технологическую монополию фирмам не всегда удается. Чтобы быстрее использовать рыночный потенциал, государство стимулирует межгосударственную, отраслевую, межфирмовую координацию и кооперацию инновационной деятельности. Такой стратегии придерживаются Франция, Нидерланды, Япония. Стратегия децентрализованного регулирования - более сложный механизм участия государства в инновационной сфере. Государство в этой стратегии играет ведущую роль, но отсутствуют крепкие директивные связи. В США это приобрело форму общенациональной кампании за дебюрократизацию, дерегламентацию и дерегулирование. Более широко применяются методы «управление инициативой», сориентированные на стимулирования инициативы субъектов хозяйственной деятельности. Данных методов придерживается США, Великобритания и ряд других стран.
Методы косвенного регулирования создают экономические и правовые условия для ускорения инновационного развития, тем не менее это не означает, что такие условия должны быть одинаковые для всех областей развития науки и техники. Государство может их дифференцировать согласно приоритетным направлениям и программам. Но главное, чтобы в пределах каждого направления или программы научные, исследовательские и проектные организации имели одинаковые экономическое и правовое условия деятельности, которая будет оказывать содействие развитию конкуренции между ними. Методы реализации государственной инновационной политики по способу влияния можно разделить на: 1) экономико-правовые методы, которые основываются на положениях Конституции, соответствующих законов, внутриведомственных, административных распоряжений; 2) государственное финансирование научной сферы; 3) контрактная система отношений между субъектами инновационной деятельности и государством; 4) налоговая система; 5) патентно-лицензионная, антитрестовская политика; 6) амортизационные мероприятия, субсидии; 7) передача технологии; 8) поддержка межорганизационной кооперации и мелкого инновационного бизнеса; 9) правительственные закупки; 10) развитие инфраструктуры исследований и разработок. Законы являются правовым фундаментом развития инновационного бизнеса в любой стране. Каждое государство по-своему комбинирует такое их количество, чтобы обеспечить инновационную деятельность на принципах долгосрочности и экономической заинтересованности предпринимателей. Это законы о патентах, товарных знаках, авторском праве, антитрестовском законодательстве, льготных кредитах, законах, которые предусматривают возможность принудительного лицензирования технологий, о стимулировании инвестиций в венчурный бизнес и много других. На рис. 3.1 приведены общие методы реализации государственной инновационной политики. К прямым методам реализации инновационной политики принадлежит бюджетное финансирование. Фундаментальные исследования во всех развитых странах мира осуществляются, главным образом (на 80 %), за счет государства. Однако с продвижением НИИКР к завершению все большая их часть переносится в частный сектор, и фирмы начинают брать все более большее участие в его финансировании.
Рис. 3.1 Методы государственного стимулирования Стимулирующая роль государства от административно-бюджетного финансирования постепенно изменяется на программно-целевую, дополняется мероприятиями косвенного стимулирования - дифференционной системой налоговых льгот, предоставлением льготных кредитов и пр. В наше время преобладает тенденция интеграции государства и собственного корпоративного сектора в выполнение больших научно-технических программ, как национальных, так и международных, таких как СОИ, «Эврика», ЄСПРИТ, и др. В США есть программа (в рамках национального научного фонда), которая поощряет проведение общих НИИКР фирмами, государственными НДИ и университетами. Государственные научно-технические программы являются одним из методов планирования научно-технического развития в промышленности. Это документ, в котором определены ресурсы, исполнителей и сроки осуществления комплекса мероприятий, направленных на решение научно-технических проблем. При условиях рыночной экономики они имеют индикативный характер, поскольку содержат плановые задания государственным учреждениям, государственные заказы частным научно-исследовательским и проектным организациям, а также прогнозы развития научных исследований и проектных работ в частном секторе экономики. Государственный заказ в научно-технической сфере обеспечивает экономически удобные условия для участия научных, исследовательских и объектных организаций в развитии фундаментальных исследований, разработке и освоении принципиально новых технологий и видов продукции. Государственный заказ заключается согласно государственным научно-техническим программам на контрактной основе. Он обеспечивается финансированием, поддерживается материально-техническими ресурсами и выдается исполнителям на конкурсных началах. Важным моментом во время проведения конкурсов на получение государственного заказа в научно-технической сфере является обеспечения гласности относительно условий проведения, участников и итогов конкурсов. Если участниками проекта являются несколько корпораций, то весь риск раскладывается на них пропорционально участию в проекте. Поскольку одно и то же самое нововведение может быть использовано в разных областях и на разных рынках, то кооперация становится взаимовыгодной. Сосредоточение общих усилий на решении однородных проблем оказывает содействие росту результативности НИИКР - их ускорению относительно внедрения и экономии ресурсов. В состав лидирующих стран по объему финансирования НИИКР входят также Германия, Швеция, Швейцария. Южная Корея. Ко второй группе стран высокой технологии принадлежат Великобритания, Нидерланды, Франция, ряд других европейских государств и Тайвань. В Италии доля расходов на научные исследования в процентах от валового внутреннего продукта одна из наиболее низких из всех развитых стран. Итальянские фирмы интенсивно и успешно перенимают и улучшают уже созданные технологии. Система прямых методов управления нововведениями осуществляется в двух основных организационных формах - административно-ведомственной (более ранняя) с институционально-дотационным финансированием (ей присуще выполнение НИИКР в рамках тех или иных учреждений на их собственной материально-технической и кадровой основе и твердая регламентация целей и характера деятельности исполнителей) и программно-целевой с контрактным финансированием (заключается в предоставлении ресурсов во исполнение программ не отдельным учреждениям, а коллективам исполнителей и их объединением).
37. Формы и направления государственной поддержки инновационной деятельности
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|