Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 7. Классификации нарушений в психическом развитии




КЛАССИФИКАЦИИ НАРУШЕНИЙ

В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ

Любая наука, изучая сущность своего объекта, пытается

внести определенный элемент упорядоченности в собственные

представления о нем. Исследуемые явления объединяются

в разнообразные группы, типы, классифицируются. И чем

они многообразнее, тем больше возникает различных классификаций.

Тем самым появляется возможность понимания

внутренних законов исследуемых явлений. Таким образом,

классифицирование представляет собой своеобразный метод

познания общих закономерностей, лежащих в основе научного

предмета. По сути, историю науки можно изучать по тому,

как в ней происходит смена одной классификационной системы

на другую; как осуществляется неизбежный переход от

эмпирико-феноменологических (описательных) классификаций

к категориальным (сущностным).

Специальная психология также создает свои подразделения

различных типов нарушенного развития. Их значительное

количество связано, прежде всего, с многообразием сторон,

свойств и элементов развивающейся психики, каждый из

которых может оказаться нарушенным в процессе своего становления

в связи с действием патогенных факторов.

Классификации отличаются друг от друга в зависимости от

критерия, взятого в качестве основания для группировок.

Могут использоваться одновременно несколько критериев —

тогда классификация приобретает более дробный характер.

Специальная психология

Важным свойством такой группировки является возможность

использовать ее на практике. В научных исследованиях часто

применяются так называемые рабочие, временные классификации,

выступающие в качестве вспомогательного средства

при решении конкретных задач.

Говоря об отклонениях в развитии, мы можем, акцентируя

разные стороны, поочередно разделять их на разные группы,

то есть осуществлять различные классификации. Например,

по времени их возникновения. Существуют нарушения врожденные

и приобретенные, появившиеся уже после рождения.

Внутри группы врожденных нарушений следует выделить подгруппу,

связанную с наследственной патологией, ибо не все

врожденное является наследственным, но все наследственное

чаще всего бывает врожденным. Группа приобретенных нарушений

включает рано и поздно приобретенные. Возрастная

граница между ними может быть различной. Так, в случаях

нарушения слуха имеет значение время его потери относительно

сроков развития речи, тех этапов, когда речь еще не начинала

свое формирование, периодов первоначального развития

и возраста, когда речь уже была относительно сформирована.

Этот пример весьма показателен, он демонстрирует

принцип хроногенности связи тяжести расстройства с временем

возникновения основного нарушения. Именно от последнего

во многом зависит прогноз дальнейшего развития, характер

и содержание коррекционных мероприятий, имеющих

или не имеющих возможность опоры на период нормального

функционирования психики, если таковой существует.

Выбрав в качестве основания для классификации обратимость

возникающих отклонений, все многообразие их вариантов

можно разделить на необратимые, частично обратимые и

практически обратимые. В отношении последней группы нарушений,

которые способны трансформироваться в нормальное

развитие, особо важна скорость или темпы обратимости.

В таком случае мы получаем еще несколько подгрупп.

Часто при создании классификации используется этиологический

критерий — основная причина, вызвавшая отклоне-

Глава 7. Классификации нарушений в психическом развитии

ние. Сами по себе этиологические факторы весьма разнообразны,

что, кстати говоря, приводит к необходимости и их

группировки. Здесь уместно выделить нарушения церебрально-

органического, психогенного и соматогенного происхождения.

Причины отклонений в развитии иногда предельно обобщают,

объединяя в две большие группы — социальные и биологические.

Однако в столь изолированном виде эти факторы

выступают крайне редко. Поэтому при выделении групп отклоняющегося

развития по данному критерию указывают на

относительное преобладание в происхождении того или иного

нарушения социально неблагоприятных условий или биологического

фактора (будь то инфекция, интоксикация, асфиксия

или травма).

С точки зрения клинического подхода традиционным стало

подразделение всех форм психических расстройств на два

больших класса. Первый из них обозначается термином ретардация,

запаздывание или приостановка психического развития

любого происхождения; недоразвитие в разнообразных

формах умственной отсталости. Выделяют две разновидности

ретардации — общую (тотальную) и частичную (парциальную).

В последнем случае речь идет о незрелости отдельных

функций, сторон психики в частности, школьных навыков —

чтения, счета, письма или свойств личности.

Второй класс расстройств называется асинхрония. Она характеризуется

сочетанием выраженного опережения в развитии

одних функций со значительным отставанием темпа формирования

других, что приводит к дисгармонии структуры

психики, ее искажению и диспропорциональности.

Несложно понять, что в качестве критерия указанного деления

используется темповый признак процесса психического

развития в целом и отдельных его сторон.

В. В. Ковалев к двум рассмотренным нами группам дизонтогенеза

добавляет еще и третью, связанную с механизмами

высвобождения и фиксации более ранних онтогенетических

форм нервно-психического реагирования.

Специальная психология

Она характеризуется разнообразными симптомами и синдромами,

встречающимися при различных психических заболеваниях.

Прежде всего, это катотонические расстройства,

разнообразные регрессивные, касающиеся уже сформированных

навыков, тотальный и эклективный мутизм, гиперактивность,

патологические страхи, эхолалии и эхопраксии и многое

другое.

Исключительно важной представляется мысль о том, что

нарушение психического развития не может рассматриваться

изолированно, оно одновременно является компонентом ди-

зоктогенеза в целом и одной из его фаз. Так, например, есть

основания полагать, что в качестве базы психического инфантилизма

выступают последствия нарушений ценогенеза (характера

и последовательности смены морфофизиологических

изменений эмбриона и плода).

Развивая данное положение, В. В. Ковалев подразделяет все

формы дизонтогенеза на две группы в зависимости от динамических

характеристик этиологического фактора. В связи с этим

он подчеркивает: ≪По особенностям генеза и динамики различают

эволютивный (непроцессуальный) психический дизонто-

генез, в основе которого лежит только нарушение развития, и

процессуальный, психический дизонтогенез, являющийся следствием

болезненного процесса (шизофрения, эпилепсия, прогрессирующее

органическое заболевание головного мозга),

возникшего до завершения созревания центральной нервной

системы. Динамика непроцессуального психического дизонтогенеза

эволютивная, подчиняется общим закономерностям психического

развития, отличаясь от него по темпу, срокам и соотношению

отдельных психических функций и свойств личности.

Динамика клинических проявлений процессуального

психического дизонтогенеза более сложная и зависит от тяжести

и темпа течения основного заболевания. При неблагоприятном

течении возможны усиления ретардации психического

развития, нарастание его диспропорции, углубление регресса

психики≫ (Ковалев В. В. Семиотика и динамика психических

заболеваний у детей и подростков. М., 1985, с. 19).

Глава 7. Классификации нарушений в психическом развитии

В попытках классификации отклонений в развитии используются

и другие критерии. Так, весь спектр психических функций

может быть разделен на исполнительские (частные) и ре-

гуляторные (общие). Тогда и из расстройства, соответственно,

будут включать нарушения частных функций (гнозис,

праксис, речь) и общих регуляторных, связанных с работой

лобных отделов мозга. Построение такого рода классификации

основано на теории трех функциональных блоков в работе

мозга, разработанной А. Р. Лурией.

Теория функциональных блоков сформулирована и применяется

в рамках нейропсихологии в целях структурного анализа

нарушений психической деятельности при локальных

поражениях мозга. Но опыт показывает, что она может быть

продуктивно использована и в специальной психологии для

описания механизмов отклоняющегося развития и их классификации.

Так, А. В. Семенович предлагает свою нейропсихологиче-

скую классификацию отклонений в психическом развитии,

выделяя следующие их формы, связанные с незрелостью отдельных

мозговых структур:

1) функциональная несформированность префронтальных

(лобных) отделов мозга;

2) функциональная несформированность левой височной

области;

3) функциональная несформированность межполушарных

взаимодействий транскортикального уровня (мозолистое

тело);

4) функциональная несформированность правого полушария

мозга;

5) функциональная дефицитарность подкорковых образований

(базальных ядер);

6) функциональная дефицитарность стволовых образований

мозга.

Поскольку речь идет об отклонениях в психическом развитии,

то нет ничего удивительного в том, что при их класси-

Специальная психология

фикации используются психологические критерии. Подобные

нарушения могут преимущественно затрагивать сферу чувственного

познания, оставляя относительно сохранной вер-

бально-логическую и психомоторную, как и наоборот. Следует

оговориться, что любое деление психической реальности

на составные компоненты весьма условно и представляет собой

продукт абстракции; в той же степени необходимо осознавать

и относительность границ между выделенными группами

нарушений.

В психологии традиционно выделяются три основных класса

психических процессов — когнитивные, эмоциональные и

регуляторно-золевые. Они могут выступать весьма удобным

критерием для обозначения трех соответствующих групп отклоняющегося

развития, в большей мере затрагивающих познавательную,

эмоциональную или регуляторную сферы.

Если рассматривать психическую реальность в параметрах

≪динамичность — статичность≫, то на первый план выступают

более крупные образования: психические процессы,

как наиболее изменчивая составляющая; психические состояния

менее подвижные элементы и психологические свойства

личности как устойчивые характеристики психики человека.

Основываясь на этом делении, чаще всего обозначают

два класса преимущественных нарушений в развитии в

области психических процессов и состояний и в сфере

свойств личности.

Другая классификация, также базирующаяся на психологическом

критерии, отличает расстройства в мотивационно-по-

требностной сфере и в операциональной. В качестве основы

этого выступает положение, выдвинутое Д. Б. Элькониным, что

в процессе психического развития поочередно формируются то

мотивационные компоненты психики, то операционально-исполнительские.

Если момент начала патогенного воздействия

приходится на период активного формирования мотивацион-

но-потребностной сферы, то она пострадает первично. Нарушение

операционально-исполнительских функций при этом

выступит как следствие, ибо фаза их развития идет и во многом

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...