Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 7. Классификации нарушений в психическом развитии




школьники. Лица с отклонениями в развитии зрелого возраста

не упоминаются, хотя и являются предметом изучения специальной

психологии. Если группа не многочисленна и для

нее не может быть создано специальное учреждение, то она

чаще всего не включается в классификацию. Поэтому ≪образовательное

пространство≫, то есть существующая система

специального образования выступает, таким образом, в качестве

меры, задающей масштаб выделяемых групп.

И наконец, современный профессионал в области специальной

психологии и коррекционной педагогики непременно

должен быть знаком с ≪Классификацией психических и

поведенческих расстройств≫ международной системы болезней

десятого пересмотра≫, принятой Всемирной организацией

здравоохранения и действующей в настоящее время. Она

также относится к классу эмпирических и содержит несколько

разделов. Первый из них — умственная отсталость, дифференцируемая

по степени выраженности: легкая, умеренная,

тяжелая и глубокая, а также ≪другая≫ и ≪неуточненная≫.

Далее следует обширный раздел под рубрикой ≪Нарушения

психического развития≫, включающий специфические

расстройства речи и школьных навыков (чтение, счет, письмо).

Отдельно обозначены так называемые общие расстройства

развития: детский аутизм, атипичный аутизм, синдром

Ретта, гиперактивные расстройства, сочетающиеся с умственной

отсталостью и стереотипными движениями. Сюда же

включен синдром Аспергера и другие общие нарушения.

Следующий класс —≪Поведенческие и эмоциональные

расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом

возрасте≫, к числу которых относятся патологии активного

внимания и гиперкинетические нарушения поведения.

В свою очередь, раздел ≪Расстройства поведения≫ объединяет

поведенческие нарушения, ограничивающиеся условиями семьи;

несоциализированные и социализированные расстройства

поведения; оппозиционно-вызывающие и др. Рубрика

≪Смешанные расстройства поведения и эмоций≫ включает

депрессивные и иные нарушения поведения и эмоций.

Специальная психология

Далее следует раздел ≪Эмоциональные расстройства, специфические

для детского возраста≫. Сюда относятся тревожные

расстройства в связи с разлукой в детском возрасте; фо-

бические тревожные расстройства детского возраста; социальное

тревожнее расстройство детского возраста; расстройство

сиблингового соперничества и др.

Следующая группа объединяет нарушения социального

функционирования: эклективный мунтизм, реактивное расстройство

привязанности детского возраста и др.

≪Тикозные расстройства≫ рассматриваются отдельно; они

представлены транзиторными тикозными расстройствами,

хроническими двигательными голосовыми тикозными расстройствами,

комбинированными голосовыми и множественными

двигательными тикозными расстройствами и проч.

Завершающей рубрикой являются ≪Другие поведенческие

и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском

и подростковом возрасте≫. Ее составляют неорганический

энурез, неорганический эккопрес, расстройство питания

в младенческом возрасте, поедание несъедобного в младенчестве

и детстве, стереотипные двигательные расстройства,

заикание, речь взахлеб и др.

Данная классификация, конечно, имеет весьма дробный

характер, она детализированна и многогранна. Некоторые

употребляемые в ней термины могут показаться непривычными

и не вполне понятными. Тем не менее при знакомстве с

этой классификацией, снабженной подробными качественными

описаниями тех или иных отклонений и диагностическими

критериями их оценок, терминологические затруднения

легко преодолеваются.

Приведенная система —плод многолетней работы огромного

числа исследователей, она постоянно изменяется и дорабатывается

по мере накопления все новых клинических и

психологических фактов. Ее создание способствует активизации

и оптимизации международного сотрудничества специалистов

в одной области, являясь одновременно удобным рабочим

инструментом в исследовательской практике.

Глава 7. Классификации нарушений в психическом развитии

Однако принятие международной системы не отменяет

практики существования и развития собственных национальных

классификаций в различных странах.

В настоящее время у нас наибольшую популярность, судя

по числу ссылок, приобрела классификация отклонений в раз витии,

_________предложенная В.В. Лебединским. Он выделяет шесть

видов дизонтогенеза.

1. Психическое недоразвитие, типичной моделью которого

является умственная отсталость.

2. Задержанное развитие —полиформная группа, представленная

разнообразными вариантами инфантилизма,

нарушений школьных навыков, недостаточностью высших

корковых функций и т. д. В отличие от умственной

отсталости характеризуется порциальной ретардацией и

разными степенями обратимости.

3. Поврежденное психическое развитие описывает случаи,

при которых ребенок имел достаточно длительный период

нормального развития, нарушенного заболеваниями

(прежде всего, центральной нервной системы) или

травмами.

4. Дифицитарное развитие представляет собой варианты

психофизического развития в условиях глубоких нарушений

зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата.

5. Искаженное развитие —сочетание недоразвития, задержанного

и поврежденного развития.

6. Дисгармоническое развитие —нарушения в формировании

личности. Типичной моделью данного видадезон-

тогенеза могут быть различные формы психопатий.

Данная классификация также является эмпирической. Она

достаточно компактна в силу того, что представленные в ней

группы велики по своему качественному составу (полиформ-

ны). Но именно поэтому она удобна в использовании.

Мы не случайно так подробно остановились на вопросах

классификаций, ведь наличие и разнообразие классификато ров

в определенной мере отражает состояние науки. Кроме

Специальная психология

того, начинающие психологи часто придерживаются какой-

то одной схемы и пытаются вписать в ее рамки все полученные

ими эмпирические материалы. К сожалению, это не всегда

удается. Поэтому не следует абсолютизировать один зид

классификаций, игнорируя все остальные. Многообразие

форм отклонений в развитии не может вместиться ни в одну

из них, ныне существующих, даже самую дробную. Углубление

наших знаний о сущности отклоняющегося развития одновременно

с отсутствием применяемой их систематизации

и группировки выступает веским стимулом для создания новых

классификационных схем.

Возвращаясь к приведенной выше классификации В. В. Лебединского,

следует указать, что она построена на основе других

и, в частности, включает в себя классификации Г. Е.Сухаревой,

Л. Каннера и Я. Луща. Такой ход в науке весьма распространен.

Не всегда удается (да и не всегда в этом есть

надобность) разработать принципиально новую систему. Чаще

ученые идут по пути уточнения и расширения прежних группировок,

делая их более дифференцированными. Примером

последнего может служить недавно предложенная классификация

отклонений в развитии Н. Я. Семаго и М. М. Семаго,

воспроизведенная нами с позволения авторов на рисунке 7.2.

Авторы несколько видоизменили систему В. В. Лебединского,

одновременно введя в нее новые группы. Так, все многообразие

отклонений в развитии разбито ими на четыре больших

класса: недостаточное развитие, асинхронное развитие,

поврежденное и дефицитарное развитие.

Недостаточное развитие в свою очередь делится на тотальное

недоразвитие, представленное тремя формами: простой

уравновешенный тип, аффективно-неустойчивый тип и тор-

мозимо-инертный; задержанное, включающее: темпово-за-

держанный (гармонический инфантилизм) и неравномерно-

задержанный тип развития (дисгармонический инфантилизм),

а также парциальную несформированность высших психических

функций, содержащую подгруппы с преобладанием не-

сформированности регуляторного, вербального и вербально-

Глава 7. Классификации нарушений в психическом развитии

Рис. 7.2. Типология отклоняющегося развития Н. Я. Семаго и М. М. Семаго

Специальная психология

логического компонента и с парциальной несформированно-

стью смешанного типа.

Асинхронное развитие представлено двумя видами: дисгармоническое

развитие экстрапунитивного, интрапунитивного

и апатического типа и искаженное развитие с преимущественными

нарушениями в эмоциональной и когнитивной сферах,

а также с сочетанием того и другого.

Поврежденное развитие описано авторами с помощью двух

подразделов: локального поврежденного и диффузно поврежденного

развития.

И наконец, дефицитарное развитие также содержит две

группы: раннедефицитарное и позднедефицитарное развитие.

Нетрудно заметить, что помимо традиционного способа

классифицирования авторы использовали и нейропсихологи-

ческий подход, что делает данную систему более глубокой и

всесторонней. Это дает основание считать ее новым, хотя и

далеко не последним шагом на пути анализа многообразных

форм дизонтогенеза.

В заключение отметим, что для современной психологии

вообще и специальной психологии в частности, как впрочем

и для многих пограничных с нею дисциплин, характерно преобладание

эмпирико-феноменологических (описательных)

классификаций. Таковыми являются современные классификации

типов личности, темперамента, акцентуаций, психопатий,

агнозий, апраксий и т. д.

Феноменологический подход, как уже было сказано, является

неизбежным и необходимым этапом на пути познания

глубинной сущности изучаемых явлений. Для специальной

психологии это особенно актуально, ибо до недавнего

времени проблема классифицирования отклонений в развитии,

как и проблема сущности самого феномена отклоняющегося

развития вообще не осознавалась как таковая. Отклонения

в развитии рассматривались как явления самоочевидные

и не нуждающиеся в специальном толковании.

А группировки их видов соотносились с основными типами

специальных школ.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...