Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Требования к созданию концепции идеи журналистского произведения




Основные методы разработки темы в журналистском творчестве

Такие исследователи как Ким, Мельник, Корконосенко считают наиболее важным разрабатывать следующие этапы темы журналистского произведения.

 

1.Необходимость знакомства с избранной для освещения социальной проблемой (составление досье из накопленных фактов)

2.Сбор первичной информации при непосредственном контакте с предметом отображения

3.Обработка фактографической базы в соответствии с идеей автора и преодоление психологических барьеров в общении с источниками информации

4.Композиционное выстраивание сегментов раскрытия темы в соответствии с авторской позицией

Как подчёркивают исследователи, все 4 этапа разработки темы не только тесно взаимосвязаны, но и не допускают внутренней перестановки.

2. Дифференциация темы "в широком смысле" и темы "в узком смысле"

В зависимости от глобальности охвата в отображении того или иного медиа-события, тему журналистского произведения нужно рассматривать с 2-х позиций:

1.Широкий смысл

Тема в широком смысле является обозначением объекта действительности в наиболее широком смысле как сферы жизнедеятельности. Политика, экономика, социальная жизнь и т.д. В этом случае эти темы служат журналисту в роли знаков устойчивых, но развивающихся сфер действительности. Они могут менять во времени своё лицо и значимость, но практически не исчезают.

2.Узкий смысл

По отношению к теме в широком смысле, всегда неповторима в своей конкретности. Обычно выбор темы в узком смысле определён концептуальной точкой обострённого внимания. Сначала выбор темы в широком смысле (наиболее актуальной), затем выбор темы в узком смысле (индивидуальный выбор).

 

При выборе темы наиболее частая ошибка – недостаточность диалектики. Отсутствует свой взгляд на проблему. Для того чтобы медиа-текст соответствовал разумной пропорции рассмотрения темы в широком и узком смысле, необходимо несмотря на творческий характер журналистской деятельности выработать критерии выбора темы.

 

Понятие идеи журналистского произведения.

Необходимо учитывать, что тема всегда шире идеи, так как отображает авторскую позицию.
Общим признаком темы и идеи является авторский характер.
Идея выступает в роли смысла произведения. Идея – это отражение журналистом своего субъективного мнения.
Несмотря на субъективность, идея должна опираться на достоверные факты. Каждый из нас должен проводить линию правдивости и объективности. Возникает необходимость выработки программы журналистского произведения.
Программа деятельности журналиста предполагает:
•Расчет на исполнителей
•Цели, выдвигаемые перед исполнителями
•Средства для этих целей
•Расчет на социальные институты
Идея журналистского произведения адресована социальной личности, то есть склонной менять свои отношения на основе собственного решения. Идея должна носить функциональный характер, поэтому нужно решить задачи:
•Определить проблемы, нуждающиеся в общественном внимании.
•Определить ситуацию для конкретной аудитории.
•Обосновать возможность вариантов отношения конкретной ситуации к глобальной проблеме в целом.
•Необходимость планирования дальнейшей журналистской работы и её организационно-практического обеспечения, то есть журналист, выдвигая какую-либо идею должен продолжать её в своих материалах до того момента пока она будет решена.
Для реализации данных задач журналист должен обладать видением необычного в обычном и обнаруживать социально значимые черты, кроме того журналист должен добиваться того, чтобы предмет журналистского исследования был интерпретирован под определенным углом зрения, чтобы обладать богатым социальным звучанием.
Создание концепции идеи является элементом творческой деятельности журналиста, но при этом процесс генерации концепции все же можно структурировать. Исследователи выделяют 5 фаз:
•Возникновение проблемной информационной ситуации, требующей проявления концепции авторской идеи.
•Фаза первичного знания, переходящая в фазу отбора фактов.
•Фаза интенсивного исследования. Автор совершает скачок от известного к неизвестному. Данная фаза является основополагающей.
•Проверка эскиза идеи в плане её соответствия достоверности окружающей действительности.
•Выработка практической гипотезы идеи и окончательное композиционное её оформление. (Оптимальная форма и стиль подачи, а так же логичность авторских выводов).


4. Основные элементы программы реализации идеи журналистского произведения.

Понятие темы неразрвно связано с понятием идеи. Идея-отображение журналистом фактов и ситуаций реальности с субъективных позиций видения. Несмотря на долю субъективности, идея должна опираться на объективные факты и должна быть достоверна. Идея подчеркнуто авторская, всегда имеет в себе начало смысла и образа-является ориентиром для масовой аудитории.
Программа:
рассчет на непосредственного адресата (массовая аудитория)
цели,выдвигаемые перед обществом
средства достижения этих целей
соц институты (гарантия достижения эти целей)
идея должна иметь функциональный характер, для этого-решать ряд задач
определить свод проблем, нуждающихся в общественном внимании

 

 

Требования к созданию концепции идеи журналистского произведения

При рассмотрении идеи медиатекста необходимо учитывать, что тема всегда шире идеи, т.к. отображает авторскую позицию по отношении к реалии действительности. Общим признаком идеи журналистского произведения является её программный авторский характер. Идея – смысл и образный ориентир. Исходя из этого, целесообразной трактовкой идеи журналистского произведения считать что идея – отражения журналистом фактов реальной действительности с субъективных позиций видения. Несмотря на субъективность, идея должна опираться на объективные факторы. Журналист должен уходить от пассивного следования канвы событий.

 

Программа деятельности, которую необходимо осуществить журналисту в произошедшей проблеме, предполагает следующий элемент: 1) расчёт на исполнителей, кому она адресована; 2) целью выдвигаемой перед ними; 3) средства для достижения целей; 4) расчёт на социальные институты, выступающие гарантом возможности осуществления поставленной цели. При этом исследователи, такие как Ким и Мельник, идея журналистского произведения адресована потребителю массовой информации, прежде всего как социальной личности, т.е. склонной менять поведение и отношение на основе сугубо собственного решения, что зачастую ослабляет воздействие журналистского текста. В силу того, что идея журналистского произведения должна носить функциональный характер, необходимо решить следующие задачи: 1) определить предварительный свод проблем, нуждающихся в общественном внимании; 2) необходимо определить адрес конкретной информации, нужной для исследования проблемы: 3) необходимо обосновать возможность вариантов решения ситуации; 4) необходимость планирования дальнейшей работы. Для реализации данных системных задач журналист должен обладать определёнными канонами своеобразной авторской позиции. Здесь исследователи обычно выделяют 2 главных требования: 1) при реализации авторской идеи, журналист должен видеть необычное в обычном; 2) интерпретировать под определённым углом зрения, обнаруживая в идейном смысле богатое, социальное звучание. Создание концепции и идеи – творческий процесс в деятельности журналиста.

 

6. Место факта в журналистском творчестве. Как известно, в основе любого журналистского произведения лежат факты - своеобразные кирпичики, из которых выстраивается вся его структура. Поэтому столь важным моментом журналистской работы является не только сбор фактического материала, но и методы его обработки и изложения. Для того чтобы успешно оперировать фактами, умело предъявлять их в тексте, выстраивать из них определенную систему доказательств, использовать их в качестве наглядной иллюстрации мыслей, необходимо для начала разобраться в сложной природе факта, которая выражается в проблеме соотношения факта и объективной реальности и возникающее при этом противоречие - отождествление факта и события, ведь отражение оригинала не является самим оригиналом.В качестве объекта журналистского отражения может быть как сама действительность, так и социальные явления и процессы, и человек. Словом, в поле зрения журналистов находится многообразный мир во всех его проявлениях. Включаясь в процесс познания действительности, журналист фокусирует внимание на общественно значимых событиях. В самом акте выбора объекта познания, в специфике его восприятия, различных форм отображения, в оценке и интерпретации жизненной ситуации проявляется авторская позиция. Поэтому, говоря о соотношении объективного и субъективного в факте, многие авторы сходятся на той мысли, что содержание факта - это отражение объективного события, находящегося вне человеческого сознания, а форма, в которой осуществляется это отражение, субъективна.Факт в журналистике можно определить как достоверное отражение фрагмента реальности, обладающее социальной репрезентативностью. Именно с помощью фактов журналисты создают модель многообразной действительности. Для полного и адекватного отражения различных событий, явлений и процессов в информационных, аналитических и художественно-публицистических материалах используются самые разнородные факты: социальные, исторические, литературные, юридические, культурологические и др. Отношение к фактам как к единицам знания и вызывает к ним заведомое доверие у людей.Работая над текстом, журналист систематизирует и группирует факты по отражаемым явлениям, способам фиксирования, типам описания, уровню обобщенности. В аналитическом тексте он дает собственную оценку событиям и интерпретирует факты. Факт в журналистике -- достоверное отражение фрагмента действительности, обладающее реальной репрезентативностью. С его помощью создается модель действительности. Используются разнородные факты.Факты науки всегда основаны на многочисленных эмпирических наблюдениях, экспериментах, опытах, они представляют собой итог обобщенных знаний, выверенное научное знание. В аналитических и публицистических жанрах журналисты охотно обращаются к научным данным. Используются сведения из социологических наук, экспертные заключения, статистические данные, результаты экспериментов. Они привлекаются в Виде иллюстративного материала.

Итак, факт может быть достоверным или недостоверным. Установить факт, т. е. сделать его достоверным, значит осуществить его верификацию. Другой вопрос, что сделать это не всегда возможно, порой приходится пробиваться через оценку и комментарий автора.Достоверный факт--это суждение о событии, которое оказалось истинным в результате его верификации. Недостоверный факт-- это суждение о событии, верифицировать которое оказалось невозможным.Итак, рассмотрев сложную природу факта и его назначение в журналистском произведении, мы убедились, как трудно добиться объективности в освещении события, если журналист не будет использовать только репрезентативные и тщательно проверенные сведения. Мы увидели, сколь разнообразны способы подачи фактов в различных жанрах журналистики. Мастерство журналиста в том и заключается, чтобы не только умело оперировать фактами, но и правильно их оценивать, интерпретировать, анализировать, наконец, находить между ними существенные причинно-следственные связи. Во-первых, фактом называется любой состоявшийся, происшедший момент действительности. Во-вторых, под фактом подразумевают форму человеческого знания. К тому же мнения, объяснения, прогнозы также могут рассматриваться как факты. Журналистский текст состоит из высказываний, констатирующих какие-то признаки реальности, которые можно проверить и доказать их соответствие действительности. Выразительность, наглядность, ситуативность, драматизм, конфликт, интрига - все это создает своеобразие формы журналистского теста.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...