Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура качественного возрастания степени публицистического факта (факт, событие, явление).




 

Факт и медиа-факт имеют дифференцирующие признаки, поэтому необходимо изучать не только факты, но и их социальный смысл. Таким образом в современной журналистике журналист не может быть простым отражателем факта, а должен видеть какие-нибудь связи, которые определяют его социальное звучание. Для того, чтобы добиться функциональность результата журналист должен идти от освещения единственного факта до нескольких, образующих систему и подчеркивающих их достоверность. В противном случае факты остаются простой констатацией, которая не может формировать общественного мнения. Чтобы избежать этих ошибок, необходимо учитывать структуру качественного возрастания медиа-факта. Данную структуру принято рассматривать как три системных понятия:
-факт- единичный элемент реальной действительности, обладающий социальной значимостью
-событие- совокупность реальных фактов, взаимосвязанных друг с другом
-явление- система событий, которая многогранно показывает какую-то социальную проблему
Можно подчеркнуть, что факт сам по себе не является самоцелью, автору важно понять и проанализировать конкретный факт в плане какие мысли он может вызвать у потребителя информации. То есть эффективный медиа-текст подразумевает синтезированную работу авторской мысли в диалектическом движении от частного к общему. Данная необходимость порождает возможность рассмотрения основных моментов технологий работы журналиста с фактом.


9. Основные моменты технологии работы журналиста с фактом.

Важнейшей составляющей работы журналиста является деятельность по сбору и проверке фактов, которые в последствии станут основой публицистического произведения. Журналист собирает данные из различных источников: беседа с информатором, просмотр периодики или специальной литературы, навигация во Всемирной сети, поиски в архивах и проч. Особую сложность составляет проблема проверки достоверности информации. Факты часто противоречат друг другу.
Но не одна лишь проверка фактов является признаком профессионализма. Журналист обязан быть психологом и аналитиком, а также: «объективным интерпретатором фактов, человеком, хорошо разбирающимся в жизненных процессах»[11]. Долг журналиста при оценке информации, полученной из разных источников, состоит в том, чтобы определить степень полноты отражения ими реальных событий. Необходимо дойти до истоков противоречивости.
Оценивая сведения, работник пера должен разделить информацию на своеобразные блоки: достоверная, вызывающая сомнения и не достоверная. Здесь важно многое: связь источника с событием, компетентность источника, степень его объективности, отношение к характеризуемому лицу или событию (например, присутствие личных мотивов), и т.д. Журналист обязан проверять не только факты, но и документы. Работа с документальными источниками требует кропотливости и повышенной внимательности. Поиски в архивах тех или иных сведений могут занять целую жизнь. Но разве достоверная, правдивая информация не стоит всей жизни? Вопрос риторический.
Каковы же методы проверки достоверности? Во-первых, сбор дополнительной устной или документальной информации. Чаще всего это расширяет кругозор и глубже погружает исследователя в проблему. Во-вторых, сопоставление сомнительного факта с другими, достоверность которых бесспорна. В журналистике бытует «правило трех источников» – когда совпадение сведений не менее, чем из трех источников, с высокой степенью уверенности может свидетельствовать о достоверности факта. Одним из методов проверки достоверности является так называемое «проигрывание» ситуации в воображении или в аналогичных обстоятельствах. Подобное восстановление событий нередко помогает четко разделить правду от вымысла. Для журналистов объективное освещение событий означает строгое следование фактам. А как же быть с авторскими комментариями, рассуждениями, мнениями? Если в хроникальной информации нужно и следует обходиться без оценочных суждений, то в аналитических и художественно-публицистических произведениях факты выступают или в качестве иллюстрированного материала, или в виде опорных аргументов, подтверждающих тот или иной тезис. При этом журналист не только подвергает факты всестороннему анализу, но и дает им собственную трактовку и оценку.
Для многих объективность означает точное освещение фактов и событий в форме беспристрастного описания. В последнее время, однако, теория объективности стала допускать аналитическое освещение событий, которое далеко выходит за рамки беспристрастного описания. Стремясь к обюъективному освещению событий, журналисту нужно помнить, что нельзя подменять факт собственным мнением, оценкой, трактовкой, интерпретацией. Особую значимость это приобретает при проведении журналистского расследования.
Именно с помощью фактов журналисты создают модель многообразной действительности. Для полного и адекватного отражения различных событий, явлений и процессов в информационных, аналитических и художественно-публицистических материалах используются самые разнородные факты: социальные, исторические, литературные, юридические, культурологические и др.
Но в какой степени можно верить тем или иным фактическим данным, если в них уже присутствует оценочность, отражающая не только понятийную систему человека, но и особенности его восприятия? В своих исследованиях по журналисте Майкл Новак приходит к следующему выводу: «Фактов не существует, существуют люди, наблюдающие за ними. А люди, наблюдающие за фактами и пытающиеся при этом быть нейтральными, становятся еще более субъективными». Чтобы быть уверенными в репрезентативности фактов, журналистам нужно знать, во-первых, из каких источников они получены; во-вторых, какие цели преследовали респонденты, сообщившие о тех или иных фактах; в-третьих, четко отличать факты науки от обыденных фактов.
Использование статистических данных относится к традиционным методам предъявления фактов. Языком цифр можно обрисовать то или иное явление, вскрыть существо проблемы, показать динамику развития динамику развития события, наконец, сделать на их основе выводы.
Использование научных фактов в журналистских материалах носит самый разнородный характер: от простой констатации до развернутых положений. Точность и достоверность- основные признаки всех научных фактов. Именно поэтому журналисты так охотно обращаются в своих публикациях к подобного рода сведениям.
Наряду с научными фактами журналисты охотно используют в своих материалах так называемые обыденные факты, которые представляют собой результат восприятия человеком окружающей действительности в единстве эмоциальной реакции и логического осознания происшедшего. Подобного рода факты используют тогда, когда необходимо рассказать о непосредственном опыте людей, об их эмоциональных реакциях на те или иные события и т.п. В основе обыденного факта лежат не только некие моменты действительности, но и реальные поступки людей, котрые могут стать предметом журналистского отображения.
Назначение фактов в журналистском произведении многофункционально: они могут стать основой информационного сообщения; могут выступать в качестве аргументов и научно обоснованных доказательств.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...